25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Приключения электроники: россиянам предложили перейти на отечественные гаджеты
импортозамещение Экономика электроника

Приключения электроники: россиянам предложили перейти на отечественные гаджеты

Государство готово усилить поддержку проектов импортозамещения в сфере гражданской электронной аппаратуры. Минпромторг намерен субсидировать серийное производство планшетов, смартфонов, ноутбуков и персональных компьютеров. Могут ли российские гаджеты стать хитом продаж, выяснял «Профиль».

Женщины с мобильными телефонами

©Михаил Метцель/ТАСС

Госсубсидии против рисков

О планах правительства выделить дополнительные средства в виде субсидий на развитие отечественной электронной промышленности сообщил «Коммерсантъ». Издание ссылается на заместителя главы Минпромторга Василия Шпака, рассказавшего о новой мере господдержки на форуме «Микроэлектроника 2022». Если инициативу одобрят, то компании, планирующие приступить к серийному производству планшетов, смартфонов, ноутбуков и персональных компьютеров, смогут рассчитывать на субсидии. Это предполагает существенное увеличение финансовой помощи отрасли по линии федерального бюджета. В 2023-м финподдержка может составить 210 млрд руб. против 144 млрд в 2022 году.

В январе 2020-го правительство утвердило Стратегию развития электронной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года. Документ ставит целью создать конкурентоспособную отрасль на основе «развития научно-технического и кадрового потенциала, оптимизации и технического перевооружения производственных мощностей, создания и освоения новых промышленных технологий». В результате выпуск гражданской электроники (по выручке) в общем объеме производства должен составить не менее 87,9%. Причем отечественные гаджеты, согласно планам, не только займут 59,1% внутреннего рынка, но и будут поставляться в другие страны. Целевой показатель по экспортной выручке – $12 млрд.

Первоначально цена вопроса составляла 3,2 трлн руб. В мае текущего года госпрограмму скорректировали, уменьшив финансирование до 2,74 трлн руб. Из этой суммы на развитие технологий предусмотрено 247,2 млрд руб., на подготовку кадров – 443 млрд руб., на создание инфраструктуры для производства гражданской электроники – 880,7 млрд руб., на прикладные исследования, разработку и внедрение – 1,174 трлн руб.

Сокращение бюджета Стратегии развития электронной промышленности частично компенсируется налоговыми и другими льготами. В частности, с июля текущего года страховые взносы снижены с 30,2% до 7,6%, ставка налога на прибыль для производителей компонентной базы – с 20% до 3% (ранее эта мера касалась только разработчиков радиоэлектронной продукции).

Кроме того, предприятиям отрасли доступны льготные займы. Проблема в том, что банки видят риски и крайне неохотно открывают кредитные линии. Так что субсидии, которые предлагает ввести Минпромторг, необходимы, чтобы поддержать инвестпроекты по импортозамещению электроники гражданского назначения.

Гаджеты на госслужбе

В настоящее время отечественные производители компьютеров, планшетов, смартфонов в большинстве случаев работают на государство. Основные потребители – органы власти, силовые структуры, компании с госучастием. Например, по заказу Росстата для проведения в 2021 году Всероссийской переписи населения и сельскохозяйственной микропереписи компании «Аквариус» и «Байтэрг» поставили более 200 тыс. планшетных компьютеров.

Другой пример: в сентябре 2021 года стало известно, что НИИ «Масштаб» (входит в структуру «Ростеха») совместно со своей дочерней компанией «Смартэкосистема» разработали смартфон, обеспечивающий конфиденциальную связь и защиту персональных данных пользователя. Потенциальные заказчики – военные и гражданские организации, имеющие дело с информацией для служебного (корпоративного) пользования.

Решетников назвал внутренний спрос основой роста экономики России

Для тех же целей был создан смартфон MIG C55 (на рынок выведен в январе 2020-го). Гаджет исключает несанкционированную прослушку и взлом. Предусмотрена защита от ударов, влаги и пыли, возможность работы как в сильный мороз, так и в жару. Среди заказчиков – крупные госкомпании, в частности РЖД. В свою очередь, «Почта России» закупила около 15 тыс. «Тайгафонов» (аппарат анонсирован в 2017 году) с характеристиками по защите, во многом аналогичными MIG C55.

Что касается продукции гражданского назначения, ориентированной на массового потребителя, то доля российских производителей электроники на внутреннем рынке достаточно скромная. Например, «Йотафонов», выпускавшихся в 2013–2017 годах, было реализовано около 105 тыс., а продажи «Яндекс.Телефонов» с конца 2018-го составили не более 20 тыс. штук. И это при том, что только в 2021 году россияне приобрели 30 млн смартфонов.

Еще один нюанс: далеко не все гаджеты, считающиеся отечественными разработками, собирают на территории РФ. Во многих случаях заказы размещают за границей. В частности, в КНР была сделана вся партия «Тайгафонов». Независимые эксперты считают это нормальной практикой, приводя в пример американскую корпорации Apple, разместившую свои заводы в Китае.

Однако антироссийские санкции, введенные после начала спецоперации, вернули актуальность вопросу локализации производства электроники гражданского назначения. В свете этого планы правительства помочь отрасли субсидиями выглядят более чем своевременными.

Какая цена имеет значение

Реалии таковы, что наследство СССР – в целом самодостаточную радиоэлектронную промышленность – в условиях рыночной экономики сохранить не удалось. Конечно, не все компетенции были потеряны, но многое сейчас приходится начинать с нуля.

Тонкий неоновый поводок: сможет ли хайтек-индустрия обойтись без российского сырья

Сырьевая база для материализации амбициозных планов есть. Россия занимает порядка 80% мирового рынка искусственных сапфиров, почти 50% – инертных газов, является ведущим поставщиком редкоземельных металлов. Но для того, чтобы использовать их в производстве микросхем или лазеров, необходимых для электроники, требуется либо собственное производство, либо стабильные поставки от зарубежных контрагентов. Здесь ситуация сложнее: иностранные партнеры, в частности, тайваньская TSMC, отказались от сотрудничества с российскими компаниями. Продукция TSMC кружными путями, через параллельный импорт, попадает в РФ.

Система международного права «перестала существовать, всем плевать на патенты и законодательство», заявил «Профилю» представитель одной из российских ИТ-компаний. «Бизнес стал ситуационным. Приходится либо искать новые возможности, либо уметь быстро принимать решения. Допустим, появилась партия микроэлектроники, неважно, "серая" она или "белая". Раньше мы договаривались на год или более вперед, а сейчас действуем максимально оперативно», – пояснил собеседник.

Однако санкции введены всерьез и надолго, а работать в режиме форс-мажора бесконечно нельзя. Будущее цифрового суверенитета зависит в том числе от успешной реализации проектов импортозамещения в сфере электроники.

Руководитель отдела продвижения продуктов компании «Код Безопасности» Павел Коростелев не склонен драматизировать положение дел. По его словам, производство компьютеров в России более-менее налажено, планшетов – тоже, есть определенный опыт с продвижением на внутреннем рынке смартфонов (хотя их, как правило, все равно производят в Китае).

«Основной акцент следует сделать на поддержке производителей софта и компонентной базы. До конечного потребителя продукты дойдут в том случае, если компании обеспечат адекватную производительность и эффективность, приемлемую цену», – уверен Павел Коростелев.

Он считает, что многое зависит и от того, останутся ли иностранные сервисы в России. Если решат уйти, то освободившуюся нишу смогут занять российские аналоги. Они получат мощный приток клиентских денег, что поможет эффективно и всесторонне развивать свой сервис, повышать его безопасность и надежность, подчеркнул Коростелев.

Первостепенная задача для производителей электроники – разработать качественный продукт, конкурентный с импортным, уверен генеральный директор компании PPL-media Александр Харитонов. Прямые аналоги смартфонов и планшетов брендов, официально ушедших с российского рынка, конечно, создать не удастся. К тому же потребителям нужно время, чтобы привыкнуть к отечественным новинкам. «Среди шагов, которые в текущих обстоятельствах должны предпринять производители, – помочь целевой аудитории адаптироваться к интерфейсу и ПО, разобраться в потребительских свойствах электроники», – считает эксперт.

Несмотря на обещанную государством поддержку отрасли субсидиями, льготными кредитами, налоговыми послаблениями, надо быть готовым, что себестоимость отечественных гаджетов окажется выше средней цены рынка. Такое нельзя исключать на старте серийного производства, что негативно отразится на статистике продаж.

Конкуренция может еще более усилиться, если государство решит ввести ценовое регулирование на импорт. Картина изменится к лучшему после того, как бизнес выстроит логистику, оптимизирует технические и операционные процессы, уверен Александр Харитонов.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».