Трудяги в подполье
Каждый четвертый трудящийся в стране трудится, не ставя в известность об этом государство. Почему самозанятые не регистрируются, а предпочитают работать нелегально, чем вызван резкий провал малого бизнеса в 2016 году и что нужно сделать, чтобы изменить ситуацию.
Не заработал, но плати
Заниматься бизнесом и зарабатывать деньги в России просто так нельзя. Для этого надо «сдаться» в налоговую инспекцию – зарегистрироваться в качестве ИП (индивидуального предпринимателя). Или создать юридическое лицо. В противном случае вас ждут преследования вплоть до уголовных (ст. 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство» при получении крупного дохода – от 2,25 млн руб. с наказанием от штрафа до 5 лет лишения свободы).
Но если вас прихватила полиция во время рейда по рынку (продавал что-то без свидетельства ИП или оформленных отношений с работодателем) или сдал клиент, у которого вы работаете репетитором или нянькой, наконец, арендатор квартиры, которого вы выгнали за неуплату, вам грозит максимум штраф по КоАП от 500 до 2000 руб. (ст. 14.1. «Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)»). Ничего страшного в общем-то.
Если вы все-таки решили вести «честную игру» с государством и зарегистрировали ИП, то получите и распишитесь сразу за расходы: ИП даже с нулевой деятельностью должен платить 23 153,33 руб. в год + сдавать нулевую отчетность в налоговую (цена на услугу в интернете – от 3000 руб.). Если вы ведете деятельность и что-то зарабатываете – еще 6% с дохода. Нанимаете работников – платите еще 30% с их зарплат во внебюджетные фонды. Правда, в ряде случаев фиксированный платеж может вычитаться из уплачиваемых налогов.
При валовом доходе на уровне средней зарплаты по стране (свыше 300 тыс. руб. с хвостиком в год) ИП с упрощенкой становится выгоднее, чем платить подоходник (НДФЛ) как физлицу.
Сумма фиксированного платежа, который ИП обязан платить в любом случае, привязана к МРОТу (минимальному размеру оплаты труда). Если МРОТ поднимут с 1 января 2017 года до 8800 руб./мес., то величина фиксированного страхового взноса для ИП повысится сразу на 42% – до 32 841,6 руб. Это повышает планку равноубыточности налогообложения ИП и НДФЛ до 0,5 млн руб.
После регистрации ИП вы можете выбрать общую систему налогообложения (ОСНО) или одну из 4 специальных, еще и с вариантами (см. таблицу). С разными налогами, требованиями к ведению учета и наличию кассового оборудования. С ходу не разберешься. Запутаешься и с высшим образованием. Если у вас нет четко просчитанного бизнес-плана на год вперед, то сделать разумный выбор практически невозможно. Да и простых способов нет, все «с вывертом», с подводными камнями и «засадами».
Бизнес-омбудсмен Борис Титов давно предлагает ввести упрощенную систему патентов – купил на срок от 1 до 12 месяцев и производи, торгуй или оказывай услуги, больше ничего от тебя не требуется, ни регистраций в налоговой и фондах, ни налогов, ни отчетности, ни кассовых машин – ничего. Кончился срок патента – кончился и твой бизнес. Все просто. Когда-то, в 1992 году, и пытались вводить такую систему. Но бюрократия «подмяла» под себя малый бизнес.
Результат? По данным Алексея Улюкаева, министра экономразвития РФ, в стране 16 млн «самозанятых». Раньше оценки доходили и до 22 млн чел.
Вообще-то термина «самозанятый» в российском законодательстве нет. Это стыдливое название для теневого сектора экономики. Люди занимаются предпринимательской деятельностью без регистрации или оформления трудовых отношений, получают зарплату в конвертах, а не на банковскую карточку. И это – четверть всего трудоспособного населения страны! Вот уж действительно «голосование ногами» и показатель доверия к государству.
На одной чаше весов 16 млн самозанятых, на другой – 3,6 млн ИП (данные ЕГРИП на 1 сентября 2016 г. с сайта ФНС), из которых до трети не осуществляют никакой деятельности; да еще примерно столько же работающего в них официально наемного персонала. Вот результат режима малого бизнеса в стране: только треть людей готовы вести легальную предпринимательскую деятельность, а 2/3 предпочитают нелегальную.
Почему? Переусложненная система регистрации и ведения бизнеса, завышенные налоги и страховые платежи, плохой инвестклимат в целом, агрессивные государственные и силовые структуры, на которые нет управы, и т. д. Да и доходы малого бизнеса в среднем очень уж невелики, чтобы платить достаточно высокие фиксированные взносы.
Иначе как полным провалом такую систему функционирования малого бизнеса в стране назвать невозможно.
Капля в море
Нельзя сказать, что экономические власти страны не предпринимают никаких мер по стимулированию малого бизнеса (МБ). Вот самые крупные из мер, вступивших в силу в начале и середине 2016 года:
– Расширение определения МБ: рост критерия отнесения к МБ с 400 млн до 800 млн руб. дохода.
– Новые права регионов: налоговая ставка по ЕНВД (единый налог на вмененный доход) может быть снижен с 15% до 7,5%, а на УСН (упрощенная система налогообложения) – с 6% до 1%.
– Расширение в 1,5 раза сферы действия патентов.
– Налоговые каникулы. Только для новых ИП на ПСН (патентная система налогообложения) или УСН, деятельность которых связана с научной, социальной, производственной отраслями либо с оказанием бытовых услуг.
– Надзорные каникулы для малого бизнеса на период 2016–2018 годов – запрет на проведение плановых неналоговых проверок. Внеплановые неналоговые проверки, а также проверки от ФНС и фондов по-прежнему могут проводиться в любое время.
– Для участия представителей малого бизнеса в госзакупках предусмотрена специальная льгота – госзаказчики обязаны производить не менее 15% совокупного годового объема закупок у этой категории.
– При повышении размера МРОТ с 1 июля 2016 г. это не коснулось пересмотра размера фиксированного платежа по страховым взносам для ИП.
– ЦБ 16 сентября расширил с 75 млрд до 125 млрд руб. совокупный лимит по специализированным механизмам поддержки субъектов МСП.
Кажется, много всего. Но это все даже не полумеры, а какой-то мизер, который не меняет сложившуюся систему.
Премьер Дмитрий Медведев подписал 2 июня 2016 г. «Стратегию развития МСП до 2030 года». Сообщил он об этом неделю спустя после подписания, между прочим, на заседании правительства. Почему из этого не было разыграно политическое действо, не собран какой-нибудь большой форум, а мероприятия Стратегии не распиарены во всех СМИ, как это было сделано, например, с повышением МРОТ? Ведь до выборов в Госдуму оставалось всего 3,5 месяца…
Цели в Стратегии были установлены амбициозные: увеличить долю МСП в ВВП России с 20% до 40%, оборот МСП – в 2,5 раза (в постоянных ценах), долю занятых – с 25% до 35%.
Правительство нехотя признало в документе, что в последние два года сектор МСП стал сокращаться, но никаких новых идей или мер по его поддержке не предложено. Ничего из уже сделанного исправлять правительство не собирается. Снижать налоговую нагрузку на МСП – тоже. Из 45 пунктов «Дорожной карты» по реализации Стратегии только два имеют финансовое подкрепление: в общей сумме на 13 млрд руб. за 15 лет, и те – госкомпаниям по развитию МСП.
Похоже, правительство вполне сознательно решило «замолчать» Стратегию, чтобы избежать критики за маниловские мечтания о МСП при отсутствии реальных мер поддержки этого сектора.
То же касается и остальных мер стимулирования. Сдержали рост фиксированного взноса с ростом МРОТ? Хорошо, но все равно треть ИП, работающих по УСН, сдает нулевые балансы, т. е. не ведет деятельности. И эти почти полмиллиона человек платят фиксированный взнос в ПФР и ФФОМС. Должны ли они платить? Справедливо ли это?
