19 апреля 2024
USD 89,69 EUR 99,19
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2008 года: "Зато мы делаем ракеты"

Архивная публикация 2008 года: "Зато мы делаем ракеты"

Производство управляемых авиационных средств поражения в России развивается, успешно борется с конкурентами, приносит прибыль, создает рабочие места и способствует укреплению обороноспособности страны. При сравнении различных истребителей обывателя чаще интересуют летно-технические характеристики: дальность полета, масса боевой нагрузки, маневренность. Между тем еще в начале 80-х годов были произведены расчеты, которые показали, что основной вклад в боевую эффективность современных истребителей вносят прежде всего его бортовое радиоэлектронное оборудование и вооружение, а характеристики собственно самолета имеют второстепенное значение. К 80-м годам прошлого века СССР в целом достиг паритета с западными странами, по крайней мере, по ракетам класса «воздух—воздух», да и советские авиационные средства поражения наземных целей выглядели вполне достойно. В 90-е годы ситуация, конечно, начала складываться не в пользу россиян: в США и Европе продолжалось активное финансирование НИОКР по созданию все более совершенных авиационных ракет и бомб, кроме того, на рынке появились новые игроки, предлагающие вполне конкурентоспособную продукцию, — Израиль и ЮАР. Поэтому к концу 90-х годов остро встал вопрос о необходимости консолидации предприятий и конструкторских бюро, которые работают в этой области, чтобы сконцентрировать ресурсы на приоритетных направлениях и оптимизировать производство. К тому же в это время начался бум поставок на экспорт (главным образом в Китай и Индию) истребителей Су-30МК, оживился и спрос на МиГ-29. Контракты на поставку самолетов сопровождались большими закупками авиационных средств поражения, крупносерийное производство которых надо было ставить на поток.
Именно для решения этих задач и была создана корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ), в состав которой вошли ведущие российские производители и разработчики управляемых авиационных средств поражения. Корпорации помимо этого принадлежит лидирующая роль в сфере создания корабельного вооружения и береговых ракетных комплексов. КТРВ стала одним из первых, пилотных проектов создания крупных интегрированных структур, объединяющих практически целый сектор промышленности. Примерно в то же время создавался другой подобный национальный промышленный полюс — концерн ПВО «Алмаз-Антей».
Краткий курс истории корпорации
Корпорация ТРВ была создана указом президента в 2002 году, на первом этапе в ее состав вошли шесть предприятий, в 2004 году их количество увеличилось до 14 заводов и КБ, а летом 2007-го компания обрела свою нынешнюю структуру. Сейчас корпорация объединяет усилия 19 субъектов. Это не окончательная конфигурация, возможно, КТРВ продолжит расширение сферы своей деятельности. На сегодня КТРВ стала не просто лидирующим, но по многим изделиям монопольным разработчиком и производителем основных управляемых авиационных средств поражения, включая ракеты «воздух—воздух» всех дальностей, противокорабельные ракеты и противорадиолокационные ракеты «воздух—поверхность». Корпорации также принадлежит лидирующая роль в сфере создания корабельного вооружения и береговых ракетных комплексов. Головное предприятие КТРВ (бывшая «Звезда-Стрела») специализируется на разработке и производстве ракет «воздух—поверхность», конструкторское бюро «Вымпел» разрабатывает и производит ракеты «воздух—воздух», ГМКБ «Радуга» — стратегические крылатые ракеты, ГНПП «Регион» — управляемые бомбы. Кроме этого, создан «Торговый дом «Звезда-Стрела», который является не только посредником, но и производителем экологического оборудования.Впрочем, в некоторых сегментах у КТРВ есть и конкуренты, которые могут предложить заказчикам в России и за рубежом альтернативные решения. Так, в области морского вооружения это ОКБ «Новатор», которое входит в состав концерна ПВО «Алмаз-Антей», и ВПК «НПО машиностроения». На мировом рынке конкурентами КТРВ выступают многопрофильные американские компании Raytheon, Boeing и Lockheed Martin и европейское совместное предприятие MBDA. Основными покупателями продукции КТРВ являются главные импортеры российских боевых самолетов марок «Су» и «МиГ». Традиционно это Индия и Китай, а с 2006 года к ним присоединились Алжир и Венесуэла. Также КТРВ поставляет свою продукцию в Йемен, Малайзию, Индонезию, Вьетнам и ряд других государств.
В последние годы, на которые пришлись большие поставки на экспорт истребителей российского производства, быстро росла и выручка корпорации, поскольку она оснащает эти боевые машины оружием. В 2006 году общая выручка корпорации составила 18,7 млрд рублей, на 45,1% больше, чем годом ранее. В 2007 году поставки российской авиатехники выросли еще больше. Было передано рекордное количество истребителей Су-30МК за весь постсоветский период — 49 единиц. В итоге выручка корпорации увеличилась еще на 50%, до 28,4 млрд рублей. В текущем и следующем годах такого впечатляющего роста не предвидится, поскольку «экспортные» работы КТРВ будут заключаться не столько в поставке новых ракет, сколько в техобслуживании и модернизации уже переданного вооружения. В дальнейшем основные перспективы КТРВ связаны с работой на внутренний рынок. Уже сейчас заметна доля поставок на внутренний рынок. Гособоронзаказ в среднем по предприятиям КТРВ приносит около 20% выручки. Видимо, основную часть гособоронзаказа формируют работы по стратегическим крылатым ракетам и их неядерным вариантам. Можно ожидать и, более того, надеяться, что после пятидневной войны будут размещены заказы ВВС и на тактические средства.
Доля гражданской продукции КТРВ в выручке сейчас составляет всего около 5%, однако предприятие намерено довести ее до 30%. Комплекс производимых корпорацией товаров народного потребления достаточно широк — от промышленных швейных машинок до оборудования для АЭС.

Производство управляемых авиационных средств поражения в России развивается, успешно борется с конкурентами, приносит прибыль, создает рабочие места и способствует укреплению обороноспособности страны. При сравнении различных истребителей обывателя чаще интересуют летно-технические характеристики: дальность полета, масса боевой нагрузки, маневренность. Между тем еще в начале 80-х годов были произведены расчеты, которые показали, что основной вклад в боевую эффективность современных истребителей вносят прежде всего его бортовое радиоэлектронное оборудование и вооружение, а характеристики собственно самолета имеют второстепенное значение. К 80-м годам прошлого века СССР в целом достиг паритета с западными странами, по крайней мере, по ракетам класса «воздух—воздух», да и советские авиационные средства поражения наземных целей выглядели вполне достойно. В 90-е годы ситуация, конечно, начала складываться не в пользу россиян: в США и Европе продолжалось активное финансирование НИОКР по созданию все более совершенных авиационных ракет и бомб, кроме того, на рынке появились новые игроки, предлагающие вполне конкурентоспособную продукцию, — Израиль и ЮАР. Поэтому к концу 90-х годов остро встал вопрос о необходимости консолидации предприятий и конструкторских бюро, которые работают в этой области, чтобы сконцентрировать ресурсы на приоритетных направлениях и оптимизировать производство. К тому же в это время начался бум поставок на экспорт (главным образом в Китай и Индию) истребителей Су-30МК, оживился и спрос на МиГ-29. Контракты на поставку самолетов сопровождались большими закупками авиационных средств поражения, крупносерийное производство которых надо было ставить на поток.
Именно для решения этих задач и была создана корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ), в состав которой вошли ведущие российские производители и разработчики управляемых авиационных средств поражения. Корпорации помимо этого принадлежит лидирующая роль в сфере создания корабельного вооружения и береговых ракетных комплексов. КТРВ стала одним из первых, пилотных проектов создания крупных интегрированных структур, объединяющих практически целый сектор промышленности. Примерно в то же время создавался другой подобный национальный промышленный полюс — концерн ПВО «Алмаз-Антей».
Краткий курс истории корпорации
Корпорация ТРВ была создана указом президента в 2002 году, на первом этапе в ее состав вошли шесть предприятий, в 2004 году их количество увеличилось до 14 заводов и КБ, а летом 2007-го компания обрела свою нынешнюю структуру. Сейчас корпорация объединяет усилия 19 субъектов. Это не окончательная конфигурация, возможно, КТРВ продолжит расширение сферы своей деятельности. На сегодня КТРВ стала не просто лидирующим, но по многим изделиям монопольным разработчиком и производителем основных управляемых авиационных средств поражения, включая ракеты «воздух—воздух» всех дальностей, противокорабельные ракеты и противорадиолокационные ракеты «воздух—поверхность». Корпорации также принадлежит лидирующая роль в сфере создания корабельного вооружения и береговых ракетных комплексов. Головное предприятие КТРВ (бывшая «Звезда-Стрела») специализируется на разработке и производстве ракет «воздух—поверхность», конструкторское бюро «Вымпел» разрабатывает и производит ракеты «воздух—воздух», ГМКБ «Радуга» — стратегические крылатые ракеты, ГНПП «Регион» — управляемые бомбы. Кроме этого, создан «Торговый дом «Звезда-Стрела», который является не только посредником, но и производителем экологического оборудования.Впрочем, в некоторых сегментах у КТРВ есть и конкуренты, которые могут предложить заказчикам в России и за рубежом альтернативные решения. Так, в области морского вооружения это ОКБ «Новатор», которое входит в состав концерна ПВО «Алмаз-Антей», и ВПК «НПО машиностроения». На мировом рынке конкурентами КТРВ выступают многопрофильные американские компании Raytheon, Boeing и Lockheed Martin и европейское совместное предприятие MBDA. Основными покупателями продукции КТРВ являются главные импортеры российских боевых самолетов марок «Су» и «МиГ». Традиционно это Индия и Китай, а с 2006 года к ним присоединились Алжир и Венесуэла. Также КТРВ поставляет свою продукцию в Йемен, Малайзию, Индонезию, Вьетнам и ряд других государств.
В последние годы, на которые пришлись большие поставки на экспорт истребителей российского производства, быстро росла и выручка корпорации, поскольку она оснащает эти боевые машины оружием. В 2006 году общая выручка корпорации составила 18,7 млрд рублей, на 45,1% больше, чем годом ранее. В 2007 году поставки российской авиатехники выросли еще больше. Было передано рекордное количество истребителей Су-30МК за весь постсоветский период — 49 единиц. В итоге выручка корпорации увеличилась еще на 50%, до 28,4 млрд рублей. В текущем и следующем годах такого впечатляющего роста не предвидится, поскольку «экспортные» работы КТРВ будут заключаться не столько в поставке новых ракет, сколько в техобслуживании и модернизации уже переданного вооружения. В дальнейшем основные перспективы КТРВ связаны с работой на внутренний рынок. Уже сейчас заметна доля поставок на внутренний рынок. Гособоронзаказ в среднем по предприятиям КТРВ приносит около 20% выручки. Видимо, основную часть гособоронзаказа формируют работы по стратегическим крылатым ракетам и их неядерным вариантам. Можно ожидать и, более того, надеяться, что после пятидневной войны будут размещены заказы ВВС и на тактические средства.
Доля гражданской продукции КТРВ в выручке сейчас составляет всего около 5%, однако предприятие намерено довести ее до 30%. Комплекс производимых корпорацией товаров народного потребления достаточно широк — от промышленных швейных машинок до оборудования для АЭС.

АЗБУКА

Ракета ближнего воздушного боя Р-73
Р-73 с тепловой головкой самонаведения является основным типом российских авиационных ракет малой дальности и ближнего высокоманевренного воздушного боя. Ракета активно экспортируется (под индексом Р-73Э) и состоит на вооружении во всех странах, эксплуатирующих истребители семейств МиГ-29 и Су-27. Серийное производство ведется на московском ОАО «Дукс» (бывший ММЗ «Коммунар»). Сейчас ГМКБ «Вымпел» в рамках программы разработки вооружения для истребителя пятого поколения ПАК ФА ведет программу модернизации ракеты Р-73.

Ракета средней дальности Р-27
Ракета средней дальности Р-27 спроектирована по принципу модульной конструкции и обеспечивает возможность выбора двух вариантов наведения (инфракрасная или полуактивная радиолокационная головка самонаведения) и применения двух различных двигателей (стандартного или с увеличенной энерговооруженностью). Ракета является основным вооружением истребителей МиГ-29 и Су-27 и экспортировалась во все страны, где состоят на вооружении эти самолеты. Основным производителем Р-27 с начала 1980-х годов является ГАХК «Артем». Из-за прибыльности экспортных поставок Р-27 было налажено производство вариантов этой ракеты в России на мощностях ГМКБ «Вымпел». Ранее предлагались и варианты модернизации ракет Р-27 с оснащением ее активной (вариант Р-27А) или пассивной (Р-27П) радиолокационной ГСН.

Ракета средней дальности Р-77
Ракета средней дальности Р-77 с активной радиолокационной ГСН, позволяющей реализовать принцип «выстрелил и забыл», должна была прийти на смену Р-27 и стать основным оружием советских истребителей. Производство этой ракеты было налажено в Киеве на ГАХК «Артем», однако после выпуска установочной партии прекращено вследствие развала СССР. В середине 1990-х годов ГМКБ «Вымпел» самостоятельно наладило на мощностях своего опытного производства серийный выпуск экспортного варианта Р-77, обозначаемого РВВ-АЕ. Ракета РВВ-АЕ стала неотъемлемой частью вооружения всех новых и модернизированных боевых самолетов семейств Су-27 и МиГ-29, являясь подлинным экспортным «хитом» КТРВ и принося ей немалую часть доходов. Только Китай, по западным данным, законтрактовал в общей сложности около 1,5 тыс. ракет РВВ-АЕ. Не менее 600 ракет с 1999 года поставлено в Индию, кроме того, РВВ-АЕ закуплены Алжиром, Малайзией, Венесуэлой, Йеменом, Перу и, возможно, Вьетнамом, Индонезией и Эритреей. При этом, по имеющимся данным, ни Р-77, ни РВВ-АЕ до сих пор не состоят на вооружении ВВС РФ.

Управляемые ракеты класса «воздух—поверхность»
Разработкой этого класса ракет заняты головное предприятие КТРВ (бывшее «Звезда-Стрела»), ГМКБ «Радуга» и ГМКБ «Вымпел». Среди современных образцов можно отметить ракеты серий Х-31, Х-25, Х-29, Х-58 и Х-59.

Х-31
Серия ракет Х-31 разработки «Звезда-Стрела» представлена противорадиолокационной Х-31П и противокорабельной Х-31А. Противорадиолокационные ракеты экспортируются в Индию и Китай, а также, видимо, заказаны рядом других покупателей современных российских боевых самолетов (Алжир, Венесуэла, Вьетнам, Йемен и Малайзия). В 2006 году корпорация предложила на экспорт новую модификацию Х-31ПК. Также проводится модернизация сверхзвуковой противокорабельной ракеты Х-31А с активной радиолокационной ГСН. Ракета предназначена для поражения кораблей классов до эсминца включительно.
Модернизированная версия Х-31АД с увеличенной дальностью полета была впервые продемонстрирована на авиасалоне МАКС-2007. Известные поставки Х-31А производятся в Индию, Китай и Йемен.

Х-29
Ракета малой дальности Х-29 разработки ГМКБ «Вымпел» после 1992 года производилась для поставок за рубеж в вариантах с лазерной ГСН (Х-29МЛ) и телевизионной системой наведения (Х-29ТЭ). Выпуск ведется на ФГУП «Ленинградский Северный завод». Известно, что ракеты серии Х-29 в постсоветское время поставлялись Китаю (для оснащения самолетов Су-30МКК), Индии (Су-30МКИ), Ирану (Су-24МК) и Вьетнаму (Су-22М4 и Су-30МКК). По западным данным, только в КНР было экспортировано около 2 тыс. ракет Х-29ТЭ.

Х-38
На МАКС-2007 был впервые продемонстрирован образец тактической ракеты нового типа Х-38МЭ, предназначенной, как считается, для замены ракет семейств Х-29 и, видимо, имеющей модульную конструкцию с возможностью применения различных типов ГСН. На базе Х-38МЭ может быть создано семейство ракет, имеющих различные принципы наведения, что обеспечит их эффективное применение по различным целям в различных условиях.

Х-59
Ракета большой дальности Х-59М (комплекс «Овод-М») с телевизионной системой наведения, созданная ГМКБ «Радуга» в 1991 году на базе Х-59 («Овод»), вследствие развала СССР, видимо, серией не производилась. Однако ее экспортный вариант, Х-59МЭ, с 2001 года поставлялся в Индию (для вооружения самолетов Су-30МКИ) и особенно широко в Китай (для истребителей Су-30МКК и Су-30МК2). На базе Х-59М была создана и новая противокорабельная ракета увеличенной дальности, Х-59МК («Овод-МК»), которая сегодня активно рекламируется на экспорт. Доработка коснулась прежде всего замены телевизионной системы наведения на активную радиолокационную ГСН. Установка нового двигателя, 36МТ, разработки НПО «Сатурн» позволит улучшить энергетику ракеты и отказаться от поставок двигателей Р95-300 с Украины. Фактически Х-59МК создана для поставок в Китай, однако в дальнейшем, видимо, будет экспортироваться и в другие страны. Выпуск всех ракет серии Х-59 осуществляется на Смоленском авиационном заводе.

Авиационное вооружение со спутниковым наведением
Россия значительно отстала от США в создании авиационных средств поражения со спутниковым наведением. Работы в этом направлении в России ведутся с 2001 года и тесно завязаны на российскую спутниковую систему ГЛОНАСС, функционирование которой с полным покрытием территории страны планируется обеспечить в 2008 году, а в 2010 году система должна заработать и в глобальном масштабе. Предприятия КТРВ создали три вида авиационных средств поражения со спутниковым наведением — высокоточные корректируемые бомбы калибров 250 и 500 кг и ракету класса «воздух—поверхность» Х-25МС. Новое высокоточное оружие предназначено для поражения наземных/морских малоразмерных целей с заранее известными координатами. Сейчас также создается вариант ракеты Х-35 со спутниковым наведением и ряд других систем.

Стратегические ракетные комплексы воздушного базирования
Основным вооружением дальних бомбардировщиков Ту-22М остается разработанная в 1960-е годы ГМКБ «Радуга» высокоскоростная ракета «воздух—поверхность» Х-22 с жидкостным ракетным двигателем, постоянно совершенствовавшаяся и выпускавшаяся в большом количестве модификаций (для поражения наземных объектов, противорадиолокационная, противокорабельная и другие).
В 1970-е годы ГМКБ «Радуга» создало дозвуковую малогабаритную стратегическую крылатую ракету воздушного базирования большой дальности X-55, ставшую основным оружием стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-95МС и Ту-160. Затем были созданы ее различные модификации — Х-55-ОК (с оптическим коррелятором), Х-55СМ (увеличенной дальности), Х-65 (неядерная авиационная оперативно-тактическая), Х-65С (противокорабельный вариант Х-65 с активной радиолокационной ГСН). Серийное производство Х-55 первоначально велось на Харьковском авиационном заводе (нынешнее ХГАПП), а с 1986 года было передано на Смоленский авиазавод.

Экономические показатели корпорации «Тактическое ракетное вооружение» в 2004—2007 годах

Показатель2004200520062007
Выручка (млн руб.)6760,012 888,318 69728 402
Чистая прибыль (млн руб.)726332,414853117
Доля экспорта (%)736342,156,5
Доля гражданской продукции (%)7,75,55*5
Численность персонала (человек)859722 25921 36321 249
* Оценка Центра АСТ.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».