Наверх
21 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2003 года: "БИЗНЕС БЕРЕТ ПРИМЕР С ИНВЕСТОРОВ"

Настроения рынка передаются менеджментуФинансовые рынки почувствовали в воздухе запах роста. Стоимость акций начала расти, поскольку инвесторы рассчитывают на подъем экономики во втором полугодии благодаря снижению налогов и ультралиберальной кредитно-денежной политике. Индекс Standard&Poor’s 500 вырос во II квартале на 15% (лучший показатель за четыре с половиной года) и снова подрос в начале нового квартала — начале июля — еще на 2,8%. Да и доллар снова в фаворе, потому что иностранные инвесторы считают США главной движущей силой мирового экономического подъема. Даже идущий на спад рынок облигаций отражает надежды на рост экономики: те, кто инвестировал средства в бонды, перестали опасаться дефляции и покидают тихую гавань низкодоходных гособлигаций, устремляясь в бурное море более рискованных ценных бумаг.
Энтузиазм инвесторов начинает передаваться топ-менеджерам. Фондовый рынок бурлит, и ободренные этим главы компаний переориентируются с укрепления баланса на расширение бизнеса. Это сулит хорошие перспективы для экономического роста, который прежде сдерживался в значительной степени из-за излишней осторожности глав компаний, ограничивавших инвестиции и прием новых сотрудников. И хотя они не веселятся, как в 1999 году, но дышать им стало заметно легче. «Три, четыре, пять недель назад мы были в отчаянии, — говорит Джон Пицци (G.John Pizzey), один из топ-менеджеров алюминиевого концерна Alcoa Inc. — Теперь, возможно, мы движемся в правильном направлении».
Хороших признаков становится все больше. По итогам опроса 100 руководителей корпораций—членов Conference Board, индекс уверенности потребителей во II квартале достиг годового максимума. Почему? «Их акции дорожают, и настроение у них улучшается», — считает Кен Голдстейн (Ken Goldstein), экономист из Conference Board. Это настроение тратить деньги. Начинают расти капитальные расходы, особенно на информационно-технологическое оборудование. Ожил и застывший рынок слияний и приобретений, и все — и традиционные компании, и компании новой экономики — используют увеличение стоимости своих акций для приобретения других компаний. Только 8 июля были проведены три сделки на общую сумму почти $4,5 млрд. Признаки жизни подает даже погрязший в скандалах рынок IPO (изначальных открытых предложений акций. — «Профиль»).
И все же едва ли можно уверенно говорить о том, что начался необратимый рост. Есть риск, что инвесторы могут увлечься собственным энтузиазмом. Акции, особенно технологических компаний, уже намного подорожали. Дальнейший скачок цен с последующим резким сбросом акций может напугать глав корпораций, загнав их назад в их норы. Мировой спад на рынке облигаций уже привел к значительному росту процентных ставок по долгосрочным бумагам. Если сброс акций окажется слишком масштабным, рост ставок станет тяжелым ударом по пока еще оживленному рынку жилья и по уверенности потребителей, которую и без того подтачивает растущая безработица.
Пока, однако, от роста ставок вреда нет. Главным образом, инвесторы перетекли с рынка облигаций на рынок акций. Специалист по рыночной стратегии Томас МакМанус (Thomas McManus) из Bank of America Securities отмечает, что в июле чистый приток капитала в американские облигационные взаимные фонды упал до $1,9 млрд. (в марте — более чем $4 млрд. в неделю). В то же время чистый приток инвестиций в американские фонды акций держится на уровне $2,6 млрд. — против еженедельного оттока в $2 млрд. в марте.
Оживление фондового рынка действует на бизнес-менеджмент как стимулятор. Июньский обзор Goldman, Sachs&Co. выявил, что 24% менеджеров крупных информационно-технологических компаний прогнозируют на второе полугодие 2003-го рост расходов на технологии. Во многом такие же результаты дало и другое исследование, проведенное National Association for Business Economics. Они были представлены 8 июля и показали, что во II квартале капитальные расходы выросли впервые за более чем два года. И ожидается дальнейший рост, отчасти благодаря недавно одобренному конгрессом увеличению налоговых льгот на амортизацию. «Мы видим некоторые признаки роста», — говорит Дэниэл Юстиан (Daniel C. Ustian), гендиректор Navistar International, производителя крупнотоннажных грузовиков и двигателей, который сейчас наращивает производство. Плохие новости: на рынке труда по-прежнему неблагополучно, в июне безработица достигла 9-летнего максимума в 6,4%.
Может быть, нигде рост фондового рынка не сказался так благотворно, как на рынке слияний и приобретений. 7 июля алюминиевый гигант Alcan Inc. сделал решительный шаг в сделке по враждебному поглощению (акции и наличные) своего конкурента Pechiney of France стоимостью $3,85 млрд. Днем позже последовали предложение от производителя осей для грузовых машин ArvinMeritor Inc. $2,2 млрд. за Dana Corp., предложение от компании—производителя систем для хранения данных EMC Corp. $1,3 млрд. (только акциями) за поставщика компьютерного обеспечения для компаний Legato Systems и почти $1 млрд. (акции и наличные) — от транспортной компании Yellow Corp. за конкурента Roadway Corp. По данным Thomson Financial, в результате этого натиска стоимость всех сделок за первые восемь дней III квартала дошла почти до $21 млрд. Сравните: $93,4 млрд. за весь II квартал и $70,1 млрд. — за I квартал.
Ободренные оживлением на Уолл-стрит, некоторые главы корпораций даже осмеливаются выходить на рынок с IPO. Компании-новички привлекли во II квартале $1,8 млрд., что почти втрое больше, чем в I квартале. Эта тенденция сохранилась и в июле: только за первые 8 дней месяца объем сделок по IPO составил $677 млн.
Но большую часть нового капитала компании привлекли на рынке облигаций. По данным Moody’s Investors Service, американские компании воспользовались самыми низкими ставками и во II квартале выпустили облигаций на $220 млрд., что на 20% больше, чем год назад. Объем эмиссии только бросовых облигаций вырос на 61%, до $46,3 млрд.
Конечно, доходность корпоративных облигаций выросла в результате увеличения материально-производственных запасов. Но старший экономист Moody’s Джон Лонски (John Lonski) подчеркивает, что она остается на рекордно низком уровне. Доходность по 25-летним облигациям промышленной компании категории А не превышает 5,9%. Хотя это и выше 5,6% в июне, но в последний раз ставки были на этом уровне в 1967 году.
На рынке жилья положение практически такое же. Хотя процентные ставки и выросли, ставки по ипотеке находятся почти на самом низком уровне за последние несколько десятилетий — примерно 5,5% для кредита на 30 лет. «Все, что меньше 6%, — чудесно!» — считает старший экономист National Association of Home Builders Дэвид Сейдерс (David Seiders), полагающий, что в этом году оживление на рынке жилья сохранится.
Кроме того, Сейдерс считает, что дальнейший рост ставок ипотечного кредитования будет отставать от доходности гособлигаций. Почему? При росте ставок владельцы домов вряд ли пойдут на ипотечное рефинансирование. В результате облигации, обеспеченные ипотекой, станут более привлекательными для инвесторов. Это, в свою очередь, должно, по словам Сейдерса, снизить надбавку на курс, которую приходится платить эмитентам ипотечных облигаций, с нынешних 200 базисных пунктов.
Ясно, однако, что спад рефинансирования ипотеки плохо отразится на экономике. За последние несколько лет домовладельцы использовали неоднократное рефинансирование, чтобы получить дополнительные десятки миллиардов долларов. Все эти деньги позволяли поддерживать потребительские расходы на хорошем уровне даже в условиях ослабленной экономики. В этом же году по сравнению с 2002 годом объемы рефинансирования сократятся на $20—30 млрд., отмечает Дэвид Уисс (David Wyss), старший экономист из Standard&Poor’s, которая, как и Business Week, является подразделением The McGraw-Hill Companies. Но этот пробел, по его мнению, будет более чем восполнен снижением подоходного налога, только начинающего положительно сказываться на зарплате работников.
С того самого момента, когда в 2001 году начался спад в экономике, инвесторы жаждали полномасштабного экономического роста. Однако осуществлению их чаяний все время что-то мешало: то теракты 11 сентября, то финансовые скандалы в США, то война в Ираке. Сейчас — в который уже раз — инвесторы настроены на рост. На этот раз, может быть, и не зря.

ИНВЕСТОРЫ ВОСПРЯЛИ ДУХОМ…

МЕСЯЦИНДЕКС S&P 500
ЯНВАРЬ925
ФЕВРАЛЬ830
МАРТ825
АПРЕЛЬ875
МАЙ940
ИЮНЬ990
ИЮЛЬ985

Источник: Bloomberg Financial Markets, Conference Board, Thomson Financial. — Business Week

…ЭТО ВДОХНОВЛЯЕТ МЕНЕДЖЕРОВ…

КварталИндекс, показатель деловой уверенности
’01 I44
’01 II52
’01 III49
’01 IV40
’02 I67
’02 II60
’02 III53
’02 IV59
’03 I52
’03 II60

Источник: Bloomberg Financial Markets, Conference Board, Thomson Financial. — Business Week

Источник: Bloomberg Financial Markets, Conference Board, Thomson Financial. — Business Week

…И ВЕДЕТ К БУМУ СЛИЯНИЙ И ПОГЛОЩЕНИЙ

КВАРТАЛСТОИМОСТЬ ОБЪЕКТА СДЕЛКИ*ОБЪЯВЛЕННЫЕ В США СЛИЯНИЯ И ПОГЛОЩЕНИЯ
I9045
II110120
III150100
IV10060
I7085
II100100

Источник: Bloomberg Financial Markets, Conference Board, Thomson Financial. — Business Week

Источник: Bloomberg Financial Markets, Conference Board, Thomson Financial. — Business Week

млрд. долл.

сделки

* объем чистых долгов

Источник: Bloomberg Financial Markets, Conference Board, Thomson Financial. — Business Week

MERCEDES: ЛОБОВОЙ УДАР

КОММЕНТАРИЙ
В штаб-квартире Mercedes Car Group в Штутгарте должно быть немало мрачных лиц. 8 июля самый уважаемый производитель авто класса люкс в мире пережил небывалое унижение: в ежегодном обзоре надежности автомобилей J.D. Power & Associates Inc. он слетел с прошлогоднего 16-го места на 26-е, что на 8 пунктов ниже среднего показателя по отрасли и после Chrysler, Ford и Plymouth. Дела! В 1990 году Mercedes-Benz гордо занимал 1-е место. «Некогда он был предметом зависти. Теперь марка поблекла», — считает Брайан Уолтерс (Brian Walters), директор исследовательской группы J.D. Power. В 962-страничном докладе перечислены жалобы покупателей на рулевое управление, тормоза, амортизаторы и стойки, электронное управление стеклоподъемников и плохо работающие топливные датчики.
Нечто подобное, скорее, можно было ожидать от переживающего трудности родственного Mercedes бренда Chrysler. Но в последнем обзоре и Chrysler, и даже Dodge обошли Mercedes. Проблема качества в Daimler заставляет задуматься о том, как состоявшееся в 1998 году слияние Chrysler Corp. и Daimler-Benz, материнской компании Mercedes, повлияло на Mercedes как на бренд. За это время гендиректор DaimlerChrysler Юрген Шремпп (Jurgen E. Schrempp) отправил в Детройт на укрепление Chrysler лучших менеджеров. Не приходится ли Mercedes расплачиваться за это?
Работа конструкторов всегда была сильной стороной Mercedes, и вряд ли на ней стоит ставить крест. Упомянутые в обзоре проблемы касаются преимущественно конкретных моделей 2000 года. Одна из них — средний седан Е-класса, приносящий компании основные прибыли, — уже заменена новой версией, получившей очень хорошие отзывы. А спортивный внедорожник М-класса в сентябре 2001 года был серьезно переделан, включая замену 1100 комплектующих.
И тем не менее покупатели уже смотрят на Mercedes как на марку, опустившую планку качества, и это подрывает ее звездную репутацию. Компания оперативно разобралась с возникшими проблемами, но представление о любой машине Mercedes как о машине высочайшего качества, бывшее некогда отличительной чертой марки, уже более не воспринимается как данность. И сомнения покупателей могут стать еще сильнее, если проблемы с качеством возникнут снова.
Слабые места немцев начали проявляться в 1990-х годах, когда Toyota Motor Corp. и Nissan Motor Co. наводнили американский рынок менее дорогими машинами класса люкс. Чтобы сохранить конкурентоспособность, немецким конструкторам пришлось изменить подход к разработке автомобилей. Отныне уже не дизайн определял стоимость, а пришлось создавать машины под определенную цену. «Проблема в том, что это у них не особенно хорошо получалось, — говорит Филипп Розенгартен (Philipp Rosengarten), старший аналитик из Global Insight во Франкфурте. — Старая машина Е-класса стала первой моделью Mercedes, разработанной под заданную стоимость, и это был полный провал». Упоминаемый в обзоре М-класс стал жертвой сокращения производственных издержек и времени разработки ради того, чтобы устоять в конкурентной борьбе с японскими джипами. Краска в салоне отслаивалась, деревянные панели были с браком, а приборная доска оказалась ниже всякой критики. «Когда салон получается не похожим на Mercedes, возникает вопрос: а что еще они там изменили, чтобы удешевить производство?» — отмечает Пол Эйнштейн (Paul A. Einstein), издатель Интернет-журнала TheCarConnection.com. Это ведет к значительному снижению цен на подержанные Mercedes, которые долгое время были среди самых высоких в отрасли. «Понятно, что жизнь или смерть брендов люкс зависит от их стоимости [при вторичной продаже]», — говорит Стивен Оделл (Stephen T. Odell), директор и старший управляющий Mazda Motor Corp.
Представители Mercedes утверждают, что все, отмеченное в обзоре J.D. Power, уже в прошлом и что снижение производственных затрат не влияет на качество. В обзоре J.D. Power в Европе, например, Е-класс, раскритикованный потребителями в США, занимает в классе люкс 1-е место. Отчасти — из-за слабого представительства японских конкурентов, но также и потому, что у европейцев другие требования. Разумеется, потребительские обзоры субъективны и не могут быть истиной в последней инстанции. Ясно одно: конкуренция заставляет всех подтянуться.
Европейский оплот Mercedes не сможет вечно оставаться неприступным. Toyota все активнее продвигает Lexus, а ее субкомпакт Yaris занял 1-е место в недавнем обзоре качества немецкого агентства, оценивающего дорожные качества машин. Конечно, Mercedes все еще делает машины мирового класса. Но сохранять лидерство компании теперь будет намного труднее.
Гейл Эдмондсон (Gail Edmondson) с Кристин Тирни (Christine Tierney) в Детройте. — Business Week

РЕЙТИНГ НАДЕЖНОСТИ
MERCEDES 2000 СЕДАН Е-КЛАССА

ГодМесто
1990#1
1995#3
2000#6
2003#26

Источник: Bloomberg Financial Markets, Conference Board, Thomson Financial. — Business Week

Источник: Bloomberg Financial Markets, Conference Board, Thomson Financial. — Business Week

млрд. долл.

сделки

* объем чистых долгов

Источник: Bloomberg Financial Markets, Conference Board, Thomson Financial. — Business Week

(Методика расчетов, в которые включаются трехлетние машины, ежегодно изменялась)

Источник: J.D. Power & Associates. — Business Week

РИЧ МИЛЛЕР (RICH MILLER) В ВАШИНГТОНЕ И ДЭВИД ГЕНРИ (DAVID HENRY) В НЬЮ-ЙОРКЕ С МАЙКЛОМ АРНДТОМ (MICHAEL ARNDT) В ЧИКАГО. — BUSINESS WEEK

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK