13 октября 2024
USD 96.07 -1.17 EUR 105.11 -1.4
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. "Мой Марчелло": печальная комедия о дочери великих актеров
кинофильмы Культура

"Мой Марчелло": печальная комедия о дочери великих актеров

До экранов кинотеатров долетела еще одна весточка с последнего Каннского фестиваля. Правда, если «Субстанция» француженки Корали Фаржеа, которую тоже сейчас можно посмотреть в прокате, привела в экстаз каннскую публику, то премьера «Моего Марчелло» француза Кристофа Оноре не вызвала ажиотажа. Эта тихая ироничная история, посвященная душевным метаниям талантливой актрисы Кьяры Мастроянни, достаточно специфична для того, чтобы быть понятной и интересной абсолютно всем. И все-таки некую универсальность в ней отыскать можно. Так или иначе, у Оноре получилась пусть и слегка затянутая, но обаятельная картина с франко-итальянским шармом, киноманскими шутками и россыпью самоироничных ролей звезд европейского кино.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Мой Марчелло"

©"Русский репортаж"

Начинается все со сцены, в которой Кьяра изображает Аниту Экберг: на фотосессии актриса должна воспроизвести знаменитый эпизод феллиниевской «Сладкой жизни» с купанием в фонтане Треви. Легендарный отец Кьяры Марчелло Мастроянни, чье столетие отмечают в 2024-м, сыграл в фильме одну из своих знаковых ролей. Кьяра в парике блондинки и с макияжем в духе 60-х, впрочем, гораздо больше напоминает собственную мать Катрин Денёв, которая присутствует в ее жизни активно и постоянно. Денёв, как и большинство актеров «Моего Марчелло» сыгравшая в фильме саму себя, например, приходит к дочери утром накануне проб и закидывает ее советами. Она знает все о том, как лучше вести себя с известными режиссерами, актерами и прочими коллегами по цеху. С постановщицей Николь Гарсией все реплики нужно произносить динамично и почти без пауз. Актер Фабрис Лукини – замечательный человек, даже не волнуйся, с ним все пройдет отлично.

"Субстанция": шокирующий хоррор об эйджизме и стандартах красоты

Реплика той самой Николь Гарсии после проб запускает сюжетный конфликт картины, обнажая переживание Кьяры. Постановщица говорит, что рассчитывала увидеть в игре актрисы больше Марчелло, чем Катрин. «Я пыталась играть, как Кьяра», – грустно поясняет актриса. Несмотря на прекрасную карьеру, героине, обладающей таким бэкграундом и таким лицом – Кьяра похожа одновременно на обоих знаменитых родителей, – тяжело окончательно отделить себя от родительских образов и от связанных с ними ожиданий. Героиня решает сбежать от мучительного самоопределения и одновременно попробовать приблизиться к отцу, по которому скучает. Она надевает на себя парик и очки, клеит усы, одевается в мужской костюм и теперь представляется всем не иначе как Марчелло.

Одни друзья и родственники поддерживают ее игру, другие считают, что ей срочно нужно прекращать это представление. Катрин относится к происходящему философски, особенно не вмешиваясь. Бывший бойфренд (еще одна французская звезда Мельвиль Пупо) агрессивно пытается вернуть миру привычную Кьяру, но и он, на самом деле, хочет, чтобы дочь в образе отца сделала ему выговор, как когда-то сделал Марчелло. Мастроянни был прекрасен, даже когда гневался. Абсолютно комический Фабрис Лукини и вовсе мечтает с помощью общения с Кьярой в мужском обличье закрыть гештальт и подружиться будто бы с реальным Марчелло (а еще сыграть с ним в кино).

Кадр из фильма "Мой Марчелло"

Кадр из фильма "Мой Марчелло"

"Русский репортаж"

Полудокументальное повествование, близкое к литературному жанру автофикшн (художественно осмысленная действительность с долей выдумки), становится все более абсурдистским, жизнь, напитываясь постмодернистскими цитатами, начинает превращаться в кино. «Каждый может спутать кино с реальным воспоминанием», – говорит в «Моем Марчелло» Фабрис Лукини. И вот уже Кьяра, знакомясь на мосту с английским солдатом, чье сердце разбито, почти повторяет с ним сюжет «Белых ночей» Лукино Висконти – экранизации повести Достоевского, в которой сыграл Мастроянни. А вот она снова ныряет в фонтан Треви, но уже в образе Марчелло.

Кино для героини и рай, и ад, и спасение, и погибель. Источник мучительной рефлексии о собственной идентичности и таланте с одной стороны и способ раствориться в реальности, на время выдохнуть, исчезнуть в чужом опыте и чужой судьбе – с другой. И, конечно, кино дает возможность снова побеседовать с отцом через его образы.

"Чёрный пёс" и "Планета Джанет": атмосферные фестивальные хиты в прокате

Жизнь в творческой среде сама по себе размывает границы реальности, превращая ее в искусство. В детстве Кьяра с отцом прижималась лицом к полу и слушала Марию Каллас, которая жила в квартире снизу. Бывший муж Кьяры Бенжамин Бьоле, с которым она продолжает общаться, – певец и композитор, на концертах которого поет и она. Поэтому так легко сорваться на пение и в «Моем Марчелло» – тем более что Кьяра уже делала это в других фильмах Кристофа Оноре, среди которых, например, печальный мюзикл «Все песни только о любви». Пела в картинах Кристофа Оноре и Катрин Денёв, которая отнюдь не впервые играет в кино вместе с дочерью.

Певец всего самого французского и романтического Оноре в очередной раз создал на экране меланхоличную, но пленительную реальность, с которой, правда, на сей раз себя не так просто соотнести. И все-таки в финале картины есть освобождающая сила, которой может напитаться каждый, кто отчаянно пытался казаться другим человеком, но в конце концов осознавал ценность собственного «я». Кино прекрасно, но оно в конечном итоге – всего лишь передышка на жизненном пути.

Подписывайтесь на все публикации журнала "Профиль" в Дзен, читайте наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль