23 июля 2024
USD 87.78 -0.24 EUR 95.76 -0.28
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Франшизы в автомобильной отрасли
Автомобили бизнес

Франшизы в автомобильной отрасли

В России активно развивается предпринимательство. Многочисленные курсы и поддержка от государства способствуют высокому интересу к открытию своего бизнеса. И это притом, что в открытии бизнеса существует множество рисков, связанных с тем, что может быть ошибочно выбрана ниша, предприниматель не сможет привлечь клиентов или сможет привлечь, но ему будет сложно выполнить взятые на себя обязательства. А еще надо следить за тем, чтобы все делать в соответствии с законом и нормативами, которые есть в разных сферах бизнеса. Плюс – платить налоги, отчитываться в различные контролирующие организации.

Автомагазин

©Shutterstock/Fotodom

Содержание:

Чтобы не прогореть в бизнесе, начинающие предприниматели часто смотрят в сторону франшиз. И это действительно более простой способ стартовать в бизнесе. Причем чем серьезнее затраты или выше требования к разным показателям и нормативам, тем надежнее развиваться через франшизу. Кстати, опытные бизнесмены тоже часто выбирают франшизу, открывая несколько франшизных точек.

Что же дает франшиза? Как правило, прибыльную бизнес-модель, введение в правила игры в том секторе, который вы выбрали, маркетинговые связки, сопровождение по открытию стационарных точек (если это требуется), а также набор и обучение персонала. По большому счету, когда ты открываешься через франшизу, у тебя есть готовая инструкция, как что делать на каждом пути развития компании, а также что делать в непредвиденных ситуациях. И самое главное, что дает франшиза, – это доверие через возможность использовать бренд компании-франчайзера. А ведь для клиентов важно, с кем они имеют дело. Именно поэтому так важно выбрать такой бренд, франшиза которого точно быстро окупится, будет приносить прибыль, обеспечивая качественные товары или услуги, и ее можно будет дальше развивать. Да, за это понятное развитие франчайзи должны заплатить – первичным взносом и/или периодическим паушальным взносом (хотя есть компании, в которых паушальный взнос отсутствует).

Автомобильный рынок

Среди многообразного выбора направлений, в которых можно открывать и развивать свой бизнес, мужчины часто смотрят на бизнес в автомобильной сфере, хотя и женщин в этой нише тоже достаточно.

Действительно, в этом направлении есть высокая востребованность. Только в России более 45 млн легковых автомобилей. А значит, нужны автошколы, АЗС, мойки, сервисы и СТО, магазины по продаже автомобилей, автозапчастей, автоаксессуаров, шин, ну и для тех, у кого по каким-то причинам нет автомобиля, а ехать очень надо, – аренда и прокат автомобилей.

Сейчас в России, по разным оценкам, порядка 6 тыс. автошкол, 15 тыс. АЗС, около 28 тыс. автомоек, почти 110 тыс. сервисов и СТО, более 80 тыс. магазинов по продаже автозапчастей и других расходных материалов, в нише аренды и проката автомобилей порядка 500 предложений в разных городах России.

Фактически в каждой поднише есть возможность купить франшизу и развивать свой бизнес с поддержкой опытного игрока.

Чтобы выбрать, в каком направлении выбрать франшизу, необходимо оценить первоначальные затраты на открытие бизнеса (паушальный взнос, аренда помещения, закупка оборудования или товаров и тому подобное), регулярные расходы (в том числе роялти), а также потенциальные доходы (маржинальность, рентабельность) и срок окупаемости.

Так, например, автошкола может приносить от 2 млн рублей чистой прибыли. Основные расходы идут на аренду учебных классов, закупку оборудования и ПО, оплату преподавателей и инструкторов по вождению. Также некоторые автошколы зарабатывают на сдаче автомобилей в аренду для персонального обучения. По подсчетам экспертов, окупаемость первичных затрат на открытие автошколы с учетом рассмотрения заявления на выдачу лицензии находится в диапазоне одного года – двух лет.

Маржинальность АЗС оценивается в диапазоне 10–15%, в отдельные периоды может превышать 25%, но периодически заявляется о том, что маржинальность опускается ниже нуля (чаще всего из-за биржевых цен на нефть). Для снижения подобных рисков на АЗС часто открываются магазины сопутствующих товаров для автолюбителей, а также продуктовые магазины и кафе. На первом этапе потребуется вложить порядка 10 млн рублей на закупку оборудования, аренду и/или строительство объекта. Учитывая, что в среднем прибылью считается порядка 500 тыс. рублей, срок выхода на окупаемость составляет порядка 18 месяцев.

При расчете рентабельности автомойки учитывается арендная плата и расходы на моющие средства – тут диапазон может варьироваться от 30 до 50%. С такими показателями стартовые инвестиции, начинающиеся от 7,5 млн рублей, могут окупиться в течение почти двух лет при чистой прибыли в 350 тыс. рублей. Если же у вас высокий сервис, то чистый доход будет расти, а срок окупаемости – стремительно снижаться.

Что же касается автосервисных компаний, в крупных городах идет ориентир на выручку в 2 млн рублей ежемесячно. При этом, в зависимости от сезона, выручка может вырастать до 4 млн в известных крупных автосервисных компаниях. Успешной рентабельностью считается диапазон от 20 до 40%. Первичные затраты могут быть в районе 2 млн рублей, а срок окупаемости – в среднем от двух лет.

На рынке магазинов автозапчастей выгоднее развивать интернет-магазины, так как снижаются расходы на содержание складов, точек продаж и персонала, а, значит, и снижаются другие операционные расходы. При этом основной расход идет на саму закупку товара и его доставку. В среднем по рынку эксперты говорят о наценке в 20–30%, хотя есть игроки, которые на отдельные автозапчасти доводят наценку до 100%. Самые низкие стартовые инвестиции на открытие представительства интернет-магазина – порядка 250-300 тыс. рублей, самые высокие – у розничных магазинов (от 3 млн и более). Соответственно, срок окупаемости начинается от семи месяцев и доходит до полутора-двух лет.

В арендном бизнесе эксперты оценивают рентабельность в 25% при загрузке каждого авто на 65–70%. Но этот бизнес больше подходит крупным городам, особенно туристическим и промышленным, так как востребованность услуги будет выше. Первоначальные расходы в основном уходят на закупку 10–15 автомобилей (это более 12 млн рублей), а потом основной строкой расходов является страхование и ремонт автотранспорта (более 1 млн рублей из 2,5–3 млн в целом расходов на ведение бизнеса в год). Выход на окупаемость начинается спустя три года.

Самая доступная ниша франшиз

Учитывая стартовые инвестиции, последующие расходы, а также срок окупаемости, в топ франшиз в автомобильной сфере выходят франшизы интернет-магазинов автозапчастей, которые принимают заказы и осуществляют доставку под запрос клиента. Открытие точки интернет-магазина требует минимальных затрат, при этом спрос достаточно высокий, что позволяет быстро выходить на окупаемость и получение дохода.

На профильных ресурсах выделяются три франчайзинговых бренда, которые чаще всего рассматривают для развития в регионах России: Amx24, Autodoc, Exist.

Таблица
©"Профиль"

В каждой из этих компаний есть команда поддержки, которая помогает выстроить бизнес с нуля, определиться с точкой расположения пункта выдачи. Обеспечивается доступ к программному обеспечению сети, сайту и мобильному приложению, что позволяет автоматизировать все заказы.

Amx24 – это широкопрофильный дистрибьютор комплектующих для иномарок (юридическое лицо – ООО «Автопрагматик», учредитель – Игорь Валерьевич Шатилов, выручка компании с 2015 года выросла более чем в пять раз – с 48,68 млн до 275,4 млн рублей, данных по количеству клиентов, зарегистрированных на сайте, нет). Среди плюсов этой франшизы отмечают высокую прибыль (125 тыс. в месяц), возможность встраивания магазина в текущий бизнес (например в автосервис), независимость закупочных цен от объема. Среди минусов отмечается низкая прибыль в небольших населенных пунктах и неконкурентные цены на отдельные товарные позиции, а также слабая маркетинговая поддержка – фактически рекламой приходится заниматься самим франчайзи (сеть мало знают в регионах). Для открытия франшизы необходимо помещение от 20 кв. м. В ноябре 2022 года первый магазин amx24 открылся в ДНР.

«АВТОДОК» – федеральная сеть по продаже автозапчастей и аксессуаров (более 22 млн позиций). Компания работает на рынке с 1998 года, есть представительства в России и Белоруссии. Учредитель компании ООО «АВТОДОК» – Владислав Владимирович Соловьёв. Выручка от продаж через сайт в 2015 году составляла 11 млрд рублей, а в 2022 году – 25 млрд рублей. На сайте autodoc.ru, который был запущен в 2004 году, зарегистрировано более 6 млн покупателей. Еще миллион человек пользуется мобильным приложением магазина (запущено в 2013 году). С 2018 года компания «АВТОДОК» ежегодно входит в топ-3 розничных продавцов автозапчастей в России. Франшиза Autodoc интересна тем, что у нее нет паушального взноса и роялти, минимальный размер первоначальных вложений, скидки для франчайзи при объемных закупках, возможность работать с минимальным наличием автозапчастей. Франшиза может быть открыта в городе с разным количеством населения, от этого напрямую зависит прибыль компании (в маленьких населенных пунктах – от 36 тыс. рублей). Компания также отбирает желающих открыть франшизу на конкурсных условиях – чаще всего ими становятся те предприниматели, которые уже имеют франшизу «Автодок».

Exist – интернет-магазин по продаже автомобильных деталей и аксессуаров, имеющий самую большую сеть представителей в регионах России. Компания изначально была создана в 1996 году (позднее три юридических лица стали обрабатывать заказы – ООО «Эксист-М», ООО «Эксист-Р» и ООО «Эксист-сеть»; основатель компании – Владислав Георгиевич Доморацкий, позднее доли в компаниях приобретены третьими лицами). Интернет-магазин был запущен в 1999 году, и на данный момент через него ежедневно оформляется от 50 тыс. до 80 тыс. заказов. Сайт неоднократно занимал первые места в рейтинге крупнейших по выручке российских онлайн-ретейлеров. Совокупная выручка трех компаний за семь лет выросла с 35,4 млрд рублей в 2015 году до почти 50 млрд в 2022 году. Франчайзи Exist отмечают такие плюсы, как отсутствие потребности в большом числе работников, предоставление франчайзи персонального сайта для его региона, широкий ассортимент продукции (более 26 млн позиций). Прибыльность магазина, открытого по франшизе, находится в диапазоне от 50 тыс. до 150 тыс. рублей ежемесячно, в зависимости от масштаба города. Из минусов франшизы называется конкурсный отбор на открытие франшизы и условие по количеству жителей в месте открытия магазина – города с населением от 50 тыс. человек, а также наличие помещения не менее 50 кв. м с вместительной парковкой и удобной разгрузочной зоной.

На фоне вложений в другие франшизы автомобильного сектора франшизы интернет-магазинов автозапчастей выглядят крайне привлекательно из-за минимальных вложений, оперативности доставки необходимых деталей, быстрого реагирования на изменения, происходящие в мире. Плюс ко всему, другие компании автомобильного сектора являются клиентами этих магазинов – те же автосервисы, автомойки, сервисы аренды автомобилей, частично – автошколы в части обслуживания учебного автотранспорта, несетевые АЗС в части расширения ассортимента для автолюбителей. Это позволяет говорить о постоянном стабильном спросе, что будет обеспечивать регулярный доход владельцам франшизы в любом городе России. Предприниматель может выбрать как франшизу с универсальным ассортиментом, которые мы рассмотрели выше, так и узкоспециализированные, торгующие только маслами или шинами. И то, что некоторые предприниматели открывают по несколько франшиз в ближайших городах, подтверждает выгоду открытия бизнеса в этой нише. Собственно, как и покупатель, предприниматели голосуют кошельком, выбирая сотрудничество с известными брендами через покупку у них франшизы.

Подписывайтесь на все публикации журнала "Профиль" в Дзен, читайте наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль

Метки: бизнес