Наверх
17 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2002 года: "Всплытие покажет"

Институт полпредов явился еще одной чиновничьей надстройкой с весьма туманными полномочиями.Первое, что приходит в голову по поводу двухлетия создания института семи федеральных округов, — ставшая сегодня очевидной нелепость широко распространенных тогда страхов. Вспоминаются панические подсчеты числа «военных» полпредов и переживания по поводу трагического одиночества «гражданского» Кириенко. Или вполне серьезные рассуждения относительно совпадения вновь созданных округов с округами внутренних войск МВД. Или мрачные пророчества о грядущем распаде России на семь аккуратно расчерченных Путиным частей. К счастью, о «генеральстве» полпредов скоро забыли, а Россия каким-то образом уцелела. Впрочем, на этом хорошие новости заканчиваются. Оптимизм президента, заявившего недавно, что благодаря созданным округам «федеральная власть реально стала ближе к регионам», представляется явно чрезмерным. Если она и стала ближе, то как незваный, бестолковый, малопонятный, но при этом амбициозный и беспокойный сосед, на дверях которого к тому же красуется табличка: «Осторожно, злая собака!».
Приписываемая полпредам заслуга приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным должна быть всецело разделена с Генпрокуратурой и Минюстом, а еще в большей степени — с общим страхом, который нагнал новый президент на региональное начальство. Другие заслуги полпредов не упоминаются даже на официальном уровне.
Для провинциального чиновничества появление семи генерал-губернаторов повлекло за собой главным образом возникновение еще одной инстанции, с которой требуется вести обширную и чаще всего бессмысленную переписку. Основные федеральные ведомства учредили свои координирующие окружные подразделения (обычно на базе существующих краевых и областных). А органы статистики стали считать еще и в разрезе федеральных округов. Бывшие ельцинские полпреды в субъектах федерации переименованы теперь в главных федеральных инспекторов, оставшись в тех же кабинетах и при тех же служебных «Волгах». Общий аппарат, вопреки обещанному, не только не сократился, но существенно вырос. Вот, собственно, и все.
Жизнь полпредов напоминает жизнь субмарин. Проводя дни и ночи в мрачных глубинах российской бюрократической рутины, они лишь изредка всплывают на поверхность общественного внимания. При этом чаще всего эти всплытия принимают форму скандалов. Началось все с выборов губернатора в Приморье, где полпред Пуликовский потерпел унизительное поражение, продолжилось в Петербурге торжественным вселением полпреда Черкесова во Дворец бракосочетаний, и Екатеринбурге, где полпред Латышев и губернатор Россель развязали свою бесконечную, как бразильский сериал, «холодную войну». Из последних «всплытий» — скандал на выборах в Ингушетии, где отличился полпред Казанцев. Беспримерная активность Кириенко по проведению ярмарок инициатив, подбору кадрового резерва и прочих новых технологий управления выглядит на этом фоне куражом скучающего в обозе гусара.
Относительную неудачу с федеральными округами косвенно признал и сам президент, продолживший в недавнем Послании Федеральному собранию нелегкий поиск достойного для них занятия.
Федеральные округа так и не стали полноценными административными территориями. У них нет и не может быть единой экономики. Тем более невозможно представить окружные бюджеты. Полномочия полпредов туманны, а их деятельность не по-доброму произвольна.
Главный итог их двухлетия — появление в России еще одной хрупкой и плохо определенной бюрократической надстройки, запутавшей и без того непролазный отечественный госаппарат. Рождение нового бесформенного чиновничьего облака, парящего над пестрой мозаикой российских провинций, в которых течет своим заведенным порядком привычная жизнь, по-прежнему бесконечно далекая от бюрократических игр власти.
В будущем у федеральных округов три пути. Наделение их ясной компетенцией. Этот путь маловероятен, так как это новообразование плохо совместимо с федеративной системой. Сохранение статус-кво (мало ли в России невразумительных бюрократических инстанций?). И наконец, ликвидация самим президентом в его второй срок — в силу выполнения ими всех поставленных главой государства задач.

ВЛАДИМИР РЫЖКОВ, депутат Госдумы

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK