26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 1999 года: "Тариф на час"

Архивная публикация 1999 года: "Тариф на час"

На прошлой неделе правительство приняло постановление, предусматривающее новый порядок регулирования тарифов на продукцию и услуги естественных монополистов -- "Газпрома", РАО ЕЭС и МПС. Как это может отразиться на уровне цен на газ, электроэнергию, железнодорожные перевозки? Не является ли это "вторым изданием" мертворожденного детища первого вице-премьера Николая Аксененко -- картельного соглашения, согласно которому крупнейшие компании, в том числе естественные монополисты и нефтяники, обязались не повышать цену на свою продукцию?Владимир Милов, начальник Управления экономического анализа и развития систем регулирования Федеральной энергетической комиссии РФ: "Хочу сразу предостеречь от нагнетания ненужного ажиотажа вокруг этого постановления. Сам факт его принятия не повлечет за собой никаких резких пересмотров тарифной политики в отношении естественных монополий.
Дело все в том, что еще в марте этого года правительство Примакова приняло другой документ на эту же тему за номером 253, где как раз предусматривались жесткие административные ограничения деятельности органов государственного регулирования в области ценообразования для естественных монополий. Тогда этот вопрос обсуждался в связи с тем, что после кризиса 17 августа затраты естественных монополистов в рублевом исчислении выросли, а тарифы на их продукцию остались прежними.
В соответствии с этим мартовским постановлением тарифы в первом полугодии 1999 года должны были вырасти не более чем на 15%, что не совсем соответствовало экономическим реалиям. Мировые финансовые организации, прежде всего МВФ, расценили это постановление как административное вмешательство правительства в деятельность органов регулирования естественных монополий. В принципе, это действительно так. Ведь если правительство не может решить своих проблем в области контроля над инфляцией, то причем тут естественные монополии?
Поэтому летом, когда решался вопрос о выделении России очередного кредита МВФ, одним из условий его предоставления стало принятие нового постановления в области регулирования и установления цен и тарифов для естественных монополий, которое отменяло бы действие мартовского документа.
Однако отменять мартовское постановление не пришлось, так как срок его действия ограничивался всего шестью месяцами с момента принятия. Таким образом, постановление правительства РФ N1158, вступившее в силу на прошлой неделе, ничего коренным образом не меняет, лишь подтверждая наши полномочия по регулированию тарифов для естественных монополий на основании базовых экономических показателей. В понятие базовых экономических показателей, на основании которых происходит пересмотр цен и тарифов, входят следующие составляющие: 1) мы должны компенсировать естественным монополиям их обоснованные затраты, то есть включить в стоимость тарифа затраты на топливо, заработную плату и т.д.; 2) в стоимость тарифа должна быть включена прибыль компании (при этом конкретный размер прибыли устанавливается путем переговоров монополиста и контролирующей структуры, в ходе которых учитывается множество факторов, в том числе инвестиционные потребности монополиста.-- "Профиль"); 3) устанавливая ту или иную планку тарифа, мы должны непременно учитывать и включать в тариф налоговые выплаты компаний, иными словами, мы должны установить такие тарифы, которые позволяли бы компаниям производить все налоговые выплаты. Как только происходят изменения этих показателей, мы ставим вопрос о пересмотре тарифов для естественных монополий".
Владимир Филатов, ведущий эксперт Института новой экономической политики: "Разговоры о том, что новое постановление -- это продолжение картельного соглашения, вряд ли имеют под собой серьезные основания. Дело в том, что последний документ содержит более глубокий подход, чем упомянутое соглашение, которое, по сути, предусматривало только замораживание цен на основании определенных договоренностей не совсем рыночного характера.
Сейчас речь идет о регулировании и установлении экономически обоснованных тарифов. Цены должны учитывать реальные условия воспроизводства, которые включают производственные издержки, среднюю норму прибыли, обоснованные рентные платежи. То есть если раньше тарифы зачастую были результатом торга между монополистом и контролирующей его структурой, то теперь они определяются на основании четких и проверяемых показателей".
Валерий Зудин, начальник Департамента по связям с общественностью Министерства путей сообщения: "Вряд ли стоит рассматривать нынешнее постановление по госрегулированию естественных монополий как некое "второе издание" картельного соглашения. Это разные вещи. Ведь картельное соглашение было добровольной инициативой крупных компаний. И оно, кстати, в определенный момент сыграло огромную роль в удержании инфляции, роста цен и тарифов. Что же касается нынешнего постановления, оно носит директивный характер. И в принципе лишь подтверждает уже сложившиеся принципы госрегулирования монополистов. По поводу железных дорог могу сказать: к какому-то неожиданному росту цен на грузовые и пассажирские перевозки это постановление не приведет. Мы недавно подняли наши тарифы на 10%, что на 2,5% меньше того, что мы предлагали. И нового роста цен в ближайшее время не предвидится".
Виталий Кузьмин, первый заместитель начальника Департамента планирования и экономического анализа РАО ЕЭС: "Это постановление не имеет особой новизны для РАО "ЕЭС России". Дело в том, что существует федеральный закон о регулировании тарифов в электроэнергетике, где все подробно прописано: в связи с чем и на каких основаниях изменяются тарифы на электроэнергию. Поэтому постановление N1158 только еще раз подтверждает алгоритм ценообразования для электроэнергетической отрасли. Другой вопрос, что в целях сдерживания инфляции мы вынуждены считаться с требованиями государства по ограничению роста цен и тарифов. Инфляция за последний год выросла на 73%, а тарифы на электроэнергию -- всего на 17%. Долго так продолжаться не может. Поэтому мы никуда не уйдем от очередного повышения тарифов на электроэнергию. Конкретный размер повышения пока назвать трудно".

На прошлой неделе правительство приняло постановление, предусматривающее новый порядок регулирования тарифов на продукцию и услуги естественных монополистов -- "Газпрома", РАО ЕЭС и МПС. Как это может отразиться на уровне цен на газ, электроэнергию, железнодорожные перевозки? Не является ли это "вторым изданием" мертворожденного детища первого вице-премьера Николая Аксененко -- картельного соглашения, согласно которому крупнейшие компании, в том числе естественные монополисты и нефтяники, обязались не повышать цену на свою продукцию?Владимир Милов, начальник Управления экономического анализа и развития систем регулирования Федеральной энергетической комиссии РФ: "Хочу сразу предостеречь от нагнетания ненужного ажиотажа вокруг этого постановления. Сам факт его принятия не повлечет за собой никаких резких пересмотров тарифной политики в отношении естественных монополий.

Дело все в том, что еще в марте этого года правительство Примакова приняло другой документ на эту же тему за номером 253, где как раз предусматривались жесткие административные ограничения деятельности органов государственного регулирования в области ценообразования для естественных монополий. Тогда этот вопрос обсуждался в связи с тем, что после кризиса 17 августа затраты естественных монополистов в рублевом исчислении выросли, а тарифы на их продукцию остались прежними.

В соответствии с этим мартовским постановлением тарифы в первом полугодии 1999 года должны были вырасти не более чем на 15%, что не совсем соответствовало экономическим реалиям. Мировые финансовые организации, прежде всего МВФ, расценили это постановление как административное вмешательство правительства в деятельность органов регулирования естественных монополий. В принципе, это действительно так. Ведь если правительство не может решить своих проблем в области контроля над инфляцией, то причем тут естественные монополии?

Поэтому летом, когда решался вопрос о выделении России очередного кредита МВФ, одним из условий его предоставления стало принятие нового постановления в области регулирования и установления цен и тарифов для естественных монополий, которое отменяло бы действие мартовского документа.

Однако отменять мартовское постановление не пришлось, так как срок его действия ограничивался всего шестью месяцами с момента принятия. Таким образом, постановление правительства РФ N1158, вступившее в силу на прошлой неделе, ничего коренным образом не меняет, лишь подтверждая наши полномочия по регулированию тарифов для естественных монополий на основании базовых экономических показателей. В понятие базовых экономических показателей, на основании которых происходит пересмотр цен и тарифов, входят следующие составляющие: 1) мы должны компенсировать естественным монополиям их обоснованные затраты, то есть включить в стоимость тарифа затраты на топливо, заработную плату и т.д.; 2) в стоимость тарифа должна быть включена прибыль компании (при этом конкретный размер прибыли устанавливается путем переговоров монополиста и контролирующей структуры, в ходе которых учитывается множество факторов, в том числе инвестиционные потребности монополиста.-- "Профиль"); 3) устанавливая ту или иную планку тарифа, мы должны непременно учитывать и включать в тариф налоговые выплаты компаний, иными словами, мы должны установить такие тарифы, которые позволяли бы компаниям производить все налоговые выплаты. Как только происходят изменения этих показателей, мы ставим вопрос о пересмотре тарифов для естественных монополий".

Владимир Филатов, ведущий эксперт Института новой экономической политики: "Разговоры о том, что новое постановление -- это продолжение картельного соглашения, вряд ли имеют под собой серьезные основания. Дело в том, что последний документ содержит более глубокий подход, чем упомянутое соглашение, которое, по сути, предусматривало только замораживание цен на основании определенных договоренностей не совсем рыночного характера.

Сейчас речь идет о регулировании и установлении экономически обоснованных тарифов. Цены должны учитывать реальные условия воспроизводства, которые включают производственные издержки, среднюю норму прибыли, обоснованные рентные платежи. То есть если раньше тарифы зачастую были результатом торга между монополистом и контролирующей его структурой, то теперь они определяются на основании четких и проверяемых показателей".

Валерий Зудин, начальник Департамента по связям с общественностью Министерства путей сообщения: "Вряд ли стоит рассматривать нынешнее постановление по госрегулированию естественных монополий как некое "второе издание" картельного соглашения. Это разные вещи. Ведь картельное соглашение было добровольной инициативой крупных компаний. И оно, кстати, в определенный момент сыграло огромную роль в удержании инфляции, роста цен и тарифов. Что же касается нынешнего постановления, оно носит директивный характер. И в принципе лишь подтверждает уже сложившиеся принципы госрегулирования монополистов. По поводу железных дорог могу сказать: к какому-то неожиданному росту цен на грузовые и пассажирские перевозки это постановление не приведет. Мы недавно подняли наши тарифы на 10%, что на 2,5% меньше того, что мы предлагали. И нового роста цен в ближайшее время не предвидится".

Виталий Кузьмин, первый заместитель начальника Департамента планирования и экономического анализа РАО ЕЭС: "Это постановление не имеет особой новизны для РАО "ЕЭС России". Дело в том, что существует федеральный закон о регулировании тарифов в электроэнергетике, где все подробно прописано: в связи с чем и на каких основаниях изменяются тарифы на электроэнергию. Поэтому постановление N1158 только еще раз подтверждает алгоритм ценообразования для электроэнергетической отрасли. Другой вопрос, что в целях сдерживания инфляции мы вынуждены считаться с требованиями государства по ограничению роста цен и тарифов. Инфляция за последний год выросла на 73%, а тарифы на электроэнергию -- всего на 17%. Долго так продолжаться не может. Поэтому мы никуда не уйдем от очередного повышения тарифов на электроэнергию. Конкретный размер повышения пока назвать трудно".

ДЕНИС СОЛОВЬЕВ, ВЛАДИМИР КАЛМАНОВ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».