26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2003 года: "Звездная болезнь"

Архивная публикация 2003 года: "Звездная болезнь"

Извлекать деньги из воздуха человечество научилось уже давно. На повестке дня -- осуществление столь же приятной процедуры в безвоздушном пространстве: это и космический туризм, и использование Солнца как бесплатной электророзетки. Впрочем, в освоении космоса людьми движет не только корысть. Ну, скажите, какая выгода от запуска ракеты на Плутон, до которого лететь 9 лет? Да никакой -- просто человечество до сих пор не растеряло любопытства.МАРСельеза

По логике развития космонавтики следующим шагом после Международной космической станции (МКС) должен стать уже межпланетный пилотируемый полет. По словам директора пилотируемых программ РКК "Энергия" Юрия Григорьева, как "ныне покойный" "Мир", так и здравствующая МКС были и есть проектами, которые, помимо прочего, нацелены на отработку методологии жизнеобеспечения и поведения человека при полете на Марс. Полет на эту планету туда и обратно может занять около двух лет.
При этом Григорьев подчеркивает, что "в России для марсианской экспедиции уже сейчас существует необходимый задел технических средств и знаний, а также есть квалифицированные специалисты". Нет, как не трудно догадаться, только денег. Прикидочная стоимость проекта -- $30--40 млрд., то есть около трети суммы, которую согласно прогнозам США потратят на войну в Ираке.
Если бы не эта "мелочь", установить российский триколор на "красной планете" мы смогли бы, в общем-то, в обозримом будущем -- в 2015--2020 годах. На сегодняшний момент марсианский проект в России не финансируется, но, как свидетельствует Юрий Григорьев, на инициативной основе работы по нему все равно ведутся, причем в целом ряде ведущих профильных предприятий.
США планируют марсианскую экспедицию на 2018 год. Даже есть точная дата старта -- 4 июля (это День независимости). По планам НАСА, на Марс будет запущен корабль с шестью астронавтами, которые предположительно должны пробыть на поверхности планеты 600 суток.
Девять лет спустя

Россия в ближайшей перспективе может себе позволить только автоматическую -- беспилотную -- исследовательскую экспедицию, и не на сам Марс, а на его спутник Фобос. Старт намечен на 2007 год. Этот проект, получивший название "Фобос-грунт", оценивается в $47 млн.
По словам ученого секретаря Института космических исследований РАН Александра Захарова, главная задача экспедиции -- доставка грунта Фобоса на Землю. Ценность этого грунта заключается в том, что он является первородным материалом, из которого, по сути, была создана Солнечная система. На планетах происходили вулканизм, наслоения и т.д. А астероиды и спутники Марса сохранились в первозданном виде. Соответственно, по составу их грунта можно будет судить о происхождении и эволюции планет Солнечной системы, в том числе Земли.
С 1962 по 1999 год к Марсу и Фобосу нами и американцами было отправлено 25 космических аппаратов. 11 из них достигли цели. Но "первородного" грунта еще никто на Землю не привозил.
Одной из самых значимых автоматических экспедиций в ближайшие годы может стать миссия на Плутон -- самую дальнюю планету Солнечной системы (расстояние до Земли больше 5 млрд. км).
На этой планете еще не побывал ни один из земных аппаратов. В феврале нынешнего года, по неофициальным данным, президент Джорж Буш подписал законопроект, согласно которому для начала работ по этому проекту (он получил название New Horizons) будет выделено $110 млн. Общая стоимость New Horizons оценивается в $504 млн. Американцы планируют стартовать в 2006 году, чтобы за девять лет, к 2015-му, долететь до Плутона.
Из жизни грузчиков

Помимо исследовательских экспедиций, в настоящее время разворачивается работа по развитию коммерческого направления космонавтики. Его условно можно разделить на три составляющие.
Первая -- бизнес-ниша в рамках исследовательских программ. Например, Россия, ничего не исследуя, занимается коммерческим запуском спутников и доставкой грузов на орбитальную станцию для частных компаний и в соответствии с национальными программами иностранных государств. В прошлом году бизнес такого рода принес нашей стране около $600 млн.
В этом секторе следует выделить проект по созданию Многоразовой авиационно-космической системы (МАКС), который, по оценкам специалистов, имеет колоссальный коммерческий потенциал. Этот проект, реализуемый НПО "Молния", является преемником проекта корабля многоразового использования "Буран", испытания которого были произведены в 1988 году.
МАКС -- это комплекс, состоящий из самолета-носителя Ан-225 "Мрия" (АНПК им. О.К. Антонова) и установленного на нем орбитального самолета. "Мрия" "везет" самолет до высоты 8 км. Затем орбитальный самолет отделяется вместе с баком топлива и набирает высоту 180 км. После этого пустой бак сбрасывается, и самолет выходит на орбиту.
МАКС значительно легче "Бурана" (25 тонн против 104 тонны) и может вывести на орбиту 3 тонны груза за полет ("Буран" -- 30 тонн, "шаттлы" -- 20 тонн). Но МАКС способен демпинговать. Например, доставка груза на МКС с помощью ракеты-носителя "Протон" стоит $6 тыс. за 1 килограмм, "Шаттл" "грузит" килограмм за $20 тыс. А расценки МАКСа -- в пределах $1,1 тыс. К сегодняшнему дню на этот проект затрачено более $1 млрд. Для завершения нужно еще около $3 млрд. и до 10 лет. По оценкам генерального директора НПО "Молния" Александра Башилова, все расходы МАКС сможет окупить в течение максимум трех лет.
Между тем сейчас в недрах НАСА и других научных ведомств США ведутся перспективные разработки, которые смогут в разы уменьшить вес всего того, что может быть полезно в космосе. Например, существуют проекты, предполагающие создание на основе нанотехнологий спутников весом не более 1 кг. Таким образом, один "Шаттл" будет способен за один полет обеспечить потребности в спутниках фактически всей планеты. Правда, время, когда такие спутники могут появиться, сейчас никто прогнозировать не берется.
Дайте мне другой глобус

Космический туризм -- еще один сектор бизнеса в космонавтике. Эра этого бизнеса началась, как известно, в 2001 году с полета первого космического туриста -- американского бизнесмена Дениса Тито на российский сегмент МКС. Недельная экскурсия по космосу Российскому авиационно-космическому агентству обойдется в $20 млн. Повторил этот туристический "подвиг" южно-африканский миллионер Марк Шаттлуорт, который за те же деньги посетил ту же станцию.
Сейчас и в США, и в Европе космический туризм рассматривается как весьма серьезный и перспективный вид бизнеса. Уже на полном серьезе разрабатываются проекты орбитальных чудо-городов, лунных отелей и т.д. Не осталось в стороне и НАСА, приняв решение о коммерциализации своего сегмента МКС на 30%.
Поскольку граждан, желающих и способных заплатить $20 млн. за неделю невесомости, на Земле не так уж много, главным направлением развития этого бизнеса стало его удешевление. Транснациональная компания X prize объявила конкурс с призовым фондом в $10 млн. на лучший проект туристического космического корабля. К сегодняшнему дню на этот призыв уже откликнулось 20 компаний. С российской стороны в конкурсе принимает участие аэрокосмическая фирма им. В. Мясищева и "Суборбитальная корпорация", которые представляют проект авиакосмической системы Cosmopolis XXI (C-XXI).
По оценкам специалистов, C-XXI имеет серьезные шансы на победу. Авиакосмическая система состоит из самолета-носителя "Геофизика", многоразового суборбитального корабля (космоплана) и разгонного двигателя с топливными баками. Она действует по принципу "Бурана" и МАКСа, только в несколько раз меньше и легче своих предшественников. Космоплан с двумя пассажирами и пилотом способен выйти на околоземную орбиту, и на 5--10 минут в нем наступит невесомость. Затем он входит в атмосферу Земли и после планирующего полета садится на аэродром.
Как заявляют в "Суборбитальной корпорации", первые полеты C-XXI запланированы на 2004--2005 годы. В целом стоимость проекта, включающего 2 носителя и 7 космопланов, оценивается в $60 млн. Цена "билета в Космос" предполагается в размере $100 тыс. Создатели проекта рассчитывают, что их затея окупится за 2--3 года. Основной расчет делается на иностранных туристов. Ведь ни одна страна мира подобных услуг не предлагает.
Охота на зайчиков

Третье космическое бизнес-направление, которое сейчас только начинает обрастать проектами, заключается в использовании космических ресурсов. Главным и, по научным оценкам, наиболее реальным сейчас является в этой сфере проект создания солнечного энергетического спутника (СЭС). Подобные разработки сейчас ведут США и Япония, также начинает прорабатывать этот вопрос и Европейское космическое агентство. У России пока есть только некоторые заделы в этом направлении, имеющие главным образом чисто теоретический характер.
Суть этих проектов сводится к созданию и запуску на геостационарную орбиту (высота около 36 тыс. км) спутников, которые будут перехватывать солнечную энергию, преобразовывать ее в сверхвысокочастотную (СВЧ) и отправлять на Землю. На Земле луч СВЧ будет приниматься "тарелкой" диаметром до 4 км. После этого энергию СВЧ планируется преобразовывать в энергию постоянного тока и использовать как обычную, земную.
Япония планирует в 2005 году запустить экспериментальный СЭС. Он будет летать на высоте 500--1000 км над экватором и периодически отправлять энергию на Землю. Сейчас японцы подыскивают подходящие места для приемных устройств в Африке и Южной Америке.
США, со своей стороны, рассчитывают, что полноценный американский СЭС к 2020 году будет обеспечивать до четверти всей потребляемой в стране электроэнергии. Цена проекта более чем впечатляющая -- около $60 млрд. Высадка астронавтов на Луну обошлась Америке "только" в $25.
Что касается российского "солнечного будущего", то наши ученые считают, что российские специалисты будут принимать активное участие в создании целого ряда зарубежных СЭС и тем самым заработают для страны достойную долю участия в каком-либо крупном проекте.
Впрочем, множество компаний во всем мире, даже близко не подходя к космодрому, уже давным-давно освоили космос как поле коммерческой деятельности. Сегодня без особых бюрократических проволочек при посредничестве таких компаний можно купить и участок на Луне, и назвать по собственному усмотрению звезду. Участок на видимой стороне Луны площадью около 1 квадратного километра и оформление подтверждающих владение документов стоят $100. Специальная рамка для этих документов -- еще $60. Удовольствие назвать видимую с территории России (в телескоп) звезду своим или еще чьим-либо именем стоит не многим дороже -- $300. Вот и весь космический бизнес -- без риска для жизни и инвестиций.

Извлекать деньги из воздуха человечество научилось уже давно. На повестке дня -- осуществление столь же приятной процедуры в безвоздушном пространстве: это и космический туризм, и использование Солнца как бесплатной электророзетки. Впрочем, в освоении космоса людьми движет не только корысть. Ну, скажите, какая выгода от запуска ракеты на Плутон, до которого лететь 9 лет? Да никакой -- просто человечество до сих пор не растеряло любопытства.МАРСельеза


По логике развития космонавтики следующим шагом после Международной космической станции (МКС) должен стать уже межпланетный пилотируемый полет. По словам директора пилотируемых программ РКК "Энергия" Юрия Григорьева, как "ныне покойный" "Мир", так и здравствующая МКС были и есть проектами, которые, помимо прочего, нацелены на отработку методологии жизнеобеспечения и поведения человека при полете на Марс. Полет на эту планету туда и обратно может занять около двух лет.

При этом Григорьев подчеркивает, что "в России для марсианской экспедиции уже сейчас существует необходимый задел технических средств и знаний, а также есть квалифицированные специалисты". Нет, как не трудно догадаться, только денег. Прикидочная стоимость проекта -- $30--40 млрд., то есть около трети суммы, которую согласно прогнозам США потратят на войну в Ираке.

Если бы не эта "мелочь", установить российский триколор на "красной планете" мы смогли бы, в общем-то, в обозримом будущем -- в 2015--2020 годах. На сегодняшний момент марсианский проект в России не финансируется, но, как свидетельствует Юрий Григорьев, на инициативной основе работы по нему все равно ведутся, причем в целом ряде ведущих профильных предприятий.

США планируют марсианскую экспедицию на 2018 год. Даже есть точная дата старта -- 4 июля (это День независимости). По планам НАСА, на Марс будет запущен корабль с шестью астронавтами, которые предположительно должны пробыть на поверхности планеты 600 суток.

Девять лет спустя


Россия в ближайшей перспективе может себе позволить только автоматическую -- беспилотную -- исследовательскую экспедицию, и не на сам Марс, а на его спутник Фобос. Старт намечен на 2007 год. Этот проект, получивший название "Фобос-грунт", оценивается в $47 млн.

По словам ученого секретаря Института космических исследований РАН Александра Захарова, главная задача экспедиции -- доставка грунта Фобоса на Землю. Ценность этого грунта заключается в том, что он является первородным материалом, из которого, по сути, была создана Солнечная система. На планетах происходили вулканизм, наслоения и т.д. А астероиды и спутники Марса сохранились в первозданном виде. Соответственно, по составу их грунта можно будет судить о происхождении и эволюции планет Солнечной системы, в том числе Земли.

С 1962 по 1999 год к Марсу и Фобосу нами и американцами было отправлено 25 космических аппаратов. 11 из них достигли цели. Но "первородного" грунта еще никто на Землю не привозил.

Одной из самых значимых автоматических экспедиций в ближайшие годы может стать миссия на Плутон -- самую дальнюю планету Солнечной системы (расстояние до Земли больше 5 млрд. км).

На этой планете еще не побывал ни один из земных аппаратов. В феврале нынешнего года, по неофициальным данным, президент Джорж Буш подписал законопроект, согласно которому для начала работ по этому проекту (он получил название New Horizons) будет выделено $110 млн. Общая стоимость New Horizons оценивается в $504 млн. Американцы планируют стартовать в 2006 году, чтобы за девять лет, к 2015-му, долететь до Плутона.

Из жизни грузчиков


Помимо исследовательских экспедиций, в настоящее время разворачивается работа по развитию коммерческого направления космонавтики. Его условно можно разделить на три составляющие.

Первая -- бизнес-ниша в рамках исследовательских программ. Например, Россия, ничего не исследуя, занимается коммерческим запуском спутников и доставкой грузов на орбитальную станцию для частных компаний и в соответствии с национальными программами иностранных государств. В прошлом году бизнес такого рода принес нашей стране около $600 млн.

В этом секторе следует выделить проект по созданию Многоразовой авиационно-космической системы (МАКС), который, по оценкам специалистов, имеет колоссальный коммерческий потенциал. Этот проект, реализуемый НПО "Молния", является преемником проекта корабля многоразового использования "Буран", испытания которого были произведены в 1988 году.

МАКС -- это комплекс, состоящий из самолета-носителя Ан-225 "Мрия" (АНПК им. О.К. Антонова) и установленного на нем орбитального самолета. "Мрия" "везет" самолет до высоты 8 км. Затем орбитальный самолет отделяется вместе с баком топлива и набирает высоту 180 км. После этого пустой бак сбрасывается, и самолет выходит на орбиту.

МАКС значительно легче "Бурана" (25 тонн против 104 тонны) и может вывести на орбиту 3 тонны груза за полет ("Буран" -- 30 тонн, "шаттлы" -- 20 тонн). Но МАКС способен демпинговать. Например, доставка груза на МКС с помощью ракеты-носителя "Протон" стоит $6 тыс. за 1 килограмм, "Шаттл" "грузит" килограмм за $20 тыс. А расценки МАКСа -- в пределах $1,1 тыс. К сегодняшнему дню на этот проект затрачено более $1 млрд. Для завершения нужно еще около $3 млрд. и до 10 лет. По оценкам генерального директора НПО "Молния" Александра Башилова, все расходы МАКС сможет окупить в течение максимум трех лет.

Между тем сейчас в недрах НАСА и других научных ведомств США ведутся перспективные разработки, которые смогут в разы уменьшить вес всего того, что может быть полезно в космосе. Например, существуют проекты, предполагающие создание на основе нанотехнологий спутников весом не более 1 кг. Таким образом, один "Шаттл" будет способен за один полет обеспечить потребности в спутниках фактически всей планеты. Правда, время, когда такие спутники могут появиться, сейчас никто прогнозировать не берется.

Дайте мне другой глобус


Космический туризм -- еще один сектор бизнеса в космонавтике. Эра этого бизнеса началась, как известно, в 2001 году с полета первого космического туриста -- американского бизнесмена Дениса Тито на российский сегмент МКС. Недельная экскурсия по космосу Российскому авиационно-космическому агентству обойдется в $20 млн. Повторил этот туристический "подвиг" южно-африканский миллионер Марк Шаттлуорт, который за те же деньги посетил ту же станцию.

Сейчас и в США, и в Европе космический туризм рассматривается как весьма серьезный и перспективный вид бизнеса. Уже на полном серьезе разрабатываются проекты орбитальных чудо-городов, лунных отелей и т.д. Не осталось в стороне и НАСА, приняв решение о коммерциализации своего сегмента МКС на 30%.

Поскольку граждан, желающих и способных заплатить $20 млн. за неделю невесомости, на Земле не так уж много, главным направлением развития этого бизнеса стало его удешевление. Транснациональная компания X prize объявила конкурс с призовым фондом в $10 млн. на лучший проект туристического космического корабля. К сегодняшнему дню на этот призыв уже откликнулось 20 компаний. С российской стороны в конкурсе принимает участие аэрокосмическая фирма им. В. Мясищева и "Суборбитальная корпорация", которые представляют проект авиакосмической системы Cosmopolis XXI (C-XXI).

По оценкам специалистов, C-XXI имеет серьезные шансы на победу. Авиакосмическая система состоит из самолета-носителя "Геофизика", многоразового суборбитального корабля (космоплана) и разгонного двигателя с топливными баками. Она действует по принципу "Бурана" и МАКСа, только в несколько раз меньше и легче своих предшественников. Космоплан с двумя пассажирами и пилотом способен выйти на околоземную орбиту, и на 5--10 минут в нем наступит невесомость. Затем он входит в атмосферу Земли и после планирующего полета садится на аэродром.

Как заявляют в "Суборбитальной корпорации", первые полеты C-XXI запланированы на 2004--2005 годы. В целом стоимость проекта, включающего 2 носителя и 7 космопланов, оценивается в $60 млн. Цена "билета в Космос" предполагается в размере $100 тыс. Создатели проекта рассчитывают, что их затея окупится за 2--3 года. Основной расчет делается на иностранных туристов. Ведь ни одна страна мира подобных услуг не предлагает.

Охота на зайчиков


Третье космическое бизнес-направление, которое сейчас только начинает обрастать проектами, заключается в использовании космических ресурсов. Главным и, по научным оценкам, наиболее реальным сейчас является в этой сфере проект создания солнечного энергетического спутника (СЭС). Подобные разработки сейчас ведут США и Япония, также начинает прорабатывать этот вопрос и Европейское космическое агентство. У России пока есть только некоторые заделы в этом направлении, имеющие главным образом чисто теоретический характер.

Суть этих проектов сводится к созданию и запуску на геостационарную орбиту (высота около 36 тыс. км) спутников, которые будут перехватывать солнечную энергию, преобразовывать ее в сверхвысокочастотную (СВЧ) и отправлять на Землю. На Земле луч СВЧ будет приниматься "тарелкой" диаметром до 4 км. После этого энергию СВЧ планируется преобразовывать в энергию постоянного тока и использовать как обычную, земную.

Япония планирует в 2005 году запустить экспериментальный СЭС. Он будет летать на высоте 500--1000 км над экватором и периодически отправлять энергию на Землю. Сейчас японцы подыскивают подходящие места для приемных устройств в Африке и Южной Америке.

США, со своей стороны, рассчитывают, что полноценный американский СЭС к 2020 году будет обеспечивать до четверти всей потребляемой в стране электроэнергии. Цена проекта более чем впечатляющая -- около $60 млрд. Высадка астронавтов на Луну обошлась Америке "только" в $25.

Что касается российского "солнечного будущего", то наши ученые считают, что российские специалисты будут принимать активное участие в создании целого ряда зарубежных СЭС и тем самым заработают для страны достойную долю участия в каком-либо крупном проекте.

Впрочем, множество компаний во всем мире, даже близко не подходя к космодрому, уже давным-давно освоили космос как поле коммерческой деятельности. Сегодня без особых бюрократических проволочек при посредничестве таких компаний можно купить и участок на Луне, и назвать по собственному усмотрению звезду. Участок на видимой стороне Луны площадью около 1 квадратного километра и оформление подтверждающих владение документов стоят $100. Специальная рамка для этих документов -- еще $60. Удовольствие назвать видимую с территории России (в телескоп) звезду своим или еще чьим-либо именем стоит не многим дороже -- $300. Вот и весь космический бизнес -- без риска для жизни и инвестиций.

МИХАИЛ СИДОРОВ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».