14 мая 2024
USD 91.63 -0.19 EUR 98.85 -0.1
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2006 года: "Нерентабельный миф"

Архивная публикация 2006 года: "Нерентабельный миф"

Чем прирастает богатство России? Знамо давно — Сибирью. Ради чего затевались грандиозные сибирские стройки? Ради будущих поколений. Похоже, подобные старые мифы начнут вскоре вновь возрождаться по мере реанимации российскими властями советской стратегии активного промышленного освоения Восточной Сибири. Нефтепровод Тайшет—Находка, строительство Богучанской и Туруханской ГЭС, алюминиевого завода, целлюлозно-бумажного комбината, освоение нефтегазовых месторождений Восточной Сибири… Ничего по масштабам соизмеримого с названными индустриальными проектами в России не обсуждалось давно.

Реанимация идей масштабной индустриализации Сибири заставляет задуматься о нескольких проблемах. Во-первых, о том, сколь адекватно промышленное развитие на территориях с очень суровым климатом и массовое переселение туда людей. Во-вторых, об экологии: сибирские промышленные проекты в состоянии нанести серьезный урон региону, где расположены уникальные природные объекты: Байкал и таежные леса. Есть и аспект сугубо экономический. Размещение производительных сил на территории Восточной Сибири имеет серьезные экономические минусы, порождая предприятия с ограниченной конкурентоспособностью, которые в будущем, весьма вероятно, не смогут выжить без дотаций. Российским властям стоит задуматься, давая отмашку «второй серии» промышленного освоения Сибири.

О конкурентоспособности
Ключевая проблема размещения производств в Восточной Сибири — удаленность от рынков сбыта продукции. Расстояние до ближайших портов и европейской части РФ — более 4000 км. Размещать здесь предприятия, особенно экспортно-ориентированные, весьма рискованно, ведь повышенные транспортные издержки существенно снизят их конкурентоспособность.

В советское время эту проблему решали посредством дотирования дальних перевозок. В рыночной экономике это вряд ли возможно. Какова цена «транспортного вопроса» для конкретных проектов? По оценкам, тариф на транспортировку западносибирской нефти по восточному нефтепроводу составит около $100 за тонну (свыше $13 за баррель), на перекачку нефти из Восточной Сибири — чуть меньше: $86 за тонну ($11,8 за баррель). Нефть из Западной Сибири понадобится потому, что в Восточной Сибири ее пока мало для рентабельного функционирования нефтепровода, строить который решили, не дожидаясь результатов доразведки восточносибирских месторождений.

Конечно, при нынешних мировых ценах на нефть такие издержки не кажутся серьезной проблемой. Но если цены упадут до $30—35 за баррель, транспортные издержки станут для экспортеров неподъемными, и транспортировку нефти придется дотировать. Причем из бюджета, хотя последний также испытает серьезные проблемы в случае падения мировых цен на нефть.

Не лучше ситуация и с конкурентоспособностью других проектов в Восточной Сибири. Например, производство алюминия. Экономика Богучанского алюминиевого завода будет весьма похожа на экономику действующих алюминиевых производств, расположенных в этом регионе (Братский, Красноярский, Саянский алюминиевые заводы). Характерная их особенность — высокий уровень затрат на транспортировку продукции. Чтобы обеспечить производство алюминия на этих заводах, необходимо импортировать глинозем и нефтяной кокс, которые, как правило, ввозятся в Россию через дальневосточные порты и транспортируются по железной дороге. Затраты на транспортировку сырья, необходимого для производства одной тонны первичного алюминия, составляют $55—60, а затраты на последующую транспортировку 1 тонны алюминия на экспорт до порта или пограничного перехода — еще $60. Таким образом, только дополнительные транспортные издержки производства алюминия, обусловленные нерациональным размещением алюминиевых заводов, составляют примерно $120 за тонну, или 10% от среднемировых издержек производства одной тонны алюминия. Неудивительно, что в средней структуре затрат на производство 1 тонны алюминия в России транспортные издержки сегодня занимают одну из ведущих позиций, превышая 10% от общих затрат.

Это беспрецедентная ситуация, которая серьезно снижает конкурентоспособность российских производителей алюминия на мировом рынке. Пока цены алюминия на Лондонской бирже металлов выше $2000 за тонну, и проблема вроде бы незаметна. Однако цена вполне может вернуться к уровню $1000 за тонну, как в первой половине 90-х годов.

Конкуренты российских производителей алюминия не связаны столь серьезным бременем транспортных расходов, так как большинство алюминиевых заводов расположено гораздо ближе к портам и рынкам сбыта продукции. Российские заводы выигрывают лишь за счет дешевой электроэнергии находящихся вблизи гидроэлектростанций — стоимость электроэнергии для производителей алюминия в России колеблется от 0,4 до 1,5 цента за кВт/ч против 2—3 центов для зарубежных конкурентов. Если в будущем тарифы гидроэлектростанций будут учитывать возмещение капитальной стоимости их строительства, по оценке, они приблизятся к тем же 2—3 центам за киловатт-час, лишив российские алюминиевые заводы конкурентных преимуществ, связанных с фактором, который в алюминиевом мире известен как captive power («захваченная» электроэнергия близлежащих дешевых источников). Однако «захват» будет означать, что предприятия алюминиевой промышленности получат более дешевую электроэнергию за счет ее удорожания для нас с вами: по сообщениям Федеральной гидрогенерирующей компании, достройку Богучанской ГЭС планируется осуществлять за счет инвестиционной составляющей в составе тарифа ОАО «ГидроОГК» и платы за услуги РАО «ЕЭС России».

Переселение народов
Строительство новых энергетических объектов в Восточной Сибири (Богучанская, Туруханская ГЭС) потребует развития в этом регионе масштабных производственных мощностей. Иначе производимая электроэнергия попросту окажется невостребованной. Здесь уже существует избыток генерирующих мощностей, а возможности для экспорта электроэнергии ограниченны: ее трудно передавать на дальние расстояния из-за растущих потерь, а экспорт на китайский рынок затруднен из-за жесткой позиции КНР по цене импортируемого электричества.

Отсюда попытка увязать строительство новых энергомощностей с созданием крупных промышленных объектов. Это означает необходимость массового переселения в этот регион людей, создания дорогостоящей социальной инфраструктуры. Реальные издержки этого никто не считал. Расходы только на социалку могут оказаться весьма существенными. Кто будет финансировать строительство жилых домов, городской инфраструктуры, объектов социальной сферы десятков тысяч переселенцев?

Плохая идея
Идея реализации крупных промышленных проектов в Сибири — не самая удачная. Однако почему не построить заводы ближе к портам? Зачем везти западносибирскую нефть в Приморье за $100 за тонну? Зачем строить новые крупные гидроэлектростанции в регионе, где нет неудовлетворенного спроса на электроэнергию? Ведь для того, чтобы такой спрос создать, нужно придумывать новые крупные промышленные объекты, удаленные от рынков сбыта. Круг замкнулся. Мы столкнулись с классическим случаем конфликта между централизованным планированием (порождением которого являются перечисленные проекты) и здравым смыслом. Подавляющее большинство сибирских промышленных проектов — плод чиновничьих идей. Единственный пример обратного — предложения «Базэла» по строительству Богучанского алюминиевого завода, связанные, однако, с нехитрым стремлением заполучить дешевую электроэнергию Богучанской ГЭС, которую достроят на безвозмездно собранные средства потребителей.

Вполне возможно, что руководители нашей страны, предлагая и обсуждая новые промышленные проекты по развитию Восточной Сибири, руководствуются некими высшими соображениями. Но если таковые есть, надо понять, насколько они перевешивают соображения элементарной экономической рентабельности.

Некоторые ведущие предприятия и компании Сибири
Республика Бурятия
«Бурятзолото»; СУЭК; Улан-Удэнский авиационный завод; Селенгинский целлюлозно-картонный комбинат; Байкальская лесная компания; Улан-Удэнская тонкосуконная мануфактура; Улан-Удэнская макаронная фабрика
Республика Тыва
Артели «Ойна» и «Тыва» (золотодобыча)
Республика Саха (Якутия)
«АЛРОСА»; «Сахалес»; «Саханефтегаз»; «Якутуголь»; «Полюс Золото»; «Сургутнефтегаз»; «Нерюнгриуголь»
Алтайский край
БМК «Меланжист Алтая» (текстильная
промышленность); «Барнаултрансмаш»; Барнаульский станкостроительный завод; Рубцовский машзавод; «Сибприбормаш»; «Алтайхимпром»; Алтайский тракторный
завод; «Сибэнергомаш»; «Бийскэнергомаш»; ОАО «Пава» (бывшая АПК «Хлеб
Алтая»); «Сибагромаш»; «Алтай-Кокс»;
«Алтайвагон»; «Полюс Золото»
Красноярский край
Красноярский алюминиевый завод;
ГМК «Норильский никель»; «Миллероволес»; Ачинский глиноземный комбинат;
«Полюс Золото»; Ачинский НПЗ;
Красноярский завод цветных металлов им. В.Н. Гулидова; Красноярский завод
комбайнов; Енисейский ЦБК; «Пикра»
(пивоваренная компания); СУЭК; «Евразруда» (горнорудное подразделение группы
«ЕвразХолдинг»)
Кемеровская область
«Южный Кузбасс»; Западно-Сибирский металлургический комбинат; Новокузнецкий металлургический комбинат; «Южкузбассуголь»; СУЭК; «Евразруда»; Новокузнецкий алюминиевый завод
Республика Хакасия
СУЭК; «Евразруда»; Саяногорский алюминиевый завод; «Саянал» (производство фольги)
Тюменская область
«Сургутнефтегаз»; ТНК-ВР; «Славнефть»; «ЛУКОЙЛ»; ЮКОС; «Роснефть»; «Газпром»; «Русснефть»; «Нортгаз»; НОВАТЭК
Иркутская область
ТНК-ВР; «Роснефть»; Ангарская нефтехимическая компания; «Байкал-лес»; Байкальский ЦБК; Восточно-Сибирская ЛПК;
«ИлимСибЛес»; СУЭК; «Илим Братск ДОК» (деревообрабатывающая промышленность); Усть-Илимский лесопильно-деревообрабатывающий завод; Братский ЛПК; Коршуновский ГОК; Братский алюминиевый завод; Иркутский алюминиевый завод; Корпорация «Иркут» (авиастроение)
Томская область
«Томскнефть-ВНК»; Томский нефтехими
ческий комбинат; «Томскгазпром»; Восточно-Сибирская лесопромышленная компания; Сибирский завод экстрактов и биотехнологий; ФГУП «Сибирский химический комбинат»
Омская область
Омский НПЗ; «Омский бекон»;
ФГУП «Завод нефтяного оборудования
«Полет»; «Омсктрактор»; «Омский каучук»
Хабаровский край
Амурский судостроительный завод;
Бикинский лесозавод; Амурский мебельно-деревообрабатывающий комбинат;
Дальневосточный сталепрокатный завод; Артель старателей «Амур»; «Амурметалл»; «Дальвостметалл»; Комсомольский-на-
Амуре НПЗ; Хабаровский НПЗ; Комсомольское-на-Амуре авиапроизводственное
объединение; Highland Gold Mining Ltd.
(золотодобыча); СУЭК
Новосибирская область
ТНК-ВР; «Инмарко» (крупнейший производитель мороженого в РФ); Новосибирский оловянный комбинат; Завод сибирского транспортного машиностроения; «Запсибэнергомаш»; ФГУП «Новосибирский аффинажный завод»; «Сибстроймаш»; Новосибирский металлургический завод им. Кузьмина
Приморский край
Приморский ГОК; Дальневосточная лесоэкспортная компания; «Приморские лесопромышленники»; Дальневосточное морское
пароходство; ГМК «Дальполиметалл»;
«Роснефть» (она же — в Сахалинской обл.); Нефтяная компания «Альянс»; СУЭК
Амурская область
«Полюс Золото»; «Амурзолото»;
«Покровский рудник»; «Дальвостуголь»
Курганская область
Завод колесных тягачей «Русич»;
«Курганмашзавод»; «Кургансельмаш»

Чем прирастает богатство России? Знамо давно — Сибирью. Ради чего затевались грандиозные сибирские стройки? Ради будущих поколений. Похоже, подобные старые мифы начнут вскоре вновь возрождаться по мере реанимации российскими властями советской стратегии активного промышленного освоения Восточной Сибири. Нефтепровод Тайшет—Находка, строительство Богучанской и Туруханской ГЭС, алюминиевого завода, целлюлозно-бумажного комбината, освоение нефтегазовых месторождений Восточной Сибири… Ничего по масштабам соизмеримого с названными индустриальными проектами в России не обсуждалось давно.

Реанимация идей масштабной индустриализации Сибири заставляет задуматься о нескольких проблемах. Во-первых, о том, сколь адекватно промышленное развитие на территориях с очень суровым климатом и массовое переселение туда людей. Во-вторых, об экологии: сибирские промышленные проекты в состоянии нанести серьезный урон региону, где расположены уникальные природные объекты: Байкал и таежные леса. Есть и аспект сугубо экономический. Размещение производительных сил на территории Восточной Сибири имеет серьезные экономические минусы, порождая предприятия с ограниченной конкурентоспособностью, которые в будущем, весьма вероятно, не смогут выжить без дотаций. Российским властям стоит задуматься, давая отмашку «второй серии» промышленного освоения Сибири.

О конкурентоспособности

Ключевая проблема размещения производств в Восточной Сибири — удаленность от рынков сбыта продукции. Расстояние до ближайших портов и европейской части РФ — более 4000 км. Размещать здесь предприятия, особенно экспортно-ориентированные, весьма рискованно, ведь повышенные транспортные издержки существенно снизят их конкурентоспособность.

В советское время эту проблему решали посредством дотирования дальних перевозок. В рыночной экономике это вряд ли возможно. Какова цена «транспортного вопроса» для конкретных проектов? По оценкам, тариф на транспортировку западносибирской нефти по восточному нефтепроводу составит около $100 за тонну (свыше $13 за баррель), на перекачку нефти из Восточной Сибири — чуть меньше: $86 за тонну ($11,8 за баррель). Нефть из Западной Сибири понадобится потому, что в Восточной Сибири ее пока мало для рентабельного функционирования нефтепровода, строить который решили, не дожидаясь результатов доразведки восточносибирских месторождений.

Конечно, при нынешних мировых ценах на нефть такие издержки не кажутся серьезной проблемой. Но если цены упадут до $30—35 за баррель, транспортные издержки станут для экспортеров неподъемными, и транспортировку нефти придется дотировать. Причем из бюджета, хотя последний также испытает серьезные проблемы в случае падения мировых цен на нефть.

Не лучше ситуация и с конкурентоспособностью других проектов в Восточной Сибири. Например, производство алюминия. Экономика Богучанского алюминиевого завода будет весьма похожа на экономику действующих алюминиевых производств, расположенных в этом регионе (Братский, Красноярский, Саянский алюминиевые заводы). Характерная их особенность — высокий уровень затрат на транспортировку продукции. Чтобы обеспечить производство алюминия на этих заводах, необходимо импортировать глинозем и нефтяной кокс, которые, как правило, ввозятся в Россию через дальневосточные порты и транспортируются по железной дороге. Затраты на транспортировку сырья, необходимого для производства одной тонны первичного алюминия, составляют $55—60, а затраты на последующую транспортировку 1 тонны алюминия на экспорт до порта или пограничного перехода — еще $60. Таким образом, только дополнительные транспортные издержки производства алюминия, обусловленные нерациональным размещением алюминиевых заводов, составляют примерно $120 за тонну, или 10% от среднемировых издержек производства одной тонны алюминия. Неудивительно, что в средней структуре затрат на производство 1 тонны алюминия в России транспортные издержки сегодня занимают одну из ведущих позиций, превышая 10% от общих затрат.

Это беспрецедентная ситуация, которая серьезно снижает конкурентоспособность российских производителей алюминия на мировом рынке. Пока цены алюминия на Лондонской бирже металлов выше $2000 за тонну, и проблема вроде бы незаметна. Однако цена вполне может вернуться к уровню $1000 за тонну, как в первой половине 90-х годов.

Конкуренты российских производителей алюминия не связаны столь серьезным бременем транспортных расходов, так как большинство алюминиевых заводов расположено гораздо ближе к портам и рынкам сбыта продукции. Российские заводы выигрывают лишь за счет дешевой электроэнергии находящихся вблизи гидроэлектростанций — стоимость электроэнергии для производителей алюминия в России колеблется от 0,4 до 1,5 цента за кВт/ч против 2—3 центов для зарубежных конкурентов. Если в будущем тарифы гидроэлектростанций будут учитывать возмещение капитальной стоимости их строительства, по оценке, они приблизятся к тем же 2—3 центам за киловатт-час, лишив российские алюминиевые заводы конкурентных преимуществ, связанных с фактором, который в алюминиевом мире известен как captive power («захваченная» электроэнергия близлежащих дешевых источников). Однако «захват» будет означать, что предприятия алюминиевой промышленности получат более дешевую электроэнергию за счет ее удорожания для нас с вами: по сообщениям Федеральной гидрогенерирующей компании, достройку Богучанской ГЭС планируется осуществлять за счет инвестиционной составляющей в составе тарифа ОАО «ГидроОГК» и платы за услуги РАО «ЕЭС России».

Переселение народов

Строительство новых энергетических объектов в Восточной Сибири (Богучанская, Туруханская ГЭС) потребует развития в этом регионе масштабных производственных мощностей. Иначе производимая электроэнергия попросту окажется невостребованной. Здесь уже существует избыток генерирующих мощностей, а возможности для экспорта электроэнергии ограниченны: ее трудно передавать на дальние расстояния из-за растущих потерь, а экспорт на китайский рынок затруднен из-за жесткой позиции КНР по цене импортируемого электричества.

Отсюда попытка увязать строительство новых энергомощностей с созданием крупных промышленных объектов. Это означает необходимость массового переселения в этот регион людей, создания дорогостоящей социальной инфраструктуры. Реальные издержки этого никто не считал. Расходы только на социалку могут оказаться весьма существенными. Кто будет финансировать строительство жилых домов, городской инфраструктуры, объектов социальной сферы десятков тысяч переселенцев?

Плохая идея

Идея реализации крупных промышленных проектов в Сибири — не самая удачная. Однако почему не построить заводы ближе к портам? Зачем везти западносибирскую нефть в Приморье за $100 за тонну? Зачем строить новые крупные гидроэлектростанции в регионе, где нет неудовлетворенного спроса на электроэнергию? Ведь для того, чтобы такой спрос создать, нужно придумывать новые крупные промышленные объекты, удаленные от рынков сбыта. Круг замкнулся. Мы столкнулись с классическим случаем конфликта между централизованным планированием (порождением которого являются перечисленные проекты) и здравым смыслом. Подавляющее большинство сибирских промышленных проектов — плод чиновничьих идей. Единственный пример обратного — предложения «Базэла» по строительству Богучанского алюминиевого завода, связанные, однако, с нехитрым стремлением заполучить дешевую электроэнергию Богучанской ГЭС, которую достроят на безвозмездно собранные средства потребителей.

Вполне возможно, что руководители нашей страны, предлагая и обсуждая новые промышленные проекты по развитию Восточной Сибири, руководствуются некими высшими соображениями. Но если таковые есть, надо понять, насколько они перевешивают соображения элементарной экономической рентабельности.

Некоторые ведущие предприятия и компании Сибири

Республика Бурятия

«Бурятзолото»; СУЭК; Улан-Удэнский авиационный завод; Селенгинский целлюлозно-картонный комбинат; Байкальская лесная компания; Улан-Удэнская тонкосуконная мануфактура; Улан-Удэнская макаронная фабрика

Республика Тыва

Артели «Ойна» и «Тыва» (золотодобыча)

Республика Саха (Якутия)

«АЛРОСА»; «Сахалес»; «Саханефтегаз»; «Якутуголь»; «Полюс Золото»; «Сургутнефтегаз»; «Нерюнгриуголь»

Алтайский край

БМК «Меланжист Алтая» (текстильная

промышленность); «Барнаултрансмаш»; Барнаульский станкостроительный завод; Рубцовский машзавод; «Сибприбормаш»; «Алтайхимпром»; Алтайский тракторный

завод; «Сибэнергомаш»; «Бийскэнергомаш»; ОАО «Пава» (бывшая АПК «Хлеб

Алтая»); «Сибагромаш»; «Алтай-Кокс»;

«Алтайвагон»; «Полюс Золото»

Красноярский край

Красноярский алюминиевый завод;

ГМК «Норильский никель»; «Миллероволес»; Ачинский глиноземный комбинат;

«Полюс Золото»; Ачинский НПЗ;

Красноярский завод цветных металлов им. В.Н. Гулидова; Красноярский завод

комбайнов; Енисейский ЦБК; «Пикра»

(пивоваренная компания); СУЭК; «Евразруда» (горнорудное подразделение группы

«ЕвразХолдинг»)

Кемеровская область

«Южный Кузбасс»; Западно-Сибирский металлургический комбинат; Новокузнецкий металлургический комбинат; «Южкузбассуголь»; СУЭК; «Евразруда»; Новокузнецкий алюминиевый завод

Республика Хакасия

СУЭК; «Евразруда»; Саяногорский алюминиевый завод; «Саянал» (производство фольги)

Тюменская область

«Сургутнефтегаз»; ТНК-ВР; «Славнефть»; «ЛУКОЙЛ»; ЮКОС; «Роснефть»; «Газпром»; «Русснефть»; «Нортгаз»; НОВАТЭК

Иркутская область

ТНК-ВР; «Роснефть»; Ангарская нефтехимическая компания; «Байкал-лес»; Байкальский ЦБК; Восточно-Сибирская ЛПК;

«ИлимСибЛес»; СУЭК; «Илим Братск ДОК» (деревообрабатывающая промышленность); Усть-Илимский лесопильно-деревообрабатывающий завод; Братский ЛПК; Коршуновский ГОК; Братский алюминиевый завод; Иркутский алюминиевый завод; Корпорация «Иркут» (авиастроение)

Томская область

«Томскнефть-ВНК»; Томский нефтехими

ческий комбинат; «Томскгазпром»; Восточно-Сибирская лесопромышленная компания; Сибирский завод экстрактов и биотехнологий; ФГУП «Сибирский химический комбинат»

Омская область

Омский НПЗ; «Омский бекон»;

ФГУП «Завод нефтяного оборудования

«Полет»; «Омсктрактор»; «Омский каучук»

Хабаровский край

Амурский судостроительный завод;

Бикинский лесозавод; Амурский мебельно-деревообрабатывающий комбинат;

Дальневосточный сталепрокатный завод; Артель старателей «Амур»; «Амурметалл»; «Дальвостметалл»; Комсомольский-на-

Амуре НПЗ; Хабаровский НПЗ; Комсомольское-на-Амуре авиапроизводственное

объединение; Highland Gold Mining Ltd.

(золотодобыча); СУЭК

Новосибирская область

ТНК-ВР; «Инмарко» (крупнейший производитель мороженого в РФ); Новосибирский оловянный комбинат; Завод сибирского транспортного машиностроения; «Запсибэнергомаш»; ФГУП «Новосибирский аффинажный завод»; «Сибстроймаш»; Новосибирский металлургический завод им. Кузьмина

Приморский край

Приморский ГОК; Дальневосточная лесоэкспортная компания; «Приморские лесопромышленники»; Дальневосточное морское

пароходство; ГМК «Дальполиметалл»;

«Роснефть» (она же — в Сахалинской обл.); Нефтяная компания «Альянс»; СУЭК

Амурская область

«Полюс Золото»; «Амурзолото»;

«Покровский рудник»; «Дальвостуголь»

Курганская область

Завод колесных тягачей «Русич»;

«Курганмашзавод»; «Кургансельмаш»

Подписывайтесь на все публикации журнала "Профиль" в Дзен, читайте наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль