Наверх
21 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2011 года: "Номерная недостаточность"

Столкнувшись с дефицитом номерных знаков для автомобилей, власти не смогли придумать ничего лучшего, чем перевыпустить госномера с вышедшими из употребления сериями.   Начиная с 2012 года регистрационные номерные знаки для автомобилей начнут выдавать повторно. Эксперимент пройдет пока только в Москве, но ведь и заканчиваются знаки прежде всего в столице. Хотя помимо идеи использования утилизированных ранее номеров были и другие варианты.
   
РЕГИОН 200 
 Современная система номерных знаков применяется уже 18 лет, с 1994 года, и за это время некоторые серии (по номеру региона) успели кончиться. Мы не сами изобрели эту систему, а позаимствовали ее у Франции. Французам она уже без надобности — они давно в Евросоюзе с соответствующими номерными знаками, — а нам пригодилась. Даже менять ничего не стали. А скорректировать хотя бы количество цифр, увеличив их до четырех, в голову никому не пришло. Даже коды регионов столиц Франции и России почти совпали: код Парижа был 75, а первым московским кодом стал 77. Но какова площадь земель и численность населения Франции и какова территория и численность России… Теперь это наша проблема.
   Всего в Российской Федерации насчитывается 89 регионов. К ним нужно прибавить еще два региона — Москву и Санкт-Петербург, которым присвоены собственные номера, да не один, а несколько. Так, за Москвой закреплены номерные знаки с кодами 77, 97 и 99; за Санкт-Петербургом — 78 и 98. По несколько кодов имеют не только столицы нашей страны, но и Красноярский и Пермский края, Иркутская и Калининградская области и ряд других регионов. Таким образом, к сегодняшнему дню нет ни одного свободного регионального номера, используются все — от 01 до 99. Правда, есть еще два номера — малоиспользуемый 94 и несуществующий 00, но они не только не спасут ситуацию, а, наоборот, сделают ее более комичной. Гораздо больше помогла появившаяся в 2005 году цифра 1 перед кодом региона — 116, 152, 161, 177 и так далее: количество уникальных номерных знаков увеличилось ровно вдвое. Но и эта хитрость сейчас уже выработала свой ресурс. Дело в том, что региональные коды не могут быть больше 199, поскольку стандартный размер номера в его левой части позволяет разместить там лишь единицу и еще две цифры. Скажем, 200 уже просто не поместится на знаке.
   
ЦИФРЫ КОНЧИЛИСЬ  
Естественно, что и код каждого региона имеет свои ограничения из-за основной буквенно-цифровой части номерного знака. Вычислить лимит очень легко. Берем десять цифр от 0 до 9 и 12 букв, которые есть и в кириллице, и в латинице: А, В, Е, К, М, Н, О, Р, С, Т, У, Х. Итого получается максимум 1728 тыс. уникальных комбинаций номерных знаков. И это с учетом «блатных» серий (ААА, ООО, АМР и ЕКХ). Соответственно если их исключить, то возможных вариантов станет несколько меньше.
   По данным агентства «Автостат», в прошлом году в России было продано 1,4 млн новых автомашин и перепродано 3,5 млн автомобилей с пробегом. Следовательно, ежегодный расход государственных регистрационных номерных знаков — 5 млн штук, и количество это год от года растет вместе с продажами и перепродажами. В некоторых регионах запаса номерных знаков хватит на 30 и более лет, а где-то все резервы уже выработаны. Например, в Москве подходит к концу последняя региональная серия 197, которая должна кончиться в середине 2012 года так же, как до нее кончились серии 77, 97, 99, 177 и 199.
   
ПОМНЮ — НЕ ПОМНЮ  
Другой минус выбранной системы — трудность запоминания номерных знаков. Знак состоит из двух чисел, одно из которых трехзначное — запомнить его гораздо сложнее, чем четырехзначное, легко бьющееся на два двузначных. Буквы номерного знака тоже разбиты на две группы и никак не складываются во что-то осмысленное. Основная часть номерного знака может дублироваться 98 раз, каждый раз с новым кодом региона, который, кстати, пишется более мелким шрифтом. Перепутать два номера, которые отличаются только кодом региона, очень легко. В случае ДТП номера часто никем не запоминаются, а если и запоминаются, то не полностью. Это может привести к обвинению невиновного, но в ГИБДД отметают эту возможность. «Определением полного номерного знака автомобиля занимается целый отдел специалистов. Если цифры номера не совпадают с маркой, моделью и цветом машины, то специалисты быстро вычисляют настоящего виновника ДТП», — говорит заместитель начальника отдела пропаганды управления ГИБДД Главного управления МВД по Московской области, капитан полиции Андрей Алексеев.
   Таким образом, у существующей системы номерных знаков есть серьезные недостатки: малый резерв региональных серий и буквенно-цифровых сочетаний, плохая запоминаемость номерных знаков и проблемы идентификации. Но должны же быть хоть какие-то плюсы?
   Конечно, есть! Один — маленький. Благодаря тому, что на номерных знаках используются только буквы, которые есть и в кириллице, и в латинице, мы можем выезжать на своих автомобилях за границу без получения временных регистрационных номеров той страны, куда направляемся. Как часто мы этим пользуемся? Автотуризм у нас как явление практически отсутствует, а с подорожанием топлива и вовсе сходит на нет. Кстати, с нового года акциз увеличивается еще примерно на 1,5 рубля, что на АЗС выльется рублей в пять. Плюс международности явно переоценен, по Европе мы не разъезжаем так, как это, наверное, виделось российским чиновникам в далеком 1994 году.
   
ВЫХОД ЕСТЬ?  
Искать решение данной проблемы власти начали уже очень давно, и каждое из предложений заслуживает внимания. Например, предлагалось ввести новые номерные знаки, без указания кодов регионов. Но как заявил тогда еще главный государственный инспектор безопасности дорожного движения РФ генерал-полковник милиции Виктор Кирьянов, этот вариант возможен только в том случае, если будет разрешено регистрировать автомобили в любом регионе РФ. Но без привязки к региону автомобили не регистрируются ни в одной стране мира — анархия впрок не идет.
   По мнению еще одного экс-главы ГАИ, а ныне сенатора Владимира Федорова, решить проблему «автомобилизированных» регионов на десятилетия вперед могло введение дополнительных буквенных символов, что привело бы к появлению в каждом регионе еще около 20 млн свободных номеров.
   Предлагалось оставить в номере и две буквы вместо трех, как это практикуется в Европе, а за счет этого изменить цифровой код на четырехзначный. Такой комбинации могло бы хватить на те же 20 млн автомобилей.
   Был еще вариант ввести в ГОСТ возможность нестандартного написания номеров — более узким шрифтом, — но это вступало в противоречие с требованиями Евросоюза по читаемости знака на расстоянии.
   Гораздо ближе к реальности оказался вариант, предложенный еще в сентябре 2008 года. Он предполагал введение постоянных номерных знаков, закрепленных за автомобилями. Это позволило бы не менять номера при смене владельца автомобиля, что, в свою очередь, могло бы устранить дефицит государственных зна-ков и ускорило бы работу ГИБДД. Но у такой схемы есть серьезный минус — невозможность продажи автомобиля в другой регион РФ. Поняв это, господин Кирьянов предложил иной путь — дать автомобилистам возможность сохранять за собой номерной знак своего бывшего автомобиля. Эта система уже давно действует, но пользуются ею единицы, несмотря на то, что для сохранения прежнего номерного знака нужно лишь написать заявление на имя начальника МРЭО. Дело в том, что оставить за собой номерной знак можно только в том случае, если сами таблички в хорошем состоянии, а существовать без автомобиля они могут всего 30 дней.
   Многие сознательные автомобилисты при всем своем желании не могут помочь государству и оставить за собой номерной знак с проданного автомобиля. Причиной тому низкое качество выпускаемых номеров.
   Согласно технологии, служить номерные знаки должны десятилетиями: основа из алюминиевого сплава не красится, а обтягивается светоотражающей пленкой, которая уже содержит надпись RUS, российский флаг и голографические знаки (серые квадраты с надписью RUS). Производится эта пленка не в России (у нас нет таких высоких технологий), а в Европе, откуда поставляется на один из пяти российских заводов по производству номерных знаков. Кстати, всего в России работает двадцать пять таких заводов, но клеить пленку могут только пять. Уже после наклейки пленки происходит штамповка и покраска. Результат можем наблюдать мы все — на наших знаках либо пленка облезает, либо краска стирается.
   {PAGE}
БЕЗОТХОДНЫЙ ПРОЦЕСС  
Но самой «живучей» оказалась идея, вовсе не претендующая на оригинальность: выдавать начиная с 2012 года госномера повторно. Пока только в Москве. Как рассказал «Профилю» заместитель начальника управления департамента ОБДД МВД России, полковник полиции Александр Борисов, уже в следующем году в столице появится возможность выдачи регистрационных знаков с кодами регионов, вышедшими из пользования, например 77, 99 и т.д.: «Эти номера ранее были утилизированы, но теперь могут быть перевыпущены».
   Если же брать другие, менее автомобилизированные регионы, то запаса номеров там хватит еще на долгие годы. Так, например, в Нижегородской области автопарк ежегодно прирастает на 25 тыс. машин. Если учесть тенденцию вторичного рынка, где объемы перепродаж превышают объемы продаж новых автомобилей в три раза, то получится, что нижегородцы «тратят» 100 тыс. номерных знаков в год. Следовательно двух серий 52 и 152 (3,456 млн знаков), хватит на 34 с половиной года. По этой же формуле выходит, что в Подмосковье запаса номерных знаков с кодами 50, 90, 150 и 190 хватит на 25 лет. Знаки кончатся только тогда, когда региональные автопарки вырастут до количества запасов номерных знаков.
   Так что принятое решение — лучшее из возможных, и в ближайшее время дефицит автомобильных номерных знаков России не грозит. Но расслабляться рано. Теперь автомобилистам предстоит переживать, не перейдут ли «грехи» прежнего владельца знака на нового.
   

   Александр БОРИСОВ, заместитель начальника управления департамента ОБДД МВД России, полковник полиции:
   «Сохранить конкретный номерной знак за машиной можно при смене собственника по взаимному согласию бывшего и нового хозяев, а также при наследовании, но только в пределах одного субъекта РФ. Если же машина «переедет» в другой регион, пусть даже соседний, то номер у нее поменяется. По аналогии сохранить регистрационный знак сможет лизингополучатель, когда транспортное средство зарегистрировано на него и по окончании договора лизинга происходит переход права собственности. В этом случае достаточно поменять свидетельство о регистрации ТС и сделать соответствующую запись в ПТС. Госпошлина в этом случае за выдачу государственного регистрационного знака не взимается, а вот если собственник хочет сохранить старый номер для своего нового автомобиля, то ее придется заплатить».

   

   СРУ НА ССУ
   С госномерами связаны и казусы. Так, наша коллега из Point.ru, получая в МРЭО транзитный номер, стала свидетельницей ситуации, когда инспектор несколько раз выкликал: «Номер 666 без очереди никому не нужен?» Желающих не находилось, автолюбители предпочитали терпеливо ждать своей очереди.
   А в городе Сургуте автомобилисты, недавно купившие машины, одно время не торопились получать номера в ГИБДД, поскольку местная автоинспекция приступила к выдаче номеров серии СРУ. На город были выделены все 999 номеров этой серии, поэтому автовладельцы и ждали, когда «неприличные» номера разберут другие. На что инспектора лишь отвечали: пока не раздадим эти, других не ждите. Неблагозвучный номер впоследствии можно поменять за 500 рублей. Другими непопулярными сочетаниями букв являются ССУ, ХАМ, ХЕР, ХУЕ, НАХ, ВОР.
Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK