26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2002 года: "Всплытие покажет"

Архивная публикация 2002 года: "Всплытие покажет"

Институт полпредов явился еще одной чиновничьей надстройкой с весьма туманными полномочиями.Первое, что приходит в голову по поводу двухлетия создания института семи федеральных округов, -- ставшая сегодня очевидной нелепость широко распространенных тогда страхов. Вспоминаются панические подсчеты числа "военных" полпредов и переживания по поводу трагического одиночества "гражданского" Кириенко. Или вполне серьезные рассуждения относительно совпадения вновь созданных округов с округами внутренних войск МВД. Или мрачные пророчества о грядущем распаде России на семь аккуратно расчерченных Путиным частей. К счастью, о "генеральстве" полпредов скоро забыли, а Россия каким-то образом уцелела. Впрочем, на этом хорошие новости заканчиваются. Оптимизм президента, заявившего недавно, что благодаря созданным округам "федеральная власть реально стала ближе к регионам", представляется явно чрезмерным. Если она и стала ближе, то как незваный, бестолковый, малопонятный, но при этом амбициозный и беспокойный сосед, на дверях которого к тому же красуется табличка: "Осторожно, злая собака!".
Приписываемая полпредам заслуга приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным должна быть всецело разделена с Генпрокуратурой и Минюстом, а еще в большей степени -- с общим страхом, который нагнал новый президент на региональное начальство. Другие заслуги полпредов не упоминаются даже на официальном уровне.
Для провинциального чиновничества появление семи генерал-губернаторов повлекло за собой главным образом возникновение еще одной инстанции, с которой требуется вести обширную и чаще всего бессмысленную переписку. Основные федеральные ведомства учредили свои координирующие окружные подразделения (обычно на базе существующих краевых и областных). А органы статистики стали считать еще и в разрезе федеральных округов. Бывшие ельцинские полпреды в субъектах федерации переименованы теперь в главных федеральных инспекторов, оставшись в тех же кабинетах и при тех же служебных "Волгах". Общий аппарат, вопреки обещанному, не только не сократился, но существенно вырос. Вот, собственно, и все.
Жизнь полпредов напоминает жизнь субмарин. Проводя дни и ночи в мрачных глубинах российской бюрократической рутины, они лишь изредка всплывают на поверхность общественного внимания. При этом чаще всего эти всплытия принимают форму скандалов. Началось все с выборов губернатора в Приморье, где полпред Пуликовский потерпел унизительное поражение, продолжилось в Петербурге торжественным вселением полпреда Черкесова во Дворец бракосочетаний, и Екатеринбурге, где полпред Латышев и губернатор Россель развязали свою бесконечную, как бразильский сериал, "холодную войну". Из последних "всплытий" -- скандал на выборах в Ингушетии, где отличился полпред Казанцев. Беспримерная активность Кириенко по проведению ярмарок инициатив, подбору кадрового резерва и прочих новых технологий управления выглядит на этом фоне куражом скучающего в обозе гусара.
Относительную неудачу с федеральными округами косвенно признал и сам президент, продолживший в недавнем Послании Федеральному собранию нелегкий поиск достойного для них занятия.
Федеральные округа так и не стали полноценными административными территориями. У них нет и не может быть единой экономики. Тем более невозможно представить окружные бюджеты. Полномочия полпредов туманны, а их деятельность не по-доброму произвольна.
Главный итог их двухлетия -- появление в России еще одной хрупкой и плохо определенной бюрократической надстройки, запутавшей и без того непролазный отечественный госаппарат. Рождение нового бесформенного чиновничьего облака, парящего над пестрой мозаикой российских провинций, в которых течет своим заведенным порядком привычная жизнь, по-прежнему бесконечно далекая от бюрократических игр власти.
В будущем у федеральных округов три пути. Наделение их ясной компетенцией. Этот путь маловероятен, так как это новообразование плохо совместимо с федеративной системой. Сохранение статус-кво (мало ли в России невразумительных бюрократических инстанций?). И наконец, ликвидация самим президентом в его второй срок -- в силу выполнения ими всех поставленных главой государства задач.

Институт полпредов явился еще одной чиновничьей надстройкой с весьма туманными полномочиями.Первое, что приходит в голову по поводу двухлетия создания института семи федеральных округов, -- ставшая сегодня очевидной нелепость широко распространенных тогда страхов. Вспоминаются панические подсчеты числа "военных" полпредов и переживания по поводу трагического одиночества "гражданского" Кириенко. Или вполне серьезные рассуждения относительно совпадения вновь созданных округов с округами внутренних войск МВД. Или мрачные пророчества о грядущем распаде России на семь аккуратно расчерченных Путиным частей. К счастью, о "генеральстве" полпредов скоро забыли, а Россия каким-то образом уцелела. Впрочем, на этом хорошие новости заканчиваются. Оптимизм президента, заявившего недавно, что благодаря созданным округам "федеральная власть реально стала ближе к регионам", представляется явно чрезмерным. Если она и стала ближе, то как незваный, бестолковый, малопонятный, но при этом амбициозный и беспокойный сосед, на дверях которого к тому же красуется табличка: "Осторожно, злая собака!".

Приписываемая полпредам заслуга приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным должна быть всецело разделена с Генпрокуратурой и Минюстом, а еще в большей степени -- с общим страхом, который нагнал новый президент на региональное начальство. Другие заслуги полпредов не упоминаются даже на официальном уровне.

Для провинциального чиновничества появление семи генерал-губернаторов повлекло за собой главным образом возникновение еще одной инстанции, с которой требуется вести обширную и чаще всего бессмысленную переписку. Основные федеральные ведомства учредили свои координирующие окружные подразделения (обычно на базе существующих краевых и областных). А органы статистики стали считать еще и в разрезе федеральных округов. Бывшие ельцинские полпреды в субъектах федерации переименованы теперь в главных федеральных инспекторов, оставшись в тех же кабинетах и при тех же служебных "Волгах". Общий аппарат, вопреки обещанному, не только не сократился, но существенно вырос. Вот, собственно, и все.

Жизнь полпредов напоминает жизнь субмарин. Проводя дни и ночи в мрачных глубинах российской бюрократической рутины, они лишь изредка всплывают на поверхность общественного внимания. При этом чаще всего эти всплытия принимают форму скандалов. Началось все с выборов губернатора в Приморье, где полпред Пуликовский потерпел унизительное поражение, продолжилось в Петербурге торжественным вселением полпреда Черкесова во Дворец бракосочетаний, и Екатеринбурге, где полпред Латышев и губернатор Россель развязали свою бесконечную, как бразильский сериал, "холодную войну". Из последних "всплытий" -- скандал на выборах в Ингушетии, где отличился полпред Казанцев. Беспримерная активность Кириенко по проведению ярмарок инициатив, подбору кадрового резерва и прочих новых технологий управления выглядит на этом фоне куражом скучающего в обозе гусара.

Относительную неудачу с федеральными округами косвенно признал и сам президент, продолживший в недавнем Послании Федеральному собранию нелегкий поиск достойного для них занятия.

Федеральные округа так и не стали полноценными административными территориями. У них нет и не может быть единой экономики. Тем более невозможно представить окружные бюджеты. Полномочия полпредов туманны, а их деятельность не по-доброму произвольна.

Главный итог их двухлетия -- появление в России еще одной хрупкой и плохо определенной бюрократической надстройки, запутавшей и без того непролазный отечественный госаппарат. Рождение нового бесформенного чиновничьего облака, парящего над пестрой мозаикой российских провинций, в которых течет своим заведенным порядком привычная жизнь, по-прежнему бесконечно далекая от бюрократических игр власти.

В будущем у федеральных округов три пути. Наделение их ясной компетенцией. Этот путь маловероятен, так как это новообразование плохо совместимо с федеративной системой. Сохранение статус-кво (мало ли в России невразумительных бюрократических инстанций?). И наконец, ликвидация самим президентом в его второй срок -- в силу выполнения ими всех поставленных главой государства задач.

ВЛАДИМИР РЫЖКОВ, депутат Госдумы

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».