А кредиты? За последние 2 года (август 2016-го к августу 2014-го) сумма выданных субъектам МСП банковских кредитов упала на 15,1%, или на 813 млрд руб. Просрочка по кредитам МСП выросла на 61% (на 268 млрд руб.). Она превысила 15% от сумм выданных кредитов. Для сравнения: по корпоративным кредитам эта цифра составляет 6,8%, по розничным – 8,6%. И в ответ на этот кредитный кризис ЦБ расширяет свою программу стимулирования на… 50 млрд руб. Это даже близко несопоставимо с размером провала кредитов МСП.
Дело, конечно, не только в господдержке, банки тоже не прошли свою часть пути. «Пока очень немногие банки научились работать с МСБ, а эффективно кредитовать не умеет почти никто, – говорит «Профилю» Сергей Малышев, советник президента-председателя правления Связь-банка. – Здесь использовать вчистую технологии и процессы, которые у нас есть для розницы или крупного бизнеса, – самоубийство. Мы видим, что спрос есть, но банкам еще предстоит отстроить свои процессы, ИТ-системы, скоринг-модели, а главное, научиться понимать клиента, группировать и оценивать во всем его многообразии бизнес-моделей, отраслей и пр. Должны появиться соответствующие продукты, а главное – компетенции сотрудников».
Малый бизнес голосует «ногами»
В 2016 году до сектора МСБ докатился экономический кризис. Всего за год на 29% сократилось число малых предприятий и на 19% – число занятых на них (1‑е полугодие 2016-го к 1‑му полугодию 2015-го). Говорят, экономика достигла дна. Но по этим данным спад еще только разворачивается.
Такого резкого сокращения числа малых предприятий не было даже в 2013 году, когда вдвое были повышены суммы фиксированного страхового взноса для ИП. Впрочем, уже в 2014 году под давлением общественности и статистики ликвидации ИП правительство откатило фиксированный взнос обратно и с тех пор повышает его только в меру роста МРОТ.
Причина сегодняшнего провала малого бизнеса – именно кризис. Объем розничного товарооборота сократился за последние 2 года на 15% (II квартал 2016-го ко II кварталу 2014-го), а ведь именно в торговле малый бизнес зарабатывает добрую половину своих денег.
Реальные доходы людей упали катастрофически, на 13% (август 2016-го к августу 2014-го), и ежегодная выплата фиксированного взноса для ИП оказалась многим просто не по карману.
Кризис малого бизнеса отчасти – это закрытие «нулевых» ИП, не ведущих деятельности. Но отчасти это переход в «тень», в сектор «самозанятости», с тем чтобы экономить на налогах.
Инициатива Путина
Путин в сентябре 2016 года заявил о необходимости «скажем, года на два вообще освободить самозанятых от уплаты налогов и обязательных взносов, с тем чтобы они могли спокойно войти в нормальный ритм легальной работы и чтобы для них это не было обременительно. И конечно, следует исключить любые возможности признания деятельности самозанятых граждан незаконным предпринимательством».
Министр экономического развития Алексей Улюкаев немедленно согласился с этим и пообещал внести такой закон до конца года. Правда, немного смущает расхождение в заявлениях: Путин говорит о двух годах, Улюкаев – о трех. Путин – о налогах и обязательных взносах, а Улюкаев как-то забывает о взносах.
Точный смысл инициативы тоже ускользает – что это будет: новый патент, не предполагающий регистрации (мечта Титова), или «налоговые каникулы» для ИП, чтобы стимулировать самозанятых регистрироваться? Будет это распространяться на весь сектор ИП или только на новые? Дьявол – в деталях, а детали пока не-известны.
«Утекло» в прессу предложение Минфина на эту тему – освободить на 2 года самозанятых от уплаты НДФЛ при добровольном уведомлении ими налоговой инспекции о своей деятельности. Странная инициатива: кто помешает людям ликвидировать ИП и пойти по новому закону без налогов, патентов и т. п.? Минфин сконструировал зачем-то еще одну временную лазейку в законе, вместо того чтобы изменить в целом режим СМП для самозанятых…
Ждем проекта закона, Улюкаев обещал внести его в IV квартале, который уже начался.
Конечно, сомнительно, что народ «клюнет» на эту инициативу. Обычная история с бизнес-амнистией, которая в российской истории уже дважды не сработала (последний раз – в текущем году), предприниматели не захотели показывать «силовикам» свои деньги, понимая, чем кончатся такие «показы»… Природа российского государства за это время если и изменилась, то в худшую для предпринимателей сторону.
Может, поэтому одновременно появилась инициатива главы Совфеда Валентины Матвиенко о «налоге на тунеядцев» – по отключению самозанятых от системы обязательного медстрахования. «Кнут» для самозанятых на фоне «пряника» от президента.
За последние два года Росбанк полностью пересмотрел подходы к анализу заемщиков, и в настоящий момент у нас объемы кредитования за 2016 год увеличились более чем в два раза по сравнению с 2015 годом. Кроме того, ставки по кредитам для малого бизнеса в Росбанке начинаются от 13,5%, то есть фактически вернулись к уровню ставок двухлетней давности.
Мы участвуем в программах господдержки малого бизнеса, в частности, в совместной с корпорацией МСП программе. Однако мы готовы предложить нашим клиентам не только кредитование на комфортных для них условиях, но и льготное расчетно-кассовое обслуживание. У нас в настоящее время действует две акции. «Надежный партнер» предполагает практически бесплатное открытие счета в банке и 3 месяца обслуживания. Это «тест-драйв», когда можно попробовать все наши услуги и оценить уровень сервиса. Вторая акция, «ВЭД для профессионалов», предусматривает бесплатный интернет-банк, сопровождение паспорта сделки, льготные тарифы на переводы и другие преимущества».
Что можно сделать?
Главное – надо поменять отношение к малому бизнесу. Он не «дойная корова» и не источник налогов, а способ самореализации амбиций людей, способ обеспечения их занятости и доходов в разгар экономического кризиса. Легализация малых бизнесов нужна не для того, чтобы обложить их налогами и коррупционными сборами, а для того, чтобы резко снизить уровень «теневой экономики» и связанной с этим криминализации общества. Потеряем налоги – найдем людей.
Полумер мало. Нужны решительные реформы сектора МСБ.
Отмена фиксированного взноса в соцфонды при сдаче ИП нулевого баланса.
Реальное, а не декларируемое (как права регионов) снижение налогов на МСП.
Введение реального патента, полностью отменяющего любые регистрации, налоги и отчетность. Снижение стоимости патента – суть не в получении налогов, а в том, чтобы привить гражданам привычку работать «в белую» и не бояться никого. Основной формой малого бизнеса должен стать такой патент, а не ИП на упрощенке.
Вместо одного спецбанка для кредитования МСП нужно создание структуры, которая покупала бы пакеты кредитов МСП у банков – по типу того, как это происходит сейчас с ипотечными кредитами. Чтобы все банки кредитовали МСП и понимали повышенную ликвидность этих кредитов. В условиях кризиса это, возможно, должна быть субсидируемая бюджетом программа.
Расширение определения среднего бизнеса до 500 чел. (как, например, в США). Существенное расширение лимитов на объем доходов для отнесения предприятия к МСП.
Расширение проектного (под инвестпроект, а не под залог) и венчурного финансирования.
Расширение бесплатных обучающих программ по открытию и ведению своего бизнеса и его юридической, бухгалтерской, маркетинговой поддержке. Возможно, реализуемых через центры занятости. Такие программы в США, по некоторым оценкам, приносят от $2 до $19 доходов бюджетов на $1 инвестиций в них в зависимости от штата.
Защита собственности МСБ. И, конечно, улучшение общего инвестиционного климата в стране, реформа суда и силовых структур, независимость прессы от органов госвласти и т. д.
До четверти трудоспособного населения в стране многие годы работает нелегально. Хватит считать это обычным и нормальным. Этих людей можно и нужно вывести к легальной занятости и бизнесу. И это вопрос не ужесточения действий силовых структур, а изменения режима функционирования бизнеса, для того чтобы люди сами захотели выйти «из тени».
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".