2 мая 2024
USD 91.78 -0.23 EUR 98.03 -0.69
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Много шума, мало пользы: какие проблемы возникнут у Украины с истребителями F-16
F-16 Зарубежье истребители Украина

Много шума, мало пользы: какие проблемы возникнут у Украины с истребителями F-16

Истребитель F-16

Истребитель F-16 (архивное фото)

©U.S. Air Force/Senior Airman Ali Stewart/Handout via REUTERS

В последнее время главной темой для СМИ, когда речь заходит о поставках вооружений Украине, стала перспектива получения Киевом западных многоцелевых истребителей. Это неудивительно – после того как поставка немногочисленной современной бронетехники не помогла добиться заметных боевых успехов, медийная логика требовала поднять ставки. Хотя для ВСУ было бы куда полезнее увеличение поставок артиллерийских боеприпасов, громкие заголовки, оживление в соцсетях и политические очки обеспечивает передача Киеву каких-нибудь новых типов вооружений.

Разговоры об отправке на Украину более-менее современных истребителей начались еще в прошлом году. Запевалами стали некоторые европейские страны. Однако Вашингтон скептически отнесся к этой затее. Американцы справедливо указывали на то, что обучение украинских пилотов управлению непривычными им машинами займет много времени и что вообще «самолеты – не то, что сейчас нужно Украине». При этом хорошо знакомая украинцам советская авиатехника Киеву передавалась, но в малых количествах, поскольку запасы ее в странах Европы были почти исчерпаны. Перелом случился в мае – президент Байден сообщил: США более не возражают против поставки Украине американских истребителей F-16.

Не бит, не крашен

Почему именно эта машина? В первую очередь из-за распространенности и наличия в настоящий момент свободного или освобождающегося «пула» этих машин. Истребитель F-16 Fighting Falcon (более известен как Viper) был создан компанией General Dynamics в середине 1970-х (тридцать лет назад был куплен вместе с другими авиастроительными активами GD гигантом американского ВПК фирмой Lockheed Martin). Всего было выпущено более 4600 этих машин.

Сможет ли F-16 переломить ход боевых действий на Украине?

Поставки для ВВС США закончились в 2005 году, и с тех пор самолет выпускали исключительно на экспорт. Впрочем, это и изначально был во многом экспортноориентированный продукт – более дешевый и простой, чем F-15 Eagle, который американцы продавали только самым близким союзникам. Еще до запуска F-16 в серийное производство контракты на поставку этого истребителя были заключены с несколькими членами НАТО (Бельгией, Данией, Нидерландами и Норвегией – эти же страны участвуют сейчас в поставках Украине), где было организовано производство отдельных узлов и даже финальная сборка. Если считать Украину и Словакию с Болгарией (они относительно недавно заказали F-16 и сейчас ожидают поставки), общее число стран, когда-либо эксплуатировавших эту машину, достигает 30.

Из них только Норвегия полностью сняла F-16 с вооружения. Осло вывел F-16 из боевого состава ВВС в январе 2022 года, заменив их более современными истребителями F-35 Lightning II. Аналогичный процесс идет и в ряде других стран Европы – тех самых, что вызвались «пожертвовать» самолеты Украине. Самый подробный план поставок пока озвучила Дания – шесть истребителей «возможно» зимой этого года, восемь в течение 2024-го и пять в 2025-м: в общей сложности 19 машин. Это чуть меньше половины «живых» F-16, числящихся в составе ВВС Дании, и соответствует количеству F-35A, которые она планирует получить примерно в это же время. Снять F-16 с вооружения датчане планировали в 2027-м, и постепенное списывание в течение 2022–2025 годов половины выглядит естественным процессом.

Президент Украины Владимир Зеленский с курткой с изображением истребителя F-16

Президент Зеленский мечтает заполучить все доступные F-16

UPI/Vostock Photo

Нидерланды, которые, по словам Зеленского, передадут Киеву 42 машины (сами голландцы точных цифр не называли, отделавшись расплывчатой формулировкой «количество передаваемых самолетов и график поставок пока не определены»), также переходят на F-35A и планировали снять с вооружения F-16 в течение 2024 года. Часть парка F-16 уже продана американской частной фирме Draken International, но оставшиеся истребители бесхозны, и как минимум на две дюжины (столько в составе ВВС Нидерландов сейчас) Киев может рассчитывать – большее зависит от того, сколь пригодны к восстановлению находящиеся на хранении. Также передать самолеты планирует Норвегия. Вероятно, речь идет о 12 машинах, так как большую часть летнопригодного парка у Осло уже выкупила Румыния.

