10 декабря 2024
USD 99.38 -0.05 EUR 105.1 -1.2
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Деловое администрирование: от науки – к искусству

erid: LjN8JtMXw​

Экономика

Деловое администрирование: от науки – к искусству

Хотя и не все, но российские бизнес-школы выжили в кризис. И предлагают в новом учебном году самые разнообразные программы – от традиционных дисциплин до самых новейших цифровых технологий, от науки управления предприятием до искусства совершенствования личности.

Быстро получить новые знания, моментально применить их на практике, уверенно ориентироваться в самых последних бизнес-явлениях и справляться с кризисом – такие отнюдь не самые простые требования предъявляют к образованию те, кто стремится получить диплом специалиста делового администрирования (MBA). И российские бизнес-школы способны выполнить этот запрос. В кризис и им пришлось туго, выжили не все. Но оставшиеся не только на плаву, но и набирают обороты. И теперь, в наступившем новом учебном году, в их программах самые разнообразные предметы – от традиционных дисциплин до новейших цифровых технологий, от науки управления предприятием до искусства совершенствования личности.

Особенности первоначальной зрелости

Оценить оборот сегмента российского бизнес-образования сложно, отмечают опрошенные «Профилем» эксперты – нет открытых данных на эту тему. Но проследить тенденции развития этого рынка можно вполне. Так, экономический кризис последних лет никак не отразился на наборах учащихся в ведущие бизнес-школы, считает директор по маркетингу и развитию Школы бизнеса МИРБИС Федор Федоров. Это означает, по его словам, что «менеджеры используют кризисное время как возможность получения новых знаний и повышения собственной капитализации». «Спрос на МВА в МИРБИС сохранился на уровне 2015–2016 годов, а, например, на программу для руководителей Executive MBA вырос на 20%», – говорит Федоров. Ведущие бизнес-школы в кризис не ощутили снижения интереса, соглашается декан Плехановской школы бизнеса Integral РЭУ им. Г. В. Плеханова, доктор экономических наук, профессор Лариса Карташова. «Более того, некоторые бизнес-школы, напротив, констатируют рост числа желающих пройти обучение, – говорит она. – Так, в Integral поступления средств от программы МВА в предыдущие три года увеличились на 12%, что было достигнуто как в результате роста числа поступивших, так и увеличения цены на программу».

Впрочем, декан факультета стратегического управления ИБДА РАНХиГС Александр Чеканский называет популистскими высказывания об увеличении потока учащихся в кризис. Рынок бизнес-образования стагнирует так же, как и все остальные сегменты, говорит он: в 2015–2016 годах наборы падали, ряд известных школ обанкротился. «Начавшееся в этом году хотя и слабое, нестабильное, но все-таки оживление в экономике России дает импульс роста и бизнес-образованию», – рассказывает Чеканский. Но и на программы МВА и Еxecutive МВА в ИБДА РАНХиГС спрос этой осенью увеличился на те же 20%.

Сокращение спроса на образование, связанное с кризисом, снижением платежеспособности и растущим предложением от бизнес-школ, – тренд последнего времени, отмечает руководитель программ МВА, доктор экономических наук, заслуженный профессор МГУ Валентина Герасименко. Но при этом, говорит она, формируются более четкие и сформулированные критерии выбора бизнес-школы, более продвинутые абитуриенты. «Они приходят с заранее подготовленными вопросами, – поясняет профессор, – активно спрашивают, интересуются всеми особенностями программ и составом преподавателей».

Но, возможно, виноват не кризис, а тот факт, что в России, в отличие от стран Запада, деловое администрирование – относительно новое направление в образовании. Программы MBA в нашей стране развиваются довольно интенсивно, говорит Карташова, но предыдущие 20 лет были периодом их зарождения. А сейчас этот сегмент вступает в стадию «первоначальной зрелости». «Сложилось сообщество продвинутых школ бизнеса, ориентированных на прогрессивную международную практику подготовки управленческих кадров, – констатирует Карташова. – В основном они объединены в Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО). Среди них особенно можно выделить бизнес-школы, работающие строго в соответствии с международными стандартами и получившие авторитетную международную аккредитацию своих программ МВА в АМВА International». Всего в России 11 таких школ: восемь в Москве, две в Санкт-Петербурге и одна в Казани.

декан факультета стратегического управления ИБДА РАНХиГС«Одна из основных тенденций бизнес-образования – развитие дистанционных технологий обучения. Но абсолютизировать их возможности не стоит, особенно если речь идет о таких серьезных программах, как МВА. В дистанционном режиме (в процессе обсуждения управленческих кейсов, при проведении дискуссий) невозможно организовать эффективное командное взаимодействие. Тренинговые методики использования управленческих технологий также требуют живого общения с тренером и одногруппниками. Чтобы обучение на практико-ориентированных МВА давало ожидаемый результат, необходимо, активно используя преимущества дистанционных технологий, сохранить принципиально важную компоненту очного командного взаимодействия слушателей. Решая эту задачу, ИБДА РАНХиГС наряду с традиционными формами обучения (вечерней, модульной, выходного дня) создал новый формат программы МВА – смешанный, blended, очно-дистанционный. Традиционная программа МВА была разделена на две части. Учебные дисциплины, ориентированные на усвоение знаний о закономерностях развития бизнеса, сущности эффективных управленческих технологий, – эта часть программы была переведена в дистанционный формат. А дисциплины, базирующиеся на интерактивных методиках, где командное взаимодействие критически важно, реализуются в очном обучении. В итоге примерно две трети программы проходят дистанционно, треть – очно. Такие программы, объединяющие преимущества дистанционного и очного обучения, можно считать началом долгосрочного и господствующего тренда на рынке МВА».

Как увеличить зарплату в разы

Рост спроса на российские бизнес-школы может быть связан еще и с тем, что за границей учиться невыгодно. И это не только из-за дороговизны зарубежного образования. На рынке бизнес-образования наметилась тенденция его локализации, отмечает академический директор Московской школы управления «Сколково» Денис Конанчук. «Если 20 лет назад китайцы стремились получить бизнес-образование и уехать в Соединенные Штаты или Европу, то сейчас, получая образование в лучших мировых бизнес-школах, большинство возвращается в Китай, потому что на «домашнем» рынке у них больше бизнес-возможностей и перспектив», – приводит пример он. Еще рано говорить о том, что мировые бизнес-школы утрачивают роль глобального социального лифта, считает эксперт, но «идет постепенное перестроение карьерных рынков».

Российские работодатели, многие из которых сами выпускники бизнес-школ, ценят диплом МВА и готовы платить сотрудникам со степенью премию к рынку, говорит Конанчук. «Согласно нашему совместному исследованию с hh.ru, – отмечает он, – кандидат со степенью МВА хорошей бизнес-школы может получать зарплату чуть ли не в три раза выше». Спрос на выпускников МВА среди работодателей во всем мире остается стабильно высоким, подтверждает Карташова. Она приводит данные The Association of MBА’s (Великобритания), согласно которым, зарплаты выпускников МВА после окончания программы в таких международных компаниях, как Apple, JP Morgan, Amazon, AIG, выше примерно в два раза, чем на момент поступления их на программу. «Увеличивается спрос на системных кросс-функциональных руководителей, обладающих широким управленческим кругозором, гибкостью, умением тонко чувствовать ситуацию и ее изменение, – объясняет Карташова. – Такие руководители способны находить оптимальный баланс между стратегическим видением и оперативным управлением, между долгосрочными целями и краткосрочными результатами». По словам эксперта, спрос компаний смещается с отдельных управленческих компетенций в направлении обеспечения оптимального их сочетания в зависимости от постоянно меняющейся среды и условий хозяйствования. «Таким образом, международная практика уверенно движется от науки управления (Management Skills) к высочайшему искусству управления (Art of Management)», – резюмирует Карташова.

Кроме того, по ее мнению, вырастет спрос на подготовку профессиональных руководителей государственной и муниципальной служб управления. Этот прогноз связан с «объективной потребностью в формировании стратегических альянсов бизнеса и государства». Нельзя исключать, что в обозримом будущем поступить в бизнес-школу будет стремиться каждый, у кого есть карьерные амбиции. «Существенный импульс для активизации подготовки управленческих кадров можно ожидать в результате внедрения в практику нового поколения профессиональных стандартов, в том числе для занятия управленческих позиций, условиями которого должно являться наличие профессиональной управленческой подготовки, в частности степени МВА», – полагает Карташова.

Диплом MBA – это не только ощутимая прибавка к достатку, но и заметный рост авторитета. Так, выпускники МГУ с этой специальностью (экономический факультет выпустил уже более 40 групп слушателей по этой специальности) – особая гордость университета. «Они успешные, состоявшиеся предприниматели, эксперты своего дела, – говорит Герасименко. – Мы разработали новую концепцию и программу работы с выпускниками, проводим специальные программы, выездные встречи выпускников, которые включают в себя в том числе экспертные дискуссии. Также мы активно привлекаем наших выпускников в качестве экспертов для чтения как отдельных мастер-классов, так и целых курсов».

Что год учебный нам готовит

Учиться искусству бизнес-управления приходят не со школьной скамьи. Как правило, это люди с опытом работы минимум два-три года. Многие уже с высшим образованием и с приличным багажом за плечами, особенно если речь идет о курсах Executive MBA для топ-менеджеров и собственников бизнеса. Что может предложить школа людям с таким уровнем знаний и опытом?

По-прежнему будут пользоваться спросом многие традиционные программы, говорит Анжелика Мирзоева, директор Школы бизнеса и международных компетенций МГИМО, где такими являются курсы «Международный нефтегазовый бизнес», «Корпоративный директор», «Финансовый директор», «Экономика и управление в международном бизнесе». Но есть кое-что совершенно новое. «Наши новые программы нацелены на охват тех сегментов, которые сейчас актуальны, – рассказывает Мирзоева. – Среди них «Менеджмент в индустрии спорта» и «Менеджмент в индустрии моды». Также мы планируем открытие совершенно нового для нас направления в обучении и весьма актуального, связанного с цифровой экономикой».

Спортивный менеджмент стал актуальным из-за чемпионата мира по футболу, который в будущем году будет проводиться в России. И этот предмет взяли на вооружение многие школы. «Мы уже предложили рынку программу переподготовки, причем вся программа реализуется онлайн, – говорит Федоров из МИРБИС. – Менеджеры из регионов могут подключиться к ней, прослушать вебинары практиков из спортивного бизнеса».

Цифровая экономика – отдельная тема. «Мы постоянно пытаемся совершенствовать наши программы, находимся в поиске новых экспертов и курсов, – объясняет Герасименко из МГУ. – Сейчас вводим в дисциплины вопросы, касающиеся работы с информацией, big Data». А Конанчук из «Сколково» добавляет, что есть большой интерес к знаниям, которые находятся на стыке новых технологий и традиционных дисциплин. «Например, это цифровые финансы или цифровизация производства, – поясняет он. – Можно с уверенностью сказать, что диффузия технологий и управленческих знаний будет одним из самых сильных трендов на рынке бизнес-образования в ближайшие годы».

Экономический кризис, несмотря на регулярные заявления сверху, в бизнес-среде, по всей видимости, окончившимся не считают. «По-прежнему высок спрос на курсы по операционной эффективности, что является косвенным признаком присутствующего экономического кризиса», – замечает Конанчук.

Еще одно новшество – интернационализация программ MBA, считает проректор по дополнительному образованию Международного института менеджмента ЛИНК, кандидат экономических наук Елена Щенникова. Это выражается в «росте иностранных студентов на этих программах, как следствие, уделяется больше внимания кросс-культурным особенностям управления, международному маркетингу, удаленному администрированию». На этом фоне заметным становится международный опыт практической деятельности преподавателей школы бизнеса. «На первый план выходит приглашение гостевых спикеров – топ-менеджеров международных компаний (Deutsche Bank, Oracle, Dell), – поясняет Карташова. – Особенно важным для бизнес-школы является наличие в программе учебных модулей, основанных на кросс-культурном понимании бизнеса и менеджмента. Важен и опыт работы студентов школы бизнеса в крупнейших международных компаниях».

И еще одна немаловажная составляющая программ – управление талантами. «Понимая, что слушателям в работе нужны не только hard skills, мы активно вводим курсы, которые ориентированы не только на профессиональный, но и на личностный рост, Energy-managment, например», – рассказала Герасименко.

директор по маркетингу и развитию Школы бизнеса МИРБИС«Школа бизнеса МИРБИС делает ставку на программы МВА и новые направления. В рамках программы МВА развиваем проектный подход. Сегодня в МВА реализуется междисциплинарный групповой проект, который слушатели выполняют в течение года. На старте программы они активно работают над темами: новое в отрасли, точки роста, новые продукты, услуги, модификации, новые процессы/проекты внутри компании. Выбираются три-четыре самых интересных проекта, и команды слушателей в течение года готовят бизнес-план. На защите проекта присутствуют преподаватели, выпускники, представители бизнес-инкубатора МИРБИС, и самые интересные идеи могут получить вполне реальное продолжение. Линейка программ переподготовки (к которым относится МВА) пополняется осенью 2017 года интенсивными программами «Эффективный директор»: по маркетингу, финансам, HR и коммерции. Стартует новый курс повышения квалификации «Управление изменениями». В его фокусе стратегия и тактика эффективной реализации проектов преобразований: как спланировать, как презентовать, как вовлечь, как построить успешную команду, как масштабировать эффект изменений, как «вписать» результат изменений в «корпоративную ДНК» и двигаться дальше. Принимаются заявки на программу переподготовки «Международный спортивный менеджмент». Она для тех, кто хочет начать менеджерскую карьеру в спортивном бизнесе или продолжить ее, совершив качественный скачок в уровне знаний и компетенций. Гости программы уже встречались с футбольным тренером Олегом Кононовым и легендой хоккея Вячеславом Быковым».

Стирая границы

Бизнес-образование постепенно становится частью стиля жизни, считает Конанчук. «Размываются границы между работой и личной жизнью, – рассуждает он, – постоянное обучение, которое требует много времени и концентрированного внимания, – необходимость для управленцев высокого уровня и предпринимателей». При этом растет количество коротких программ, так как люди хотят быстрее научиться и моментально применять знания на практике. Потому и варианты обучения могут быть самыми разными. «На разных специализациях нашей программы МВА есть разные форматы: модульный, weekend», – говорит Мирзоева. А Щенникова из института менеджмента ЛИНК добавляет, что существуют программы очно-заочной формы «с применением дистанционных технологий». «Применяемая технология смешанного обучения на основе реальных проблем, с которыми сталкиваются слушатели на работе, позволяет достигать максимальных результатов без отрыва от производства», – говорит она.

Скорость и качество – две составляющие, которые бизнес всегда старается совместить. «Наши коллеги из мировых бизнес-школ отмечают, что растет количество коротких образовательных программ – как общих, так и более специализированных, – замечает в подтверждение этого тезиса Конанчук. – Сокращается число курсов full-time MBA, студенты отдают предпочтение программам, которые дают им больше времени, возможности совмещения с работой и ориентированных на моментальное использование полученных знаний».

В целом популярность онлайн-форм обучения растет, констатирует Карташова из РЭУ им. Плеханова. Она приводит данные исследования edumarket, согласно которым, на онлайн-сегмент российского рынка образования и образовательных технологий приходится 1,1%, или около 20,7 млрд руб. «По оценкам экспертов, к 2021 году рынок онлайн-образования в России увеличится до 53,3 млрд руб., а большая часть роста будет обеспечена онлайн-программами в области высшего образования (15 млрд руб. к 2021 году) и дополнительного профессионального образования (11 млрд руб. к 2021 году), – говорит Карташова. – Количество выпускников дистанционных MBA-программ в России выросло за последний год на 12%».

Всплеск интереса к онлайн-обучению очевиден, считает Конанчук. Этот инструмент удобен и эффективен, отмечает эксперт, но он не может заменить обучения в классе. «Студенты бизнес-школ ищут интерактива – общения с одногруппниками, с профессорами, с другими выпускниками, что можно сделать только офлайн», – заключил он. Именно поэтому, по мнению Карташовой, у желающих обучаться эффективному управлению увеличивается спрос на формат под названием blended learning. «Он сочетает элементы дистанционного обучения с интерактивными формами проведения занятий, которые позволяют обмениваться опытом и развивать такие лидерские качества и деловые компетенции руководителя, как эффективные коммуникации, искусство переговоров и другие», – пояснила Карташова.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".