26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Как выживает российская индустрия кинопроката после ухода голливудских гигантов
импортозамещение кинотеатры кинофильмы Экономика

Как выживает российская индустрия кинопроката после ухода голливудских гигантов

После ухода из России западных кинокомпаний большинство кинотеатров оказалось на грани закрытия. Голливудские блокбастеры и мультфильмы обеспечивали до 75% всей выручки. Вместо кинозалов зрители все чаще посещают пиратские сайты. Спасут ли индустрию российские фильмы и стоит ли кинотеатрам рассчитывать на господдержку, разбирался «Профиль».

Зрители в кинотеатре

©Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Содержание:

Миллион зрителей – много или мало

Полгода назад голливудские гиганты Universal, Disney, Warner Bros., Sony, Paramount объявили о приостановке своей деятельности в России и отмене всех запланированных премьер. Кинотеатры лишились права на прокат нового «Бэтмена», кинокомикса Marvel про доктора Стрэнджа и «Мира Юрского периода: Господство». Каждый из фильмов собрал от 800 млн до 1 млрд долларов в мировом прокате. И, несомненно, принес бы значительную прибыль в России.

Посещаемость кинозалов упала драматически. Если в первую неделю марта россияне купили 2,2 млн билетов, то во вторую – 1,4 млн. С тех пор в кино приходят по 500–800 тыс. зрителей в неделю. Продажи немного оживляют анимационные фильмы или семейные комедии. Ближе к осени публику привлекла мелодрама «После. Долго и счастливо».

В прошлом году в первую неделю сентября в кино пришли 2,5 млн зрителей, в нынешнем – лишь миллион. Самый кассовый фильм лета – триллер «Одна» – собрал только 322 млн руб. Для сравнения: «Черная вдова», стартовавшая в июле 2021-го, получила в два раза больше.

Показ корейских, китайских и советских фильмов компенсировал не больше нескольких процентов от прежних сборов. В повторном прокате самым популярным оказался «Брат» – 300 тыс. зрителей принесли 74 млн рублей в кассы. Но повторить такой успех вряд ли удастся: культовый фильм Алексея Балабанова идеально подошел под настроение аудитории.

На начало февраля в России работало чуть менее 2,2 тыс. кинотеатров и 5,6 тыс. залов. К июлю закрылось порядка сотни объектов, одни – навсегда, другие – временно, рассказывает член Ассоциации владельцев кинотеатров (АВК), глава российского представительства корпорации Сomscore Роман Исаев. В сетях «Формула кино» и «Синема Парк», например, четверть залов не работает по будням. Но полностью закрылись лишь несколько площадок и только там, где истекал срок аренды.

Посетители летнего кинотеатра под открытым небом

Главное для кинотеатров – привлечь аудиторию. Помимо показа фильмов это могут быть лектории, фестивали (на фото: кинотеатр под открытым небом)

Дмитрий Коробейников/ТАСС

Парадоксальная ситуация сложилась с IMAX. Запатентовавшая киноформат канадская компания закрыла российский офис и запретила использовать технологию. При этом оборудование в основном принадлежит российским кинотеатрам, но показывать фильмы с «максимальным изображением» им все равно нельзя. Даже отечественные – «Движение вверх» или «Сталинград».

Поможет ли государство киноиндустрии

Хуже ситуация была только во время локдауна, когда кинотеатры не работали вовсе. Но в пандемию, пусть и не сразу, индустрии оказали финансовую помощь. Государство выделило 4,2 млрд рублей, разделив их равными долями между продюсерами и киносетями. Весной представители киноиндустрии направляли в правительство письмо с просьбой выделить 6,5 млрд рублей, однако получили отказ.

Власти Москвы возместят кинотеатрам затраты на покупку российских фильмов

Летом министр культуры Ольга Любимова на вопрос, необходимо ли принимать экстренные меры для спасения отрасли, напомнила, что киносети «жили неплохо, брали американские блокбастеры и не ставили российские фильмы». «Сейчас им придется повзрослеть», – добавила она.

Минкульт и департамент кинематографии даже не попытались облегчить положение индустрии, отмечают в Ассоциации владельцев кинотеатров. Однако источники «Бюллетеня кинопрокатчика» говорят, что принципиальное решение о финансовой поддержке в правительстве все же принято. Вероятно, идет согласование объемов и оператора распределения средств. Это может быть как прямая помощь, так и льготы и налоговые вычеты.

Упрек министерства кинопрокатчики считают несправедливым. В 2020-м продажи билетов на сеансы российских фильмов составили 46,9% от всей кассы. Правда, такой успех был связан с переносом голливудских премьер на фоне пандемии. А российский «Холоп» собрал рекордные для отечественного кино 2,9 млрд рублей.

Надежда на российское кино

Однако сейчас заместить образовавшуюся дыру будет сложно. За полгода российские продюсеры не смогли предложить ни одного фильма с потенциалом сборов 500 млн рублей и больше. Надежды возлагают на «Сердце Пармы» – экранизацию одного из самых известных романов Алексея Иванова, которая выйдет на большой экран 6 октября. И то если аудиторию получится привлечь.

Кадр из фильма "Сердце Пармы"

Кадр из фильма "Сердце Пармы"

Профит

«До конца года грандиозного масштаба российских проектов мы не видим, ждем "новогоднюю битву" – традиционно в эти праздники показывают отечественное кино, – говорит Роман Исаев. – Но, чтобы индустрия существовала, а не задыхалась, каждый месяц должен выходить один фильм с потенциалом сборов в миллиард рублей. Такие локомотивы привлекают зрителей и на другие сеансы».

В последнее доковидное время выходили в ноль или даже становились прибыльными в прокате примерно по 9–10 российских фильмов в год. А если учесть невозвратные субсидии от Фонда кино и Минкульта, то еще больше, говорит главный редактор издания «Бюллетень кинопрокатчика» Александр Нечаев. Если подсчитать доходы от стримингов и международные продажи, то успешных отечественных фильмов получалось не меньше 20 в год.

Но тот уровень посещаемости, который был у голливудских мейджоров, пока недостижим. «Да, это возможность для многих российских фильмов выступить лучше – просто за счет сниженной конкуренции. "Артек", собравший больше 300 млн рублей, в обычной ситуации мог об этом только мечтать. Примерно столько же собрал фильм "Одна", и крутили его очень долго – два с половиной месяца», – рассказывает Нечаев.

Эти истории хороши как отдельные бизнес-кейсы, но в целом индустрию они не вытягивают.


Самые кассовые западные фильмы в России в 2021 году

Зарубежные фильмы в 2021 году собрали 30,3 млрд руб. – это почти 75% всей годовой кассы. На них купили 106 млн билетов. При этом самым востребованным оказался российский проект «Последний богатырь: Корень зла», снятый совместно с Disney. На большом экране его посмотрели почти 7,2 млн россиян, общие сборы превысили 2 млрд рублей.

Американский кинокомикс «Веном 2» привлек 6,7 млн зрителей и 2 млрд рублей.

«Человек-паук: Нет пути домой» – 6 млн зрителей и также почти 2 млрд рублей.

«Дюна» – 4,7 млн зрителей и 1,6 млрд рублей.


Игра престолов онлайн-сервисов

У онлайн-кинотеатров ситуация не столь критичная, но и там большой прибыли ожидать не стоит. Согласно отчету TelecomDaily, по итогам первого полугодия 2022-го общая выручка легальных видеосервисов в России составила 25,9 млрд руб., что всего на 5% больше, чем годом ранее. Это может свидетельствовать о существенном проседании рынка.

Уход Netflix, занимавшего четвертое место по выручке, и Megogo (входил в первую десятку) привел к перераспределению доли у отечественных игроков. «Кинопоиск» сдвинул с первого места Ivi, который оставался лидером в течение последних четырех лет. Wink, в свою очередь, сумел оттеснить Okko и выйти по доходам на третье место. Можно предположить, что заметнее всего число пользователей выросло на нелегальных площадках, но этот показатель не подсчитать.

В самих компаниях на ситуацию смотрят оптимистичнее. В первом полугодии 2022 года количество подписчиков Premier выросло до 2,1 млн человек, что в два раза больше по сравнению с аналогичным периодом 2021-го. «Premier не сидит на игле зарубежного контента и производит собственные оригинальные проекты. Аудиторию привлекают в первую очередь такие сериалы, как «Эпидемия», которые выходят на сервисе эксклюзивно», – рассказали в пресс-службе «Газпром-Медиа Холдинга». Кроме того, платформа добавляет в библиотеку корейские драмы и топовые турецкие сериалы.

«Амедиатека» смогла даже предложить подписчикам «Дом дракона», приквел «Игры престолов». Холдинг Warner Media, которому принадлежит американский стриминговый сервис HBO, весной объявил о приостановке лицензирования нового контента в России. «Амедиатека», владевшая эксклюзивными правами на сериалы сервиса, лишилась сразу нескольких важных премьер. Однако уже в июле на платформе вышел четвертый сезон «Мира Дикого Запада» – лишь на несколько дней позже мирового релиза. На каких условиях – неизвестно. Но с тех пор шоу HBO исправно выходят в онлайн-кинотеатре.

Чем еще привлечь аудиторию

Кинотеатры тоже ждут, что голливудский контент в каком-то виде вернется. Не раз звучала идея параллельного импорта. Отчисления теоретически можно вносить на некий рублевый счет, и правообладатель, вернувшись в Россию, получил бы доступ к деньгам. В июле, например, представитель президента РФ Михаил Швыдкой отказался считать такой вариант пиратством: «Это как с нашим долгом: деньги есть, а брать не хотят».

В Госдуме предложили разрешить параллельный импорт западных фильмов

Но от идеи, похоже, отказались – это бы гарантированно разрушило отношения с западными поставщиками фильмов. «Крутить кино без согласия правообладателя – путь в никуда. Одно дело параллельный импорт техники или продуктов – за эти товары вы все равно платите правообладателю. Другое дело – авторские права», – уверен Александр Нечаев. Он предполагает, что контент некоторых студий может вернуться в Россию через фирмы-посредники: «Как это было во времена, когда российский рынок не имел для Голливуда большого значения с точки зрения бокс-офиса».

Кинотеатрам же в ожидании перемен к лучшему и помощи от государства не стоит сдаваться и надеяться на чудо, считает Роман Исаев. Самое главное – привлечь аудиторию. Предстоит поработать с нестандартными нишами, такими как арт-кино или лектории. И расширять возможности Пушкинской карты, по которой можно покупать билеты на отечественные фильмы.

К тому же независимые киностудии, в том числе и британские, не отказываются от сделок с Россией. И, похоже, не испытывают при этом никаких репутационных рисков – никто их представительства в Европе не бойкотирует.

Не опускают руки и организаторы фестивалей, проходящих на территории страны. Несмотря на все сложности, им удается включать в программу иностранное кино. Так что зрителю в любом случае будет что посмотреть на легальных площадках.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».