26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2004 года: "Здесь был бы город-сад?"

Архивная публикация 2004 года: "Здесь был бы город-сад?"

Москва - одна из самых "лоскутных" с архитектурной точки зрения мировых столиц. Послепожарный ампир начала XIX века в ней перемешан с конструктивизмом начала века XX и сталинским классицизмом середины прошлого столетия. Затем "столицу первого в мире социалистического государства" пытались превратить в "образцовый коммунистический город" со вставной челюстью Калининского проспекта, хрущобами и Дворцом съездов в древнем Кремле. Так что нынешние лужковские дома с башенками и прочие "изыски" - лишь очередной этап преображения столицы до степени неузнаваемости.Что "преобразователи" Москвы задумывали еще, но - к счастью или к сожалению - не успели, мы вам и предлагаем посмотреть.

©
Москва - одна из самых "лоскутных" с архитектурной точки зрения мировых столиц. Послепожарный ампир начала XIX века в ней перемешан с конструктивизмом начала века XX и сталинским классицизмом середины прошлого столетия. Затем "столицу первого в мире социалистического государства" пытались превратить в "образцовый коммунистический город" со вставной челюстью Калининского проспекта, хрущобами и Дворцом съездов в древнем Кремле. Так что нынешние лужковские дома с башенками и прочие "изыски" - лишь очередной этап преображения столицы до степени неузнаваемости.Что "преобразователи" Москвы задумывали еще, но - к счастью или к сожалению - не успели, мы вам и предлагаем посмотреть.

©
Архитектура Красной площади была головной болью большевистских вождей: Исторический музей в одном ее конце и Василий Блаженный - в другом мешали проходу колонн демонстрантов и военной техники. Тогдашний московский градоначальник Лазарь Каганович предложил свое решение проблемы: он подвел Сталина к макету главной площади страны и легким движением руки выдернул собор Василия Блаженного. «Лазарь, пастав на мэсто», - услышал он. Так что спасибо товарищу Сталину за то, что во всех последующих проектах реконструкции Красной площади творение Бармы и Постника присутствует.

©
Сталинских высоток в Москве после войны хотели построить восемь штук. Главная из них должна была возвыситься в Зарядье. Ее даже начали строить, но по каким-то причинам не закончили. Нереализованный проект подарили полякам. И теперь уменьшенная копия восьмой высотки «украшает» Варшаву — в ней размещался ЦК польских коммунистов. Кстати, «преемнице» восьмой высотки - воздвигнутой в Зарядье гостинице «Россия» - тоже не повезло. Ее собираются

снести, отдав освободившуюся территорию под - догадайтесь с трех раз - автостоянку и новый отель, правда, уже гораздо меньших размеров.

©
Зураб Церетели - не единственный, кто с небывалой легкостью переделывает свои проекты под требования конъюнктуры (общеизвестно, что Петр I первоначально изготавливался как памятник Колумбу, и лишь когда американцы отвергли проект, Зураб Константинович приделал Колумбу голову русского царя). Так вот, «предок» Церетели в таком подходе к собственному творчеству - архитектор Чечулин (он, кстати, еще и автор высотки в Котельниках). То, что вы видите выше, - проект здания «Аэрофлота», которое предполагалось возвести на площади Белорусского вокзала. То, что вы видите ниже, в нынешнее время торжества вертикали власти лучше не комментировать.

©
Чем творческое заимствование отличается от банального плагиата, вы может узнать, сопоставив два здания музея Великой Отечественной войны, одно из которых - проект, изготовленный в конце 1940-х, второе - возведенный в конце 1980-х - начале 1990-х годов комплекс на Поклонной горе.

©
Самые добротные здания у архитекторов обычно получаются тогда, когда они сами собираются в этом доме жить. Патриарх отечественной архитектуры академик Щусев к проектированию здания на Ростовской набережной подошел основа тельно ведь в нем предполагалось расселить зодчих столицы. Но вышло так, что Щусев поселился в другом месте. Как это сказалось на качестве реализации замысла - судите сами.

©
Здание Телеграфного агентства Советского Союза по первоначальному замыслу должно было быть возведено не на Никитских Воротах, как потом и случилось, а на углу Тверской улицы и одноименного бульвара. Маленькая фигурка в центре бульвара - это памятник Пушкину, который

в то время стоял напротив своего нынешнего местоположения.

©
Площадь Маяковского (ныне Триумфальная) по замыслу сталинских архитекторов должна была выглядеть именно так - места для памятника «лучшему и талантливейшему поэту социалистической эпохи» в этих планах не нашлось. Равно как и театру Сатиры вместе с Концертным залом им. П.И. Чайковского.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».