22 ноября 2024
USD 100.68 +0.46 EUR 106.08 +0.27
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Дьявол в деталях: дефицит микрочипов серьезно ударил по мировому автопрому
Автомобили автомобили дефицит

Дьявол в деталях: дефицит микрочипов серьезно ударил по мировому автопрому

Увы, влияние на нашу жизнь коронавирусной инфекции измеряется не только числом заболевших по всему миру, но и проблемами в самых разных отраслях экономики. Не пережили локдауна крупнейшая туристическая компания Thomas Cook и национальный авиаперевозчик Alitalia, а тут пришла новая напасть: целые отрасли промышленности останавливаются из-за недостатка комплектующих. Конкретно – микрочипов.

Дефицит микрочипов в автомобилестроении

©с использованием изображений Shutterstock/Fotodom

Из-за внезапно возникшего дефицита уходили в отпуск заводы по производству компьютеров и смартфонов, ныне дошла очередь и до автопрома: автомобильные концерны по всему миру приостанавливают производство. Как так получилось, что из-за одной маленькой детали случился кризис во всей большой мировой экономике? И как все это скажется на авторынке, что будет с ценами?

Расти, чип, большой и маленький…

Автоконцерны во всем мире испытывают дефицит микросхем вот уже почти год. Но в этом они не одиноки, эта проблема всеобщая. Для начала давайте определимся с терминами. Что такое чип? Чип, микрочип (англ. chip – тонкая пластинка, отколотая, отсеченная от чего-либо; первоначально термин относился к пластинке кристалла микросхемы), или интегральная микросхема (что то же самое) – это микроэлектронное устройство (электронная схема) произвольной сложности, изготовленное на полупроводниковом кристалле. Эта микросхема может обладать законченной, сколь угодно сложной функциональностью – вплоть до того, что играть роль целого микрокомпьютера.

Сегодня чипы применяются повсюду: в аппаратуре звукоусиления и звуковоспроизведения, в телевизорах, технике связи, измерительных приборах, компьютерах, системах автоматики и т. д. и т. п. Так исторически сложилось, что производство микросхем в основном расположено в странах Юго-Восточной Азии (Южная Корея, Китай, Тайвань, Малайзия, Япония). И главный фактор, почему случился дефицит полупроводников, – это, конечно же, пандемия коронавируса. Она спровоцировала лавинообразный спрос с весны 2020 года на ноутбуки, технику для удаленной работы, игровые приставки... А многие производители чипов, как и все, в это время останавливали свои производства.

Одновременно из-за локдаунов осложнилась и подорожала логистика; число перебоев в мировых цепочках поставок выросло на 60–70%. Кроме того, на позиции игроков отрасли также серьезно повлияла торговая война США и Китая. Тут же случались и совсем неожиданные, форс-мажорные события, такие, как пожар на фабрике чипов компании Renesas в Японии. Это, между прочим, третий по величине производитель автоэлектроники в стране! Полноценную работу предприятия удалось восстановить лишь спустя три месяца.

И не стоит забывать, что в основе любого чипа лежит кристалл, который еще предстоит вырастить; процесс занимает в среднем около полугода. В общем, электронная промышленность оказалась не готовой к росту заказов на треть, и сейчас в результате непросто всем: к весне этого года все производители высокоточных приборов, оборудования, автомобилей и т. д. почувствовали нехватку полупроводников. Например, компании Microsoft и Sony уже второй год не могут наладить нормальный, ритмичный выпуск популярных игровых приставок Xbox Series и PlayStation; они ныне в дефиците. Компания Samsung объявила, что не выпустит, как намечалось, в этом году новый флагманский смартфон серии Galaxy Note.

Volkswagen снизит производство на заводе в Калуге

Недостаток микросхем сказался, естественно, в том числе и на производстве автомобилей. Ведь в современном автомобиле могут быть установлены несколько десятков контроллеров; они встраиваются в каждый электронный блок. Без них не будут работать система ЭРА-ГЛОНАСС, блоки антиблокировочной и других систем безопасности, электроника управления двигателем, мультимедийная система, навигация... Увы, дефицит компонентов привел к дефициту автомобилей в салонах дилеров.

И это не закончится завтра: согласно исследованию компании Boston Consulting Group, дефицит полупроводников может привести к сокращению производства автомобилей во всем мире в 2021 году на 7–9 млн единиц. А это, между прочим, практически 10% от мирового выпуска! По тому же исследованию, в первом квартале этого года потери автопроизводителей составили около 1,4 млн штук, во втором – 2,6 млн. Во втором полугодии, по прогнозу BCG, падение составит от 3 млн до 5 млн штук. Причем это все – на фоне растущего после выхода из карантина спроса на новые автомобили.

Хроника застывших конвейеров

Автопроизводители из-за дефицита чипов впервые начали останавливать конвейеры еще весной. Тогда Honda, например, приостановила производство на шести заводах в США, Канаде и Мексике; вскоре волна остановок накрыла практически все предприятия традиционных североамериканских производителей (Ford, GM, Chrysler).

Выпуск автомобилей Toyota сократится на 40% из-за нехватки комплектующих

В прошлом месяце в Европе останавливались заводы Volkswagen, Volvo, Nissan… Японская Toyota в сентябре грозится сократить производство на 40% от запланированного! Есть уже и первые цифры «потерь» в первом полугодии: Ford вынужден был сократить производство на 700 тыс. автомобилей, Stellantis (марки Chrysler, Dodge, Jeep) – почти на 600 тыс. Все автопроизводители мира, по предварительным прогнозам, могут потерять в этом году порядка $110 млрд в виде упущенной выручки. Вот вам и «маленькая» деталька…

Этим летом нехватка чипов добралась и до России. В той или иной степени страдали все предприятия. Например, АвтоВАЗ в июне и июле временно (на несколько дней) прекращал производство моделей Lada Granta, Largus и Xray, а также Renault Sandero и Logan, а с конца августа больше чем на неделю останавливались все конвейеры в Тольятти. И из-за нехватки комплектующих этот простой может оказаться не последним.

И только площадка «Lada Ижевск», где собирают седаны и универсалы Lada Vesta, работает в штатном режиме; автомобили есть у дилеров. Но для этого инженерам пришлось пойти на некоторые хитрости. С июня дилеры АвтоВАЗа стали получать модели Lada Vesta, Xray и Largus преимущественно в новой комплектации Comfort Light – без современного руля с кнопками управления круиз-контролем и мультимедийной системой.

Более того, нет в такой комплектации и самой мультимедийной системы – только аудиоподготовка. Стоимость автомобилей без магнитолы и мультируля на 10–13 тыс. руб. меньше, чем у машин в полной комплектации. Покупателям предлагали либо устанавливать «музыку» самостоятельно, либо «подождать до сентября», когда, по словам продавцов, появятся автомобили с нормальным оснащением. Понятное дело, на такое «упрощение конструкции» автозавод пошел не от хорошей жизни; видимо, нехватка комплектующих заставляет производителя крутиться, только бы не прекращать отгрузку готовых машин дилерам в условиях повышенного спроса.

По слухам, из-за нехватки чипов на предприятии уже разработали «голую» комплектацию и модели Granta – Classic Light. Машина будет лишена большинства функций, связанных с электронными компонентами. У нее не будет магнитолы, кондиционера, системы экстренного оповещения ЭРА-ГЛОНАСС, а также антиблокировочной системы ABS и EBD. Останутся ли в базе электрорегулировка зеркал и обогревы – пока непонятно, но и стоить такая машина будет всего около 500 тыс. руб.

А буквально на днях коллегия ЕЭК приняла решение – позволить всем автоконцернам с середины сентября и до конца года не устанавливать на все выпущенные в России и других странах ЕАЭС автомобили (и ввезенные в наши страны) систему экстренного реагирования при авариях (ЭРА-ГЛОНАСС). По той же причине дефицита комплектующих. (Это не касается только машин для перевозки опасных грузов и детей.) Правда, после того как проблемы с поставками будут решены, автозаводы элементы системы обязаны будут доустановить (в рамках некой отзывной компании) – до 30 июля 2022 года. В Минпромторге РФ по этому поводу сказали, что решение далось непросто, но нельзя допустить остановку автозаводов и дефицит российских автомобилей в дилерских сетях.

По сообщению ряда источников, сегодня срок заказов некоторых, наиболее простых чипов для систем управления автомобилем составляет от 6 до 12 месяцев, причем без гарантии поставки. В случае с премиальными автомобилями, буквально «нафаршированными» электроникой, ситуация еще сложнее. Кроме того, в условиях дефицита полупроводники значительно подорожали (примерно на 10–20%).

Все это, конечно, негативно отражается и на дилерах, и на покупателях. Если так пойдет и дальше, то цены на машины рискуют вырасти. Правда, тут есть объективные ограничения в виде невысокой покупательской способности россиян. Цены растут куда быстрее, чем наши доходы. И автомобили дорожать будут, но потихоньку, не быстрее, чем инфляция. Чтобы не отпугнуть покупателя.

Из-за дефицита чипов автомобильная отрасль потеряет $110 млрд в 2021 году

Но пока производители чипов не могут обрадовать коллег из автомобильной промышленности. Хотя сейчас все ведущие страны и компании вкладывают гигантские средства (триллионы долларов!) в новые разработки и строительство новых предприятий по выпуску микропроцессоров по всему миру, дефицит еще некоторое время сохранится. По прогнозу сингапурской компании Flex (третье место в мире по производству микросхем), ситуация придет в норму только через год, а дефицит комплектующих для электроники закончится только в середине, а то и конце 2022-го.

Производителям микросхем требуются месяцы, чтобы резко нарастить объемы производства; между тем пандемия коронавируса все еще продолжается, вызывая сбои в работе заводов. Вот недавно сообщали о приостановке производства компонентов в Малайзии... Кстати, проблем добавил и стремительный переход автомобильной промышленности к выпуску электромобилей. Ведь количество полупроводников в электромобилях (а также гибридах) практически в два раза больше, чем в автомобилях с бензиновым двигателем! И это может еще больше усугубить сложную ситуацию. А в перспективе – вообще негативно повлияет на планы развития электротранспорта.

Китайцы – молодцы!

Что творится сейчас в салонах дилеров любой марки – словами не передать. Как правило, в шоуруме выставлены всего несколько машин… пустовато как-то. И навстречу редкому покупателю уже не бежит жизнерадостный менеджер – зачем? Чтобы уговорить приобрести оставшийся «выставочный экземпляр» с огромными накрутками? Тот, кто его купит, придет после разговора по телефону. А этот, залетный… ну что же, пусть побродит по залу, подивится на цены да и пойдет, причитая. Потому что к цене, уже изначально немаленькой, прибавлены некие «дилерские опции», как правило, совершенно ненужные, да еще и по запредельным ценам. Как вам нравится «вешалка для одежды автомобильная» за 7,5 тыс. рублей? Такая же в интернете от «дядюшки Али» тянет на 600–700 рублей. А в салоне дилера некой японской марки увидел такое объявление: «В окончательную цену любого автомобиля дополнительно будут включены дилерские опции на 160 000 руб.». Всё, распишитесь и получите. Понятно, что опции настолько «важные», что их даже поленились расписывать.

Но это я, кажется, в сторону ушел, описывая «прелести» дефицита. Только, оказывается, есть целая категория дилеров, у которых автомобили есть, а накруток нет (или практически нет). И вообще сейчас, похоже, найти машины в наличии у дилера или приобрести без длительного ожидания можно лишь в автосалонах… китайских брендов.

Вот кто стал главным бенефициарием нынешнего кризиса! Видимо, автопроизводители из Поднебесной, в отличие от других компаний, не испытывают проблем с нехваткой комплектующих для сборки и у себя в стране, и в России. Например, Жером Сего, исполнительный директор Haval в России, с удовольствием рассказывает о том, что их завод в Тульской области не испытывает никаких сложностей с комплектующими – их в срок и в нужном объеме присылают из КНР. Это позволяет выпускать новые модели и наращивать объемы производства.

В результате за 7 месяцев марка продала в нашей стране 19,2 тыс. автомобилей (рост – плюс 126%). И заняла 10-е место в рейтинге самых популярных марок в России, обогнав таких грандов, как Mitsubishi или Mazda. Буквально в затылок Haval дышит другой китайский бренд – Chery (за 7 месяцев продано 18,2 тыс. машин, рост +386%). И это при том, что у марки нет еще сборочной площадки в России (но, говорят, она ее активно ищет). А еще очень неплохие результаты у компании Geely…

Я не сторонник конспирологических теорий, но, похоже, китайское правительство устало от торговой войны с США, санкций и ограничений с той стороны океана и для себя приняло решение: мы – один из мировых лидеров по выпуску чипов, так давайте же в условиях дефицита в первую очередь обеспечим своих производителей. А остальные… подождут.

Дальнейший рост цен на автомобили в 2022 году спрогнозировал эксперт

Вот и в России возможность купить автомобиль без длительного ожидания и без наценок способна заставить значительную часть покупателей обратить внимание на модели из Поднебесной. Тем более что модельный ряд многих китайских автопроизводителей в последнее время сильно обновился, а по своим потребительским качествам эти модели уже практически не уступают более именитым конкурентам.

«По итогам года, скорее всего, доля легковых моделей китайских брендов в нашей стране увеличится примерно в два раза – до 6–7%, – уверен Сергей Целиков, глава аналитического агентства «Автостат». – Не зря же за один последний год в России открылось 138 новых дилерских центров китайских марок!»

Словом, проблема с полупроводниками если постепенно и решается, то очень медленно, и в условиях дефицита нам жить еще долго – от полугода до года. А может, еще больше. И сейчас, в условиях всемирного дефицита, многие страны озаботились созданием у себя производства микросхем. Так, в июне президент Джо Байден рекомендовал Конгрессу выделить $50 млрд на поддержку исследований и производства полупроводников в США (закон легко прошел Сенат в тот же день). Европейский союз, в свою очередь, разрабатывает планы строительства современного завода по производству полупроводников в Европе (вероятно, с помощью компаний из Южной Кореи и с Тайваня).

А что у нас? Между прочим, первая отечественная микросхема была создана в СССР в 1961 году, всего на два года позже, чем в США, а серийное производство развернулось почти одновременно – в 1962 году. Сейчас, по некоторым сведениям, в России уже ведутся разработки современных микрочипов. Но, говорят, нет современных заводов, на которых их можно выпускать. Так, может, нынешний дефицит – самое время вспомнить, что мы – великая промышленная держава?

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".