6 мая 2024
USD 91.69 -0.36 EUR 98.56 -0.08
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. "Великая магия" и "Феррари": два фильма режиссеров-мэтров
кинофильмы Культура

"Великая магия" и "Феррари": два фильма режиссеров-мэтров

В конце декабря в прокат вышли два фильма мэтров мирового кинематографа, принимавшие участие в фестивалях европейской «большой тройки». «Великую магию» итальянца Нанни Моретти показывали в основном конкурсе Каннского фестиваля. «Феррари» американца Майкла Манна соревновался за награды смотра в Венеции. Обе картины посвящены профессионалам своего дела – выдуманному и реальному. Моретти рассказывает о работе знаменитого режиссера, снимающего картину об итальянских коммунистах 1956 года. Майкл Манн посвятил фильм личному и профессиональному кризису, с которым в 1957 году столкнулся легендарный конструктор, гонщик и основатель всемирно известного бренда Энцо Феррари – его изобразил Адам Драйвер.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Великая магия"

©«Экспонента Фильм»

Содержание:

«Великая магия»: волшебство и безумие кино

Отборщики Каннского фестиваля невероятно ценят Нанни Моретти: целых девять его картин в разные годы соревновались за «Золотую пальмовую ветвь». Обрел ее постановщик в 2001 году за драму «Комната сына», посвященную гибели взрослого ребенка главных героев. Облако тегов вокруг Моретти также включает в себя «левак-интеллектуал», «синефил» и «итальянский Вуди Аллен» (последнее сравнение довольно приблизительно). Все эти характеристики могут сразу дать и некоторое представление о «Великой магии».

"Слово пацана. Кровь на асфальте": завершился главный российский сериал года

Как и в большинстве своих фильмов, Моретти сам исполняет главную роль, причем он буквально играет киноверсию самого себя. Его персонаж Джованни – известный режиссер, который и Мартину Скорсезе может позвонить (у того, правда, срабатывает автоответчик), и предложение Netflix взять и отвергнуть. По конструкции «Великая магия» представляет собой фильм в фильме. Джованни снимает новую картину, множество сцен из которой мы увидим.

Это лента о том, как в среде итальянских коммунистов в 1956 году происходит раскол, когда советские танки входят в Венгрию, чтобы подавить там освободительное движение. Главный герой фильма Джованни считает, что нельзя оставаться коммунистом, если ты против Советского Союза. Главная героиня с ним не согласна. Также среди персонажей – венгерские циркачи со слонами и лошадьми, приехавшие в Италию выступить по приглашению коммунистов.

На съемках, разумеется, все идет наперекосяк – а когда бывало иначе хоть на экране, хоть в реальности? Недавний полуавтобиографический фильм Мишеля Гондри «Книга решений», например, тоже рассказывал о хаосе на съемочной площадке. Центральная актриса фильма Джованни (Барбора Бобулова) все время чересчур активно импровизирует, пытаясь привнести в картину любовную линию, которая там вовсе не подразумевалась. Один из продюсеров (комическое появление Матье Амальрика) нарушает закон, и фильм остается без финансирования.

Кадр из фильма "Великая магия"

Кадр из фильма "Великая магия"

«Экспонента Фильм»

За пределами съемочной площадки все еще хуже. Жена Паола (Маргерита Буй), 40 лет работавшая продюсером проектов Джованни, впервые параллельно занимается лентой другого, молодого, режиссера. А Джованни этот режиссер бесит: сцена, в которой герой Моретти почти берет в плен всю съемочную группу чужого фильма, чтобы доказать, что так снимать кино нельзя, одна из самых фееричных в «Великой магии». Но все это ерунда по сравнению с тем, что жена мечтает уйти от Джованни (только он об этом до поры до времени не догадывается). Дочь тоже преподносит сюрприз, начав встречаться с престарелым польским послом (актер Кшиштофа Кеслёвского Ежи Штурм).

"Мальчик и птица": печальная полуавтобиографическая сказка Хаяо Миядзаки

Портрет режиссера, который рисует Нанни Моретти в «Великой магии», одновременно и самоироничный, и самовлюбленный, а оценки, которые автор дает современному кино, и по-бумерски ворчливы, и во многом справедливы. Так, замечания Netflix о том, что не так с картиной Джованни (герой не меняется, мало событий, нет кульминации и т. д.), конечно, весьма поверхностны. Моретти любуется собой и своим героем, но в то же время показывает себя глазами жены, которая вдруг осознает, что не хочет с ним быть. Она считает, что всего лишь полезна Джованни и к тому же постоянно страшится сделать ошибку и навлечь на себя его осуждение. Дочь деликатно подтверждает отцу: с тобой ходишь, как по тонкому льду.

Джованни смотрит сверху вниз на молодежь: истории – в том числе кинематографа – не знают, этике предпочитают эстетику. Его снобизм неприятен, но в то же его аргументы зачастую убедительны. Например, рассуждая о насилии в кино, он приводит в пример одну из работ Кеслёвского, который, демонстрируя насилие, вызывал у зрителей его отторжение. Этому он противопоставляет бессмысленную и под копирку сделанную эстетизацию жестокости, которой грешит сегодня кино.

Синие киты и крылатые люди: что смотреть в кино в конце осени

«Великая магия» вообще очень синефильская работа со множеством отсылок к мировому кино. В финальной сцене Моретти подмигивает знатокам его собственных картин, выводя на парад актеров его предыдущих фильмов, начиная от Джасмин Тринка и заканчивая Альбой Рорвахер.

В конечном итоге «Великая магия» – не только саморефлексия об устройстве внутреннего мира и жизни режиссера, но и ода кино. Забавно, но как бы Джованни ни отрицал этого, люди из съемочной группы понимают лучше него, о чем он в конечном итоге на самом деле снимает картину. Для него, как и для многих других его коллег, кино становится не всегда даже осознанной терапией, попыткой справиться с внутренним кризисом. А попутно можно и полечить зрителей – например, слегка переписав в своем фильме мировую историю.

«Феррари»: Адам Драйвер в драматическом байопике о создателе легендарного бренда

Классик американского кино Майкл Манн («Схватка», «Свой человек», «Али»), подобно Нанни Моретти, и любуется своим героем, и показывает, как его страсть порой разрушает жизнь и счастье других людей. Забавно, что Манн был одним из продюсеров относительно недавнего фильма Джеймса Мэнголда «Ford против Ferrari», где итальянец выступал и вовсе антагонистом. Но замысел картины, где Энцо становится главным героем, режиссер вынашивал больше 20 лет. Сценарист картины Трой Кеннеди-Мартин умер аж в 2009-м.

Кадр из фильма "Феррари"

Кадр из фильма "Феррари"

Кинокомпания «Карропрокат»

Адам Драйвер, ставший за последние несколько лет одним из главных молодых актеров современности, как и в «Доме Гуччи», играет знаменитого на весь мир итальянца. В «Феррари» он состарен гримом так, что едва узнаваем, но и в таком образе он выглядит органично и убедительно. Жену Феррари Лауру изобразила испанка Пенелопа Крус (которая в реальности тоже выглядит значительно моложе). В 1957 году брак между героями трещит по швам после смерти от болезни их уже взрослого сына, в которой Лаура то ли всерьез, то ли в сердцах винит Энцо. При этом супруги остаются равнозначными бизнес-партнерами. Энцо может гулять до утра, где хочет, но к завтраку он должен быть дома – таковы требования Лауры. Она не догадывается, что у мужа уже 10 лет как, еще со времен Второй мировой войны, существует вторая семья с сыном-наследником (в роли возлюбленной Энцо Лины Ларди – Шейлин Вудли).

Сложности преследуют Феррари и в бизнесе. Чтобы компания выжила, необходимо объединиться с другим крупным концерном (например, с американским «Фордом»), но Энцо не хочет утрачивать полный контроль над фирмой. Тогда появляется идея поучаствовать в сложнейшей гонке на выносливость Mille Miglia, проходящей по дорогам общественного пользования. В случае успеха «Феррари» смогут продавать гораздо больше спортивных автомобилей.

Энцо выбирает пять гонщиков для участия в Mille Miglia: среди них персонажи Патрика Демпси, Джека О’Коннелла и Габриэля Леоне. Последний предстает в образе молодой звезды из Испании Альфонсо Де Портаго, по которому сходит с ума 12-летний сын Феррари. Де Портаго занимает место другого гонщика, погибшего во время испытаний одной из гоночных машин «Феррари».

Кадр из фильма "Феррари"

Кадр из фильма "Феррари"

Кинокомпания «Карропрокат»

Майкл Манн выбирает для своей картины трагический эпизод в истории гоночного мира: финал Mille Miglia 1956 года подобен кошмарному сну. Режиссер не щадит зрителей и выдает такую кульминацию, после которой становится по-настоящему не по себе. Перед зрителями встает дилемма: стоит ли осуждать Энцо и всех тех, кто горел гонками, опасными как для участников, так и для зрителей? Хотя Манна считают режиссером традиционным, месседж «Феррари» довольно радикален. Как и создатель атомной бомбы Оппенгеймер в фильме Кристофера Нолана, Энцо так увлекается своей страстью, что о последствиях своей работы он не думает. Более того, не создается впечатления, что его мучает совесть.

Но Манн не был бы мэтром режиссуры, если бы не создал персонажа неоднозначного. В нем много боли и много любви – точно так же, как и в его жене Лауре. Манн всегда снимает кино про мужской мир, но героиня Пенелопы Крус ему удалась блестяще. Она может казаться эгоистичной, но в то же время ее переживания и ревность к новому наследнику абсолютно понятны, а в решающий момент она помогает Энцо, а не мстит ему. Кино у Майкла Манна получилось не столько о бизнесе, сколько о сложности человеческой натуры, ослепляющей страсти к своему делу и личной ответственности.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».