10 мая 2024
USD 91.82 +0.7 EUR 98.95 +0.64
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2007 года: "Витает в воздухе"

Архивная публикация 2007 года: "Витает в воздухе"

Стремительное насыщение столичного рынка широкополосного доступа в Интернет заставляет крупнейших игроков отрасли серьезно взяться за пока еще отстающий сегмент — беспроводной Интернет Wi-Fi.Люди в деловых костюмах с дорогими ноутбуками Sony Vaio или отвязная молодежь с бюджетными наладонными компьютерами часами работают или развлекаются в Интернете, сидя за столиками в кофейнях… Картина, типичная для большинства европейских или американских заведений вроде Starbucks, где есть точки доступа (хот-споты) беспроводного Интернета Wi-Fi.

Новые горизонты Интернета

В России, напротив, наблюдать людей, пользующихся Wi-Fi в публичных местах, пока как-то непривычно. Даже в продвинутой Москве, где хот-спотов уже более 500 (в гостиницах, ресторанах, бизнес-центрах), «мобильные интернетчики» — редкость. Не говоря уже о других регионах страны, где Интернет только-только начинает в прямом смысле набирать скорость, переходя от ортодоксального dial-up-доступа (через телефонную линию) к широкополосному (скоростной на базе технологий ADSL или Ethernet). Регионам пока не до беспроводного доступа — дай бог проводной довести до ума. А вот московским провайдерам широкополосного Интернета в столице развиваться практически некуда. «Проникновение широкополосного Интернета в Москве дошло до своего максимума. По нашим оценкам, более 2,1 млн. столичных квартир подключено к Сети, 80% людей в возрасте от 18 до 35 лет, то есть целевая аудитория провайдеров, являются пользователями Интернета. Сейчас компании борются даже за низкодоходных абонентов, которые приносят по $5—7 в месяц, разворачивая настоящие тарифные войны», — говорит ассоциированный партнер J’Son & Partners Борис Овчинников.

Действительно, тарифы на широкополосный Интернет за год в буквальном смысле обрушились до уровня рентабельности — сейчас неограниченный трафик на скорости 3 мегабита/сек можно купить за $25 в месяц у провайдера «Стрим» (торговая марка компании «Комстар-Директ»). А самое дешевое предложение на рынке — безлимитку со скоростью 128 килобит/сек — «Стрим» продает за $8, то есть чуть более 200 рублей, забирая себе те остатки абонентов, которые все еще сидят на устаревшем dial-up-доступе. Дальше снижать тарифы и бессмысленно — абонентов практически не осталось, и некуда — они и так на грани рентабельности.

Именно из-за быстрого насыщения московского рынка крупнейшие провайдеры сейчас озабочены поисками сценариев дальнейшего развития. Учитывая, что в Москве маневра практически не осталось, есть два потенциальных пути развития. Либо идти в регионы, где спрос на широкополосный Интернет высок, а предложения почти нет; либо развивать беспроводные технологии доступа в Сеть в двух столицах, расширяя свою абонентскую базу за счет тех, кому нужен мобильный Интернет, — молодежи и бизнесменов.

«Воздушный» Интернет

Крупнейший негосударственный оператор фиксированной связи страны «Комстар-ОТС» делает ставку на развитие услуг доступа в Интернет независимо от технологии организации связи. На базе интернет-провайдера «Комстар-Директ» компания доминирует в сегменте широкополосных подключений (по итогам 2006 года «Комстар-Директ» контролирует 36,4% рынка, «Корбина-Телеком» — 11,6%, «Акадо» — 9,9%, Центральный телеграф — 8,1%, еще 34% — у мелких районных и домовых сетей. — «Профиль»). В последнее время компания активизировалась в сегменте беспроводного доступа в Интернет.

Недавно оператор запустил совместный проект с ОАО «Московская городская телефонная сеть» (МГТС) по строительству сети из 200 Wi-Fi-таксофонов в Москве. Функциональные таксофоны со встроенными хот-спотами планируется устанавливать в местах концентрации бизнес-пользователей — на вокзалах, в аэропортах, гостиницах и бизнес-центрах. Расплатиться за доступ в Интернет можно будет как телефонной картой МГТС, так и картой предоплаты «Комстар-Wi-Fi», а также при помощи SMS c мобильных телефонов МТС.

В такой «дружбе» МГТС, «Комстара» и МТС нет ничего удивительного: «Комстар» и сотовый оператор МТС контролируются АФК «Система», а «Комстар», в свою очередь, основной акционер МГТС (55,73% уставного капитала). С одной стороны, эти «родственно-акционерные» отношения компаниям на руку — можно продавать конвергентные услуги. А с другой — иногда даже мешают. К примеру, тот факт, что «Комстар» является владельцем 25% плюс одна акция госхолдинга «Связьинвест» (этот пакет компания купила в конце прошлого года за $1,3 млрд.), тормозит региональную экспансию бизнес-направления «Стрим». Дело в том, что и «Стрим», и межрегиональные компании госмонополиста связи развивают услугу широкополосного Интернета на базе технологии ADSL (то есть скоростной доступ осуществляется по телефонным линиям). А игра на одном поле может обострить конкуренцию между, по сути, «родственными» компаниями. Впрочем, учитывая «близкие отношения» «Комстара» и «Связьинвеста», логично было бы предположить, что рано или поздно компании наверняка объединят усилия и станут развивать «широкополоску» в регионах совместными усилиями.

Говоря о технологиях доступа, в случае с Москвой «Комстару» очень удобно работать именно на ADSL, ведь МГТС контролирует более 97% столичного рынка квартирных абонентов — 4,2 млн. человек. Эти же миллионы квартир — потенциальные абоненты «Стрим». Учитывая этот факт и несмотря на то, что в первом квартале текущего года число подписчиков «Стрим» зашкалило за 400 тыс. человек, а в 2006 году абонбаза выросла на 44%, с 250 тыс. до 360 тыс., резерва для роста абонентской базы «Комстар-Директ» более чем достаточно.

Пока же «Комстар» не взялся за регионы, у него есть повод застолбить и нишу «воздушного» Интернета. Сейчас помимо традиционных ресторанов-отелей «Комстар-ОТС» предлагает Wi-Fi-сети корпоративным клиентам для внутреннего использования. «В этом случае точки доступа организуются в офисе и используются не только для выхода в Интернет, но и для IP-телефонии и внутриофисных звонков как более продвинутая замена Walky-Talky с ограниченным радиусом действия. Стоимость услуг корпоративной телефонии в этом случае в 2—2,5 раза ниже, чем сотовая связь, а внутренние вызовы вообще бесплатные. Мы только запустили эту услугу, и пока таких заказчиков немного, но потенциал у корпоративного сегмента очень высокий», — отмечает пресс-секретарь «Комстар-ОТС» Юлия Ясиновская.

Беспроводные перспективы

Судя по количеству сообщений на тему запуска Wi-MAX-сетей операторами, для рынка фиксированной связи эта технология может стать логическим продолжением его развития. Особенно привлекательным является направление развития сетей мобильного Wi-MAX, который позволяет «покрыть» целый город. То есть зона приема переносного устройства пользователя, поддерживающего стандарт Wi-MAX (таких пока мало) и обеспечивающего доступ в Интернет, не ограничивается радиусом действия хот-спота, скажем, в ресторане, его можно свободно носить, не отключаясь от Сети. Принцип Wi-MAX очень похож на сотовые сети, где абонент в процессе движения «передается» от одной базовой станции к другой. У фиксированного Wi-MAX есть проблемы с совместимостью оборудования разных производителей на уровне потребитель — базовая станция. Мобильный Wi-MAX (802.16е) не имеет этих сложностей, что интересно операторам и с коммерческой точки зрения, и с маркетинговой. «Для нас очень важно, что Wi-Fi-чипы уже сейчас встраиваются в портативные мобильные устройства, а Wi-MAX-чипы будут их частью уже в следующем году, — продолжает Юлия Ясиновская. — Для «Комстар-ОТС» это возможность на базе одной компании реализовать услуги фиксированного и мобильного доступа в Интернет».

По мнению опрошенных аналитиков, ставка «Комстара» на беспроводные технологии доступа в Интернет очень верная. «Это пока в России не очень много обладателей устройств с Wi-Fi, но сейчас даже бюджетные КПК, смартфоны и ноутбуки вендоры оснащают этим модулем, и количество таких девайсов определенно будет расти. Поэтому у рынка беспроводного Интернета вполне «сытое» будущее, сейчас самое время его осваивать, и у того, кто пришел первым, будут серьезные преимущества: корпоративные клиенты — самые привлекательные точки для хот-спотов», — считает представитель одного из крупнейших интернет-провайдеров, пожелавший остаться неназванным.

Между тем пока альтернативный сегмент бизнеса компании и растет не так быстро, как традиционный, то есть фиксированная телефония (рост выручки в 2006 году составил 15% против 29% в традиционном сегменте) приносит «Комстару» чуть меньше денег (в 2006-м выручка от «альтернативы» составила $425 млн., а от традиционного сегмента — $695 млн.). Но на финрезультаты 2006 года «Комстару» грех жаловаться: оборот компании впервые превысил миллиард, составив $1,12 млрд.

Ясно одно: именно сейчас происходит формирование рынка беспроводного Интернета. И «Комстар», выходя на него одним из первых, имеет все шансы сохранить свое лидерство и поддержать реноме «главного телекомщика» столицы.

Стремительное насыщение столичного рынка широкополосного доступа в Интернет заставляет крупнейших игроков отрасли серьезно взяться за пока еще отстающий сегмент — беспроводной Интернет Wi-Fi.Люди в деловых костюмах с дорогими ноутбуками Sony Vaio или отвязная молодежь с бюджетными наладонными компьютерами часами работают или развлекаются в Интернете, сидя за столиками в кофейнях… Картина, типичная для большинства европейских или американских заведений вроде Starbucks, где есть точки доступа (хот-споты) беспроводного Интернета Wi-Fi.

Новые горизонты Интернета

В России, напротив, наблюдать людей, пользующихся Wi-Fi в публичных местах, пока как-то непривычно. Даже в продвинутой Москве, где хот-спотов уже более 500 (в гостиницах, ресторанах, бизнес-центрах), «мобильные интернетчики» — редкость. Не говоря уже о других регионах страны, где Интернет только-только начинает в прямом смысле набирать скорость, переходя от ортодоксального dial-up-доступа (через телефонную линию) к широкополосному (скоростной на базе технологий ADSL или Ethernet). Регионам пока не до беспроводного доступа — дай бог проводной довести до ума. А вот московским провайдерам широкополосного Интернета в столице развиваться практически некуда. «Проникновение широкополосного Интернета в Москве дошло до своего максимума. По нашим оценкам, более 2,1 млн. столичных квартир подключено к Сети, 80% людей в возрасте от 18 до 35 лет, то есть целевая аудитория провайдеров, являются пользователями Интернета. Сейчас компании борются даже за низкодоходных абонентов, которые приносят по $5—7 в месяц, разворачивая настоящие тарифные войны», — говорит ассоциированный партнер J’Son & Partners Борис Овчинников.

Действительно, тарифы на широкополосный Интернет за год в буквальном смысле обрушились до уровня рентабельности — сейчас неограниченный трафик на скорости 3 мегабита/сек можно купить за $25 в месяц у провайдера «Стрим» (торговая марка компании «Комстар-Директ»). А самое дешевое предложение на рынке — безлимитку со скоростью 128 килобит/сек — «Стрим» продает за $8, то есть чуть более 200 рублей, забирая себе те остатки абонентов, которые все еще сидят на устаревшем dial-up-доступе. Дальше снижать тарифы и бессмысленно — абонентов практически не осталось, и некуда — они и так на грани рентабельности.

Именно из-за быстрого насыщения московского рынка крупнейшие провайдеры сейчас озабочены поисками сценариев дальнейшего развития. Учитывая, что в Москве маневра практически не осталось, есть два потенциальных пути развития. Либо идти в регионы, где спрос на широкополосный Интернет высок, а предложения почти нет; либо развивать беспроводные технологии доступа в Сеть в двух столицах, расширяя свою абонентскую базу за счет тех, кому нужен мобильный Интернет, — молодежи и бизнесменов.

«Воздушный» Интернет

Крупнейший негосударственный оператор фиксированной связи страны «Комстар-ОТС» делает ставку на развитие услуг доступа в Интернет независимо от технологии организации связи. На базе интернет-провайдера «Комстар-Директ» компания доминирует в сегменте широкополосных подключений (по итогам 2006 года «Комстар-Директ» контролирует 36,4% рынка, «Корбина-Телеком» — 11,6%, «Акадо» — 9,9%, Центральный телеграф — 8,1%, еще 34% — у мелких районных и домовых сетей. — «Профиль»). В последнее время компания активизировалась в сегменте беспроводного доступа в Интернет.

Недавно оператор запустил совместный проект с ОАО «Московская городская телефонная сеть» (МГТС) по строительству сети из 200 Wi-Fi-таксофонов в Москве. Функциональные таксофоны со встроенными хот-спотами планируется устанавливать в местах концентрации бизнес-пользователей — на вокзалах, в аэропортах, гостиницах и бизнес-центрах. Расплатиться за доступ в Интернет можно будет как телефонной картой МГТС, так и картой предоплаты «Комстар-Wi-Fi», а также при помощи SMS c мобильных телефонов МТС.

В такой «дружбе» МГТС, «Комстара» и МТС нет ничего удивительного: «Комстар» и сотовый оператор МТС контролируются АФК «Система», а «Комстар», в свою очередь, основной акционер МГТС (55,73% уставного капитала). С одной стороны, эти «родственно-акционерные» отношения компаниям на руку — можно продавать конвергентные услуги. А с другой — иногда даже мешают. К примеру, тот факт, что «Комстар» является владельцем 25% плюс одна акция госхолдинга «Связьинвест» (этот пакет компания купила в конце прошлого года за $1,3 млрд.), тормозит региональную экспансию бизнес-направления «Стрим». Дело в том, что и «Стрим», и межрегиональные компании госмонополиста связи развивают услугу широкополосного Интернета на базе технологии ADSL (то есть скоростной доступ осуществляется по телефонным линиям). А игра на одном поле может обострить конкуренцию между, по сути, «родственными» компаниями. Впрочем, учитывая «близкие отношения» «Комстара» и «Связьинвеста», логично было бы предположить, что рано или поздно компании наверняка объединят усилия и станут развивать «широкополоску» в регионах совместными усилиями.

Говоря о технологиях доступа, в случае с Москвой «Комстару» очень удобно работать именно на ADSL, ведь МГТС контролирует более 97% столичного рынка квартирных абонентов — 4,2 млн. человек. Эти же миллионы квартир — потенциальные абоненты «Стрим». Учитывая этот факт и несмотря на то, что в первом квартале текущего года число подписчиков «Стрим» зашкалило за 400 тыс. человек, а в 2006 году абонбаза выросла на 44%, с 250 тыс. до 360 тыс., резерва для роста абонентской базы «Комстар-Директ» более чем достаточно.

Пока же «Комстар» не взялся за регионы, у него есть повод застолбить и нишу «воздушного» Интернета. Сейчас помимо традиционных ресторанов-отелей «Комстар-ОТС» предлагает Wi-Fi-сети корпоративным клиентам для внутреннего использования. «В этом случае точки доступа организуются в офисе и используются не только для выхода в Интернет, но и для IP-телефонии и внутриофисных звонков как более продвинутая замена Walky-Talky с ограниченным радиусом действия. Стоимость услуг корпоративной телефонии в этом случае в 2—2,5 раза ниже, чем сотовая связь, а внутренние вызовы вообще бесплатные. Мы только запустили эту услугу, и пока таких заказчиков немного, но потенциал у корпоративного сегмента очень высокий», — отмечает пресс-секретарь «Комстар-ОТС» Юлия Ясиновская.

Беспроводные перспективы

Судя по количеству сообщений на тему запуска Wi-MAX-сетей операторами, для рынка фиксированной связи эта технология может стать логическим продолжением его развития. Особенно привлекательным является направление развития сетей мобильного Wi-MAX, который позволяет «покрыть» целый город. То есть зона приема переносного устройства пользователя, поддерживающего стандарт Wi-MAX (таких пока мало) и обеспечивающего доступ в Интернет, не ограничивается радиусом действия хот-спота, скажем, в ресторане, его можно свободно носить, не отключаясь от Сети. Принцип Wi-MAX очень похож на сотовые сети, где абонент в процессе движения «передается» от одной базовой станции к другой. У фиксированного Wi-MAX есть проблемы с совместимостью оборудования разных производителей на уровне потребитель — базовая станция. Мобильный Wi-MAX (802.16е) не имеет этих сложностей, что интересно операторам и с коммерческой точки зрения, и с маркетинговой. «Для нас очень важно, что Wi-Fi-чипы уже сейчас встраиваются в портативные мобильные устройства, а Wi-MAX-чипы будут их частью уже в следующем году, — продолжает Юлия Ясиновская. — Для «Комстар-ОТС» это возможность на базе одной компании реализовать услуги фиксированного и мобильного доступа в Интернет».

По мнению опрошенных аналитиков, ставка «Комстара» на беспроводные технологии доступа в Интернет очень верная. «Это пока в России не очень много обладателей устройств с Wi-Fi, но сейчас даже бюджетные КПК, смартфоны и ноутбуки вендоры оснащают этим модулем, и количество таких девайсов определенно будет расти. Поэтому у рынка беспроводного Интернета вполне «сытое» будущее, сейчас самое время его осваивать, и у того, кто пришел первым, будут серьезные преимущества: корпоративные клиенты — самые привлекательные точки для хот-спотов», — считает представитель одного из крупнейших интернет-провайдеров, пожелавший остаться неназванным.

Между тем пока альтернативный сегмент бизнеса компании и растет не так быстро, как традиционный, то есть фиксированная телефония (рост выручки в 2006 году составил 15% против 29% в традиционном сегменте) приносит «Комстару» чуть меньше денег (в 2006-м выручка от «альтернативы» составила $425 млн., а от традиционного сегмента — $695 млн.). Но на финрезультаты 2006 года «Комстару» грех жаловаться: оборот компании впервые превысил миллиард, составив $1,12 млрд.

Ясно одно: именно сейчас происходит формирование рынка беспроводного Интернета. И «Комстар», выходя на него одним из первых, имеет все шансы сохранить свое лидерство и поддержать реноме «главного телекомщика» столицы.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».