Наверх
19 октября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2006 года: "Охотники за пиратами"

Российские исследования опровергли отчеты западных экспертов. Пиратство есть, но оно не так страшно, как его малюют международные организации. Кто и зачем мешает России вступить в ВТО и наводит ужас на ее американских партнеров?Творцы апокалипсиса
   ВЦИОМ опубликовал цифры первого всероссийского исследования ситуации с интеллектуальным пиратством. Шокированы были даже специалисты. Причем шокированы приятно. Оказалось, что подавляющее большинство россиян (78%) негативно относятся к нарушению авторских прав. Это полностью опровергло тезис о правовом нигилизме россиян в отношении авторских прав, который активно культивируется на Западе, прежде всего в США. При этом свое отношение к пиратству респонденты готовы продемонстрировать не только на словах, но и на деле. 40,3% опрошенных заявили, что проигнорируют предложение о приобретении нелегальной продукции.

   Исследователи пришли к интересным выводам. Уровень пиратства в России как минимум вдвое ниже, нежели его пытаются изобразить зарубежные критики. Население вообще морально давно готово приобретать лицензионную продукцию. Выяснился еще один примечательный факт — Россия не является поставщиком пиратской продукции в другие страны, а сама выступает рынком для контрафактной продукции. Дело в том, что в год мы покупаем примерно 775 млн. дисков. А имеющиеся в стране мощности, по оценке специалистов, в состоянии производить не более 300—400 млн. дисков. То есть почти половину всех проданных дисков к нам завозят из-за рубежа.

   Это первое серьезное исследование, проведенное независимыми экспертами. Несмотря на то, что раньше никто не обладал достоверной информацией, в отчетах западных специалистов гуляли самые разные цифры. Так, в докладе Международного союза по защите прав интеллектуальной собственности (IIPA) сказано, что в 2005 году потери компаний из-за российского пиратства составили $1,7 млрд. Любопытно, что в докладе за 2004 год фигурировала точно такая же цифра. Интересно и то, на каком фоне она представлена. «Проблема нарушения авторских прав в России просто огромна — ситуация одна из худших в мире», — говорится в докладе. Дальше сотрудники IIPA дают рекомендации правительству США «немедленно приостановить право России на преференции по торговле в рамках GSP, а также использовать другие средства, включая отказ на вступление России в ВТО, чтобы заставить российское правительство активно применять законодательство в области авторских прав». Напомним, тема соблюдения авторских прав и якобы «варварского нарушения» этих прав в России остается одной из острых тем на переговорах между Россией и США (при этом Америка остается одной из трех стран, с которыми переговоры до сих пор не завершились, и, соответственно, эти три страны препятствуют вступлению России в ВТО).

   Такие доклады IIPA помогают писать в другой организации — это Международная федерация производителей фонограмм (IFPI). Она официально представляет интересы крупных иностранных производителей видео- и аудиопродукции и борется с пиратством. Долгие годы IFPI ведет серьезную работу на территории России: вывозит на зарубежные семинары депутатов Государственной думы и сотрудников правоохранительных органов, активно поощряет журналистов, пишущих о вреде пиратства, выезжает в рейды на российские оборонные заводы (на которых, как считается, производятся большие объемы контрафактной продукции). Между тем люди, давно работающие на рынке интеллектуальной продукции, не скрывают, что IFPI в первую очередь работает на себя. «Это закономерно, такие организации всегда преследуют интересы только своих учредителей. Статистика, как известно, — это большая ложь, особенно когда надо навести на всех ужас», — говорит директор ассоциации российских изготовителей аудио- и видеопродукции «Дискальянс» Петр Поройков.

   Остается лишь догадываться, насколько оправдан в этих условиях повышенный интерес зарубежных контролеров именно к оборонным заводам как «рассадникам» контрафакта. Или там наличествует еще и другой, сопутствующий интерес?

   Вдохновителем создания IFPI был американский Альянс интеллектуальной собственности, который объединяет ассоциации издателей, производителей музыки, кинопродюсеров, а также имеет права на многие патенты и изобретения. Интерес в России у этих организаций, помимо всего прочего, простой — сугубо коммерческий. Ибо российский рынок сегодня растет неимоверными темпами.