Зачем американцы возрождают модель истребителя времен холодной войны

В течение следующего года ВВС Украины теоретически могут получить от вышеуказанных стран до 50 истребителей. Многое будет зависеть от их технического состояния, придется ли прибегнуть к «каннибализации» части вместо восстановления. Следует понимать, что речь идет о сильно изношенных машинах, выпущенных еще в 1980-х, а времени на длительный капитальный ремонт, обычный для поставок авиационного «секонд-хенда», нет. Например, летом обсуждались поставки Украине снятых с вооружения и находящихся на хранении австралийских F/A-18. Но когда выяснилось, что из более чем 40 машин «поднять на крыло» можно примерно 14, и то через год, интерес к этой теме пропал.

На модернизацию F-16 также нет времени, придется использовать их как есть. Самолеты перечисленных выше стран проходили схожие программы модернизации в середине жизненного цикла. В результате их довели примерно до уровня американских линейных F-16C, что упростит освоение. Однако они значительно уступают не только более новым истребителям, но и поздним экспортным модификациям того же F-16, в частности, устаревший радар не позволит полностью раскрывать возможности ракет средней дальности AIM-120 и уверенно чувствовать себя в дальнем ракетном бою, например, с Су-35С. При этом полагаться на внешнее целеуказание будет трудно, поскольку самолеты дальнего радиолокационного обнаружения НАТО держатся на почтительном удалении от мест боев.

Учебный год начинается

Но главная проблема для Украины – нехватка личного состава, обученного иметь дело с F-16. Причем речь не только про пилотов, но и про обслуживающий персонал. Постсоветское пространство никогда не рассматривалось как рынок для поставок F-16, поэтому готовых переводов многочисленных инструкций и прочей документации нет. А их чтение требует серьезного, а не «туристического» знания английского. Так, по словам американских чиновников, из 32 украинских кандидатов на роль пилотов F-16 только восемь достаточно хорошо владеют английским, чтобы хотя бы начать обучение.

Бензин для костра: какое оружие Запад поставляет на Украину

Вряд ли с наземным персоналом дела обстоят лучше, а от него требуется никак не меньше знаний, а, скорее, даже больше. При этом очевидно, что цена ошибки в обслуживании самолета выше, чем в случае танка или бронемашины. Американские военные отмечали, что на хорошую подготовку техника уходит времени больше, чем на обучение летчика, и трудно представить, что западные страны смогут тут обойтись без привлечения к обслуживанию истребителей на Украине своих отставников или даже «отпускников» хотя бы в качестве старших консультантов в группах местных техников. Предложения давать консультации по видеосвязи могут лишь вызвать улыбку.

Вокруг вопроса о том, сколько времени нужно на подготовку пилота, расплодилось немыслимое множество спекуляций. В ВВС США базовый курс пилота F-16 занимает девять месяцев, при этом кандидаты должны уже иметь полтора года налета на учебно-тренировочных самолетах, половину из него на машинах повышенного уровня подготовки. По итогам этого курса летчики, разумеется, не рассматриваются как «асы», а считаются лишь базово освоившими управление самолетом и готовыми для более глубокого обучения тактике боя уже в строевых частях. Разумеется, обучение можно сделать более интенсивным, но не выходя за разумные пределы.

В мае, когда особо активно продавливался вопрос поставок истребителей, в СМИ «случайно» утекли документы, в которых утверждалось, что украинских пилотов можно переобучить за четыре месяца. Но тут важны детали – эта оценка основывалась на проверке навыков всего двух, вероятно, отборных украинских летчиков на наземных тренажерах. Какое отношение к реальности будут иметь результаты этого эксперимента и сколько свободных опытных пилотов украинские ВВС могут на месяцы отправить на учебу – вопрос, мягко говоря, открытый.

Лозунг кампании поддержки Украины истребителями F-16 на автобусе в Вильнюсе

Во время проведения саммита НАТО в Вильнюсе на местных автобусах появились слоганы в поддержку передачи Украине F-16, Литва, июль 2023

Beata Zawrzel via Reuters Connect

Не упрощает задачу и желание множества стран по политическим соображениям поучаствовать в программе «повышения квалификации». Даже сейчас вроде бы уже стартовавший процесс подготовки пилотов выглядит достаточно запутанно – кто-то начал обучение в Дании на а/б Скридструп (сообщалось о восьми летчиках), в октябре другая группа направится в США на а/б Моррис, параллельно часть планируют подтягивать по языку в учебном центре на а/б Лэкленд, позднее украинские летчики начнут проходить переподготовку в региональном учебном центре, который планируется открыть в Румынии (и в первую очередь для самих румын) и куда будет передана как минимум часть голландских самолетов. Хотя все украинские пилоты пройдут примерно одни и те же программы обучения, все же на выходе разница в подготовке «выпускников» будет заметна, что осложнит их слаживание.

Некоторые решения и вовсе трудно объяснить чем-то, кроме политических резонов. Например, то, что часть украинцев отправят учить язык в Великобританию, у которой вообще нет на вооружении F-16, а часть направят «немного полетать во Франции на учебно-тренировочных самолетах Alpha Jet», что также выглядит странным времяпрепровождением для тех, кому срочно надо освоить управление американским самолетом, относящимся к иной экосистеме вооружения. В целом же в «истребительную коалицию» входит дюжина стран, при этом не секрет, что США самостоятельно могли бы и обучить украинских пилотов, и выделить Киеву самолеты. Но Вашингтон не хочет ни эскалации, ни увеличения своих и без того немалых расходов на Украину.

Какие танки НАТО может передать Украине

Американцы в принципе стараются не подставлять свою технику под удар первой – если «Леопарды» и «Челленджеры» участвуют в боях с начала лета, то американские «Абрамсы» до сих пор не поставлены Украине. Возможно, этим подходом обусловлено сдержанное отношение Вашингтона к поставкам Киеву американских истребителей – к передаче в зону боев, скажем, французских «Миражей» США отнеслись бы с куда большим воодушевлением. В конце концов, F-16 еще активно продвигается на экспорт и антиреклама ему не нужна.

К концу весны следующего года западные страны, вероятно, смогут подготовить пару десятков летчиков и передать дюжину машин для формирования эскадрильи (часть самолетов надо будет оставить в зарубежном «тылу» для обучения, да и летчиков обычно нужно больше, чем самолетов). Роль этой эскадрильи – вопрос дискуссионный: с поверхностной подготовкой, небольшим опытом и малой численностью попытки бороться за господство в воздухе хотя бы над районом боев – прямой путь к серьезным потерям. Кроме того, необходимость из соображений безопасности размещать истребители на западе Украины сильно ограничит время нахождения в районах боев – дальность не самая сильная сторона F-16. Остается роль ПВО в тылу, в частности, борьба с маловысотными целями, такими как крылатые ракеты и БПЛА, – эффективность в ней зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) сильно ограниченна. При использовании в глубоком тылу угроза от превосходящих по дальности поражения российских Су-35С будет невелика. Но и эффект, особенно медийный, тоже. А для пропаганды нужны яркие победы нового «чудо-оружия».

Какими будут последствия ведущейся Западом против России анти-СВО

Так что, скорее всего, F-16 будут применять малыми группами и нерегулярно для беспокоящих ударов управляемым оружием по наземным целям, попыток перехвата российской ударной авиации, в частности вертолетов, в районе столкновений на земле ракетами средней дальности, а также попыток заманить российские истребители в засады других F-16 или ЗРК. Сами по себе их поставки потребуют от ВКС России отвлекаться на купирование исходящей от них угрозы, а это человеко-часы и многоцелевые истребители, занимающиеся патрулированием вместо решения иных задач. С другой стороны, организация наземного обслуживания даже эскадрильи принципиально отличающихся от привычной советской техники американских машин пожрет серьезную долю человеческих ресурсов ВВС и тоннажа военной помощи ВСУ.

Вокруг поставки F-16 возникла невероятная шумиха, хотя эти самолеты не способны кардинально повлиять на ход боевых действий. И об этом чаще других говорят американские военные. Они неоднократно заявляли, что, если бы даже Украина получила F-16 до начала контрнаступления, это все равно не сделало бы его более успешным. Действующий главком ВВС США в Европе генерал Джеймс Хекер и вовсе заявил, что на формирование, сколачивание и обучение до высокого уровня хотя бы пары эскадрилий у Киева уйдет до четырех–пяти лет.

Он также отметил, что главная польза будет в большей простоте использования западных вооружений «воздух–земля». Понятно, что в список поставляемого оружия войдут ракеты «воздух–воздух» (хотя наиболее современные модификации, вероятно, не будут «выставлять напоказ», да и не раскроет старый радар их возможности) и планирующие бомбы, а также противорадиолокационные ракеты. Важнейшим маркером и серьезной проблемой может стать поставка крылатых ракет большой дальности JASSM, которые в базовой модификации имеют меньшую дальность, чем Storm Shadow и SCALP, но доступны в огромных количествах по сравнению с английскими и французскими ракетами, свободный запас которых мал и, возможно, даже уже исчерпан.

Автор – научный сотрудник ИМЭМО РАН

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».