14 мая 2024
USD 91.63 -0.19 EUR 98.85 -0.1
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2010 года: "ЭКСТРЕМАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ"

Архивная публикация 2010 года: "ЭКСТРЕМАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ"

Проштрафившийся "Капитал тур" спасут по политическим соображениям. Но скандал показал, что клиенты туристических компаний до сих пор не имеют адекватной защиты. В Доминиканской Республике взвод полиции с автоматами несколько часов не выпускал из отеля тридцать российских туристов. В Паттайе, наоборот, россиян не пускали в отель, где они проживали уже несколько дней. А в "Шереметьево" людей попросту не брали на борт. Все эти события в разных концах Земли имеют одну причину: "Капитал тур", один из крупнейших российских туроператоров, заявил о невозможности выполнения своих обязательств. Всего к концу прошлой недели за рубежом попали в щекотливую ситу-ацию, по разным оценкам, от 2,7 до 15 тыс. россиян. Еще более 1,5 тыс. человек не смогли выехать на отдых. Всего же под угрозой оказался отдых 40 тыс. человек. Клиентов "Капитал тур" вол-нует, как получить назад свои деньги, другие туркомпании и чиновники беспокоятся по поводу ущерба имиджу туристической отрасли, а общест-венность вновь задается вопросом, можно ли доверять турфирмам вообще.

Проштрафившийся "Капитал тур" спасут по политическим соображениям. Но скандал показал, что клиенты туристических компаний до сих пор не имеют адекватной защиты. В Доминиканской Республике взвод полиции с автоматами несколько часов не выпускал из отеля тридцать российских туристов. В Паттайе, наоборот, россиян не пускали в отель, где они проживали уже несколько дней. А в "Шереметьево" людей попросту не брали на борт. Все эти события в разных концах Земли имеют одну причину: "Капитал тур", один из крупнейших российских туроператоров, заявил о невозможности выполнения своих обязательств. Всего к концу прошлой недели за рубежом попали в щекотливую ситу-ацию, по разным оценкам, от 2,7 до 15 тыс. россиян. Еще более 1,5 тыс. человек не смогли выехать на отдых. Всего же под угрозой оказался отдых 40 тыс. человек. Клиентов "Капитал тур" вол-нует, как получить назад свои деньги, другие туркомпании и чиновники беспокоятся по поводу ущерба имиджу туристической отрасли, а общест-венность вновь задается вопросом, можно ли доверять турфирмам вообще.

ЗАЛОЖНИКИ
Шаткое финансовое положение "Капитал тур" не было тайной для игроков туристического рынка в нашей стране. Первые слухи о том, что у компании возникли финансовые проблемы, появились еще год назад. Тогда же начальство многих российских турфирм издало распоряжения для внутреннего пользования, предостерегая от ведения бизнеса с "Капитал тур". Однако дальше этого дело не пошло. "Капитал тур" тем временем наращивал обороты. Давая большие скидки агентствам (по некоторым сведениям, 15-20%против обычных 7-12%), ком-пания привлекла множество партнеров - мелких фирм по всей России. Через эти фирмы и шел основной по-ток клиентов. Туроператор об-служивал примерно 2% всех туристов из России.
В сентябре этого года проблемы компании стали явными для всех. Тогда авиакомпания Red Wings подала в суд, требуя вернуть более 17 млн рублей за уже оказанные услуги. Дело, правда, закончилось мировым соглашением, по которому 14,5 млн рублей должны быть возвращены до конца ноября этого года. Ну а на прошлой неделе разразилась самая настоящая катастрофа. В понедельник глава "Капитал тур" Инна Бельтюкова объявила "о временной невозможнос-ти исполнения своих обязательств по всем турам с датой заезда после 17 ноября 2010 года включительно в связи с блокировкой банковских счетов". Счета действительно были арестованы 11 ноября по решению суда о взыскании 44,3 млн рублей задолженности по кредиту в пользу Московского кредитного банка (МКБ). Позднее были заблокированы и счета "Капитал тур" в Мастер-банке, на который приходится примерно 60% от общей задолженности компании в 1,3 млрд рублей.
"Почему никто не предпринял мер, если знали, что "Капитал тур" на грани банкротства?" - требуют ответа клиенты. "Пока компания сама не объявила о своем банкротстве, никто не может об этом заявить, это будет очернение деловой репутации и клевета", - объясняет "Профилю" представитель одной из крупных компаний. Более того, в сентябре "Капитал тур" прошел финансовый аудит. "Дело в том, что в ноябре у компании должно быть много оборотных средств благодаря спросу на новогодние туры, - говоритисполнительный директор cети "ТБГ. Туристические бренды" Александр Иванов. - Перед Новым годом никто не ожидал проблем".
Кстати, вот и одна из версий, почему МКБ решил именно сейчас потребовать возврата долгов: в банке рассчитывали, что у "Капитал тур" есть деньги. Но туроператор все вкладывал в наращивание оборотов, рассчитывая развить компанию, и тем самым пренебрег основными зако-нами туристического бизне-са. "Туроператорский бизнес в России - маломаржинальный, и для того, чтобы вести его разумно и правильно, не-обходимо просчитывать до-пустимый уровень риска, - объясняет президент "Ланта-тур вояж" Людмила Пучкова. - "Капитал тур" вел бизнес слишком рискованно, ставка делалась на постоянный рост объемов и оборотов с широким использованием заемных средств, давались большие комиссионные агентствам, зачастую выставлялись демпинговые цены".
Причем такая политика проводилась системно с момента создания компании, добавляет эксперт, но "в условиях развивающегося рынка эта модель бизнеса оказалась не-жизнеспособной". Согласен с ней и гендиректор туркомпании PAC GROUP Илья Иткин. По его словам, одной из основных ошибок руководства "Капитал тур" стало широкое использование заемных средств, что довольно рискованно при острой кон-куренции и невысокой рентабельности. В итоге посто-янно растущая долговая нагрузка стала непосильной для компании.

КТО ОТВЕТИТ
Руководство "Капитал тур" не ударилось в бега, была от-крыта горячая линия, представители туроператора встре-чаются с клиентами, оформляют документы, необходимые туристам для обращения в страховую компанию за возмещением ущерба. Страховщиком "Капитал тур" выступает компания "Инногарант". Но тут не все так просто.
Пока туроператор не объявлял себя банкротом, значит, страховщик будет рассмат-ривать заявления индивидуально. Правда, еще в 2009 году между "Капитал тур" и "Инногарантом" был заключен договор о 100-процентном комплексном стра-ховании от невыезда, включая банкротство туропера-тора, но эта услуга была добровольной, и лишь около половины туристов соглашались платить дополнительные деньги за такую страховку.
Дело взято под контроль Минспорттуризмом. Главы туроператоров-поставщиков сети "ТБГ. Туристические бренды", после экстренного совещания, посчитали, что "последствия остановки деятельности "Капитал тур" не являются катастрофическими в масштабах отрасли, хотя, конечно же, негативно отражаются на ее имидже".
Потребителей и общественность в целом больше всего, разумеется, волнует, каким образом будет решена проблема оплаты отелям за тех клиентов "Капитал тур", которые уже находятся на отдыхе. В принципе, на сегодняшний день средства есть. Так, МКБ, по чьей инициативе были заблокированы счета туроператора, еще во вторник на прошлой неделе принял решение "поддержать "Капитал тур" и разблокировать счета. Компания может пользоваться ими для проведения платежей. МКБ гарантирует своевременность осуществления всех операций". Как заявил представитель МКБ, банк "по-прежнему готов про-лонгировать существующий кредит и дать дополнительную ссуду под гарантии или ликвидный залог".
Как предполагает Александр Иванов, где-то за отель придется заплатить самим туристам, где-то отели пойдут навстречу и спишут долги. Платить будут и агентства, поскольку иначе туристы подадут на них в суд по возвращении.
В отдельных случаях расплачиваться придется местным турфирмам, заинтересованным в поддержании своего имиджа среди владельцев отелей. Пока же помощь оказывают российские консульства. Что касается авиакомпаний (основные перевозчики клиентов "Капитал тур" - это "Аэрофлот" и "Трансаэро"), то они обещали доставить туристов домой в любом случае.
Скандал с "Капитал тур" в очередной раз показал, что клиенты практически не защищены от подобных неприятностей, надежда на благоприятный исход в данном случае объясняется отнюдь не отработанными правилами игры.
Возможно, тем не менее, что скандал станет поводом для ужесточения правил иг-ры в турбизнесе. Например,будет увеличена сумма страховки для туркомпаний. Прав-да, если это сделают одновременно для всех, то мелкие агентства разорятся, говорит представитель одной из туркомпаний.
Что можно прогнозировать наверняка, так это вал исков к туроператору. "Капитал тур" и страховщик намерены возмещать убытки и в досудебном порядке. Скорее всего, говорят участники рынка, первыми получат возмещение те, кому было отказано в вылете.
Впрочем, возможен и вариант, когда деньги будут поделены на всех пострадавших равными суммами, не всегда покрывающими стоимость тура. "Процедура выплаты страховки нигде не прописана, все зависит от решения страховой компании", - пояснил один из туроператоров.

ОТКУДА НЕ ЖДАЛИ
Принадлежащий Михаилу Прохорову (на фото) банк "Международный финансовый клуб" (МФК) объявил, что покупает "более чем контрольный пакет" туроператора за $15 млн. Первый транш должен поступить в начале декабря. Но это только в том случае, если будет разработан детальный бизнес-план "Капитал тур" на среднесрочную перспективу и достигнуты договоренности с другими кредиторами о реструктуризации задолженности. Людмила Пучкова полагает, что вывоз туристов из отелей будет осуществляться как раз за счет суммы, выделяемой МФК. С чего вдруг МФК заинтересовался проблемной компанией, официально не объявлено, но многие участники рынка предполагают, что здесь замешана политика. "Капитал тур" некоторое время назад выиграл тендер на доставку на Олимпиаду-2014 в Сочи групп российских спортсменов, и, чтобы не раздувать скандал вокруг подготовки к Играм, Прохорову могли настоятельно рекомендовать эту сделку.

Подписывайтесь на все публикации журнала "Профиль" в Дзен, читайте наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль