3 ноября 2024
USD 97.55 +0.11 EUR 106.14 +0.3
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Мобильнее не бывает
Экономика

Мобильнее не бывает

На конец первого полугодия 2015 года абонентская база мобильного интернет-доступа в России превысила 100 млн пользователей. В последние несколько лет число пользователей мобильного интернета в России увеличивается на 10-12 млн в год, а средний трафик на одного активного пользователя мобильного интернет-доступа в 2014 году составил около 1,6 ГБ в месяц.

Одни из самых заметных игроков на рынке предоставления широкополосного доступа к интернету (ШПД) – мобильные операторы. Они не только дают мобильный интернет 100 миллионам российских пользователей, но и подключают домашний интернет, а также обеспечивают связью корпоративных клиентов.

Интернет для широких масс

Мобильный интернет стал, наверное, главным способом связи в мире. Недорогой по сравнению со стандартной голосовой связью, доступный – смартфон или планшет с поддержкой 3G можно купить за несколько десятков долларов! – и достаточно быстрый для комфортного общения, на рубеже 2013–2014 годов он, по данным исследовательской компании J’son & Partners Consulting, опередил «проводной» интернет по количеству пользователей.

Согласно исследованию J&P, на конец первого полугодия 2015 года суммарная активная абонентская база мобильного интернет-доступа в России превысила 100 млн пользователей (SIM-карт). Конечно, следует учитывать, что многие россияне выходят в Сеть сразу с нескольких «симок» – например, со смартфона и планшета, так что фактическое число пользователей из России, регулярно «сидящих» в мобильном интернете, все же ниже. В последние несколько лет число пользователей мобильного интернета в России увеличивается на 10–12 млн ежегодно, а средний трафик на одного активного пользователя мобильного интернет-доступа в 2014 году составил около 1,6 Гб в месяц.

В России на рост популярности мобильного интернета во многом повлиял кризис 2008 года. Как отмечают аналитики, тогда резко понизился спрос на ноутбуки и настольные компьютеры, при этом стремительно начали распространяться недорогие планшеты на платформе Android. Бюджетные устройства от B‑брендов и субсидированные смартфоны и планшеты, которые операторы часто выпускают под собственными брендами, не теряют популярности среди россиян, занимая, по данным компании «Связной», больше 50% российского рынка гаджетов. Это неудивительно: сегодня для покупки смартфона или планшета с доступом к 3G понадобится всего 2–3 тыс. руб.

Кроме того, немаловажными оказались и действия операторов связи: их доходы от традиционных видов услуг, таких как роуминг, SMS и сотовая связь, в последние несколько лет снижались. В результате операторы стали очень активно развивать мобильный ШПД, вначале – 3G, позднее – 4G и LTE. И в сентябре пресс-служба МТС объявила, что за три летних месяца доходы компании от передачи данных превысили доходы от звонков на 10%. При этом мобильному интернету в России еще есть куда развиваться: по данным той же компании МТС, каждый третий новый обладатель смартфона в России не использует его для выхода в Сеть. Основной драйвер роста потребления мобильного интернета сегодня – технология LTE, отмечает директор МТС по маркетингу массового рынка Вячеслав Николаев. На интернет-трафик в сетях четвертого поколения приходится свыше 20% от общего объема переданных данных, за год доля выросла в три раза, уточняет он.

«Будущее мы видим за развитием разделяемого мобильного интернета, – отмечает пресс-секретарь ПАО «ВымпелКом» Анна Айбашева. – К примеру, уже сегодня мы для наших клиентов предоставляем услугу «Интернет на все», когда вы можете подключить к своему смартфону, вернее, к пакету интернет-трафика на нем до двух дополнительных устройств, к примеру, модем и планшет».

Драйвером роста доходов для всех операторов по-прежнему будет оставаться мобильный интернет, а самой массовой технологией скоростного мобильного интернета – 3G, однако проникновение устройств с поддержкой 4G продолжит увеличиваться, прогнозируют в пресс-службе оператора Tele2. Помимо роста трафика передачи данных в ближайшей перспективе увеличится популярность мобильной коммерции: мобильные устройства становятся и средствами развлечения, и средствами совершения платежей, добавили представители оператора. Согласно исследованию, проведенному компанией PayPal, рынок мобильной коммерции в России за 2015 год вырастет на 42%.

Мобильный интернет для бизнеса

В бизнес-сегменте мобильные операторы отмечают существенный рост потребления мобильного интернета и других дополнительных сервисов на базе мобильной связи, что напрямую связано с активным развитием сетей LTE. Потребность компаний в оптимизации бизнес-процессов создает спрос на IT-решения с использованием мобильного интернета. Для того чтобы работать эффективно, бизнесы задействуют все возможные каналы коммуникаций: не только электронную почту, но и мобильные мессенджеры, видеосвязь и т. д. «На сегодня наибольшим спросом пользуются решения для обеспечения безопасности передаваемой информации, – рассказал «Профилю» директор по развитию корпоративного бизнеса ПАО «МегаФон» Влад Вольфсон. – Также мы видим рост потребления конвергентных услуг в целом из-за размывания границ между традиционной фиксированной и мобильной связью».

директор МТС по маркетингу массового рынка«Мобильный интернет фактически становится основным сервисом операторов связи. Еще в середине текущего года доходы МТС от передачи данных впервые превысили доходы от голосовой связи. Это произошло в московском регионе, но та же тенденция наблюдается во многих крупных городах нашей страны. По нашим прогнозам, такое замещение по всей России произойдет совсем скоро – в ближайшие три года. Эта «интернетизация» – результат активного строительства сетей четвертого поколения и введения новых пакетных тарифов, которые включают в себя большой интернет-трафик (благодаря этому рост объема мобильного трафика на одного пользователя вырос на 30% за год). Кроме того, с апреля 2015 года МТС радикально снизила цены практически на все модели смартфонов, а с октября – и на аксессуары. За счет отказа от заработка на гаджетах мы достигли наивысших за последние два года темпов прироста пользователей смартфонов в сотовой сети МТС – уровень проникновения смартфонов в нашу сеть составляет 47%, что сопоставимо с показателями европейских операторов».

Закономерно, что представители компаний обращают внимание на тарифы для юрлиц, констатирует Ольга Кононова, директор по маркетингу бизнес-сегмента ПАО «ВымпелКом». Кроме удобства и оптимизации расходов предпринимателей привлекает в них возможность постоплатного расчета, отнесения расходов на мобильный интернет к налоговым льготам и спецпрограммы для бизнеса, которые регулярно предлагают операторы, – например, предоставление в комплекте с доступом к интернету современных роутеров, объяснила она. «Каждый второй клиент МТС в бизнес-сегменте пользуется не только голосовыми услугами, но и мобильным интернетом, – говорит директор МТС по маркетингу бизнес-рынка Елена Нечай. – Проникновение интернет-пользования среди корпоративных клиентов МТС за последний год выросло на 10–15%».

Мобильный оператор Yota планирует запуск голосового продукта (SIM-карты для смартфонов и планшетов) для корпоративных клиентов в следующем году. В настоящее время B2B-клиенты компании могут пользоваться модемами и роутерами. «По аналогии с массовым рынком Yota предлагает корпоративным пользователям безлимитный интернет, отсутствие роуминга при поездках по стране, высокие скорости в сетях 4G, – рассказали «Профилю» в пресс-службе Yota. – Модемы и роутеры Yota работают в сетях LTE и предназначены для клиентов, которым нужен настоящий безлимитный мобильный интернет преимущественно для больших экранов – компьютеров и ноутбуков».

Российские компании активно используют мобильный интернет и в рамках М2М-сервисов (machine-to-machine, в этом случае SIM-карты встроены в устройства, позволяя передавать данные автоматизированным платформам). Такой сервис может следить за показаниями приборов, контролировать рабочее время сотрудников и многое другое. Активнее всего эти технологии применяются в транспортной сфере. В первом полугодии 2015 года абоненты M2M генерировали 18% трафика в корпоративном сегменте МТС, а количество проданных карт для M2M-устройств за год составило 3,2 млн. По словам представителя сотового оператора «МегаФон» Алии Бекетовой, около 1,2 млн SIM-карт «МегаФон» встроены в M2М-устройства для корпоративных клиентов, на частных пользователей приходится еще 1,3 млн устройств. У компании «ВымпелКом» абонентская база М2М за 2014 год выросла на 51%. «Линейка разнообразных М2М-устройств постоянно расширяется. Сегодня уже сложно представить себе автомобиль без сигнализации, а крупный нефтяной завод – без электронных датчиков давления. Это лишь самая малая часть примеров использования М2М-сервисов», – уточняет директор по маркетингу Московского региона ОАО «ВымпелКом» Ирина Лебедева.

директор по развитию корпоративного бизнеса ПАО «МегаФон»«Современные компании ищут комплексные решения с широким дополнительным функционалом, поэтому своим корпоративным клиентам «МегаФон» предлагает кастомизированные решения – технологию для их бизнеса, которая способна решить сразу же несколько задач, выполняя ряд функций одновременно. «МегаФон» сейчас делает ставку на М2М, поэтому готов предложить своим клиентам современные М2М-решения для любых бизнес-задач. Эти сервисы позволяют обеспечивать оперативный доступ к информации о потребляемых услугах связи, работоспособности оборудования, осуществлять удаленный мониторинг передвижений сотрудников и автотранспорта и т. д. О востребованности этого решения говорят цифры: в 2015 году абонентская база в сегменте В2В по М2М увеличилась на 25% и составила 1,5 млн sim-карт. Также мы видим рост потребления конвергентных услуг в целом из-за размывания границ между традиционной фиксированной и мобильной связью. Например, технологии FMC (Fixed Mobile Convergence) сейчас очень интересны для малого бизнеса, поскольку оптимизируют количество персонала и позволяют вместо 5 решений использовать одно эффективное. Это обоюдно выгодное решение: готовить эффективные предложения для наших клиентов. В итоге мы предлагаем высококлассные услуги по оптимальной цене».

Сеть по проводам

Российские сотовые операторы, впрочем, не ограничиваются только предоставлением услуг мобильного доступа к Сети: все крупнейшие федеральные операторы предоставляют и фиксированный доступ к интернету. Применительно к мобильному интернету операторы преимущественно используют лимитированные по трафику тарифы, а при фиксированном доступе таких ограничений нет – стоимость тарифа зависит не от объема переданных данных, а от скорости соединения.

Конечно, домашний компьютер стоит дороже, чем смартфон с поддержкой 3G, но фиксированный широкополосный доступ к интернету, тем не менее, также получил широкое распространение в России: по оценкам аналитиков J&P, сегодня этой услугой пользуются около 30 млн всех российских домохозяйств (более 55% от общего числа). Среди корпоративных клиентов показатели еще выше: согласно исследованию компании за 2012 год, проникновение проводного широкополосного доступа в интернет в сегменте B2B составляло 66% и к 2016 году, по прогнозам J&P, должно достигнуть 74%. По мнению аналитиков, дальнейший рост рынка фиксированного ШПД будет происходить за счет сразу многих факторов. Прежде всего, безусловно, на него повлияет стремительное увеличение географического охвата и развитие сетей передачи данных. Кроме того, пользователям потребуется большая ширина полосы на одно домохозяйство за счет появления в доме новых подключенных к интернету устройств – ПК, ноутбуков, планшетов, Smart TV и т. д. А рост числа абонентов обеспечит появление ШПД в небольших населенных пунктах.

Два мобильных оператора – МТС и «ВымпелКом» – вошли в топ‑5 крупнейших игроков на российском рынке фиксированной связи по итогам 2014 года, сообщается в исследовании J’son & Partners. МТС принадлежит 8,2% этого рынка по абонентам и 6,5% по доходам, «ВымпелКому» – 8,5% по абонентам и 8,8% по доходам.

В тарифной политике операторы связи продолжат делать акцент на специальные предложения по тарифам и пакетные предложения, снижающие стоимость услуг по отдельности, при этом сохраняющие общий доход оператора на прежнем уровне, ожидают эксперты J&P.

Абсолютное значение доходов от сегмента фиксированной связи для корпоративных клиентов операторы связи не раскрывают. Известно лишь, что этот сегмент остается выгодным даже в условиях финансового кризиса. В частности, выручка оператора «МегаФон» от обслуживания корпоративных клиентов в 2014 году выросла на 14,2%, в том числе на 18% выросла выручка от оказания компаниям услуг фиксированной связи. По словам директора по развитию корпоративного бизнеса компании Влада Вольфсона, связь от «МегаФона» используют 30% российских компаний. B2B-клиенты оказались выгодными и для «ВымпелКома»: доходы оператора в корпоративном сегменте в IV квартале 2014 года выросли на 15%. Из отчета МТС следует, что в 2014 году на обслуживание корпоративных клиентов пришлось 38% выручки компании.

Подписывайтесь на все публикации журнала "Профиль" в Дзен, читайте наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль