10 мая 2024
USD 91.82 +0.7 EUR 98.95 +0.64
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2008 года: "Зрелища без хлеба"

Архивная публикация 2008 года: "Зрелища без хлеба"

Череда побед российских команд на олимпиадах, футбольных чемпионатах и теннисных турнирах за последние годы конвертировалась в настоящий спортивный бум. Люди массово записывались в бассейны и фитнес-центры, садились на велосипеды и вставали на горные лыжи.Ивот приговор экспертов, опрошенных «Профилем»: из-за кризиса отказ от неокрепших спортивных привычек неизбежен.
Татьяна Абрамова и ее семилетняя дочь Настя — жертвы телевизионных шоу «Ледниковый период» и «Звездный лед». Три года назад, когда шоу только вышли в телеэфир, Настя сначала выпросила у мамы билет на каток на Красной площади. Потом, когда минуты три ее учила кататься сама Татьяна Навка, девочка заявила: «Я тоже хочу, как Навка!» И вот сегодня перед семьей Абрамовых встал выбор: занятия по фигурному катанию и новые коньки для Насти или семейный отдых на Новый год? Пока решили оплатить тренера, но непонятно, надолго ли хватит семейного бюджета. За первый год обучения дочери семья потратила около 33 тыс. рублей, а когда выяснилось, что «девочка перспективная», услуги тренера выросли в цене почти в полтора раза.
Популярность телевизионных шоу о фигурном катании привела к исчезновению коньков с прилавков спортивных магазинов. Тысячи детей и взрослых записались в спортивные секции. Вырос спрос на тренеров, которые осторожно потянулись из-за границы домой. Сегодня же на вопрос «Профиля»: вы бы приняли предложение о тренерской работе в России? — звезда шоу «Ледниковый период», двукратная олимпийская чемпионка Екатерина Гордеева, живущая в США, ответила так: «Я бы рассмотрела предложение. Но работать за 12—17 тыс. рублей и рассчитывать на случайные приработки, как это делают тренеры в моей родной спортшколе ЦСКА, не стала бы».
У Гордеевой своя школа фигурного катания в США. И даже в обители капитализма работает непреложное правило — сначала малыши, вставшие на коньки, занимаются фигурным катанием бесплатно в школах, занятия в которых оплачивают университеты или частные компании. Затем, если ребенок желает совершенствоваться, он может брать частные платные уроки, например, у олимпийских чемпионов.
В России же все наоборот. Чем более популярны спортивные телешоу, тем дороже становятся услуги катков и тренеров для любителей. Так, два года назад полтора часа катания на обычном городском катке обходились в 350—500 рублей, в прошлом году — в 600—800 рублей, в этом году цены выросли до 1000 рублей.
Но этот бум, похоже, уже близок к завершению. Как сообщили «Профилю» во Дворце спорта на Ходынском поле, где стартует серия Гран-при по фигурному катанию «Кубок России», билетов продано меньше трети. И хотя ожидаются звезды мировой величины, скорее всего, им придется выступать при полупустых трибунах. Даже на показательные выступления, когда обычно трибуны заполняются под завязку, билеты раскупаются вяло, и в основном те, что подешевле.
Любители спорта и здорового образа жизни вынуждены пересматривать свои расходы. Николай Соколов, менеджер банка, отказался от продления членства в фитнес-клубе. Годовая карта стоит 43 тыс. рублей, половину ее стоимости прежде оплачивал работодатель. Вместо этого он купил за 9 тыс. рублей абонемент в бассейн. Изменение сложившихся привычек и образа жизни — только начало. Во многом они возникли благодаря росту заработных плат, не связанных с ростом производительности труда. При этом, по данным ВЦИОМа, у каждого второго россиянина нет никаких накоплений. То есть практика беречь деньги не прижилась, зато процветала жизнь в кредит — покупки в долг делал тоже почти каждый второй. Теперь наступает период вынужденной экономии.
Любопытно, что некоторые инвесторы, делавшие ставку на рост платежеспособного спроса на престижные и дорогостоящие спортивные развлечения, не паникуют и даже рассчитывают на приток новых клиентов. «Принцип «хлеба и зрелищ!» за две тысячи лет еще никто не отменил. Так как голод нам пока не грозит, значит, развлекаться люди все же будут, — конечно, более внимательно поглядывая на цены, — говорит Александр Тимофеев, генеральный директор компании «МТ Девелопмент», которая вложила более 200 млн рублей в строительство «Фристайл-парка», многофункционального развлекательного центра с аквапарком и горнолыжными спусками в ближайшем Подмосковье. «Горные лыжи и сноуборд заразны. Единожды попробовав, почувствовав свободу и драйв от скорости, вы вряд ли сможете бросить, — добавляет Алексей Сиднев, управляющий партнер «МТ Девелопмент». — Другое дело, где вы это будете делать. Мы уже сейчас видим, что многие начинают экономить — люди сокращают сроки лыжных поездок с двух недель до одной, выбирают курорты подешевле. Те, кто отказался от зарубежных поездок, все равно будет кататься, но уже в России, если не в горах, то на курортах Подмосковья».
Эксперты Института экономики РАН утверждают, что массовый интерес к спорту неизменно пойдет на спад. Экономическая рецессия вызовет не только сокращение доходов любителей спорта, но также отразится на финансовом положении рекламодателей, спонсоров, владельцев спортивных клубов и телеканалов, прежде не экономивших на правах трансляции спортивных состязаний. «Для любого инвестора и спонсора, например, футбольный клуб — актив непрофильный, — утверждает Руслан Гринберг, директор Института экономики РАН. — Клубы практически не зарабатывают денег, а только требуют их вложения. В ситуации, когда цены на нефть и газ упали и продолжают опускаться, позиции нефтяных и газовых компаний — основных спонсоров футбола и хоккея — наиболее уязвимы. Поэтому футбол ждут сложные времена. Очевидно же, что зарплаты футболистов в России завышены, бюджеты клубов раздуты и непрозрачны. Хотя не думаю, что зарплаты звезд начнут срезать, скорее, будет введен режим экономии на новых трансферах в будущем году. Российский футбол, как и экономика, вступает в полосу неуверенности в будущем, а значит, аппетиты придется сокращать». Впрочем, вряд ли власти допустят ситуацию, когда футбол и прочие наиболее массовые виды спорта полностью лишатся поддержки спонсоров из числа крупных корпораций и окажутся недоступны населению. Максимум, что пока грозит футбольно-хоккейным массовым зрелищам, — отсутствие новых высокооплачиваемых легионеров, рост цен на билеты для болельщиков и, как выразился эксперт, просивший не называть его имени, «дальнейшее превращение футбольно-хоккейных клубов в крепостные театры государства». Ведь футбол и хоккей, по его мнению, отражают модель развития российской экономики. Обыватель за нефтедоллары, когда их было много, покупал импортные товары, а спортивные клубы — выходящих в тираж звезд-легионеров. Теперь лишних денег ни у кого нет.
«Мы от болельщиков отказываться не собираемся, — говорит тренер молодежного состава «Спартака» Дмитрий Гунько. — Будем за них бороться. Футбола без ценителей игры не бывает. Ясно, что кризис стороной футбол не обойдет. И готовиться к трудным временам нужно. Кстати, именно по поведению спонсоров и рекламодателей мы поймем, затронул нас кризис или нет. Этот признак будет самым верным. Кое-что прояснится, думаю, к Новому году».
Финансовый кризис поставил организаторов спортивно-массовых зрелищ перед фактом — футбольно-хоккейный рынок перегрет. Цены на билеты неоправданно высоки, трансферы игроков и их гонорары заоблачны. Примерно то же самое наблюдается и в баскетболе, фигурном катании, теннисе и других видах спорта, куда потянулся было массовый зритель. Выбор дальнейших действий не очень широк. Можно продолжать клянчить деньги у спонсоров, которые теперь вынуждены на всем экономить. Или вместо непомерных трат на легионеров развивать национальные спортивные школы, где уже появляются талантливые ребята. Это потребует целевой государственной поддержки, но в результате приведет к значительному снижению затрат на турниры и вознаграждение игрокам.
«Есть в кризисе и положительный аспект — приходит время интенсивного человеческого общения и доступного, незатратного физкультурно-оздоровительного отдыха, — прогнозирует Борис Кагарлицкий, директор Института глобализации и социальных движений. — В США, например, в годы Великой депрессии доступным стал сначала кинематограф, а потом в разряд массовых перешли некогда элитные виды спорта — американский футбол и бейсбол. Так что финансово-экономические и прочие кризисы могут позитивно влиять на культуру, в том числе на масскультуру».
Похожий прогноз дают и другие эксперты Института глобализации и социальных движений: в ближайшие год-два люди переключатся на доступные виды отдыха: станут больше читать и двигаться, включая подзабытый бег трусцой и беговые лыжи, которые выпали из обоймы престижных спортивно-массовых развлечений, поскольку не требовали затрат. Их прогноз совпадает с экспертизой Института экономики РАН: люди, лишенные доступных кредитов и роста заработных плат, вынуждены будут учиться жить и развлекаться по средствам. Потребление красивых и дорогостоящих спортивных шоу уступит место простому сопоставлению цены и качества.
А семья Абрамовых после некоторых колебаний все же приняла тяжелое решение купить Насте новые коньки почти за 700 евро. Настя уже делает прыжок в неполных два оборота, легко разучила «волчок» и подбирается к «бильману». Цена ее дальнейшего развития в спорте — семья на Новый год никуда не едет. Разве что в лес на лыжах.

Череда побед российских команд на олимпиадах, футбольных чемпионатах и теннисных турнирах за последние годы конвертировалась в настоящий спортивный бум. Люди массово записывались в бассейны и фитнес-центры, садились на велосипеды и вставали на горные лыжи.Ивот приговор экспертов, опрошенных «Профилем»: из-за кризиса отказ от неокрепших спортивных привычек неизбежен.
Татьяна Абрамова и ее семилетняя дочь Настя — жертвы телевизионных шоу «Ледниковый период» и «Звездный лед». Три года назад, когда шоу только вышли в телеэфир, Настя сначала выпросила у мамы билет на каток на Красной площади. Потом, когда минуты три ее учила кататься сама Татьяна Навка, девочка заявила: «Я тоже хочу, как Навка!» И вот сегодня перед семьей Абрамовых встал выбор: занятия по фигурному катанию и новые коньки для Насти или семейный отдых на Новый год? Пока решили оплатить тренера, но непонятно, надолго ли хватит семейного бюджета. За первый год обучения дочери семья потратила около 33 тыс. рублей, а когда выяснилось, что «девочка перспективная», услуги тренера выросли в цене почти в полтора раза.
Популярность телевизионных шоу о фигурном катании привела к исчезновению коньков с прилавков спортивных магазинов. Тысячи детей и взрослых записались в спортивные секции. Вырос спрос на тренеров, которые осторожно потянулись из-за границы домой. Сегодня же на вопрос «Профиля»: вы бы приняли предложение о тренерской работе в России? — звезда шоу «Ледниковый период», двукратная олимпийская чемпионка Екатерина Гордеева, живущая в США, ответила так: «Я бы рассмотрела предложение. Но работать за 12—17 тыс. рублей и рассчитывать на случайные приработки, как это делают тренеры в моей родной спортшколе ЦСКА, не стала бы».
У Гордеевой своя школа фигурного катания в США. И даже в обители капитализма работает непреложное правило — сначала малыши, вставшие на коньки, занимаются фигурным катанием бесплатно в школах, занятия в которых оплачивают университеты или частные компании. Затем, если ребенок желает совершенствоваться, он может брать частные платные уроки, например, у олимпийских чемпионов.
В России же все наоборот. Чем более популярны спортивные телешоу, тем дороже становятся услуги катков и тренеров для любителей. Так, два года назад полтора часа катания на обычном городском катке обходились в 350—500 рублей, в прошлом году — в 600—800 рублей, в этом году цены выросли до 1000 рублей.
Но этот бум, похоже, уже близок к завершению. Как сообщили «Профилю» во Дворце спорта на Ходынском поле, где стартует серия Гран-при по фигурному катанию «Кубок России», билетов продано меньше трети. И хотя ожидаются звезды мировой величины, скорее всего, им придется выступать при полупустых трибунах. Даже на показательные выступления, когда обычно трибуны заполняются под завязку, билеты раскупаются вяло, и в основном те, что подешевле.
Любители спорта и здорового образа жизни вынуждены пересматривать свои расходы. Николай Соколов, менеджер банка, отказался от продления членства в фитнес-клубе. Годовая карта стоит 43 тыс. рублей, половину ее стоимости прежде оплачивал работодатель. Вместо этого он купил за 9 тыс. рублей абонемент в бассейн. Изменение сложившихся привычек и образа жизни — только начало. Во многом они возникли благодаря росту заработных плат, не связанных с ростом производительности труда. При этом, по данным ВЦИОМа, у каждого второго россиянина нет никаких накоплений. То есть практика беречь деньги не прижилась, зато процветала жизнь в кредит — покупки в долг делал тоже почти каждый второй. Теперь наступает период вынужденной экономии.
Любопытно, что некоторые инвесторы, делавшие ставку на рост платежеспособного спроса на престижные и дорогостоящие спортивные развлечения, не паникуют и даже рассчитывают на приток новых клиентов. «Принцип «хлеба и зрелищ!» за две тысячи лет еще никто не отменил. Так как голод нам пока не грозит, значит, развлекаться люди все же будут, — конечно, более внимательно поглядывая на цены, — говорит Александр Тимофеев, генеральный директор компании «МТ Девелопмент», которая вложила более 200 млн рублей в строительство «Фристайл-парка», многофункционального развлекательного центра с аквапарком и горнолыжными спусками в ближайшем Подмосковье. «Горные лыжи и сноуборд заразны. Единожды попробовав, почувствовав свободу и драйв от скорости, вы вряд ли сможете бросить, — добавляет Алексей Сиднев, управляющий партнер «МТ Девелопмент». — Другое дело, где вы это будете делать. Мы уже сейчас видим, что многие начинают экономить — люди сокращают сроки лыжных поездок с двух недель до одной, выбирают курорты подешевле. Те, кто отказался от зарубежных поездок, все равно будет кататься, но уже в России, если не в горах, то на курортах Подмосковья».
Эксперты Института экономики РАН утверждают, что массовый интерес к спорту неизменно пойдет на спад. Экономическая рецессия вызовет не только сокращение доходов любителей спорта, но также отразится на финансовом положении рекламодателей, спонсоров, владельцев спортивных клубов и телеканалов, прежде не экономивших на правах трансляции спортивных состязаний. «Для любого инвестора и спонсора, например, футбольный клуб — актив непрофильный, — утверждает Руслан Гринберг, директор Института экономики РАН. — Клубы практически не зарабатывают денег, а только требуют их вложения. В ситуации, когда цены на нефть и газ упали и продолжают опускаться, позиции нефтяных и газовых компаний — основных спонсоров футбола и хоккея — наиболее уязвимы. Поэтому футбол ждут сложные времена. Очевидно же, что зарплаты футболистов в России завышены, бюджеты клубов раздуты и непрозрачны. Хотя не думаю, что зарплаты звезд начнут срезать, скорее, будет введен режим экономии на новых трансферах в будущем году. Российский футбол, как и экономика, вступает в полосу неуверенности в будущем, а значит, аппетиты придется сокращать». Впрочем, вряд ли власти допустят ситуацию, когда футбол и прочие наиболее массовые виды спорта полностью лишатся поддержки спонсоров из числа крупных корпораций и окажутся недоступны населению. Максимум, что пока грозит футбольно-хоккейным массовым зрелищам, — отсутствие новых высокооплачиваемых легионеров, рост цен на билеты для болельщиков и, как выразился эксперт, просивший не называть его имени, «дальнейшее превращение футбольно-хоккейных клубов в крепостные театры государства». Ведь футбол и хоккей, по его мнению, отражают модель развития российской экономики. Обыватель за нефтедоллары, когда их было много, покупал импортные товары, а спортивные клубы — выходящих в тираж звезд-легионеров. Теперь лишних денег ни у кого нет.
«Мы от болельщиков отказываться не собираемся, — говорит тренер молодежного состава «Спартака» Дмитрий Гунько. — Будем за них бороться. Футбола без ценителей игры не бывает. Ясно, что кризис стороной футбол не обойдет. И готовиться к трудным временам нужно. Кстати, именно по поведению спонсоров и рекламодателей мы поймем, затронул нас кризис или нет. Этот признак будет самым верным. Кое-что прояснится, думаю, к Новому году».
Финансовый кризис поставил организаторов спортивно-массовых зрелищ перед фактом — футбольно-хоккейный рынок перегрет. Цены на билеты неоправданно высоки, трансферы игроков и их гонорары заоблачны. Примерно то же самое наблюдается и в баскетболе, фигурном катании, теннисе и других видах спорта, куда потянулся было массовый зритель. Выбор дальнейших действий не очень широк. Можно продолжать клянчить деньги у спонсоров, которые теперь вынуждены на всем экономить. Или вместо непомерных трат на легионеров развивать национальные спортивные школы, где уже появляются талантливые ребята. Это потребует целевой государственной поддержки, но в результате приведет к значительному снижению затрат на турниры и вознаграждение игрокам.
«Есть в кризисе и положительный аспект — приходит время интенсивного человеческого общения и доступного, незатратного физкультурно-оздоровительного отдыха, — прогнозирует Борис Кагарлицкий, директор Института глобализации и социальных движений. — В США, например, в годы Великой депрессии доступным стал сначала кинематограф, а потом в разряд массовых перешли некогда элитные виды спорта — американский футбол и бейсбол. Так что финансово-экономические и прочие кризисы могут позитивно влиять на культуру, в том числе на масскультуру».
Похожий прогноз дают и другие эксперты Института глобализации и социальных движений: в ближайшие год-два люди переключатся на доступные виды отдыха: станут больше читать и двигаться, включая подзабытый бег трусцой и беговые лыжи, которые выпали из обоймы престижных спортивно-массовых развлечений, поскольку не требовали затрат. Их прогноз совпадает с экспертизой Института экономики РАН: люди, лишенные доступных кредитов и роста заработных плат, вынуждены будут учиться жить и развлекаться по средствам. Потребление красивых и дорогостоящих спортивных шоу уступит место простому сопоставлению цены и качества.
А семья Абрамовых после некоторых колебаний все же приняла тяжелое решение купить Насте новые коньки почти за 700 евро. Настя уже делает прыжок в неполных два оборота, легко разучила «волчок» и подбирается к «бильману». Цена ее дальнейшего развития в спорте — семья на Новый год никуда не едет. Разве что в лес на лыжах.

Без смазки
О спорт ты — жир: это уже не актуально. Нагулявший бока отечественный спорт готовится к тощим годам. Отток зрителей, остановка строительства стадионов и дворцов спорта, сокращение бюджетов ведущих спортивных лиг, возможные банкротства отдельных клубов. Спорт не переждет в сторонке, и предприниматели, не потерявшие еще возможности и охоты вкладывать в него деньги, гадают: сколько продлится кризис? В принципе финансовый фитнес и инвестиционная диета могут оказаться и благотворными. Надо только выжить. «Кроме всего прочего, — говорит один из профессиональных спортивных менеджеров, — наша система финансирования спорта кардинально отличается от того, что происходит на Западе. Там доходы в первую очередь получают от продажи билетов, атрибутики, прав на телевизионные трансляции и в последнюю очередь — от спонсорских вливаний. У нас же ровно наоборот. Клубы зависят от владельцев, а те пока просто не понимают, чего им ждать. Поэтому на Западе останутся и зрители, и телетрансляции, в то время как в России все базируется на устойчивости положения владельцев клубов. С другой стороны, у нас спорт является государственной политикой, и обрушиться ему не дадут. Так что за судьбу футбольной, хоккейной, баскетбольной лиг, скорее всего, не стоит беспокоиться. Хотя отдельные жертвы возможны».
Понятно, что в перспективе Олимпиады в Сочи не оставят в беде и медальные виды зимнего спорта. Не случайно федерацию биатлона уже в разгар кризиса возглавил Михаил Прохоров. Вообще Сочи, несмотря на все проблемы, остается островком стабильности в спорте. Для государства это дело принципа, а стадионы на берегу Черного моря — вопрос имиджа страны. Да и потенциальные спонсоры Игр осознают, что олимпийские инвестиции сулят бонусы не только в области спорта. Не оставит власть без поддержки и два центральных события 2013 года: универсиаду в Казани и чемпионат мира по легкой атлетике в Москве. Поэтому те бизнесмены, которые вслед за председателем Мао считают, что, несмотря на извилистый путь, перспективы все-таки светлые, не должны отворачиваться сегодня от спорта.
Расходы тем не менее будут существенно сокращены. И прежде всего — расходы на строительство спортивных сооружений. В Москве в будущем году останутся только три футбольных стадиона, где будут проводиться матчи премьер-лиги. Это «Лужники», «Локомотив» и стадион имени Стрельцова. Старейший в стране стадион «Динамо» закрывается на реконструкцию. Сколько она продлится, сегодня можно только гадать, а болельщикам бело-голубых придется ездить в Химки, где успели завершить строительство современной футбольной арены до того, как разразился кризис. Еще более туманны перспективы строительства стадионов «Спартака», ЦСКА и сборной в Москве, стадиона для «Зенита» в Санкт-Петербурге. Даже представители клубов дают диаметрально противоположные сведения о сроках и стоимости строительства. Стройматериалы дешевеют, кредиты дорожают. По мнению многих специалистов, строительство указанных арен будет законсервировано как минимум на год-другой. Даже не в каждом случае понятно, кто заказчик. Так, стадионом для футбольной сборной собирался заниматься фонд Романа Абрамовича «Национальная академия футбола», теперь вроде бы основное финансовое бремя берут на себя московские власти. Пока еще вводятся в строй поля и футбольные школы, создаваемые под покровительством НАФ. Но это проекты, запланированные и профинансированные еще до начала рецессии.
Сходные перспективы и в хоккее. Крайне не повезло амбициозному проекту Континентальной хоккейной лиги. Он стартовал практически одновременно с началом финансовой бури. И несмотря на то, что все было выстроено грамотно, КХЛ, естественно, как и любой проект в любой сфере, не была готова к кризису. Руководству лиги придется смириться с тем, что не все клубы смогут довести уровень своих площадок до требуемого регламентом. Кроме того, непросто удержать и зрителей. Не всякий готов сегодня выкладывать по 250—300 рублей за билет на хоккейный или футбольный матч. В Магнитогорске уже демпингуют, предлагая посмотреть хоккей за 50 рублей. Футбольное «Динамо» объявило, что последний матч чемпионата можно и вовсе посмотреть бесплатно. Это, разумеется, разовая акция, но явно демонстрирующая боязнь потерять зрителя, который может предпочесть сидеть дома у телевизора. Самим участникам спортивных состязаний придется умерить свой аппетит и забыть на время о рекордных контрактах. Наш спортивный рынок был чрезвычайно перегрет, причем звездные гонорары выплачивались не только звездам. Хоккейные клубы запросто переманивали ведущих игроков из Национальной хоккейной лиги. Теперь движение может повернуть вспять. А вот любители заграничного спортивного отдыха и болельщики наших команд, наоборот, станут чаще оставаться дома.
Лев Бруни

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».