Наверх
14 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2000 года: "Твердый «Уд»"

15 октября, накануне празднования 80-летия Удмуртии, здесь пройдут выборы первого президента республики. Инициатива их проведения принадлежит дважды председателю Госсовета Удмуртской Республики (УР) Александру Волкову, который решил преподнести населению подарок, «укрепив каркас исполнительной власти» региона.Что нам стоит дом построить

Приезжая в Удмуртскую Республику, словно попадаешь в прошлое. Лет на пятнадцать назад. Тихие проспекты столицы Ижевска, практически полное отсутствие уличной торговли, старые неоновые буквы на учреждениях и надписи «Распитие спиртного запрещено» в барах. Вечером по Ижевску гуляют трезвые люди, среди которых почти не встретишь представителей радикальных молодежных группировок, да и яркая примета новейшей истории — лица без определенного места жительства — не стремятся украсить собой окрестные газоны и подворотни, словно и нет их (бомжей) вовсе.
Впрочем, население республики не понаслышке знает о перестройке и рыночных реформах, и августовский кризис жестко хлестнул по карманам удмуртов, и в пикетах чуть ли не каждый бюджетник побывал. Ярче же всего демократические тенденции проявляются в поведении местной прессы, не упускающей случая заявить о своей независимости путем ежедневной словесной конфронтации с первым лицом региона — председателем Государственного совета УР Александром Волковым.
Для Удмуртии Волков — варяг, но варяг оседлый: здесь он уже 30 лет, и треть из них — на посту руководителя республики. Во многом его подъем на вершину госвласти обусловлен стремлением делать все лучше всех и зачастую идти отличным от традиционных путем. При этом, безусловно, не обходится без набитых шишек. Так, будучи председателем Глазовского горисполкома, Волков, несмотря на протест парторганов, отвел землю под строительство церкви в одном из поселков и помогал в возведении этого первого в Удмуртии храма.
Вообще, строительство — конек председателя. Не случайно его политические симпатии принадлежат другому строителю — Лужкову. И не случайно одним из направлений деятельности, которые он наметил несколько лет назад для оздоровления экономики республики, стала программа «Жилье», в основе которой — кредитование индивидуального жилищного строительства на льготных условиях (под 7% годовых сроком на 20 лет).
Кредит выдается Сбербанком двум категориям граждан — бюджетникам и сельхозпроизводителям; как правило, его максимальный размер не превышает 100 тысяч рублей: поскольку лесоматериалы под программу даются по льготным ценам, этой суммы хватает на возведение скромного особнячка со всеми удобствами. В рамках данной программы сегодня в каждом районе республики на различных стадиях строительства находится от 200 до 500 коттеджей. Вообще, в 1999 году в эксплуатацию сдано 218 тысяч кв. м жилой площади, 64% из которых приходится на индивидуальные дома.
Для небольшой Удмуртии это не последний показатель. В нынешнем году на кредитование граждан, желающих обустроить свой единственный и неповторимый домашний очаг, запланировано 50 млн. рублей (по 20 млн. от республиканского бюджета и Сбербанка, 10 млн.— от местного банка «Евразия»). Заслуги Волкова в этой сфере были замечены: весной 2000 года тогда еще и.о. президента России Путин пожаловал Александру Александровичу почетное звание «Заслуженный строитель РФ».
Александр Предтеча

И большие, и маленькие стройки Волков, как правило, контролирует лично.
Рассказывают такую историю. В Ижевске идет восстановление Свято-Михайловского собора. В один из дней сюда нагрянуло руководство республики. Бригада женщин-строителей, слегка робея, продолжала класть кирпичную стену. Александр Александрович несколько минут следил за этой процедурой, а потом взял у одной из каменщиц мастерок, схватил кирпич и со словами: «Вот как надо это делать!» — принялся демонстрировать совсем уж запунцовевшим тетенькам знание нехитрой науки.
Примерно то же происходит в Удмуртии с государственным строительством. Через год после избрания на пост председателя Госсовета Волков попытался возвести в отдельно взятой республике то, что медленно, но верно создается сейчас в стране: вертикаль власти.
В апреле 1996 года Госсовет УР принял закон «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике», который вызвал неслыханный резонанс далеко за пределами региона, ибо документ практически упразднял органы местного самоуправления, избранные в 1994 году в соответствии с Конституциями РФ и УР сроком на четыре года. Представительные органы власти в городах и районах должны были прекратить свое существование, а их полномочия передавались так называемым объединенным Советам депутатов. В эти новые Советы были включены, наряду с ранее выбранными на территориях депутатами, представители Государственного совета Удмуртии, также по территориальному принципу. Главы же администраций районов и городов лишались мандатов, полученных от проголосовавших за них граждан. Вместо этого предусматривался порядок назначения территориальных руководителей и освобождения их от должности президиумом Госсовета.
Как объясняет сам Волков, подобные кардинальные меры были приняты в связи с тем, что «самоуправление оказалось неподотчетно региональному руководству, ни за что перед ним не отвечает и полностью бесконтрольно в отношении расходования бюджетных финансовых ресурсов». Сей законотворческий акт породил скандал, затянувшийся на год и стоивший немалого количества средств и нервных клеток обеим сторонам. На защиту местного самоуправления в Удмуртии встали в одну шеренгу даже ярые оппоненты — сторонники тогдашнего президента РФ Бориса Ельцина и представители «Яблока». «Российская газета» окрестила происходящее «правовым нигилизмом, выдаваемым за новаторство».
Что же касается камня преткновения — местного самоуправления, оно начало действовать в соответствии с буквой свежеиспеченного закона, то есть самораспускаться, дабы уступить место «временному правительству», которое должно было работать до тех пор, пока не будут избраны Советы депутатов. Впрочем, чиновничий аппарат — не бригада бессловесных рабочих, а посему нашлись и несогласные, например, мэр столицы Удмуртии Анатолий Салтыков и депутаты городской думы Ижевска, не желавшие поступаться демократическими принципами.
Точку в споре поставил в 1997-м Конституционный суд России, куда с просьбой о проверке конституционности удмуртского закона обратились президент Ельцин и группа депутатов Госдумы. КС принял соломоново решение: признал нелегитимной замену местного самоуправления на государственное, однако подтвердил право республики параллельно создавать на уровне городов и районов органы госвласти. Александр Волков не был бы самим собой, если бы воспринял этот вердикт как частичное поражение. На очереди другой его проект по укреплению каркаса государственности в Удмуртии: 15 октября здесь состоятся выборы первого президента УР, после чего республика потеряет статус парламентской.
Прорыв оборонки

Дела давно минувших дней благоразумно забыты. Последние годы Александр Волков уделял внимание уже не тому, как сместить неугодных чиновников, а выводу подведомственной территории из экономического кризиса. Помимо строительства, он лично курирует еще две программы — нефтяную и автомобильную. Последняя, кстати, имеет стратегическую цель — вывод Удмуртии из разряда дотационных регионов. Главная роль здесь отводится АО «Ижмаш», дочерняя фирма которого — «Ижмаш-авто» — производит пассажирские, грузопассажирские и грузовые автомобили общеизвестной марки. Если в 2002 году предприятие выдаст 120 тысяч авто, цель будет достигнута.
Летом на заводе произошли подвижки, которые расцениваются как имеющие весьма далекие перспективы. Волков допустил к управлению производством автовазовских специалистов. Директором «Ижмаш-авто» стал Михаил Блохин, руководитель сызранской «РосЛады», собирающей на своем конвейере «шестерки» и «девятки». 15% акций фирмы принадлежит АвтоВАЗу. Считается, впрочем, что «РосЛадой» «рулят» менеджеры группы «СОК» — крупного дилера АвтоВАЗа, в чьем ведении находятся контрольные пакеты нескольких поставщиков тольяттинского концерна.
Два года назад АвтоВАЗ и «Ижмаш» уже пытались наладить сотрудничество, однако финансовый кризис 1998-го спутал все карты и через некоторое время совместное предприятие по сборке «Нив» и «Ижей» приказало долго жить. Договоры об инвестиционно-хозяйственной деятельности между «Ижмашем» и Авто-ВАЗом сегодня — конфиденциальная информация. Объявлено, что подписан ряд долгосрочных соглашений и на предприятие начался прилив инвестиций. Уже сейчас на «Ижмаш-авто» впервые за несколько последних лет зафиксирован подъем производства. В два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился за восемь месяцев 2000 года выпуск автомашин марки «Орбита». За этот срок выпущено свыше 15 тысяч машин, до конца года планируется изготовить еще столько же. Планка на следующий год — 80 тысяч автомобилей.
Однако в качестве налогоплательщика «Ижмаш» пока выглядит несколько бледно по сравнению с лидером по бюджетным выплатам — АО «Удмуртнефть». Плоды деятельности нефтяников сегодня составляют основу экономики республики. За первое полугодие нынешнего года, например, доля налогов предприятий нефтедобычи составила в консолидированном бюджете Удмуртии 47%. Впрочем, так было не всегда. До 1995 года нефтедобыча была убыточна.
А в 1995-м Волков одним из первых в стране добился заключения договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами госвласти РФ и республики, регламентирующего вопросы собственности. Этим соглашением предусматривалось, в частности, разграничение полномочий по владению природными нефтесырьевыми ресурсами на территории УР. В результате республика получила в собственность около 40 нефтяных месторождений. На этой базе за пять лет было создано семь нефтяных компаний. В целом они добывают более 8 млн. тонн нефти и свыше 50 млн. куб. м газа в год. Разведанные запасы нефти составляют 380 млн. тонн. Однако все это время шла «раскачка», и только сейчас добыча «черного золота» стала увеличиваться. Произошло это за счет вовлечения считавшихся убыточными месторождений, которые развиваются благодаря налоговым послаблениям: в закон о бюджете УР уже второй год вносится строка о снижении местного налога с низкодебитных скважин с 16% до 9%. Александр Волков считает, что подъем нефтяной промышленности — это на сегодня главное, что удалось ему сделать на посту председателя Госсовета.
А вот с военно-промышленным комплексом, которым исстари славилась Удмуртия, дела сегодня обстоят неважно. Многие десятилетия производство продукции оборонного назначения в республике составляло до 80% от общего объема изделий и товаров. Переход на разработку, освоение и выпуск конкурентоспособной гражданской продукции в условиях последовавших экономических реформ требовал огромных средств. Государство их не выделяло, а в республике их просто не было. Александр Волков взял под личный контроль реализацию разработанной по его инициативе Программы социально-экономического развития Удмуртской Республики, «пробив» ее вхождение в реестр федеральных программ. Программа поддержки Удмуртии предусматривала выделение из российского бюджета $250 млн. на проведение конверсии на оборонных предприятиях региона. Когда стало очевидным, что федеральные органы власти не в состоянии финансировать конверсионную программу, председатель Госсовета добился в Москве выделения Удмуртии дополнительной квоты на перекачку за рубеж нефти, средства от продажи которой направлялись на поддержку оборонных предприятий.
Медленно, но упорно республика стала выбираться из кризиса. И если в 1994 году по объемам промышленного производства Удмуртия находилась на 45-м месте среди регионов России, то в 1999 году — на 29-м. Но, если продолжать разговор конкретно об оборонщиках, ситуация сегодня такова, что заказы есть, а денег — кот наплакал. Несмотря на то, что в прошлом году Волков добился погашения задолженности по гособоронзаказу на сумму около 763 млн. рублей, долги Министерства обороны РФ, ГК «Росвооружение», Минатома, МВД РФ на 1 января нынешнего года превысили 1,1 млрд. рублей. Результат — постоянные задержки и невыплаты заработной платы специалистам оборонки. Для примера: задолженность по зарплате на 1 января 2000 года только по шести таким предприятиям составила 203,2 млн. рублей.
Впрочем, Волков знает, как привлечь в ВПК $52 млн. Для этого необходимо добиться размещения на оборонном госпредприятии «Воткинский машзавод» американского комплекса по утилизации твердотопливных двигателей баллистических ракет, чему активно противодействуют экологи и от чего в свое время не менее активно отказались власти соседнего областного центра — Перми. Несмотря на то, что проект длительное время находится на госэкспертизе, на воткинском предприятии начата подготовка полигона под установку оборудования, и, видимо, последнее слово все-таки останется за председателем Госсовета.
Голосуй, а то проиграешь

К 2000 году в Удмуртии наметился подъем финансовых показателей. Из общей суммы прошлогодних доходов республиканской казны 57% — живые деньги. За восемь месяцев нынешнего года полновесных рублей набралось уже побольше — 87%. План по налогам в этом году перевыполняется. Всего же «сверх плана» поступило 738,2 млн.
За счет существенно «потяжелевшего» бюджета удалось в 1,5 раза поднять заработную плату бюджетникам. Однако средний уровень доходов продолжает оставаться невысоким — 1349 рублей в месяц, а средняя пенсия в 700 рублей недотягивает до прожиточного минимума (749 рублей). Престарелые держатся за счет дешевых, но отличного качества молочных продуктов местного производства (например, литр кефира можно купить всего за 6 рублей). Подобный «демпинг» — следствие жесткой ценовой политики Госсовета, а также серьезной конкурентной борьбы между производителями. Стоимость других продуктов практически не отличается от общеуральских показателей, то есть достаточно высока.
Зато в чем Удмуртии не откажешь, так это в низкой криминогенности. По данным информационно-аналитического отдела аппарата Госсовета УР, предоставившего сведения за последние девять лет, в регионе ежегодно фиксируется в среднем 176 преступлений на 10 000 человек. При этом раскрываемость правонарушений увеличилась с 46,2% в 1993-м до 71,9% в 1999-м. О дорожно-транспортных происшествиях вообще говорить не приходится: местные водители настолько вымуштрованы, что останавливаются перед каждым переходящим дорогу прохожим.
С таким вот багажом Удмуртия подходит к выборам первого в истории республики президента. По мнению местных наблюдателей, шансы на успех у всех претендентов (а их несколько десятков) примерно одинаковы, однако дважды председатель Госсовета все-таки имеет фору как человек, довольно долго простоявший у руля республики. Кто из них станет подарком к 80-летию государственности Удмуртии, отмечаемому 4 ноября, станет ясно совсем скоро.

Некоторые основные социально-экономические показатели Удмуртской Республики

ПоказателиНа 1.01.1998 годаНа 1.01.1999 годаНа 1.04.2000 года
Объем промышленного производства (по сравнению с предыдущим периодом)100,2% — 39—41-е место* (102%)**99,1% — 35—36-е место (95%)156,7% — 2-е место (109,6%)
Доля трансфертов федерального бюджета в доходной части местного бюджета22,4%11%~
Индекс потребительских цен112% — 38—39-е место (111%)164,5% — 64-е место (184,4%)105,5% — 11—15-е место (104,1%)
Удельный вес населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (в общей численности населения региона)24,6% — 34-е место (20,8%)***32,4% — 30-е место (23,8%)***33,2% — 36-е место (29,9%)***
Среднемесячная начисленная заработная плата780,5 тыс.рублей — 42-е место (950,2 тыс.рублей)827 рублей — 46-е место (1051 рубль)1381,9 рубля — 47-е место (1838,5 рубля)
Просроченная задолженность по заработной плате494 млн. рублей1052 млн. рублей429,1 млн. рублей
Средний размер назначенных месячных пенсий361,9 тыс.рублей — 39-е место (366,4 тыс.рублей)398,7 рубля — 42-е место (402,9 рубля)582 рубля — 40-е место (613,2 рубля)
Средний размер вклада в коммерческих банках региона311,2 рубля — 62-е место**** (512,2 рубля)340 рублей — 72-е место**** (559 рублей)Нет данных
Общая численность зарегистрированных безработных46,6 тыс.чел.50,1 тыс.чел.26,1 тыс.чел.

Данные на 1.01.1998 года указаны без учета деноминации. Разработка по автономным образованиям не производится, а также не учитываются данные по Чеченской Республике.

* Место среди других субъектов РФ.

** Здесь и далее в скобках указан среднероссийский показатель.

*** Без учета данных по Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу.

**** Без учета данных по Камчатской области, Чукотскому автономному округу, Республике Алтай, Карачаево-Черкесской Республике, Республике Калмыкия.

АЛИСА ВИНОГРАДОВА

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK