26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2006 года: "Егор БОРИСОВ: «Темпы роста рынка DVD – просто сумасшедшие»"

Архивная публикация 2006 года: "Егор БОРИСОВ: «Темпы роста рынка DVD – просто сумасшедшие»"

Через два года в России будет ежегодно продаваться больше миллиарда DVD-дисков, считает гендиректор компании Universal Pictures Rus Егор Борисов. — Что приносит большую прибыль Universal — продажа DVD или прокат фильмов?

— На развитых рынках — в США, Японии и Западной Европе — доходы от домашнего видео превышают поступления от кинопроката. На американском рынке поступления от домашнего видео составляют около $20 млрд. в год, а от кинопроката — порядка $14 млрд. В России из-за значительной доли пиратской продукции такого не наблюдается, и компания получает основные доходы от кинопроката. Второй по объему источник доходов — продажа телевизионных прав. На DVD приходится лишь около 20% доходов Universal в России.

— Тем не менее рынок DVD у нас бурно развивается.

— Да, темпы роста просто сумасшедшие. Два года назад рынка почти не было, продавалось примерно 7—8 млн. дисков в год. С тех пор он фактически увеличился в три раза. В этом году общий объем потребления DVD-дисков в стране составит порядка 500—600 млн. штук. Еще два-три года рынок будет расти на 25—30% ежегодно. Ведь только сейчас количество DVD-плееров в России достигло 30 млн. единиц. Это та фаза, когда основное активное население уже охвачено и начинает покупать диски. Прежде чем придут новые форматы и начнется продажа фильмов через широкополосные сети, пройдет около 3—5 лет. На пике развития в год будет, возможно, продаваться свыше 1 млрд. DVD.

— Велики ли потери от деятельности пиратов?

— В прошлом году в России официально был продан 21 млн. дисков. Даже если в этом году будет реализовано в два раза больше, доля легальной продукции недотянет до 10%. Если мы говорим о рынке в 500 млн. дисков, которые в розницу в среднем стоят $3, то общие потери издателей составляют не меньше $1,5 млрд. Доля нашей компании здесь — 18%.

— Издатели DVD не пробовали бороться с пиратами самостоятельно, как это делают производители программного обеспечения?

— Сейчас практически все игроки, включая нас, разрабатывают различные методы борьбы с пиратами. Это прежде всего предоставление доступного для потребителя продукта. Также мы планируем усилить давление на торговцев, продающих пиратскую продукцию. Мы все были свидетелями действий «Первой видеокомпании», которая очень эффективно работала по этой схеме с «Ночным дозором» и «Дневным дозором». Мы имели позитивный опыт на примере фильма Doom, который для нас стал первым проектом, отработанным по подобной схеме. Сейчас многие другие компании тоже начинают применять аналогичные меры.

— Как возможно контролировать продавцов? Кто-то будет ходить и смотреть, где орудуют пираты?

— Да, сейчас в Москве этот процесс уже начат. Бригада дознавателей из Российской антипиратской организации (РАПО, основана в 1997 году российскими видеодистрибьюторами при участии Американской киноассоциации. — «Профиль») станет осуществлять мониторинг специализированной розницы. Сначала будут «просвещать» продавцов, разъяснять права и обязанности. Если не подействует, станут возбуждать соответствующие уголовные дела. Сейчас ведутся достаточно активные консультации на законодательном уровне по ужесточению ответственности за пиратство. Этого ожидаем и мы, и правоохранительные органы.

— Предполагается уголовная ответственность?

— Да. Она есть и сейчас, правда, применяется реже административной.

— В случае с фильмом Doom вы выпустили дешевый DVD-релиз уже через месяц после выхода фильма в прокат. Не жалеете?

— Наши продажи за счет этого фильма сразу выросли в пять раз. Это показывает, что рынок готов работать с легальным продуктом, если он предлагается по конкурентной цене.

Студия Universal — часть концерна NBC Universal, 80% акций которого принадлежит General Electric.



Universal Pictures Rus — российское подразделение компании Universal Pictures International (UPI), занимается производством и распространением в России носителей с фильмами студий Universal и Warner Brothers для домашнего просмотра. Прокатом фильмов Universal в российских кинотеатрах занимается компания UIP — United International Pictures.

— Почему качество изображения на дешевых DVD, выходящих через месяц, хуже, чем на полноценных релизах?

— Это связано с небольшим «окном» — промежутком между выходом фильма в кинопрокат и появлением его на DVD. Четырех недель очень мало для подготовки полноценного издания (обычно релиз на DVD выходит через четыре месяца после премьеры в кинопрокате. — «Профиль»). Конечно, мы работаем над тем, чтобы улучшить технические методы, но это занимает время.

— Чем такая продукция отличается по качеству от пиратской?

— Кто говорил, что у пиратской продукции низкое качество?

— Зачем тогда потребителю покупать легальную продукцию? Ведь «пиратка» все равно будет появляться раньше и стоить меньше…

— Это уже вопрос из социально-этической области. Конечно, когда правообладатели хотят получать какие-то нереальные деньги, скажем 800—900 рублей за диск, может быть, есть смысл идти и покупать ничем не худшую контрафактную продукцию. Но если присутствует сопоставимая по характеристикам легальная продукция, зачем поощрять развитие теневого сектора экономики?

— Вы считаете, потребителю есть до этого дело?

— Я не знаю. Но как только мы выпустили подобный продукт на рынок, он отреагировал на него позитивно. Более того, к нему положительно отнеслись продавцы DVD.

— В других странах Universal тоже практикует выпуск дешевых DVD вскоре после выхода фильма в прокат?

— Мы предлагали низкие цены в Китае, где тоже очень высокий уровень пиратства. Что касается короткого промежутка времени между появлением фильма в прокате и выходом на DVD, то это наше собственное изобретение.

— Universal планирует использовать эту маркетинговую схему в других государствах с высоким уровнем пиратства?

— Пока нет, ведь Universal на сегодня выпустила через короткое время после премьеры по невысоким ценам только четыре фильма. Чтобы принимать решения о внедрении такого способа борьбы с пиратами в других странах, этого мало. К тому же в странах с низкой долей пиратства кинопрокатные сети и дистрибьюторы смотрят на это с некоторой опаской. Никто до конца не может просчитать влияние «окна» на результаты киносборов. Мы же находимся в ситуации, когда продукт на DVD в любом случае уже есть.

— Сократится ли доляпиратов в ближайшие годы?

— Не думаю, что мы можем ожидать резкого снижения уровня пиратской продукции в этом году. Может быть, он упадет до 87—90%. Реальных подвижек мы ожидаем через два года, когда будет более полно представлена недорогая продукция. Ведь в настоящее время из западных студий только Universal выпускает недорогие диски через месяц после премьеры в кино. Мы ожидаем, что к концу этого года многие другие студии последуют нашему примеру. Дискуссии и консультации на эту тему уже ведутся. Тогда и у продавцов появится возможность зарабатывать не на «пиратке», а на легальной продукции.

— Еще недавно основная масса DVD для российского рынка тиражировалась за рубежом. Сейчас участники рынка, в том числе и Universal, предпочитают издавать их в России. Это помогает снизить издержки?

— Нет, поликарбонат, на который приходится основная доля расходов при производстве дисков, в России стоит столько же, сколько и за границей. Просто в нашей стране имеются большие мощности по тиражированию DVD. Чтобы эти заводы перестали выпускать пиратскую продукцию, им должна быть предоставлена возможность производить легальные заказы.

— Сейчас легальные игроки начинают активно выпускать коллекционные издания. Какова на сегодня доля такой продукции?

— Я бы оценил ее в 10%, но она быстро растет. В настоящее время это один из наиболее динамично развивающихся сегментов. Рынок новинок уже сформировался, поэтому сейчас растут прежде всего продажи дешевых дисков и коллекционных изданий. На развитых рынках доля этого сегмента составляет до 25—30%. Через полтора года у нас будет то же самое.

— Насколько высок уровень локализации отечественных коллекционных изданий? Не так давно в России вышло юбилейное издание фильма «Челюсти», на котором не было звуковой дорожки в формате DTS на русском языке, но зачем-то присутствовал испанский дубляж…

— Быстро сделать качественную локализацию невозможно. Коллекционные издания делаются долго. Мы могли выпустить «Челюсти» с испанским DTS или не выпускать их вообще. Сделать в тот момент русский DTS не представлялось ни технически, ни экономически возможным.

Но уровень локализации коллекционных изданий растет. В ближайшее время мы планируем выпустить на рынок ряд локальных коллекционных изданий, которые уже больше направлены на интересы нашей аудитории и подобраны по этому принципу.

— А вкус российских зрителей сильно отличается от «среднемирового»?

— Российский потребитель, в отличие от «среднемирового», мало интересуется фильмами ужасов. Если говорить об актерах и режиссерах, то огромной популярностью в России пользуются Том Хэнкс и Стивен Спилберг.

— В России в ближайшее время будет запущен проект по загрузке фильмов через Интернет. Вы планируете продавать свой контент через сеть?

— Такой способ дистрибуции нам интересен. В мире Universal уже стартовала с подобным продуктом. В России же мы будем готовы поэкспериментировать с загрузкой фильмов уже в конце этого года. Если есть спрос, мы обязаны найти возможность его удовлетворить. Иначе это сделают другие.

Через два года в России будет ежегодно продаваться больше миллиарда DVD-дисков, считает гендиректор компании Universal Pictures Rus Егор Борисов. — Что приносит большую прибыль Universal — продажа DVD или прокат фильмов?

— На развитых рынках — в США, Японии и Западной Европе — доходы от домашнего видео превышают поступления от кинопроката. На американском рынке поступления от домашнего видео составляют около $20 млрд. в год, а от кинопроката — порядка $14 млрд. В России из-за значительной доли пиратской продукции такого не наблюдается, и компания получает основные доходы от кинопроката. Второй по объему источник доходов — продажа телевизионных прав. На DVD приходится лишь около 20% доходов Universal в России.

— Тем не менее рынок DVD у нас бурно развивается.

— Да, темпы роста просто сумасшедшие. Два года назад рынка почти не было, продавалось примерно 7—8 млн. дисков в год. С тех пор он фактически увеличился в три раза. В этом году общий объем потребления DVD-дисков в стране составит порядка 500—600 млн. штук. Еще два-три года рынок будет расти на 25—30% ежегодно. Ведь только сейчас количество DVD-плееров в России достигло 30 млн. единиц. Это та фаза, когда основное активное население уже охвачено и начинает покупать диски. Прежде чем придут новые форматы и начнется продажа фильмов через широкополосные сети, пройдет около 3—5 лет. На пике развития в год будет, возможно, продаваться свыше 1 млрд. DVD.

— Велики ли потери от деятельности пиратов?

— В прошлом году в России официально был продан 21 млн. дисков. Даже если в этом году будет реализовано в два раза больше, доля легальной продукции недотянет до 10%. Если мы говорим о рынке в 500 млн. дисков, которые в розницу в среднем стоят $3, то общие потери издателей составляют не меньше $1,5 млрд. Доля нашей компании здесь — 18%.

— Издатели DVD не пробовали бороться с пиратами самостоятельно, как это делают производители программного обеспечения?

— Сейчас практически все игроки, включая нас, разрабатывают различные методы борьбы с пиратами. Это прежде всего предоставление доступного для потребителя продукта. Также мы планируем усилить давление на торговцев, продающих пиратскую продукцию. Мы все были свидетелями действий «Первой видеокомпании», которая очень эффективно работала по этой схеме с «Ночным дозором» и «Дневным дозором». Мы имели позитивный опыт на примере фильма Doom, который для нас стал первым проектом, отработанным по подобной схеме. Сейчас многие другие компании тоже начинают применять аналогичные меры.

— Как возможно контролировать продавцов? Кто-то будет ходить и смотреть, где орудуют пираты?

— Да, сейчас в Москве этот процесс уже начат. Бригада дознавателей из Российской антипиратской организации (РАПО, основана в 1997 году российскими видеодистрибьюторами при участии Американской киноассоциации. — «Профиль») станет осуществлять мониторинг специализированной розницы. Сначала будут «просвещать» продавцов, разъяснять права и обязанности. Если не подействует, станут возбуждать соответствующие уголовные дела. Сейчас ведутся достаточно активные консультации на законодательном уровне по ужесточению ответственности за пиратство. Этого ожидаем и мы, и правоохранительные органы.

— Предполагается уголовная ответственность?

— Да. Она есть и сейчас, правда, применяется реже административной.

— В случае с фильмом Doom вы выпустили дешевый DVD-релиз уже через месяц после выхода фильма в прокат. Не жалеете?

— Наши продажи за счет этого фильма сразу выросли в пять раз. Это показывает, что рынок готов работать с легальным продуктом, если он предлагается по конкурентной цене.

Студия Universal — часть концерна NBC Universal, 80% акций которого принадлежит General Electric.



Universal Pictures Rus — российское подразделение компании Universal Pictures International (UPI), занимается производством и распространением в России носителей с фильмами студий Universal и Warner Brothers для домашнего просмотра. Прокатом фильмов Universal в российских кинотеатрах занимается компания UIP — United International Pictures.

— Почему качество изображения на дешевых DVD, выходящих через месяц, хуже, чем на полноценных релизах?

— Это связано с небольшим «окном» — промежутком между выходом фильма в кинопрокат и появлением его на DVD. Четырех недель очень мало для подготовки полноценного издания (обычно релиз на DVD выходит через четыре месяца после премьеры в кинопрокате. — «Профиль»). Конечно, мы работаем над тем, чтобы улучшить технические методы, но это занимает время.

— Чем такая продукция отличается по качеству от пиратской?

— Кто говорил, что у пиратской продукции низкое качество?

— Зачем тогда потребителю покупать легальную продукцию? Ведь «пиратка» все равно будет появляться раньше и стоить меньше…

— Это уже вопрос из социально-этической области. Конечно, когда правообладатели хотят получать какие-то нереальные деньги, скажем 800—900 рублей за диск, может быть, есть смысл идти и покупать ничем не худшую контрафактную продукцию. Но если присутствует сопоставимая по характеристикам легальная продукция, зачем поощрять развитие теневого сектора экономики?

— Вы считаете, потребителю есть до этого дело?

— Я не знаю. Но как только мы выпустили подобный продукт на рынок, он отреагировал на него позитивно. Более того, к нему положительно отнеслись продавцы DVD.

— В других странах Universal тоже практикует выпуск дешевых DVD вскоре после выхода фильма в прокат?

— Мы предлагали низкие цены в Китае, где тоже очень высокий уровень пиратства. Что касается короткого промежутка времени между появлением фильма в прокате и выходом на DVD, то это наше собственное изобретение.

— Universal планирует использовать эту маркетинговую схему в других государствах с высоким уровнем пиратства?

— Пока нет, ведь Universal на сегодня выпустила через короткое время после премьеры по невысоким ценам только четыре фильма. Чтобы принимать решения о внедрении такого способа борьбы с пиратами в других странах, этого мало. К тому же в странах с низкой долей пиратства кинопрокатные сети и дистрибьюторы смотрят на это с некоторой опаской. Никто до конца не может просчитать влияние «окна» на результаты киносборов. Мы же находимся в ситуации, когда продукт на DVD в любом случае уже есть.

— Сократится ли доляпиратов в ближайшие годы?

— Не думаю, что мы можем ожидать резкого снижения уровня пиратской продукции в этом году. Может быть, он упадет до 87—90%. Реальных подвижек мы ожидаем через два года, когда будет более полно представлена недорогая продукция. Ведь в настоящее время из западных студий только Universal выпускает недорогие диски через месяц после премьеры в кино. Мы ожидаем, что к концу этого года многие другие студии последуют нашему примеру. Дискуссии и консультации на эту тему уже ведутся. Тогда и у продавцов появится возможность зарабатывать не на «пиратке», а на легальной продукции.

— Еще недавно основная масса DVD для российского рынка тиражировалась за рубежом. Сейчас участники рынка, в том числе и Universal, предпочитают издавать их в России. Это помогает снизить издержки?

— Нет, поликарбонат, на который приходится основная доля расходов при производстве дисков, в России стоит столько же, сколько и за границей. Просто в нашей стране имеются большие мощности по тиражированию DVD. Чтобы эти заводы перестали выпускать пиратскую продукцию, им должна быть предоставлена возможность производить легальные заказы.

— Сейчас легальные игроки начинают активно выпускать коллекционные издания. Какова на сегодня доля такой продукции?

— Я бы оценил ее в 10%, но она быстро растет. В настоящее время это один из наиболее динамично развивающихся сегментов. Рынок новинок уже сформировался, поэтому сейчас растут прежде всего продажи дешевых дисков и коллекционных изданий. На развитых рынках доля этого сегмента составляет до 25—30%. Через полтора года у нас будет то же самое.

— Насколько высок уровень локализации отечественных коллекционных изданий? Не так давно в России вышло юбилейное издание фильма «Челюсти», на котором не было звуковой дорожки в формате DTS на русском языке, но зачем-то присутствовал испанский дубляж…

— Быстро сделать качественную локализацию невозможно. Коллекционные издания делаются долго. Мы могли выпустить «Челюсти» с испанским DTS или не выпускать их вообще. Сделать в тот момент русский DTS не представлялось ни технически, ни экономически возможным.

Но уровень локализации коллекционных изданий растет. В ближайшее время мы планируем выпустить на рынок ряд локальных коллекционных изданий, которые уже больше направлены на интересы нашей аудитории и подобраны по этому принципу.

— А вкус российских зрителей сильно отличается от «среднемирового»?

— Российский потребитель, в отличие от «среднемирового», мало интересуется фильмами ужасов. Если говорить об актерах и режиссерах, то огромной популярностью в России пользуются Том Хэнкс и Стивен Спилберг.

— В России в ближайшее время будет запущен проект по загрузке фильмов через Интернет. Вы планируете продавать свой контент через сеть?

— Такой способ дистрибуции нам интересен. В мире Universal уже стартовала с подобным продуктом. В России же мы будем готовы поэкспериментировать с загрузкой фильмов уже в конце этого года. Если есть спрос, мы обязаны найти возможность его удовлетворить. Иначе это сделают другие.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».