- Главная страница
- Статьи
- Фестиваль независимого кино "Сандэнс"-2024: Снежный человек, Кристофер Рив и любовь в мире без людей
Фестиваль независимого кино "Сандэнс"-2024: Снежный человек, Кристофер Рив и любовь в мире без людей
С 18 по 28 января в штате Юта проходит американский фестиваль независимого кино «Сандэнс», созданный актером Робертом Редфордом. В последние годы фильмы, ставшие хитами «Сандэнса», всё чаще попадают в шорт-лист «Оскара» и иногда и побеждают – как это случилось с драмеди Шан Хейдер «CODA: ребенок глухих родителей». Стриминги нередко готовы платить огромные деньги за покупку прав на фильмы, прогремевшие на «Сандэнсе»: например, Apple TV+ отдал 25 миллионов долларов за уже упомянутую «CODA».
В этом году «Сандэнс» отмечает 40-летний юбилей, и по этому поводу организаторы фестиваля решили опросить более 500 киноэкспертов, которые должны были выбрать лучшие ленты за всю историю смотра. Возглавил рейтинг автор «Ла-Ла Ленда» Дэмьен Шазелл со своей музыкальной драмой «Одержимость». Далее следуют «Бешеные псы» Квентина Тарантино, «Прочь» Джордана Пила, «Маленькая мисс Счастье» Джонатана Дейтона и Валери Фэрис, «Мементо» Кристофера Нолана, «Секс, ложь и видео» Стивена Содерберга, «Перед рассветом» и «Отрочество» Ричарда Линклейтера, «И твою маму тоже» Альфонсо Куарона и «Просто кровь» братьев Коэн. Уже один этот список, куда попали отнюдь не все важные картины фестиваля, в очередной раз доказывает, что «Сандэнс» играет значимую роль в мировой киноиндустрии.
В этом тексте собраны самые ожидаемые ленты смотра, но многие киножемчужины можно отыскать уже во время фестиваля: на «Сандэнсе» всегда масса интересных дебютов.
«Выгон» (The Outrun)
«Выгон» – экранизация автофикшн-романа Эми Липтрот о том, как она не справилась с жизнью в Лондоне (где не обрела ничего, кроме алкогольной зависимости) и отправилась домой – на Оркнейские острова в Шотландии. Это эскапистский побег в суровые, продуваемые ветрами, пустынные земли, которые завораживают своей особенной красотой. Эми помогает отцу со скотом, нанимается в общество защиты птиц, чтобы выследить неуловимых коростелей, отправляется пожить одна на новый для себя остров архипелага, а еще вдруг увлекается моржеванием и длинными одинокими прогулками. В результате героиня обретает новые смыслы и ценности.
«Выгон», почти лишенный сюжета в его классическом понимании и состоящий из внутреннего монолога героини и описаний природы, тяжело адекватно перенести на экран. Тем любопытнее, что получилось у постановщицы Норы Фингшайдт (автора фестивального хита «Разрушительница системы») и актрисы Сирши Ронан, исполнившей главную роль. На съемках она плавала с тюленями, которые просто ни с того ни с сего решили попасть в кадр. Писательница Эми Липтрот же сейчас снова вернулась на Оркнейские острова, но уже с появившейся у нее семьей, и дистанционно следит за судьбой фильма по мотивам своего романа.
«Настоящая боль» (A Real Pain)
Два года назад на «Сандэнсе» состоялась премьера режиссерского дебюта актера-интеллектуала Джесси Айзенберга («Социальная сеть»). «Когда ты закончишь спасать мир» был неидеальным, но любопытным, довольно мизантропическим фильмом о матери, руководящей приютом для жертв домашнего насилия, и ее сыне, обретшем популярность в соцсетях со своими песнями. Оба персонажа неприятные: мать не в состоянии понять и полюбить своего сына, пытаясь спасти при этом весь мир, а сын притворяется человеком с прогрессивными ценностями, чтобы влюбить в себя девушку. По большому счету, оба – лицемеры и эгоисты.
Интересно, стал ли Айзенберг в своей второй режиссерской работе более эмпатичным, или он и дальше собирается саркастически обличать пороки современников. Например, Ноа Баумбах, с ранними, довольно жесткими работами которого можно сравнить первую картину Айзенберга, все же больше любил своих героев. Впрочем, поскольку «Настоящая боль» частично основана на истории семьи Айзенберга, фильм наверняка покажет и теплую сторону его натуры. Одна из сцен даже была снята в квартире, из которой в 1938 году были вынуждены бежать предки Джесси.
В «Настоящей боли» Айзенберг решил сыграть сам, а вторую главную роль отдал Кирану Калкину. Тот прямо сейчас находится на пике популярности, завоевав «Золотой глобус» и «Эмми» за роль в мощном последнем сезоне драмы «Наследники». Они изображают не слишком дружных и не похожих друг на друга кузенов, которые после смерти бабушки отправляются в Польшу, откуда родом была их семья. В конце концов они присоединяются к туру по местам, связанным с Холокостом.
«Странные сказки» (Freaky Tales)
Дуэт Анны Боден и Райана Флека прошел классический путь независимых режиссеров: начав с дебюта на «Сандэнсе» в 2004 году и продолжив громкой инди-драмой «Полу-Нельсон», за которую Райан Гослинг был номинирован на «Оскар», они пришли к блокбастеру «Капитан Марвел». Cоздав большой кассовый хит, постановщики вернулись к инди-истокам в картине «Странные сказки». Одну из главных ролей в фильме исполнил Педро Паскаль, звезда сериала «Одни из нас». Помимо него, в «Странных сказках» можно увидеть Бена Мендельсона и Ангуса Клауда в его последней роли – известный по сериалу «Эйфория» молодой актер ушел из жизни летом прошлого года.
Летом 1987 года в Окленде некая таинственная сила помогает самым разным неудачникам и аутсайдерам города. Среди персонажей подростки-панки, защищающие свою территорию от скинхедов, рэп-дуэт, звезды НБА и утомленный наемник, получающий шанс на искупление. «Странные сказки» характеризуют как радостную оду 1980-м и гимн контркультурному, мультикультурному и эгалитарному духу Окленда. В фильме сплетены разные жанры, стили и культурные явления: поп и палп, Ветхий Завет и кунг-фу, комиксы и хоррор. Аутсайдеры отомстят хулиганам, коррупционерам, женоненавистникам, расистам и даже баскетбольной команде «Лос-Анджелес Лейкерс». Авторы предупреждают, что в фильме много насилия.
«Закат снежного человека» (Sasquatch Sunset)
Джесси Айзенберг появится на «Сандэнсе» в качестве актера еще раз – да в такой роли, подобной которой у него не было. В «Закате снежного человека» он предстанет, собственно, в образе мифического создания из заглавия – волосатого и хрюкающего.
Внучка Элвиса Пресли Райли Кио из сериалов «Девушка по вызову» и «Дейзи Джонс и The Six», судя по всему, тоже играет снежную женщину. Зрителям обещают картину не похожую ни на что из прежде увиденного.
В это легко поверить, поскольку создали «Закат снежного человека» братья Зеллнер, выступившие режиссерами «Проклятия», одного из самых необычных сериалов последнего времени. На «Сандэнсе» они частые гости: сюда они привозили в том числе драму «Кумико – охотница за сокровищами» и иронический вестерн «Девица» с Робертом Паттинсоном и Мией Васиковской.
«Присутствие» (Presence)
Икона американского независимого кино Стивен Содерберг возвращается на «Сандэнс» впервые после премьеры в 1989 году его дебюта «Секс, ложь и видео», получившего впоследствии «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля. В его новой картине «Присутствие» семья переезжает в дом в пригороде и осознает, что они там не одни. Не стоит сомневаться, что формалист и экспериментатор Содерберг превратит расхожий сюжет триллеров и хорроров во что-то небанальное. Начнем с того, что весь фильм он снял в одной локации. В «Присутствии» Содерберг задействовал Люси Лью и любительницу эпатажных образов Джулию Фокс.
«Супермен: История Кристофера Рива» (Super/Man: The Christopher Reeve Story)
На «Сандэнсе» показывают огромное количество документальных фильмов. Для них выделены два отдельных конкурса (американский и международный), но нонфикшн есть, например, и в секции премьер, куда включают потенциальные зрительские хиты и самые звездные картины. В эту программу как раз и попал проект, посвященный драматической судьбе актера Кристофера Рива, сыгравшего Супермена в одноименной картине 1978 года Ричарда Доннера и в ее продолжениях.
В 1995 году Рив упал с лошади во время скачек, повредил шейные позвонки и остался парализованным ниже плеч. Врачи подсоединили к диафрагме актера электростимулятор, который позволял ему дышать и говорить. Несмотря на трагедию, Рив продолжил сниматься в кино и сериалах и стал режиссером. Также он активно занимался благотворительными и активистскими инициативами, связанными с заботой о парализованных людях.
Режиссеры-документалисты Иэн Бонхот и Питер Эттедги, известные по яркой картине о дизайнере Александре Маккуине, смогли раздобыть кадры из семейного архива Кристофера Рива, которые никто раньше не видел. Из этих кадров в сочетании с откровенными монологами родственников и друзей Рива, умершего в 2004 году, сложилась лента, честно рассказывающая как о самых мрачных моментах в жизни актера, так и о самых светлых.
«Роб Пис» (Rob Peace)
«Роб Пис» – это вторая режиссерская работа британского актера Чиветеля Эджиофора, номинированного на «Оскар» за главную роль в драме «12 лет рабства». В основу картины легла биографическая книга-бестселлер Джеффа Хоббса, который был соседом по комнате главного героя его книги Роберта Писа.
Афроамериканец Пис (в фильме его играет Джей Уилл) родился в простой семье, но смог поступить в Йельский университет и получить степени по молекулярной биофизике и биохимии.
На самом деле Роб вел двойную жизнь: одна ее часть была связана с академическими занятиями, а другая – с продажей наркотиков на тысячи долларов. Сам Чиветель Эджиофор сыграл отца Роба Писа, которого обвинили в убийстве и посадили в тюрьму. Ради его освобождения сын и пытался заработать много денег. Мать Писа изобразила Мэри Джей Блайдж. Также в одной из ролей занята певица Камила Кабельо.
«Люби меня» (Love Me )
Вероятно, одна из самых безумных и изобретательных работ фестиваля – по крайней мере, синопсис наводит на такие мысли. Дебют Энди и Сэм Зукеро посвящен зародившейся онлайн любви между буйком и спутником – что бы это ни значило. В роли буйка – Кристен Стюарт, в роли спутника – Стивен Ян (а, возможно, наоборот). Действие разворачивается в далеком будущем, когда человечество уже давно исчезло с лица Земли. Тем не менее неодушевленные объекты интересуются людьми и их чувствами и, влюбляясь, видимо, обретают человеческие формы.
В своем ироническом ролике – представлении картины Зукеро говорят о том, что, гуляя по горам в родной Калифорнии, они задумались о том, сколь незначителен человек на фоне природы. Они стали фантазировать о том, что бы кто-то вроде натуралиста и ведущего Дэвида Аттенборо мог рассказать о людях через миллионы лет. В «Люби меня» сплетаются реальное, виртуальное и сюрреалистическое, а герои пытаются понять, кто они такие и правдивы ли их чувства. Это не так просто сделать, если учесть, что информацию о людях они черпают из соцсетей и онлайн-видео прошлого.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".