16 июля 2024
USD 87.81 +0.06 EUR 95.78 +0.03
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Дорогой длинною: чем привлекают туристов автомобильные путешествия по стране
Автомобили автомобили Россия туризм

Дорогой длинною: чем привлекают туристов автомобильные путешествия по стране

За последние годы в России резко выросла популярность внутреннего туризма. В 2023-м объем турпотока увеличился на 20% и составил порядка 78 млн поездок по стране. Из них чуть больше трети (27 млн) пришлось на автомобильные и автобусные путешествия. Старая советская традиция возрождается, но на новом уровне. Рассказываем, что ждет отрасль автотуризма через десять лет и как подготовиться к путешествию на машине сегодня.

Путешественники фотографируют Белую скалу (Ак-Кая) в Белогорском районе Крыма

©Константин Михальчевский/РИА Новости

Содержание:

Плюсы и минусы

Туристические поездки на машине совершают более трети (39%) россиян, по данным опроса ВЦИОМ. Понятно, что по большей части используется собственный автомобиль (35%), арендованный – куда реже (4%). Опытом автопутешествий могут похвастаться 43% мужчин и 35% женщин. Причем автотуристы в России – люди во всех смыслах положительные: 48% имеют высшее образование, 49% женаты и у них есть несовершеннолетние дети; каждый второй уверяет, что у него хорошее и устойчивое материальное положение. Кстати, среди автотуристов преобладают жители Северо-Западного, Южного и Дальневосточного федеральных округов.

Почему соотечественники выбирают отпуск за рулем? Конечно, чтобы посетить не только популярные туристические места, но и самые отдаленные и труднодоступные уголки страны, увидеть достопримечательности. Но главные преимущества – свобода передвижения, экономия денег и времени, комфорт и удобство. Среди плюсов автотуристы отмечают также возможность поехать вместе с друзьями и родственниками, взять с собой животных, положить больше вещей, при необходимости переночевать в машине.

Где будут проводить отпуск россияне этим летом, и во сколько им это обойдется

Рост популярности внутреннего туризма в целом и автопутешествий в частности стал катализатором развития соответствующей инфраструктуры. На трассах появились современные многофункциональные придорожные комплексы – зоны отдыха, кафе, магазины, мотели и т. д. На сегодняшний день этой инфраструктурой в той или иной степени удовлетворены 71% россиян, имеющих опыт путешествий на машине. Недовольны 26%, или каждый четвертый.

Тут на самом деле проблем еще выше крыши. Каждый, кто хоть однажды отправлялся в поездку по стране, может перечислить множество трудностей, с которыми приходилось сталкиваться: от банальной невозможности найти туалет до «ненавязчивого» гостиничного сервиса и разбитых региональных дорог.

Вообще, автомобильный туризм – сложное для точных подсчетов направление в туристической отрасли. И данные о количестве автомобильных путешественников в России у чиновников и независимых экспертов существенно расходятся. Так, по подсчетам Минэкономразвития, ежегодно по дорогам РФ передвигаются 22–23 млн автотуристов. Согласно оценке Российского союза туриндустрии, их число может достигать 42 млн человек. Действительно, считать ли туристами семью, которая отправилась на машине к родственникам в Саратов? И как установить, сколько их реально было в автомобиле? Впрочем, это не отменяет общую тенденцию – популярность автотуризма растет.

В 2024-м россияне совершат более 90 млн поездок по стране, из них 44 млн придется на летние месяцы. Такой прогноз дан в докладе о старте туристического сезона, представленном на днях вице-премьером Дмитрием Чернышенко.

Согласно опросу Координационного центра правительства РФ, в этом году самым востребованным видом транспорта в путешествиях на отдых стал автомобиль (51%), обогнав по популярности поезд (48%) и самолет (34%). Однако средняя удовлетворенность граждан качеством инфраструктуры для автомобильных путешествий «составляет 3,55 балла из пяти возможных».

Платная скоростная автомагистраль

По подсчетам Минэкономразвития, ежегодно по дорогам РФ передвигаются 22–23 млн автотуристов

Сергей Куликов/PhotoXPress

Самолетом, поездом, автобусом

Для примера я прикинул, во сколько обойдется поездка на двоих из Москвы на популярный курорт Анапу в зависимости от вида транспорта.

Автобус. Дорога от автовокзала «Саларьево» (или «Котельники») на комфортабельном (так обещают) автобусе займет 22–25 часов и обойдется в 4,5–5,5 тыс. руб. на человека. Итого туда-обратно на двоих – примерно 48 часов и 20 тыс. рублей. Это самый бюджетный вариант, да и с билетами проблем нет. Только вот не всякий готов сутки сидеть в кресле, а в туалет ходить только по расписанию – во время организованных остановок.

Поезд. Время в пути – от 21 до 39 часов, цена места в плацкарте – от 4 тыс. руб., в купе – от 6 тыс. Увы, билетов до конца курортного сезона в этом году уже нет!

Самолет. Так как местный аэропорт «Витязево» закрыт, можно долететь до Сочи, а затем – на перекладных (электричка, автобус, такси) до Анапы. Самый дешевый билет в Сочи (туда-обратно) в высокий сезон стоит от 30 тыс. руб. Единственная ежедневная электричка обойдется примерно в 4 тыс., время в пути – 9 часов. На автобусе будет дешевле (от 1,7 тыс. руб.), но время в пути зависит от загруженности трассы Сочи–Джубга (в среднем тоже 9 часов). Получается, что на дорогу в один конец уйдет в общей сложности до суток, а затраты составят от 80 тыс. руб. за двоих.

Автомобиль. Расстояние – 1,5 тыс. км по трассе М-4 «Дон». При среднем расходе современного автомобиля примерно 8 л/100 км и цене 95-го бензина 55 руб./л на дорогу туда-обратно придется потратить примерно 13,2 тыс. руб. Плюс плата за проезд по скоростной трассе – 3,7 тыс. руб. (туда и обратно – 7,4 тыс.) в будний день. Для одного дневного перегона расстояние большое, поэтому запланируем ночлег в районе Ростова-на-Дону. Номер в мотеле или гостинице на двоих – 4 тыс. Итого поездка в оба конца обойдется в 28,6 тыс. рублей. Если водителей в машине двое и нет нужды останавливаться на ночлег, то на 8 тыс. руб. меньше (хотя я, конечно, за полноценный отдых). И в таком случае дорога займет примерно 22 часа. Поездка окажется еще более выгодной, если в автомобиле не два, а, скажем, четыре человека.


Сеть маршрутов

«За шесть лет доля туристической отрасли в валовом внутреннем продукте должна увеличиться до 5%, а количество поездок по стране с размещением в гостиницах – вырасти до 140 млн человек, – такие задачи обозначил недавно президент Владимир Путин. – Будем создавать комфортные и доступные условия для отдыха, включая строительство гостиниц и небольших кемпингов, горнолыжных курортов и парков развлечений».

Брать или не брать: курортный сбор с туристов может стать повсеместным в России

И это, конечно, радует. В мае глава правительства РФ Михаил Мишустин утвердил двухэтапную концепцию развития автомобильного туризма в России до 2035 года. Ее основные цели – создание комфортных и безопасных условий для путешествий по автодорогам, а также повышение доступности туристических объектов и качества услуг дорожного сервиса.

«Такие поездки должны быть комфортными для людей. Для этого нужны не только основные трассы, но и небольшие дороги к туристическим объектам с заправочными станциями, мобильной связью, оборудованными парковками, а также гостиницами», – подчеркнул Мишустин.

Первый этап рассчитан на два ближайших года. За это время обещают разработать пакет предложений о новых мерах господдержки и условий для развития сопутствующей инфраструктуры, определить автомобильные туристические маршруты и синхронизировать их с планами по развитию дорог. Ну и сразу начнут разрабатывать интерактивную карту-схему самых популярных автомаршрутов, в том числе пилотного – от Санкт-Петербурга до Владивостока.

Отмечу, что и сейчас в интернете можно найти множество качественных схем маршрутов с указанием наиболее интересных достопримечательностей, лучших мест для отдыха, питания и т. д. Я такими сайтами активно пользуюсь, да и сам могу советы подобные давать как опытный путешественник.

На втором этапе, в течение 2025–2035 годов, планируется работать над «приростом сети маршрутов и объектов инфраструктуры, формированием банка земельных участков под размещение площадок для отдыха, объектов дорожного сервиса, кемпингов». И это, конечно, хорошо, когда государство обещает создать льготные условия для инвесторов, а параллельно – развивать дорожную сеть в соответствии с потребностями туристов.

Вот в Росавтодоре (Федеральное дорожное агентство Минтранса РФ) доложили, что за пять лет реализации нацпроекта «Безопасные и качественные автодороги» обновлено свыше 1,6 тыс. дорожных объектов общей протяженностью 8,2 тыс. км, которые ведут к уникальным природным комплексам, памятникам архитектуры, культовым сооружениям, историческим достопримечательностям. Только в этом году в нормативное состояние будет приведено около 330 участков таких региональных и местных автомобильных дорог… Сам буквально на днях ездил в Вологодскую область – видел, оценил.

Все дороги ведут в Крым: в этом сезоне полуостров собирается взять туристический реванш

Кстати, наиболее востребованными маршрутами для отдыха у россиян в этом году традиционно стали Краснодарский край, Северный Кавказ и Крым. Впрочем, автотуристы активно осваивают не только южное, но и другие направления страны, такие как Санкт-Петербург и Карелия, Поволжье и Приуралье, Алтай, Байкал и Дальний Восток.

Задача властей и предпринимателей – построить больше интересной для туриста инфраструктуры. Особенно в городах, через или мимо которых идут трассы. Власти регионов заинтересованы, чтобы туристы к ним тоже заезжали на день (а лучше – на два или три), посещали достопримечательности, тратили деньги. Развивается и автотуризм выходного дня, когда люди отправляются в самостоятельный тур по своей или соседней области. Это, между прочим, доступно и недорого!

Вообще, путешествие на машине может обойтись намного дешевле, чем поездка на поезде или самолете, особенно если вместе собрались отдыхать друзья либо семья с детьми. Я ни за что не агитирую, но настоятельно рекомендую перед поездкой просчитать стоимость всех возможных вариантов. И выбрать для себя лучший.

Сам я, конечно, за автотуризм: машина дает ни с чем не сравнимое чувство свободы передвижения! А потому ежегодно планирую и совершаю несколько поездок – как дальних (в отпуск), так и ближних (по маршруту выходного дня).

Отдых дикарем автотуризм.Палаточный городок на берегу.

Задача властей и предпринимателей – построить больше интересной инфраструктуры для путешественников

Виктор Коротаев/Коммерсантъ/Vostock Photo

Почему вам там не рады

Не секрет, что местные жители, хоть и понимают, что туристы – источник дохода, их не очень любят. И чем сильнее турпоток, тем выше градус недовольства. Виной тому не только появляющиеся на дорогах пробки. К раздражающим факторам, согласно опросу SuperJob, в первую очередь относятся невоспитанность туристов, неуважение к обслуживающему персоналу, небрежное отношение к природе и достопримечательностям. Возникают претензии и к «неподобающей одежде».

Это не какая-то наша исключительная особенность. Периодически защиты от «туристических орд» просят жители Венеции, а на фасадах домов Барселоны появляются призывы Tourist go home («Туристы, возвращайтесь домой»).

В России больше всего устают от туристов в Краснодарском крае – всего 26% местных жителей ответили, что их «ничего не раздражает». Ну а самой гостеприимной оказалась Камчатка – тут 74% населения искренне рады приезжим. Наверное, потому, что этих приезжих мало.

Так что давайте уважать правила, заведенные в той местности, куда вы едете отдыхать.


Что взять в дорогу

Несколько советов перед выездом. Мы привыкли, что современный автомобиль отвечает простой формуле «сел и поехал». Поэтому обычно рекомендации сводятся к напоминанию обязательно пройти техобслуживание перед длительной поездкой. Я считаю, если машина новая (пусть и относительно) и вы за ней ухаживаете, как положено по регламенту, то специально ТО проводить не надо. Разве что его срок вдруг придется на канун отъезда. А так достаточно проверить уровни технических жидкостей и подкачать шины.

За рулем на все четыре стороны: куда отправиться по стране на машине

Обязательным пунктом во время летнего путешествия, на мой взгляд, является исправно работающий кондиционер. Вообще-то рекомендуется хотя бы раз в год проверять его работоспособность, уровень фреона и т. д. Надеюсь, вам это сделали во время предыдущего ТО. Если есть сомнения или вопросы – обязательно заскочите перед выездом на диагностику. Ведь ехать в жару при неработающем «кондее» – то еще испытание! А если еще и с детьми...

Что нужно взять с собой в дорогу? Из «химии» – жидкость для очистки стекол от насекомых. За несколько сотен километров (особенно в южном направлении, тем более ночью) лобовое стекло и фары так покрываются налетом, что обычные дворники не справляются. Единственный оперативный способ почистить стекла – с помощью специальной жидкости во время технической остановки.

Если придется ехать по платной дороге, купите, возьмите в аренду или попросите у друзей транспондер – маленький прибор для бесконтактной оплаты проезда. Убедитесь, что на привязанном к нему счете достаточно денег. Это избавит вас от необходимости стоять в очереди на пунктах внесения платы – в разгар курортного сезона, например, на М-4 «Дон» они собираются регулярно. На некоторых трассах (ЦКАД, М-12 «Восток») транспондер по-прежнему обеспечивает еще и скидку при оплате.

К обычному набору, который уже есть в машине, стоит добавить солнцезащитные очки и съемный экран на лобовое стекло (предотвратит перегревание салона на остановке), а также обычные шторки на окна (особенно если вы едете с детьми). Также стоит взять зонтик и, может быть, набор одноразовых плащей. Комплект шнуров для зарядки гаджетов и креплений для них же, заряженный пауэрбанк, фонарик и надувную подушку я также рекомендую иметь в путешествии.

Что еще? Влажные и обычные салфетки (много), антисептик (гель или аэрозоль). Возможно, пригодится средство от комаров и прочих насекомых. И пакеты для мусора – чтобы не разводить беспорядок в машине.

Подумайте о содержимом аптечки. Первым делом соберите лекарства, которые принимаете регулярно, и препараты на экстренные случаи (средства от головной боли, аллергии, расстройства ЖКТ, для обработки ран и порезов). Возьмите таблетки от укачивания, даже если раньше не было таких проблем. Не забудьте положить в аптечку солнцезащитный крем и пантенол (на всякий случай).

Если планируете останавливаться в дороге на обед, лучше это делать в проверенных местах. Подойдут крупные сетевые АЗС, где обязательно есть кафе, или сетевые предприятия общепита. Если таких не встретится, предлагаю ориентироваться на заведения со стоящими рядом фурами (дальнобойщики, как правило, знают, где можно вкусно, недорого и безопасно перекусить) или полицейскими машинами (они точно выбирают лучшие точки). Доброй вам дороги!

Подписывайтесь на все публикации журнала "Профиль" в Дзен, читайте наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль