Наверх
16 мая 2021

"Девятаев": реальная история, которую мог бы выдумать сценарист-фантазер

©Студия Bazelevs, Военфильм

Неделю назад Московский международный кинофестиваль открыла картина Тимура Бекмамбетова и Сергея Трофимова «Девятаев». Теперь лента вышла в широкий прокат, и ее может оценить не только избранный круг.

Бекмамбетов, один из немногих успешных в Голливуде российских режиссеров и продюсеров, и его соавтор Трофимов, который до этого был оператором многих отечественных блокбастеров, рассказывают в своем совместном фильме реальную историю, известную многим еще с советских времен. Значимый и почти сказочный в своей невероятности эпизод Великой Отечественной войны в их пересказе лишен ура-патриотизма, но грешит недосказанностью, из-за которой смещаются важные исторические акценты.

Летчик-истребитель Михаил Девятаев, изображенный актером Павлом Прилучным в новом и удачном для него амплуа, попадает в 1944 году в плен и получает предложение от своего лучшего друга Николая Ларина (Павел Чинарев), перешедшего на сторону немцев, вернуться в небо, но работать уже на фашистов. Создатели картины этого друга выдумали, а вот почти все остальные события в фильме – правда, хотя, разумеется, из реальных обстоятельств пришлось что-то вычесть, а что-то, наоборот, к ним прибавить.

Девятаев отказывается предать Родину и совершает попытку побега, поэтому оказывается сначала в лагере смерти, а потом, спасенный от гибели добросердечным парикмахером, попадает в концлагерь на острове Узедом. 8 февраля 1945 года после серьезной долгой подготовки Девятаев и небольшая команда военнопленных захватывают немецкий бомбардировщик и совершают успешный побег. Пилотировавший самолет Девятаев не только помог товарищам вернуться домой (увы, большинство из них вскоре погибло на фронте), но и, по некоторым данным, доставил советскому командованию секретные сведения о немецком ракетном оружии, которые, вполне возможно, изменили ход войны.

"Гнев человеческий": как Гай Ричи забыл о своем чувстве юмора

Тимур Бекмамбетов обожает новейшие кинотехнологии, поэтому воздушные сцены «Девятаева» сняты так, как в России никто раньше не снимал. Авторы картины задействовали первоклассных виртуальных летчиков, которые смоделировали реальные бои Девятаева. Оператор Елена Иванова (в кадре за весь фильм, к слову, появляется всего одна женщина, жена Девятаева в исполнении Дарьи Златопольской) тоже летала на виртуальном самолете и снимала бои на специальную камеру. Во время съемок с участием уже Павла Прилучного эти сцены транслировались на экраны – таким образом, и актеры, и оператор не были вынуждены взаимодействовать с бездушным зеленым экраном. В результате воздушные эпизоды и правда получились захватывающими: многие даже отмечают, что давно не ощущали в кинозале такого эффекта присутствия. В принципе, картину можно смотреть как эффектный аттракцион.

По словам Сергея Трофимова, Тимур Бекмамбетов был полностью ответственен за технологии и бои, в то время как он больше занимался эпизодами в концлагере и человеческими взаимоотношениями в фильме. Какого-то разлада между двумя частями картины при этом нет, впечатление от нее остается целостное. Вся центральная часть «Девятаева», в которой показаны ужасы жизни в лагере (что ценно, без манипуляций эмоциями) и разработка плана побега, смонтирована бодро, ритмично, не тягуче. При этом получилось, к счастью, и не поверхностно.

Зрители, уставшие от многочисленных патриотических блокбастеров, с опаской смотрят на афишы отечественных военных фильмов. Но Бекмамбетов и Трофимов сделали «Девятаева» явно не ради громких слов о Родине и враге. Девятаев говорит своему другу Ларину: «Ты не Родину предал, ты предал меня» – и это, конечно, ключевая для понимания фильма фраза. Это картина не столько о больших подвигах, сколько о необходимости сохранять человечность даже в самых нечеловеческих условиях. Иными словами, вместо патриотических ценностей – общегуманистические. В итоге Девятаев в картине выглядит почти святым: он прощает своего друга Ларина, преследовавшего угнанный им бомбардировщик.

"Отец": Энтони, запертый в своей голове

Реальный Михаил Девятаев тоже простил человека, который должен был догнать и сбить этот самолет: в 2002 году он встретился с немецким пилотом Хобом. В фильме герой в принципе призывает всех к милосердию, потому что в памяти должны сохраняться подвиги, а не ошибки. Это звучит уже весьма неоднозначно: на войне, как известно, происходит зачастую такое, о чем забывать как минимум странно.

Интересна и мотивация Ларина. Больше всего он боится реакции своего отца, если тот узнает, что его сын перешел на службу к немцам. Тут звучат характерные для нынешнего времени рассуждения о родителе, чью любовь ребенок пытается завоевать «правильным» поведением. В итоге Ларин, стараясь оправдать ожидания не любящего его отца, для которого мертвый сын предпочтительнее сына – «предателя Родины», поступает отвратительно по отношению к другу Девятаеву, который его действительно всегда ценил. Неожиданна для жанра приключенческого военного фильма идея о том, что не стоит завоевывать обожание родителей, если очевидно, что они не способны его дать. И в то же время Ларин осознает, что, если он согласится бежать с Девятаевым, то рискует попасть в лагерь уже дома – и это движет им в не меньшей степени.

Бекмамбетов считает, что их фильм начинает важный разговор об указе 270 от 1942 года, согласно которому все попавшие в плен становились предателями. Но этот действительно необходимый разговор обрывается на полуслове, когда в финале картины к Девятаеву подходит представитель НКВД, а после этого мы сразу видим эпизод, который разворачивается 12 лет спустя. Михаил Девятаев в ленте говорит о том, что, несмотря на огромное количество допросов на протяжении всех этих долгих лет, ему в итоге поверили. В судьбе реального Девятаева до сих пор много туманного, но по одной из весьма логичных версий, на самом деле его не миновала поствоенная лагерная участь.

Читать полностью (время чтения 3 минуты )
Избранные статьи в telegram-канале ProfileJournal
Больше интересного на канале Дзен-Профиль
Самое читаемое
16.05.2021