Наверх
20 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2002 года: "Апокалипсис по расписанию"

Закончился очередной август — месяц, который кто-то цинично назвал «праздником МЧС». В этом году он не принес ни очередного дефолта, ни нового ГКЧП. Но все «компенсировалось» природными катаклизмами и техногенными катастрофами: в домах взрывался газ, тонули баржи, падали самолеты. Однако, по некоторым прогнозам, уже в следующем году эти самые техногенные катастрофы могут принять еще более угрожающие масштабы. Станут ли последствия так называемой «проблемы-2003» тем самым «запланированным Апокалипсисом»?Здоровый взгляд на предмет

Впервые о том, что в 2003 году нас ждет «нечто»: не только огромные выплаты по внешним долгам, но и демографические (старение населения), а также техногенные катаклизмы, — громко и недвусмысленно, как и подобает новичкам в политике, заявили думские «заединщики». Два года назад их тогдашний лидер Борис Грызлов, судя по всему, озвучивая некие аналитические наработки своих высокопоставленных кураторов, сообщил стране о надвигающейся «проблеме-2003». Именно к этому (тогда далекому) году, по словам г-на Грызлова, «состояние промышленного оборудования достигнет максимальной степени износа», что должно привести к резкому увеличению аварий в самых разных производственных сферах — от АЭС до АЗС. Тогда же была озвучена и сумма, необходимая для кардинального изменения ситуации: примерно $400 млрд. Злые языки утверждают, что пиаровская акция, развернутая «Единством», имела своей целью не только привлечь внимание страны к надвигающемуся кризису, но и подхлестнуть правящую элиту к более решительным действиям по поиску путей выхода из него. Иначе говоря, перейти наконец от «вялотекущего» реформирования «по Ельцину» к радикальной модернизации «по Путину».
Понятно, что требуемая сумма так и не была найдена, а о своей пиаровской акции сами «заединщики» поспешили забыть — даже тезисы г-на Грызлова по «проблеме-2003» сегодня недоступны на партийном сайте в Интернете. Но проблема, похоже, была не полностью надуманной. По данным официальной статистики, на сегодняшний день износ промышленных фондов превышает 65%, а возраст используемой техники в среднем составляет 18—20 лет, тогда как в развитых странах приемлемый возраст оборудования весьма далек от «совершеннолетия»: 6—6,5 года.
Латание дыр

Наблюдается весьма характерная тенденция: чем больше присутствие государства в отрасли, тем меньше процент обновляемости фондов. Наиболее показательна ситуация в ЖКХ — практически полностью государственном секторе народного хозяйства. Там износ фондов достигает критических величин, и это при том, что речь идет о состоянии «крыш над головой» в прямом смысле слова. Примерно такая же картина наблюдается в электроэнергетике, на железнодорожном транспорте, не говоря уже о сельском хозяйстве: во многих российских деревнях гниющие на открытом воздухе комбайны и тракторы стали такой же неотъемлемой частью пейзажа, как стройные березки и покосившиеся крестьянские избы.
При этом весьма показательно, что в тех отраслях, где начался процесс приватизации, проблема обновления фондов худо-бедно начинает решаться. В угольной отрасли, где число частных компаний неуклонно растет, не только закрываются нерентабельные шахты, но и происходит обновление оборудования. Что приводит, в частности, к сокращению числа аварий и случаев травматизма. Показательно, что на Украине, где «командные высоты» в угольной отрасли по-прежнему находятся в руках государства, число аварий, приводящих к гибели шахтеров, в семь (!) раз превышает аналогичный показатель на шахтах России. Некоторое движение наблюдается и в тех отраслях, которые, будучи даже полугосударственными, имеют возможность получать сверхприбыли от экспортной деятельности — в первую очередь, речь идет о нефтегазовом комплексе, который, кстати, относится к числу отраслей с повышенным риском аварийности.
Близость к «трубе» в условиях благоприятной ценовой конъюнктуры позволяет даже государственным компаниям вкладывать средства в модернизацию фондов. В настоящее время 21,6 тыс. км принадлежащих «Газпрому» магистральных газопроводов уже выработали свой ресурс. Это составляет 14% от всех магистральных газопроводов, находящихся в собственности компании, что по сравнению с остальной промышленностью сущий пустяк. Кроме того, правление компании недавно приняло «Комплексную программу реконструкции и технического перевооружения объектов транспорта газа на период 2002—2006 гг.», которая должна стать основой для разработки ежегодных инвестиционных планов. В соответствии с документом в ближайшие годы планируется реконструировать 5 тыс. км трубопроводов.
Российские нефтяники высокомерно заявляют: «Для нас проблемы 2003 года просто не существует». «Транснефть», например, в этом году планирует завершить обновление всех 47 тыс. км магистральных нефтепроводов. Капитальные инвестиции «ЛУКойла» в прошлом году составили 93,5 млрд. рублей, что почти в десять раз больше аналогичных затрат компании в 1997 году и в три раза превышает показатели 1999 года. Остальные нефтяники инвестируют меньшие, однако, с точки зрения аналитиков, также вполне достаточные суммы. ЮКОС последние два года направляет по $700 млн. в нефтедобычу и по $300 млн. в нефтепереработку и сбыт. Серьезные программы реконструкции нефтеперерабатывающих заводов проводили ТНК (Рязанский НПЗ), «Сургутнефтегаз» (КИНЕФ) и «Славнефть» (ЯНОС).
Картинка складывается вполне определенная: государство, в отличие от частного бизнеса, не может инвестировать требуемые суммы в преодоление проблемы старения фондов. А если бы и могло, они, при нынешнем уровне казнокрадства, вряд ли дошли бы до пункта назначения в полном объеме.
Не надо бояться!

Однако есть у этой проблемы и обратная сторона. Не случайно любые разговоры о приватизации-реструктуризации неизменно подкрепляются серьезной цифирью, характеризующей степень износа фондов в пока еще государственных секторах экономики. Планы реформирования всего: РАО «ЕЭС России», МПС, жилищно-коммунального хозяйства страны — невозможно реализовать без некой «акции устрашения», причем как обывателей, так и лиц, отвечающих за принятие соответствующих государственных решений. И прогнозы по поводу того, что «вот-вот все рухнет» вполне соответствуют задачам как либералов-реформаторов, отвечающих за дальнейшее разгосударствление, так и бизнеса, заинтересованного в доступе к тем или иным кускам собственности. Кроме того, в раздувании «страшилок» заинтересованы и те отраслевые лоббисты, которые работают на госсектор. Это позволяет им время от времени «выбивать» дополнительные ассигнования на нужды той или иной отрасли, чтобы, слегка обновив производство, доказать необязательность ее разгосударствления.
В этом смысле «проблема-2003» очень напоминает свою «предшественницу» — «проблему-2000», когда накануне ожидаемого миллениума все вдруг занялись защитой своих компьютеров от, казалось бы, неминуемых сбоев. Однако страхи мировой общественности оказались несколько преувеличенными. Собственно, как и гонорары разработчиков программного обеспечения, заработавших на ими же раздутых ожиданиях «компьютерной версии Апокалипсиса» порядка $300 млрд.
Впрочем, есть и отличия. Страхи перед возможностью компьютерных сбоев, хотя и имели мировой масштаб, все-таки во всех смыслах носили виртуальный характер и были точно привязаны ко времени — к 1 января 2000 года. Проблема же износа техники — локальная, сугубо российская головная боль — к сожалению, вполне реальна. И ко времени она жестко не привязана. Не только потому, что те техногенные катастрофы, которые, как обещают, должны случиться в 2003 году, могут произойти и в 2004, и 2005 годах. Они уже время от времени происходят, и не заметить их трудно — достаточно следить за теленовостями.
Кроме всего прочего, помимо физического износа техника стареет морально. И станок, по российским меркам кажущийся еще вполне современным, на Западе был бы давно уже списан. Вместе со станками стареют кадры, обслуживающий персонал теряет квалификацию. Поэтому вопрос обновления фондов — отнюдь не только технологический, но и вполне человеческий. Ведь, по статистике, существенная доля техногенных катастроф в России происходит из-за ненадлежащего обслуживания оборудования и некомпетентности персонала. Значит, угроза будет реальной, даже если фонды обновятся: обновленная техника может «рвануть» куда как сильнее устаревшей.

Техногенные чрезвычайные ситуации*

~0102~Чрезвычайные ситуации~0201~Количество ЧС~0102~Прогноз~0102~Анализ ситуации
Первое полугодие 2001 годаПервое полугодие 2002 года
Крушения и аварии на железнодорожном транспорте96Аварийность на железных дорогах в 2002 г. прогнозируется на уровне, не превышающем показатели 2001 года.Определяющим фактором, влияющим на безопасность движения на железнодорожном транспорте, по-прежнему останется изношенность подвижного состава и верхних строений пути.
Авиационные катастрофы1118 (погибли 64 чел., пострадали 67 чел.)Серьезного снижения аварийности не прогнозируется. В 2002 году следует ожидать возможного ухудшения ситуации.Основными причинами катастроф продолжают оставаться ошибки в управлении, нарушения правил безопасности полетов и эксплуатация воздушных судов с выработанным ресурсом.
Аварии на водном транспорте510 (погибли 7 чел., пострадали 69 чел.)Анализ причин аварийности на водном транспорте в 2001 году не позволяет ожидать снижения количества этих чрезвычайных ситуаций в 2002 году.До 60% судов подлежит списанию. Средний возраст судов превышает 20 лет. 40% аварий происходит на судах, эксплуатирующихся более 20 лет, и только 3% — на судах моложе 10 лет.
Аварии на магистральных и внутрипромысловых трубопроводах2928Аварийность на трубопроводном транспорте в 2002 году прогнозируется на уровне 2001 года.Снижение числа аварий связано с выделением необходимых финансовых средств на проведение ремонтов трубопроводов.
Взрывы на промышленных и сельскохозяйственных объектах, в жилых зданиях6453В 2002 году положение может ухудшиться.Основными причинами взрывов газа является изношенность газовых трубопроводов, а также самовольное подключение жителей к газовым сетям.

* По данным МЧС РФ.

Степень износа машин и оборудования в естественных монополиях (%)*

Отрасль19931995199819992000
Электроэнергетика56,257,463,564,965,2
Железнодорожный транспорт33,640,646,45356,7
Трубопроводный транспорт («Транснефть»)47,853,954
Газовая промышленность65,166,666,766,538,2

* По данным МЧС РФ.

* По данным Минпромнауки РФ.

Состояние угольной отрасли в РФ*

ГодДобыча угля (млн. тонн)Численность угледобывающих предприятий (государственные/частные)Доля объемов добычи угля в России частными предприятиями (%)Зависимость объемов добычи угля и случаев травматизма со смертельным исходом в России (чел. на 1 млн. тонн)
1996245,750/108,90,73
1997240,845/148,91,22
1998228,435/2631,20,79
1999249,331/4633,60,58
2000257,241/59570,67
2001269,437/6178,90,5***
2002**26028/70

* По данным МЧС РФ.

* По данным Минпромнауки РФ.

* По данным Минэнерго РФ.

** Прогноз.

*** На Украине в 2001 году этот показатель составил 3,55.

Прочерк — нет данных.

Распределение жилищного фонда РФ по степени износа (1985—2001)*

~0102~Степень износа~0201~1985~0201~2001
Площадь, млн. кв. мУдельный вес (%)Площадь, млн. кв. мУдельный вес (%)
0—30%1271,384,81699,860,3
31—65%85,85,71025,536,4
Свыше 65%1,80,192,83,3

* По данным МЧС РФ.

* По данным Минпромнауки РФ.

* По данным Минэнерго РФ.

** Прогноз.

*** На Украине в 2001 году этот показатель составил 3,55.

Прочерк — нет данных.

* По данным Госстроя РФ.

ВЛАДИМИР РУДАКОВ

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK