Архивная публикация 2002 года: "Апокалипсис по расписанию"
Закончился очередной август -- месяц, который кто-то цинично назвал "праздником МЧС". В этом году он не принес ни очередного дефолта, ни нового ГКЧП. Но все "компенсировалось" природными катаклизмами и техногенными катастрофами: в домах взрывался газ, тонули баржи, падали самолеты. Однако, по некоторым прогнозам, уже в следующем году эти самые техногенные катастрофы могут принять еще более угрожающие масштабы. Станут ли последствия так называемой "проблемы-2003" тем самым "запланированным Апокалипсисом"?Здоровый взгляд на предмет
Впервые о том, что в 2003 году нас ждет "нечто": не только огромные выплаты по внешним долгам, но и демографические (старение населения), а также техногенные катаклизмы, -- громко и недвусмысленно, как и подобает новичкам в политике, заявили думские "заединщики". Два года назад их тогдашний лидер Борис Грызлов, судя по всему, озвучивая некие аналитические наработки своих высокопоставленных кураторов, сообщил стране о надвигающейся "проблеме-2003". Именно к этому (тогда далекому) году, по словам г-на Грызлова, "состояние промышленного оборудования достигнет максимальной степени износа", что должно привести к резкому увеличению аварий в самых разных производственных сферах -- от АЭС до АЗС. Тогда же была озвучена и сумма, необходимая для кардинального изменения ситуации: примерно $400 млрд. Злые языки утверждают, что пиаровская акция, развернутая "Единством", имела своей целью не только привлечь внимание страны к надвигающемуся кризису, но и подхлестнуть правящую элиту к более решительным действиям по поиску путей выхода из него. Иначе говоря, перейти наконец от "вялотекущего" реформирования "по Ельцину" к радикальной модернизации "по Путину".
Понятно, что требуемая сумма так и не была найдена, а о своей пиаровской акции сами "заединщики" поспешили забыть -- даже тезисы г-на Грызлова по "проблеме-2003" сегодня недоступны на партийном сайте в Интернете. Но проблема, похоже, была не полностью надуманной. По данным официальной статистики, на сегодняшний день износ промышленных фондов превышает 65%, а возраст используемой техники в среднем составляет 18--20 лет, тогда как в развитых странах приемлемый возраст оборудования весьма далек от "совершеннолетия": 6--6,5 года.
Латание дыр
Наблюдается весьма характерная тенденция: чем больше присутствие государства в отрасли, тем меньше процент обновляемости фондов. Наиболее показательна ситуация в ЖКХ -- практически полностью государственном секторе народного хозяйства. Там износ фондов достигает критических величин, и это при том, что речь идет о состоянии "крыш над головой" в прямом смысле слова. Примерно такая же картина наблюдается в электроэнергетике, на железнодорожном транспорте, не говоря уже о сельском хозяйстве: во многих российских деревнях гниющие на открытом воздухе комбайны и тракторы стали такой же неотъемлемой частью пейзажа, как стройные березки и покосившиеся крестьянские избы.
При этом весьма показательно, что в тех отраслях, где начался процесс приватизации, проблема обновления фондов худо-бедно начинает решаться. В угольной отрасли, где число частных компаний неуклонно растет, не только закрываются нерентабельные шахты, но и происходит обновление оборудования. Что приводит, в частности, к сокращению числа аварий и случаев травматизма. Показательно, что на Украине, где "командные высоты" в угольной отрасли по-прежнему находятся в руках государства, число аварий, приводящих к гибели шахтеров, в семь (!) раз превышает аналогичный показатель на шахтах России. Некоторое движение наблюдается и в тех отраслях, которые, будучи даже полугосударственными, имеют возможность получать сверхприбыли от экспортной деятельности -- в первую очередь, речь идет о нефтегазовом комплексе, который, кстати, относится к числу отраслей с повышенным риском аварийности.
Близость к "трубе" в условиях благоприятной ценовой конъюнктуры позволяет даже государственным компаниям вкладывать средства в модернизацию фондов. В настоящее время 21,6 тыс. км принадлежащих "Газпрому" магистральных газопроводов уже выработали свой ресурс. Это составляет 14% от всех магистральных газопроводов, находящихся в собственности компании, что по сравнению с остальной промышленностью сущий пустяк. Кроме того, правление компании недавно приняло "Комплексную программу реконструкции и технического перевооружения объектов транспорта газа на период 2002--2006 гг.", которая должна стать основой для разработки ежегодных инвестиционных планов. В соответствии с документом в ближайшие годы планируется реконструировать 5 тыс. км трубопроводов.
Российские нефтяники высокомерно заявляют: "Для нас проблемы 2003 года просто не существует". "Транснефть", например, в этом году планирует завершить обновление всех 47 тыс. км магистральных нефтепроводов. Капитальные инвестиции "ЛУКойла" в прошлом году составили 93,5 млрд. рублей, что почти в десять раз больше аналогичных затрат компании в 1997 году и в три раза превышает показатели 1999 года. Остальные нефтяники инвестируют меньшие, однако, с точки зрения аналитиков, также вполне достаточные суммы. ЮКОС последние два года направляет по $700 млн. в нефтедобычу и по $300 млн. в нефтепереработку и сбыт. Серьезные программы реконструкции нефтеперерабатывающих заводов проводили ТНК (Рязанский НПЗ), "Сургутнефтегаз" (КИНЕФ) и "Славнефть" (ЯНОС).
Картинка складывается вполне определенная: государство, в отличие от частного бизнеса, не может инвестировать требуемые суммы в преодоление проблемы старения фондов. А если бы и могло, они, при нынешнем уровне казнокрадства, вряд ли дошли бы до пункта назначения в полном объеме.
Не надо бояться!
Однако есть у этой проблемы и обратная сторона. Не случайно любые разговоры о приватизации-реструктуризации неизменно подкрепляются серьезной цифирью, характеризующей степень износа фондов в пока еще государственных секторах экономики. Планы реформирования всего: РАО "ЕЭС России", МПС, жилищно-коммунального хозяйства страны -- невозможно реализовать без некой "акции устрашения", причем как обывателей, так и лиц, отвечающих за принятие соответствующих государственных решений. И прогнозы по поводу того, что "вот-вот все рухнет" вполне соответствуют задачам как либералов-реформаторов, отвечающих за дальнейшее разгосударствление, так и бизнеса, заинтересованного в доступе к тем или иным кускам собственности. Кроме того, в раздувании "страшилок" заинтересованы и те отраслевые лоббисты, которые работают на госсектор. Это позволяет им время от времени "выбивать" дополнительные ассигнования на нужды той или иной отрасли, чтобы, слегка обновив производство, доказать необязательность ее разгосударствления.
В этом смысле "проблема-2003" очень напоминает свою "предшественницу" -- "проблему-2000", когда накануне ожидаемого миллениума все вдруг занялись защитой своих компьютеров от, казалось бы, неминуемых сбоев. Однако страхи мировой общественности оказались несколько преувеличенными. Собственно, как и гонорары разработчиков программного обеспечения, заработавших на ими же раздутых ожиданиях "компьютерной версии Апокалипсиса" порядка $300 млрд.
Впрочем, есть и отличия. Страхи перед возможностью компьютерных сбоев, хотя и имели мировой масштаб, все-таки во всех смыслах носили виртуальный характер и были точно привязаны ко времени -- к 1 января 2000 года. Проблема же износа техники -- локальная, сугубо российская головная боль -- к сожалению, вполне реальна. И ко времени она жестко не привязана. Не только потому, что те техногенные катастрофы, которые, как обещают, должны случиться в 2003 году, могут произойти и в 2004, и 2005 годах. Они уже время от времени происходят, и не заметить их трудно -- достаточно следить за теленовостями.
Кроме всего прочего, помимо физического износа техника стареет морально. И станок, по российским меркам кажущийся еще вполне современным, на Западе был бы давно уже списан. Вместе со станками стареют кадры, обслуживающий персонал теряет квалификацию. Поэтому вопрос обновления фондов -- отнюдь не только технологический, но и вполне человеческий. Ведь, по статистике, существенная доля техногенных катастроф в России происходит из-за ненадлежащего обслуживания оборудования и некомпетентности персонала. Значит, угроза будет реальной, даже если фонды обновятся: обновленная техника может "рвануть" куда как сильнее устаревшей.
Техногенные чрезвычайные ситуации*
Закончился очередной август -- месяц, который кто-то цинично назвал "праздником МЧС". В этом году он не принес ни очередного дефолта, ни нового ГКЧП. Но все "компенсировалось" природными катаклизмами и техногенными катастрофами: в домах взрывался газ, тонули баржи, падали самолеты. Однако, по некоторым прогнозам, уже в следующем году эти самые техногенные катастрофы могут принять еще более угрожающие масштабы. Станут ли последствия так называемой "проблемы-2003" тем самым "запланированным Апокалипсисом"?Здоровый взгляд на предмет
Впервые о том, что в 2003 году нас ждет "нечто": не только огромные выплаты по внешним долгам, но и демографические (старение населения), а также техногенные катаклизмы, -- громко и недвусмысленно, как и подобает новичкам в политике, заявили думские "заединщики". Два года назад их тогдашний лидер Борис Грызлов, судя по всему, озвучивая некие аналитические наработки своих высокопоставленных кураторов, сообщил стране о надвигающейся "проблеме-2003". Именно к этому (тогда далекому) году, по словам г-на Грызлова, "состояние промышленного оборудования достигнет максимальной степени износа", что должно привести к резкому увеличению аварий в самых разных производственных сферах -- от АЭС до АЗС. Тогда же была озвучена и сумма, необходимая для кардинального изменения ситуации: примерно $400 млрд. Злые языки утверждают, что пиаровская акция, развернутая "Единством", имела своей целью не только привлечь внимание страны к надвигающемуся кризису, но и подхлестнуть правящую элиту к более решительным действиям по поиску путей выхода из него. Иначе говоря, перейти наконец от "вялотекущего" реформирования "по Ельцину" к радикальной модернизации "по Путину".
Понятно, что требуемая сумма так и не была найдена, а о своей пиаровской акции сами "заединщики" поспешили забыть -- даже тезисы г-на Грызлова по "проблеме-2003" сегодня недоступны на партийном сайте в Интернете. Но проблема, похоже, была не полностью надуманной. По данным официальной статистики, на сегодняшний день износ промышленных фондов превышает 65%, а возраст используемой техники в среднем составляет 18--20 лет, тогда как в развитых странах приемлемый возраст оборудования весьма далек от "совершеннолетия": 6--6,5 года.
Латание дыр
Наблюдается весьма характерная тенденция: чем больше присутствие государства в отрасли, тем меньше процент обновляемости фондов. Наиболее показательна ситуация в ЖКХ -- практически полностью государственном секторе народного хозяйства. Там износ фондов достигает критических величин, и это при том, что речь идет о состоянии "крыш над головой" в прямом смысле слова. Примерно такая же картина наблюдается в электроэнергетике, на железнодорожном транспорте, не говоря уже о сельском хозяйстве: во многих российских деревнях гниющие на открытом воздухе комбайны и тракторы стали такой же неотъемлемой частью пейзажа, как стройные березки и покосившиеся крестьянские избы.
При этом весьма показательно, что в тех отраслях, где начался процесс приватизации, проблема обновления фондов худо-бедно начинает решаться. В угольной отрасли, где число частных компаний неуклонно растет, не только закрываются нерентабельные шахты, но и происходит обновление оборудования. Что приводит, в частности, к сокращению числа аварий и случаев травматизма. Показательно, что на Украине, где "командные высоты" в угольной отрасли по-прежнему находятся в руках государства, число аварий, приводящих к гибели шахтеров, в семь (!) раз превышает аналогичный показатель на шахтах России. Некоторое движение наблюдается и в тех отраслях, которые, будучи даже полугосударственными, имеют возможность получать сверхприбыли от экспортной деятельности -- в первую очередь, речь идет о нефтегазовом комплексе, который, кстати, относится к числу отраслей с повышенным риском аварийности.
Близость к "трубе" в условиях благоприятной ценовой конъюнктуры позволяет даже государственным компаниям вкладывать средства в модернизацию фондов. В настоящее время 21,6 тыс. км принадлежащих "Газпрому" магистральных газопроводов уже выработали свой ресурс. Это составляет 14% от всех магистральных газопроводов, находящихся в собственности компании, что по сравнению с остальной промышленностью сущий пустяк. Кроме того, правление компании недавно приняло "Комплексную программу реконструкции и технического перевооружения объектов транспорта газа на период 2002--2006 гг.", которая должна стать основой для разработки ежегодных инвестиционных планов. В соответствии с документом в ближайшие годы планируется реконструировать 5 тыс. км трубопроводов.
Российские нефтяники высокомерно заявляют: "Для нас проблемы 2003 года просто не существует". "Транснефть", например, в этом году планирует завершить обновление всех 47 тыс. км магистральных нефтепроводов. Капитальные инвестиции "ЛУКойла" в прошлом году составили 93,5 млрд. рублей, что почти в десять раз больше аналогичных затрат компании в 1997 году и в три раза превышает показатели 1999 года. Остальные нефтяники инвестируют меньшие, однако, с точки зрения аналитиков, также вполне достаточные суммы. ЮКОС последние два года направляет по $700 млн. в нефтедобычу и по $300 млн. в нефтепереработку и сбыт. Серьезные программы реконструкции нефтеперерабатывающих заводов проводили ТНК (Рязанский НПЗ), "Сургутнефтегаз" (КИНЕФ) и "Славнефть" (ЯНОС).
Картинка складывается вполне определенная: государство, в отличие от частного бизнеса, не может инвестировать требуемые суммы в преодоление проблемы старения фондов. А если бы и могло, они, при нынешнем уровне казнокрадства, вряд ли дошли бы до пункта назначения в полном объеме.
Не надо бояться!
Однако есть у этой проблемы и обратная сторона. Не случайно любые разговоры о приватизации-реструктуризации неизменно подкрепляются серьезной цифирью, характеризующей степень износа фондов в пока еще государственных секторах экономики. Планы реформирования всего: РАО "ЕЭС России", МПС, жилищно-коммунального хозяйства страны -- невозможно реализовать без некой "акции устрашения", причем как обывателей, так и лиц, отвечающих за принятие соответствующих государственных решений. И прогнозы по поводу того, что "вот-вот все рухнет" вполне соответствуют задачам как либералов-реформаторов, отвечающих за дальнейшее разгосударствление, так и бизнеса, заинтересованного в доступе к тем или иным кускам собственности. Кроме того, в раздувании "страшилок" заинтересованы и те отраслевые лоббисты, которые работают на госсектор. Это позволяет им время от времени "выбивать" дополнительные ассигнования на нужды той или иной отрасли, чтобы, слегка обновив производство, доказать необязательность ее разгосударствления.
В этом смысле "проблема-2003" очень напоминает свою "предшественницу" -- "проблему-2000", когда накануне ожидаемого миллениума все вдруг занялись защитой своих компьютеров от, казалось бы, неминуемых сбоев. Однако страхи мировой общественности оказались несколько преувеличенными. Собственно, как и гонорары разработчиков программного обеспечения, заработавших на ими же раздутых ожиданиях "компьютерной версии Апокалипсиса" порядка $300 млрд.
Впрочем, есть и отличия. Страхи перед возможностью компьютерных сбоев, хотя и имели мировой масштаб, все-таки во всех смыслах носили виртуальный характер и были точно привязаны ко времени -- к 1 января 2000 года. Проблема же износа техники -- локальная, сугубо российская головная боль -- к сожалению, вполне реальна. И ко времени она жестко не привязана. Не только потому, что те техногенные катастрофы, которые, как обещают, должны случиться в 2003 году, могут произойти и в 2004, и 2005 годах. Они уже время от времени происходят, и не заметить их трудно -- достаточно следить за теленовостями.
Кроме всего прочего, помимо физического износа техника стареет морально. И станок, по российским меркам кажущийся еще вполне современным, на Западе был бы давно уже списан. Вместе со станками стареют кадры, обслуживающий персонал теряет квалификацию. Поэтому вопрос обновления фондов -- отнюдь не только технологический, но и вполне человеческий. Ведь, по статистике, существенная доля техногенных катастроф в России происходит из-за ненадлежащего обслуживания оборудования и некомпетентности персонала. Значит, угроза будет реальной, даже если фонды обновятся: обновленная техника может "рвануть" куда как сильнее устаревшей.
Техногенные чрезвычайные ситуации*
~0102~Чрезвычайные ситуации | ~0201~Количество ЧС | ~0102~Прогноз | ~0102~Анализ ситуации | |
---|---|---|---|---|
Первое полугодие 2001 года | Первое полугодие 2002 года | |||
Крушения и аварии на железнодорожном транспорте | 9 | 6 | Аварийность на железных дорогах в 2002 г. прогнозируется на уровне, не превышающем показатели 2001 года. | Определяющим фактором, влияющим на безопасность движения на железнодорожном транспорте, по-прежнему останется изношенность подвижного состава и верхних строений пути. |
Авиационные катастрофы | 11 | 18 (погибли 64 чел., пострадали 67 чел.) | Серьезного снижения аварийности не прогнозируется. В 2002 году следует ожидать возможного ухудшения ситуации. | Основными причинами катастроф продолжают оставаться ошибки в управлении, нарушения правил безопасности полетов и эксплуатация воздушных судов с выработанным ресурсом. |
Аварии на водном транспорте | 5 | 10 (погибли 7 чел., пострадали 69 чел.) | Анализ причин аварийности на водном транспорте в 2001 году не позволяет ожидать снижения количества этих чрезвычайных ситуаций в 2002 году. | До 60% судов подлежит списанию. Средний возраст судов превышает 20 лет. 40% аварий происходит на судах, эксплуатирующихся более 20 лет, и только 3% -- на судах моложе 10 лет. |
Аварии на магистральных и внутрипромысловых трубопроводах | 29 | 28 | Аварийность на трубопроводном транспорте в 2002 году прогнозируется на уровне 2001 года. | Снижение числа аварий связано с выделением необходимых финансовых средств на проведение ремонтов трубопроводов. |
Взрывы на промышленных и сельскохозяйственных объектах, в жилых зданиях | 64 | 53 | В 2002 году положение может ухудшиться. | Основными причинами взрывов газа является изношенность газовых трубопроводов, а также самовольное подключение жителей к газовым сетям. |
* По данным МЧС РФ.
Степень износа машин и оборудования в естественных монополиях (%)*
Отрасль | 1993 | 1995 | 1998 | 1999 | 2000 |
---|---|---|---|---|---|
Электроэнергетика | 56,2 | 57,4 | 63,5 | 64,9 | 65,2 |
Железнодорожный транспорт | 33,6 | 40,6 | 46,4 | 53 | 56,7 |
Трубопроводный транспорт ("Транснефть") | -- | -- | 47,8 | 53,9 | 54 |
Газовая промышленность | 65,1 | 66,6 | 66,7 | 66,5 | 38,2 |
* По данным МЧС РФ.
* По данным Минпромнауки РФ.
Состояние угольной отрасли в РФ*
Год | Добыча угля (млн. тонн) | Численность угледобывающих предприятий (государственные/частные) | Доля объемов добычи угля в России частными предприятиями (%) | Зависимость объемов добычи угля и случаев травматизма со смертельным исходом в России (чел. на 1 млн. тонн) |
---|---|---|---|---|
1996 | 245,7 | 50/10 | 8,9 | 0,73 |
1997 | 240,8 | 45/14 | 8,9 | 1,22 |
1998 | 228,4 | 35/26 | 31,2 | 0,79 |
1999 | 249,3 | 31/46 | 33,6 | 0,58 |
2000 | 257,2 | 41/59 | 57 | 0,67 |
2001 | 269,4 | 37/61 | 78,9 | 0,5*** |
2002** | 260 | 28/70 | -- | -- |
* По данным МЧС РФ.
* По данным Минпромнауки РФ.
* По данным Минэнерго РФ.
** Прогноз.
*** На Украине в 2001 году этот показатель составил 3,55.
Прочерк -- нет данных.
Распределение жилищного фонда РФ по степени износа (1985--2001)*
~0102~Степень износа | ~0201~1985 | ~0201~2001 | ||
---|---|---|---|---|
Площадь, млн. кв. м | Удельный вес (%) | Площадь, млн. кв. м | Удельный вес (%) | |
0--30% | 1271,3 | 84,8 | 1699,8 | 60,3 |
31--65% | 85,8 | 5,7 | 1025,5 | 36,4 |
Свыше 65% | 1,8 | 0,1 | 92,8 | 3,3 |
* По данным МЧС РФ.
* По данным Минпромнауки РФ.
* По данным Минэнерго РФ.
** Прогноз.
*** На Украине в 2001 году этот показатель составил 3,55.
Прочерк -- нет данных.
* По данным Госстроя РФ.
ВЛАДИМИР РУДАКОВ
Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».