Борьба с президентом
   Петр Поройков пытался работать с IFPI и будучи чиновником, и на общественных началах. Вначале он был приятно удивлен активностью Международной федерации, но успехов это сотрудничество не принесло. «Оказалось, что у нас разная идеология, — говорит г-н Поройков. — IFPI считает, что корень зла и проблема пиратства в России в количестве заводов. А мы, наоборот, говорим, что заводов мало. Вины производителей в пиратстве нет. И вообще очень хорошо, что наша страна перестала быть дремучей, люди стали покупать CD вместо кассет и DVD вместо VHS». Заводам, утверждает Петр Поройков, просто не с чего наживаться. Изготовление диска стоит 8 рублей, 30 рублей — авторские права, 6 рублей — коробочка. При этом цена на рынке среднего CD — 120 рублей. То есть примерно 76 рублей составляет наценка оптовых и розничных продавцов.

   Но если с музыкальной продукцией ситуация более или менее стабильная, то с кино — намного хуже. По апрельскому опросу ВЦИОМа оказалось, что доля нелегальных аудиодисков составляет 20%, а видеодисков — 40%. Этому нашлось простое объяснение. «Так получилось, что россияне покупают в основном российскую музыку, — объясняет директор «Дискальянса». — С кино все катастрофичнее. К сожалению, мы предпочитаем в основном западную продукцию, а она довольно дорогая. Представьте, после премьеры проходит не меньше 6—8 недель, а потом выходит лицензионный диск стоимостью около $20. Высокая цена приводит покупателей к подделке».

    На совещании в правительстве 3 апреля Владимир Путин заявил, что считает ужесточение наказания за пиратство односторонней мерой. Президент предложил идти не только силовым, но и экономическим путем: «На легальную продукцию нужно снижать цены — и тогда контрафакта не будет». Это уже давно поняли и проделали российские производители. Скажем, последние отечественные блокбастеры — «Дневной дозор» и «9 рота» — производились в двух вариантах. Подарочный, коллекционный диск стоил 300—400 рублей, а тот же фильм массовому покупателю, скажем, в магазине «Ашан» обошелся всего в 53 рубля. Деятельность пиратов стала просто нерентабельной.

   Иностранцы, однако, оказались не готовы к снижению цены. Их консолидированное мнение тут же выразил представитель Международной федерации производителей фонограмм Игорь Пожитков. Он выступил с ответным заявлением: «Власть нам начинает указывать, что цены на легальную продукцию очень высокие. Но мы никого не заставляем покупать. Не надо переживать, будет продаваться наша продукция или нет. Если кому-то хочется послушать бесплатно — есть радио».

Борьба с законом
   В последнее время официальный представитель Международной федерации производителей фонограмм вообще избегает конструктивного диалога. В СМИ прошла информация, что Пожитков жаловался, как тяжело заниматься защитой авторских прав в стране, президент которой якобы списал у иностранцев свою кандидатскую диссертацию. Высокопоставленный чиновник одного из министерств так прокомментировал работу г-на Пожиткова: «Еще несколько лет назад мы пытались с ним сотрудничать. Все-таки это довольно серьезная организация. Но сейчас работаем со всеми западными ассоциациями и фондами, кроме IFPI. В последнее время Игорь Борисович стал просто неадекватен».

   Это, впрочем, не мешает Международной федерации развивать бурную деятельность. Сейчас IFPI, по сути дела, возглавила борьбу против подготовленной к первому чтению четвертой части Гражданского кодекса. Ее уже внесли в Госдуму от имени президента. Первое чтение намечено на май, третье — в осеннюю сессию. На рынке к этой инициативе относятся позитивно, ведь нынешний закон был принят в 1993 году, а тогда это была совсем другая страна и другие реалии. Но IFPI преследует свои цели: режиссирует и вдохновляет борьбу против четвертой части ГК, оказывает давление не только на экспертов, но и на государственных чиновников. Дело дошло до того, что на заседании комитета по интеллектуальной собственности ТПП представители Роспатента пригрозили внести альтернативную президентскому варианту четвертую часть ГК. Чиновники не скрывают, что вбрасывать свою версию, если что, будут через депутатов.

   Объяснить, чем четвертая часть ГК не угодила IFPI, толком не может даже представитель этой организации. «Исполнения нового закона не будет, — утверждает Игорь Пожитков и дальше аргументирует: — Потому что его надо еще изучать». По мнению Петра Поройкова, IFPI просто жаль проделанной работы. Долгие 15 лет Международная федерация вела методичную работу, собирала семинары, создавала прецеденты, практически развернула милицейскую и судебную систему. И теперь этой практике придет конец. Будет новый закон, и всю «подрывную деятельность» (в смысле декларируемую как антипиратская) придется проводить заново.

   Безусловно, на Западе законы позволяют IFPI вести борьбу совсем на другом уровне. Международная федерация оформила уже около 2000 судебных исков против граждан 10 европейских стран. Таким образом, общее число преследуемых пользователей пиринговых сетей может вырасти до 5500 человек. Среди обвиняемых — финский плотник, британский почтальон, чешский IT-менеджер, немецкий судья. Все они были пользователями p2p-сетей. То есть, проще говоря, брали с соседних серверов музыку, выложенную туда другими пользователями.

   По российскому законодательству пользователей p2p-сетей нельзя привлечь к ответственности. Но тут любопытно другое. Вместо того чтобы помогать готовить законодательную базу и способствовать работе депутатов и юристов, IFPI, вроде бы вступая в противоречие со своими же декларируемыми принципами и интересами, начинает просто-напросто тормозить законотворческую деятельность.

   Заместитель председателя Российского и Московского фондов защиты прав потребителей Александр Дучицкий считает, что российских пользователей самих надо защищать от охотников за пиратами. И в этом деле Россия не нуждается в помощи из-за границы: «Мы в Америку не лезем, чего не скажешь о них». «За границей вообще полно всяких организаций. У них множество интересов. Прикрываются эти фонды и ассоциации то благотворительными, то спасительными целями. А чем они на самом деле занимаются и на какие деньги живут, одному богу известно, — рассуждает г-н Дучицкий. — Дыма без огня не бывает, и, конечно, Россия пока не победила пиратство. Но эта борьба не должна мешать развитию страны, вступлению в международные организации». На вопрос о вступлении России в ВТО Александр Дучицкий ответил философски: «Сейчас нам мешают, а дальше будут мешать еще больше… Выйти замуж — не напасть, как бы замужем не пропасть».
   Довольно любопытный анализ на тему несовершенства законодательства, регулирующего отношения в области авторского права, содержится в недавно вышедшей на Западе книге профессора Стэнфордского университета Лоуренса Лессига (Lawrence Lessig. Free Culture: The Nature and Future of Creativity. Penguin, 2005). Он пишет там о системном кризисе, на пороге которого стоит американское общество: американцы могут лишиться одной из важных составляющих демократической традиции — свободы творчества. До последнего времени эта свобода была совершенно естественна. Независимость авторов от государства гарантирует Первая поправка к Конституции США (о свободе слова), в то время как от произвола частного бизнеса защищала сбалансированная система охраны авторских прав. Однако в последние десятилетия законодательство закрепляет все больше прав именно за собственниками. Появление Интернета, распространение цифровых технологий совершило революцию, результатом которой мог стать невиданный всплеск творческой активности миллионов людей. Этого, однако, не произошло! Напротив, Интернет еще больше обострил противоречия между интересами владельцев интеллектуальной собственности и интересами новых авторов. На смену обществу, в котором культурные ценности свободно используются и перерабатываются новыми авторами, приходит страна с культурной аристократией, где на каждый акт творчества нужно испрашивать разрешение. Является ли это закономерным развитием концепции авторского права? — сомневается Лессиг.

   Он пишет о том, что рынок интеллектуальной собственности все больше монополизируется. Так, в США пяти компаниям принадлежат 85% газет и журналов, почти 85% музыкального рынка контролируется пятью звукозаписывающими компаниями.

   Когда Интернет только появился на свет, то первое время он характеризовался полным пренебрежением правами собственника. Сейчас общество бросается в другую крайность: тот же Интернет превратился в пространство, где на все надо спрашивать разрешение. Автор призывает найти новое, сбалансированное решение. Ведь между двумя полюсами — строжайшей охраной всех прав и полным отсутствием охраны каких-либо прав — есть золотая середина: охрана некоторых прав.

   Погоня за прибылью не должна лишить нас свободы творить и общаться.

   (Реферат книги Лессига цитируется по журналу

   «Отечественные записки», № 4, 2005).

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK