26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2000 года: "Регулярные части экономики"

Архивная публикация 2000 года: "Регулярные части экономики"

Роль государства в экономике будет возрастать. Об этом прямо заявил и.о. президента Владимир Путин. Что имел в виду новый хозяин Кремля? Насколько возможно и допустимо вмешательство государства в экономику?Алексей Улюкаев, заместитель директора Института проблем переходной экономики: "Существует два подхода и два понимания регулирования экономики государством. На Западе это регулирование институтов. То есть создание общих правил взаимоотношений в экономике: порядка заключения контрактов, регистрации сделок,-- создание приемлемой налоговой системы и т.п.
Есть и другое понимание госрегулирования -- регулирование деятельности организаций. Так его принято понимать в России. Государство во втором случае берет на себя многие функции бизнеса. Фактически становится одной из организаций, действующих на рынке. Я не знаю, по каким принципам строится нынешнее российское госрегулирование. Ситуацию можно охарактеризовать как хаос. Непонятны приоритеты экономического развития. Точнее, понятно, что у нас сейчас в приоритетах все вплоть до ритуальных услуг. Непонятно, насколько сильно государство собирается присутствовать в экономике.
Базовые принципы государственного регулирования экономики, на мой взгляд, очень просты. Первое -- нейтральность государственного регулирования по отношению к различным категориям налогоплательщиков, кредитополучателей, импортеров, экспортеров и т.п.
Второе -- стабильность правил государственного регулирования. То есть правила не должны кардинально меняться, так как иначе невозможно элементарное планирование бизнеса и, соответственно, ни о каком развитии речи быть не может.
Третье. Устанавливаемые государством правила не должны противоречить природе бизнеса. Например, налоги должны быть такими, чтобы их реально можно было бы заплатить.
Четвертое. Регулирование должно служить приоритетным направлениям экономического развития. И последнее. Нельзя допускать, чтобы государство торговалось с субъектами экономики. В частности, в вопросах налогообложения и вообще в вопросах соблюдения установленных правил, как это происходит сейчас, например, в отношении компаний ТЭК.
К сожалению, большинство перечисленных условий в России не соблюдается. Наше государство по причине собственной слабости торгуется с компаниями по поводу уплаты налогов. Это недопустимо.
Кроме того, не определены приоритеты развития экономики. С моей точки зрения, они должны основываться на нескольких простых принципах. Нашими преимуществами являются, во-первых, очень емкий внутренний рынок и, во-вторых, огромный интеллектуальный ресурс. При этом сохранилась система воспроизводства этого ресурса. Нашим серьезным ограничителем является недостаток средств.
Поэтому первым приоритетом, ориентированным на внутренний рынок, должны стать пищевая и легкая промышленность, фармацевтика. Они не требуют больших капиталовложений и имеют огромный рынок сбыта. Кроме того, очевидно, что эти отрасли в процессе развития могут вытянуть за собой весь аграрно-промышленный комплекс.
Вторым приоритетом, ориентированным на усиление наших экспортных позиций, должен стать наш интеллектуальный потенциал. Здесь целесообразно развивать такие области, как компьютерное обеспечение, технологии и т.п.
Выделение приоритетов совершенно не значит, что им нужно давать какие-то льготы. Льготы вредны по определению. Они не имеют права на существование. Значительно лучше впрямую инвестировать в эти области государственные деньги. Кроме прямого инвестирования, государство должно продвигать своих производителей на внешнем рынке, выступать в качестве своеобразного рекламного агента, отстаивать их интересы на переговорах с ВТО и так далее.
Безусловно, все эти меры предполагают серьезную реорганизацию всей государственной машины. Но если этого не сделать, нас ждет стагнация и окончательное превращение в страну третьего мира".
Сергей Глазьев, председатель комитета по экономической политике Государственной думы: "Речь должна идти не об увеличении или уменьшении государственного регулирования экономики, а о повышении его эффективности. Нужно перейти к политике гибкого денежного предложения для производственной сферы (в том числе предоставить промышленности возможность получать дешевые кредиты), снизить процентные ставки, пресечь нелегальный вывоз капитала за рубеж и ввести реальный валютный контроль.
Необходима и налоговая реформа, существенное снижение налогового бремени на производство с одновременной мобилизацией в доход государства средств от источников, по праву ему принадлежащих: природной ренты, прибыли от эксплуатации государственной собственности, в особенности в сфере естественных монополий.
Рыночные механизмы должны быть освобождены от давления организованной преступности. Нужно расчистить товаропроводящую сеть от криминальных посреднических монополий, организовать эффективную защиту законно приобретенных прав собственности и усилить ответственность должностных лиц, управляющих этой собственностью. Защитить судебную систему от давления криминала и произвола исполнительной власти.
Должны быть искоренены многочисленные факты нанесения государственными руководителями ущерба обороноспособности и национальным интересам страны. В том числе должна быть немедленно погашена задолженность правительства по оборонному заказу".
Несмотря на довольно серьезные расхождения во взглядах на то, какую роль должно играть в экономике государство и какого рода реформы нужны сейчас России, все экономисты, даже либеральной направленности, утверждают, что для проведения последовательных экономических реформ государство должно быть дееспособным.
Первоочередные меры, на которые должен будет пойти новый президент, очевидны. Прежде всего -- выработка понятных и логичных правил деятельности субъектов экономики, в частности в области банковского и финансового сектора. С другой стороны, государство должно реально соблюдать и защищать права инвесторов (как внешних, так и внутренних, как корпоративных, так и частных). Поскольку понятно, что без создания благоприятного инвестиционного климата никакие деньги в российскую экономику "не придут" и никакого роста нам не видать как своих ушей.
Наряду с этим придется четко определиться с направлениями господдержки и "на полную катушку" запустить процессы по банкротству. Впрочем, для всего этого премьеру потребуется как минимум команда серьезных экономистов. И встанет второй вопрос. Любого рода структурные реформы, которые направлены на возрождение промышленности и создание более или менее эффективной налоговой системы и т.п., неизбежно упрутся в необходимость снижения налогов и отказа от "дойки" сырьевых отраслей.
И то и другое опять же неизбежно ознаменуется серьезным падением доходов государства и, как следствие, уровня жизни населения. Безусловно, если реформы пройдут успешно, уровень жизни и доходы через несколько лет начнут расти. Однако эти несколько лет придется терпеть серьезный рост социальной напряженности. А это означает усиление роли силовых структур и не самое либеральное отношение к оппозиции.
Все перечисленное слишком просто и слишком сложно одновременно. Просто потому, что очевидно. Сложно потому, что желающего провести такого рода преобразования ждет ожесточенное сопротивление на всех уровнях. И со стороны коррумпированного и неэффективного госаппарата, и со стороны привыкшего к отсутствию серьезного контроля частного сектора. Поэтому-то необходимым для таких реформ элементом является укрепление силовых структур -- от служб безопасности до налоговой полиции.
Предвыборная пора, безусловно, не позволяет Владимиру Путину уже сейчас вводить жесткие и непопулярные меры госконтроля и госрегулирования. Но до выборов осталось всего два месяца. А дальше руки нового президента будут развязаны. Обнадеживает то, что (как следует из международного опыта) после проведения жестких экономических реформ следует неизбежный "откат" в сторону социально-ориентированной политики. К власти, как правило, приходят оппозиционные социалисты, которые серьезно увеличивают социальные расходы, пенсии, пособия и т.п. При активно развивающемся реальном секторе и подъеме экономики такое можно себе позволить. Но это, как говорится, уже другая история.

Роль государства в экономике будет возрастать. Об этом прямо заявил и.о. президента Владимир Путин. Что имел в виду новый хозяин Кремля? Насколько возможно и допустимо вмешательство государства в экономику?Алексей Улюкаев, заместитель директора Института проблем переходной экономики: "Существует два подхода и два понимания регулирования экономики государством. На Западе это регулирование институтов. То есть создание общих правил взаимоотношений в экономике: порядка заключения контрактов, регистрации сделок,-- создание приемлемой налоговой системы и т.п.

Есть и другое понимание госрегулирования -- регулирование деятельности организаций. Так его принято понимать в России. Государство во втором случае берет на себя многие функции бизнеса. Фактически становится одной из организаций, действующих на рынке. Я не знаю, по каким принципам строится нынешнее российское госрегулирование. Ситуацию можно охарактеризовать как хаос. Непонятны приоритеты экономического развития. Точнее, понятно, что у нас сейчас в приоритетах все вплоть до ритуальных услуг. Непонятно, насколько сильно государство собирается присутствовать в экономике.

Базовые принципы государственного регулирования экономики, на мой взгляд, очень просты. Первое -- нейтральность государственного регулирования по отношению к различным категориям налогоплательщиков, кредитополучателей, импортеров, экспортеров и т.п.

Второе -- стабильность правил государственного регулирования. То есть правила не должны кардинально меняться, так как иначе невозможно элементарное планирование бизнеса и, соответственно, ни о каком развитии речи быть не может.

Третье. Устанавливаемые государством правила не должны противоречить природе бизнеса. Например, налоги должны быть такими, чтобы их реально можно было бы заплатить.

Четвертое. Регулирование должно служить приоритетным направлениям экономического развития. И последнее. Нельзя допускать, чтобы государство торговалось с субъектами экономики. В частности, в вопросах налогообложения и вообще в вопросах соблюдения установленных правил, как это происходит сейчас, например, в отношении компаний ТЭК.

К сожалению, большинство перечисленных условий в России не соблюдается. Наше государство по причине собственной слабости торгуется с компаниями по поводу уплаты налогов. Это недопустимо.

Кроме того, не определены приоритеты развития экономики. С моей точки зрения, они должны основываться на нескольких простых принципах. Нашими преимуществами являются, во-первых, очень емкий внутренний рынок и, во-вторых, огромный интеллектуальный ресурс. При этом сохранилась система воспроизводства этого ресурса. Нашим серьезным ограничителем является недостаток средств.

Поэтому первым приоритетом, ориентированным на внутренний рынок, должны стать пищевая и легкая промышленность, фармацевтика. Они не требуют больших капиталовложений и имеют огромный рынок сбыта. Кроме того, очевидно, что эти отрасли в процессе развития могут вытянуть за собой весь аграрно-промышленный комплекс.

Вторым приоритетом, ориентированным на усиление наших экспортных позиций, должен стать наш интеллектуальный потенциал. Здесь целесообразно развивать такие области, как компьютерное обеспечение, технологии и т.п.

Выделение приоритетов совершенно не значит, что им нужно давать какие-то льготы. Льготы вредны по определению. Они не имеют права на существование. Значительно лучше впрямую инвестировать в эти области государственные деньги. Кроме прямого инвестирования, государство должно продвигать своих производителей на внешнем рынке, выступать в качестве своеобразного рекламного агента, отстаивать их интересы на переговорах с ВТО и так далее.

Безусловно, все эти меры предполагают серьезную реорганизацию всей государственной машины. Но если этого не сделать, нас ждет стагнация и окончательное превращение в страну третьего мира".

Сергей Глазьев, председатель комитета по экономической политике Государственной думы: "Речь должна идти не об увеличении или уменьшении государственного регулирования экономики, а о повышении его эффективности. Нужно перейти к политике гибкого денежного предложения для производственной сферы (в том числе предоставить промышленности возможность получать дешевые кредиты), снизить процентные ставки, пресечь нелегальный вывоз капитала за рубеж и ввести реальный валютный контроль.

Необходима и налоговая реформа, существенное снижение налогового бремени на производство с одновременной мобилизацией в доход государства средств от источников, по праву ему принадлежащих: природной ренты, прибыли от эксплуатации государственной собственности, в особенности в сфере естественных монополий.

Рыночные механизмы должны быть освобождены от давления организованной преступности. Нужно расчистить товаропроводящую сеть от криминальных посреднических монополий, организовать эффективную защиту законно приобретенных прав собственности и усилить ответственность должностных лиц, управляющих этой собственностью. Защитить судебную систему от давления криминала и произвола исполнительной власти.

Должны быть искоренены многочисленные факты нанесения государственными руководителями ущерба обороноспособности и национальным интересам страны. В том числе должна быть немедленно погашена задолженность правительства по оборонному заказу".

Несмотря на довольно серьезные расхождения во взглядах на то, какую роль должно играть в экономике государство и какого рода реформы нужны сейчас России, все экономисты, даже либеральной направленности, утверждают, что для проведения последовательных экономических реформ государство должно быть дееспособным.

Первоочередные меры, на которые должен будет пойти новый президент, очевидны. Прежде всего -- выработка понятных и логичных правил деятельности субъектов экономики, в частности в области банковского и финансового сектора. С другой стороны, государство должно реально соблюдать и защищать права инвесторов (как внешних, так и внутренних, как корпоративных, так и частных). Поскольку понятно, что без создания благоприятного инвестиционного климата никакие деньги в российскую экономику "не придут" и никакого роста нам не видать как своих ушей.

Наряду с этим придется четко определиться с направлениями господдержки и "на полную катушку" запустить процессы по банкротству. Впрочем, для всего этого премьеру потребуется как минимум команда серьезных экономистов. И встанет второй вопрос. Любого рода структурные реформы, которые направлены на возрождение промышленности и создание более или менее эффективной налоговой системы и т.п., неизбежно упрутся в необходимость снижения налогов и отказа от "дойки" сырьевых отраслей.

И то и другое опять же неизбежно ознаменуется серьезным падением доходов государства и, как следствие, уровня жизни населения. Безусловно, если реформы пройдут успешно, уровень жизни и доходы через несколько лет начнут расти. Однако эти несколько лет придется терпеть серьезный рост социальной напряженности. А это означает усиление роли силовых структур и не самое либеральное отношение к оппозиции.

Все перечисленное слишком просто и слишком сложно одновременно. Просто потому, что очевидно. Сложно потому, что желающего провести такого рода преобразования ждет ожесточенное сопротивление на всех уровнях. И со стороны коррумпированного и неэффективного госаппарата, и со стороны привыкшего к отсутствию серьезного контроля частного сектора. Поэтому-то необходимым для таких реформ элементом является укрепление силовых структур -- от служб безопасности до налоговой полиции.

Предвыборная пора, безусловно, не позволяет Владимиру Путину уже сейчас вводить жесткие и непопулярные меры госконтроля и госрегулирования. Но до выборов осталось всего два месяца. А дальше руки нового президента будут развязаны. Обнадеживает то, что (как следует из международного опыта) после проведения жестких экономических реформ следует неизбежный "откат" в сторону социально-ориентированной политики. К власти, как правило, приходят оппозиционные социалисты, которые серьезно увеличивают социальные расходы, пенсии, пособия и т.п. При активно развивающемся реальном секторе и подъеме экономики такое можно себе позволить. Но это, как говорится, уже другая история.

ВЛАДИМИР ЗМЕЮЩЕНКО

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».