26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2011 года: "Миссия невыполнима"

Архивная публикация 2011 года: "Миссия невыполнима"

Эксперты сомневаются, что реформа автошкол позволит повысить квалификацию водителей и уменьшить аварийность на дорогах.

Эксперты сомневаются, что реформа автошкол позволит повысить квалификацию водителей и уменьшить аварийность на дорогах.

Эксперты сомневаются, что реформа автошкол позволит повысить квалификацию водителей и уменьшить аварийность на дорогах.

Государство давно озабочено ростом аварийности на российских дорогах. С одной стороны, с проблемой пытаются бороться более высокими штрафами за нарушение ПДД, а с другой - улучшением подготовки водителей в автошколах. Именно для этого и была разработана новая методика приема квалификационных экзаменов на право управления транспортным средством, подписанная главным государственным инспектором безопасности дорожного движения РФ. Ее разработчики рассчитывали, что спрос с будущих водителей станет строже, а коррупция снизится. Однако на практике все может оказаться не так однозначно.

СУТЬ ДЕЛА

Пожалуй, самое важное из ожидаемых нововведений - теоретический экзамен и практическая часть, которая проводится на автодроме, передается в руки экзаменаторов из автошкол. Инспектор ГИБДД будет принимать только вождение по городу.

Теоретический экзамен должен стать строже. Во-первых, вводится система штрафных задач за один или два неправильных ответа. Три ошибки в любом случае означают, что экзамен не сдан.

Также, согласно новой методике, все автошколы должны иметь современные автодромы. Ориентировочная стоимость одного такого автодрома составляет порядка 30 млн рублей. Как вариант - один автодром могут построить для совместного пользования несколько автошкол.

Именно на таких автодромах будет проходить не только обучение вождению, но и сдача экзаменов. Правильность выполнения упражнений определяется при помощи датчиков, вмонтированных в покрытие автодрома и в автомобиль. При этом экзаменатор в автомобиле не присутствует. Практический экзамен на автодроме будет состоять из 12 обязательных упражнений. Еще одно важное новшество - сдача вождения по городу инспектору ГИБДД записывается на видео. Экзаменатор отмечает ошибки при помощи специального пульта. Время хранения видеозаписи с отмеченными ошибками, которые можно будет обжаловать, - один год.

Рациональное зерно в предлагаемых реформах есть. Увеличивается количество часов вождения за счет сокращения времени, отпущенного на теорию. Улучшится и оснащение автошкол, которым для получения лицензии нужно будет не только иметь доступ к современному автодрому, но и обязательно обзавестись тренажерами, наглядными пособиями и современными компьютерными классами. Объяснение материала на пальцах уходит в прошлое.

"Затеянная реформа убивает сразу многих зайцев, и с ее помощью можно было бы навести порядок в этом хозяйстве. Укрупнятся автошколы, и их станет легче контролировать, обновится техническая база, - считает преподаватель автошколы, автор многих учебных пособий Андрей Финкель. - Разгружается ГИБДД - вместо трех экзаменов она будет принимать только вождение по городу и оформлять водительские удостоверения, станет меньше коррупции".

ГЛАДКО НА БУМАГЕ…

Однако далеко не все эксперты настроены так оптимистично. Скептики полагают, что авторы новой методики учли не все аспекты подготовки будущих водителей, как и не разобрались во всех проблемах приема квалификационных экзаменов. Директор автошколы ФГУ ОНМЦ Вячеслав Максимычев видит главную трудность в системе пересдачи экзамена в ГИБДД. "С первого раза экзамен по вождению сдают только 10-15 % кандидатов, это 3-4 человека из группы. Через день на экзамен приходит еще одна группа, где с первого раза тоже сдают только 4 человека. И так каждую неделю, - говорит Максимычев. - Те, кто не сдал, приходят на пересдачу через неделю, а это значит, что от недели к неделе число экзаменуемых все растет и растет. Инспектор не железный, он просто физически не выдержит такого числа учащихся, а значит, вынужден выдавать права даже тем, кто не готов стать водителем".

Не все ладно и с автодромами. Идея в принципе правильная, но далеко не все школы могут вложиться в строительство столь дорогих объектов. Но те, кто не будет иметь доступа к автодрому, не смогут вести обучение, а значит, должны закрыться. Количество школ уменьшится, сократится предложение услуг. Те школы, которые смогут построить автодромы, должны будут возвращать вложенные деньги, следовательно, можно ожидать роста платы за обучение.

Между тем Вячеслав Максимычев видит проблему плохой подготовки водителей отнюдь не только в плохом оснащении автошкол или в количестве учебных часов, а в уровне подготовки инструкторов. В пример он приводит Германию, где после ужесточения требований к инструкторам в 1971 году качество подготовки существенно улучшилось. Доказательство тому - статистика ДТП со смертельным исходом. "Они (реформаторы. - "Профиль") забывают, что российский инструктор, обучающий теории и вождению, может иметь очень низкую квалификацию, - напоминает Вячеслав Максимычев. - Любой желающий может получить удостоверение мастера за два часа и 5 тыс. рублей. Государство этот процесс никак не контролирует". В Германии же, например, кандидатов в инструкторы тщательно проверяют и тестируют. От них требуется техническое образование и водительское удостоверение всех категорий. Затем идет обучение (700 часов) и экзамен, который сдают далеко не все. Те, кто сдал, приступают к самостоятельному обучению только после 5 месяцев преподавания в автошколе под надзором опытного учителя.

Директор Центральной автошколы Сергей Лобарев тоже весьма критически высказывается о планируемых нововведениях. Его вообще очень удивило, что первая часть практического экзамена (автодром) контролируется автошколой, а вторая остается за государством. Ведь в конечном итоге все опять будет зависеть от настроения или добропорядочности работника ГИБДД.

Эксперт считает, что если уж отдавать автошколам право приема экзаменов, то всех. Недоволен он и тем, что планируется наказывать автошколы, чьи выпускники - даже те, которые сдали экзамен, - попадают в ДТП в первые три года своего стажа: "Где это слыхано, чтобы наказывали вуз, чей выпускник составил неправильно смету, неверно сделал проект дома, поставил неправильный диагноз и так далее? Может, наш выпускник не слушал ничего на занятиях, подкупил экзаменатора, выпил за рулем, хотя знает, что так делать нельзя. При чем здесь автошкола?"

На этом вопросы не заканчиваются. Протесты вызывает запрет самостоятельной подготовки будущего водителя и отмена сдачи экзаменов экстерном. "Неужели в группе, где учатся еще 40 человек, будущий водитель лучше усвоит материал, чем на занятиях с частным инструктором? - недоумевает Сергей Лобарев. - Разве репетиторство мешает поступлению, например, в институт?" В той же Европе широко практикуется индивидуальная подготовка водителей, когда инструктор готовит от одного до трех учеников, и такая практика дает отличные результаты. "Безусловно, подготовка водителей должна быть пересмотрена, - говорит Сергей Лобарев, - но почему бы не согласовать предстоящую реформу с нами?"

В итоге предпринимаемые усилия могут во многом пропасть даром. Взятки в ГИБДД останутся, стоимость обучения возрастет, а качество подготовки водителей не улучшится. И новая методика приема квалификационных экзаменов на право управления транспортным средством пополнит список неудавшихся российских реформ.

ИГРЫ БЮРОКРАТОВ

Новые правила приема квалификационных экзаменов на право управления транспортным средством должны были вступить в силу 1 ноября 2011 года, но этого не произошло из-за бюрократических неувязок. Как пояснил заместитель начальника отдела организационно-методического обеспечения регистрационно-экзаменационных подразделений УГИБДД ГУВД по Московской области Алексей Капранов, "методика, подписанная 9 июня 2009 года..., в связи с представлением Генеральной прокуратуры и с заключением Министерства юстиции РФ в подразделениях ГИБДД ГУВД по Московской области не применяется. Прием квалификационных экзаменов осуществляется в соответствии с методикой от 9 августа 2001 года". В представлении Генпрокуратуры и Минюста говорится, что данная методика была издана "в нарушение правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и государственной регистрации, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года № 10-09" и поэтому подлежит отмене. Однако, как уверяют в МВД, после исправления бюрократических ошибок методика будет обязательно введена в действие. Правда, пока никто не может назвать точных сроков ее вступления в силу.

НОВЫЕ ПРАВИЛА

ТЕОРИЯ

Введение штрафных задач за каждый неправильный ответ:

1 ошибка - 5 штрафных задач;

2 ошибки - 10 штрафных задач;

2 ошибки в соседних билетах (с 1-го по 5-й, либо с 6-го по 10-й, либо с 11-го по 15-й, либо с 16-го по 20-й) - экзамен не сдан;

3 ошибки - экзамен не сдан.

ВОЖДЕНИЕ: ПЛОЩАДКА

1. Старт. 2. Остановка и начало движения на подъеме. 3. Проезд пешеходного перехода.

4. Повороты на 90 градусов. 5. "Змейка". 6. Разворот и парковка .

7. Параллельная парковка задним ходом. 8. Проезд регулируемого перекрестка.

9. Проезд нерегулируемого железнодорожного переезда. 10. Полоса разгона.

11. Аварийная остановка (экстренная). 12. Финиш.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».