29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Страховщик против мошенника
Экономика

Страховщик против мошенника

Автострахование – процесс, в котором участвуют десятки миллионов автолюбителей и миллионы юридических лиц. Тут происходят интереснейшие процессы, которые комментируют «Профилю» руководители и специалисты страховых компаний: рост тарифов и снижение объемов, рост числа законных «наездов» на страховщиков и мошенничеств, на подходе, вероятно, еще одна реформа ОСАГО с переходом к возмещению убытков преимущественно ремонтом.

Эффект старта

После повышения весной прошлого года тарифов и лимитов ответственности по ОСАГО эта отрасль страхования показала бурный рост. Третий квартал подряд сохраняется превышение темпа роста премий по ОСАГО (+44,2% за 2015 год) над темпом роста выплат (+35,7%).

ОСАГО занимаются 84 страховые компании, в том числе 30 из топ‑50 страховщиков. Лидером рынка с большим отрывом от остальных является ООО «Росгосстрах» (доля 35,2%). На 10 крупнейших страховщиков приходится 80,9% премий (в 2014 и 2013 гг. ~ 75%).

По итогам 2015 года коэффициент выплат по ОСАГО немного снизился и составил в среднем по рынку 56,5% против 59,84% за 2014 год. Однако снизить убыточность в определенных регионах не удается. В Карачаево‑Черкесской Республике выплаты больше премий, еще в 6 субъектах РФ коэффициент выплат превышает 77%.

У 2 страховщиков из топ‑50 – ОАО «СК «Альянс» и АО «СГ «МСК» – выплаты по ОСАГО превышают премии, еще у 4 составляют 80–99%. У лидера рынка – ООО «Росгосстрах» – соотношение выплат и премий по данному виду составляет 65,31%.

Фактически последний год страховщики жили с уже новыми повышенными тарифами и все еще старыми, низкими лимитами выплат. Понятно, что ОСАГО стал одним из немногих драйверов страхового рынка в 2015–2016 годах. Но уже в этом году страховщикам придется жить с новыми лимитами. «Эффект старта», а с ним и потенциал роста будет исчерпан.

«Это повышение было сильно запоздалым, но реально спасло рынок, – уверен Александр Михайлов, председатель правления ПАО «Европлан». – Хотя повышение лимитов, по сути, убило рынок добровольного дострахования ответственности автовладельцев».

«На самом деле страховой рынок (и граждане, и страховщики) должны поставить ЦБ твердую «пятерку» за реформу и спасение рынка ОСАГО, предпринятые год назад, – комментирует «Профилю» Антон Легчилин, заместитель генерального директора, главный андеррайтер ПАО «САК «Энергогрант». – И все было бы на рынке ОСАГО хорошо, если бы не две беды. Одна из них кризис, который привел к более чем двукратному росту курса доллара и стоимости запасных частей соответственно. Вторая беда намного более разрушительная для рынка – это автоюристы, работающие зачастую в крепкой связке с судами в некоторых регионах России».

Руководители и специалисты отрасли открыто не говорят об этом, но существует твердое мнение, что ЦБР дал понять: повышения тарифов ОСАГО до 2018 года (выборов президента РФ) больше не будет, и страховщики должны жить ближайшие 2 года на тех тарифах, которые есть сейчас.

«Уже к середине текущего года мы ожидаем, что эффект от повышения тарифов сойдет на нет, – говорит «Профилю» Мария Барсова, руководитель департамента страхования имущества и автострахования СГ УРАЛСИБ. – Положение усугубляется ростом мошенничества, острой проблемой с автоюристами в некоторых регионах и сокращением объемов продаж автомобилей»

Итоги реформы тарифов ОСАГО следует подводить только весной 2017-го. Они покажут, насколько реально сбалансированы стоимость ОСАГО и лимиты выплат по нему. Сергей Демидов, управляющий директор департамента страхования автотранспортных средств группы «Ренессанс страхование», пессимистичен: «Для страховых компаний ситуация кардинально не изменилась – по предварительным оценкам, существенное увеличение лимитов и изменение порядка урегулирования страховых случаев по жизни и здоровью компенсирует повышение тарифов».

управляющий директор департамента страхования автотранспортных средств Группы «Ренессанс страхование»«Мы предлагаем линейку решений, позволяющих клиентам компании выбирать продукты, ориентируясь на свои реальные потребности и финансовые возможности. Среди них каско с ежемесячной оплатой, продукты с франшизой, минимальное покрытие (страхование только от угона и полной гибели).

На наш взгляд, потребление контента на своих условиях может стать следующим этапом эволюции потребительского поведения. Уже сегодня «Ренессанс страхование» предлагает пользователям интернета больше свободы в принятии решений. На сайте компании в этом году стал доступен функционал «Назначь свою цену на каско». Клиент выбирает цену, которую он готов заплатить за каско, а компания предлагает наиболее оптимальный вариант страхования. Страховая услуга стала абсолютно прозрачна. Клиент видит, как та или иная опция влияет на стоимость, и решает, что для него является приоритетным, а от чего он готов отказаться в пользу экономии.

В целом наша стратегия предполагает вывод на рынок качественных страховых продуктов клиентам с разными финансовыми возможностями, удобный и технологичный сервис там, где находится наш клиент».

Новый игрок рынка – автоюрист

Эта проблема была с самого начала. Но резко обострилась она именно в конце прошлого – начале этого года, после повышения лимитов выплат. Обычно в рамках ОСАГО страховщики предлагают выплаты согласно единой методике оценки ущерба, разработанной РСА. Но для суда методики РСА не указ. Суд, если до него доходит дело, может оценить стоимость ремонта автомобиля совершенно иначе, в разы больше. И появилась специализация юристов, которые занимаются именно возмещением убытков от ДТП через суд.

«На ДТП вместо ДПС приезжают несколько «команд» автоюристов и устраивают между собой аукцион по покупке выплатного дела у потерпевшего. В результате потерпевший получает на месте свои три копейки (чаще всего даже меньше, чем ему положено по закону!), а автоюрист взыскивает со страховщика уже свои три рубля плюс завышенные расходы на свои же (!!!) автоюридические услуги, экспертизу, штрафы и т. п.», – так эмоционально описывает «Профилю» ситуацию Легчилин.

3 копейки и 3 рубля – это, конечно, метафора, но реально автоюристы могут увеличить расчет убытков в 2–3 раза, плюс свои услуги, экспертизы и даже моральный ущерб. Разница обычно идет не автовладельцу, который получает расчет в первые же дни после аварии по расценкам РСА или близким к ним, а именно автоюристам.

Фото: Сергей Авдуевский/«Профиль»
©Фото: Сергей Авдуевский/«Профиль»

Автоюристы стали настоящим бичом страховщиков в ряде регионов, где суд идет у них на поводу. Понятно, что, когда страховщикам приходится платить убытки в несколько раз больше, чем заложенные в расчет суммы, никакое повышение тарифов ОСАГО не поможет. В результате страховщики сокращают свою деятельность в таких регионах или совсем уходят из них (ведь чем больше полисов они тут продадут – тем больше убытки), а граждане не могут купить полис ОСАГО.

Одним из способов борьбы с автоюристами страховщикам видится расширение практики возмещений в натуральной форме – об этом спрашивали Владимира Путина на прямой линии, поправки в закон об ОСАГО на эту тему подготовил и разослал РСА.

Путин поручил до 1 октября 2016 года правительству вместе с ЦБР представить предложения по совершенствованию механизма ОСАГО с преимущественным использованием формы восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства. У автолюбителей это вызывает недоверие: зачем заставлять их использовать ремонт взамен получения денег?

Ведь очень скоро окажется, что ремонтировать можно только в паре уполномоченных страховщиком сервисов, а там очереди, и поставить могут не то и не так. И все равно найдут поводы для допдоплат...

директор дирекции розничного бизнеса СПАО «Ингосстрах»«В автостраховании мы активно следуем тренду персонификации продукта и адаптации его под нужды конкретного клиента, корпоративного или розничного. Для этого мы предлагаем страхователю самому выбрать риски, которые войдут в покрытие, а также сформировать страховой пакет в рамках своего бюджета, включив самое необходимое. Помимо этого, мы активно развиваем продукты на основе телематики, которые позволяют аккуратным и безаварийным водителям получить реальное снижение тарифа на 30–40%. Еще пару лет назад основными клиентами таких программ были юрлица, сейчас мы видим интерес со стороны индивидуальных страхователей, которые в условиях кризиса ищут выгодные страховые инструменты.

Что касается сектора ОСАГО, он вышел в посткризисный этап развития и показывает уверенные темпы роста. Это особенно заметно на фоне падения остальных видов страхования, в частности, каско. Несмотря на то, что систему ОСАГО удалось развернуть лицом к потребителям и страховщикам, на рынке остается достаточно проблемных точек. В качестве ключевой можно отметить проблему деятельности псевдоюристов в некоторых регионах, которые используют пострадавших в ДТП для извлечения сверхдоходов, а также проблему активного распространения поддельных полисов ОСАГО, решение которой требует комплексных мер со стороны органов правопорядка, профобъединений и страховых компаний».

Европротокол по-российски

Смысл европротокола – оформление документов о ДТП без участия сотрудников полиции. Это снижает издержки на урегулирование убытков и сокращает пробки, особенно в крупных городах. В конце 2014 года был принят ряд мер, существенно расширяющих практику европротокола: лимиты выплат повышены с 25 тыс. до 50 тыс. руб., введены безлимитные выплаты по ОСАГО для Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей при условии предоставления фото- или видеосъемки (видеорегистраторов), а также данных ГЛОНАСС и GPS, предоставлены возможности использования европротокола при страховании автокаско и ДОСАГО (добровольное страхование автогражданской ответственности).

В результате доля убытков, урегулированных в рамках европротокола, по ОСАГО стремительно выросла: по данным ЦБР, в 2014 году она составляла 10,5% в среднем по стране, в первом полугодии 2015‑го – 11–12%, а во втором – уже 26,2% (в целом за 2015 год – 17,9%).

В дальнейшем ЦБР планирует распространение безлимитного европротокола на всей территории страны (с 1 октября 2019 года) при условии предоставления данных из системы ГЛОНАСС (в 2 городах и 2 областях сегодняшнего эксперимента правило «только ГЛОНАСС» будет введено уже со следующего года).

Фото: Сергей Авдуевский/«Профиль»
©Фото: Сергей Авдуевский/«Профиль»

Удобства и выгоды применения европротокола отмечают все страховщики и автовладельцы. У него есть очевидные ограничения – когда в ДТП попало несколько машин, или водители спорят о том, кто виноват в ДТП, или если сумма ущерба может превзойти 50 тыс. руб.

Безлимитный европротокол практически не получил распространения, потому что выдвигаются специальные требования к оборудованию, которое должно производить фиксацию события (например, совмещение видеорегистратора с ГЛОНАСС, обеспечение постоянной связи с сервером РСА и др.), такие функции встречаются в приборах, продающихся на рынке нечасто, и стоят слишком дорого.

«На сайте РСА есть подробная инструкция по заполнению бланка европротокола, колл-центры страховых компаний также дадут исчерпывающую информацию по оформлению документов, – говорит «Профилю» Дмитрий Кузнецов, директор департамента андеррайтинга и управления продуктами страховой компании «Согласие». – Кроме того, европротокол – это дополнительный риск роста мошенничества.

«Мошенники же осваивают новации в первую очередь, – подтверждает Михайлов, – чем доставляют немало головной боли страховщикам и вызывают в ответ не всегда адекватные реакции, как, например, требование к пострадавшему в случае применения европротокола предъявить автомобиль виновника, чтобы удостовериться, относятся ли заявленные повреждения к страховому случаю».

«Без сомнения, популярность европротокола получит дополнительный импульс по мере расширения использования телематического оборудования российскими автовладельцами», – уверена Валерия Скороходова, генеральный директор «Важно. Новое страхование». Она подчеркивает высокий уровень бытового страхового мошенничества, оцениваемого экспертами на уровне 25–30% от объема выплат по автострахованию, осуществляемых страховщиками.

заместитель генерального директора, главный андеррайтер ПАО «САК «Энергогарант»«Страхование каско в этом году, скорее всего, еще немного потеряет в объемах брутто-премии, но зато выиграет качественно. С рынка продолжится исход слабых игроков, и увеличится концентрация бизнеса в первой десятке–двадцатке страховщиков. Активно будут продвигаться франшизные продукты, альтернативы которым в настоящее время нет. Бюджетных машин будет страховаться меньше, но дорогие транспортные средства будут по-прежнему страховаться, т. к. в кризисный период не так просто для клиента найти денег на ремонт или покупку нового авто. Клиенты начнут внимательнее оценивать рейтинги и репутацию страховой компании, перед тем как заключить с ней договор страхования. Рынок ОСАГО ждет очень непростой год. Мы надеемся, что правда восторжествует и что автоюристы с помощью ЦБ и других органов власти будут побеждены. Тогда будут решены и проблема доступности полисов, и проблема массового закрытия подразделений страховщиков в убыточных регионах. В этом случае все оставшиеся шероховатости по ОСАГО можно будет безболезненно устранить, чтобы привести этот рынок практически в идеальное состояние. Если же вместо лечения автоюридической болезни мы увидим, что продолжаются шаманские пляски активистов с бубном вокруг страховщиков с принуждением их к работе в убыточных (из-за автоюристов же!) регионах, то и результат будет соответствующий – дальнейший исход федеральных страховщиков из этих регионов и банкротство еще оставшихся там местных компаний».

Виртуальный полис – бумага больше не нужна?

Чтобы получить полис ОСАГО, теперь больше не надо лично ходить в страховую компанию или связываться с посредниками, не зная точно, будет ли твой полис настоящим или мошенническим. С 1 июля 2015 года любой водитель может заключить договор ОСАГО в форме электронного документа в той же компании, что и раньше, а с 1 октября – в любой другой, предоставляющей такие услуги. С 1 июля эта практика распространена и на юрлиц.

С 1 января 2016 года подтверждение заключения договора ОСАГО и его условий производится автоматизированной системой. Ее функционирование обеспечивает РСА – Российский союз автостраховщиков. По идее полиции достаточно сообщить о наличии электронного полиса или показать его на экране смартфона. Однако соответствующие изменения в правила ПДД пока не внесены (ЦБР только планирует ввести их, не уточняя сроков). И сотрудники ДПС вовсе не горят желанием проверять электронные полисы. Пока все же лучше требовать официальный полис из страховой компании по почте или с курьером, что превращает услугу е-полиса в обычную покупку в интернет-магазине с офлайн-доставкой.

По последним данным ЦБР на 22 сентября 2015 года, электронный полис выдавали 27 страховых компаний. И на 23 декабря 2015‑го было заключено свыше 50 тыс. договоров ОСАГО в форме электронного документа.

Фото: Shutterstock
©Фото: Shutterstock

Страховые компании очень неохотно переходят на е-полис. «При продаже электронных полисов страховщик не может осмотреть а/м, зафиксировать имеющиеся уже на момент страхования повреждения и проверить оригиналы документов, в результате электронный полис стал очень удобным инструментом у мошенников, – говорит Легчилин. – Вторая беда – это недоверие населения и даже некоторых сотрудников ДПС к электронному полису – простой бумажке, которая распечатывается на принтере. Тем более что сейчас очень много подделок на рынке ОСАГО, и наши бдительные граждане вполне разумно предпочитают оригинальный полис его электронному аналогу».

«В случае только физических продаж полисов страховщик может просто не открывать офисы в регионах с процветающим автоюризмом или запредельными ценами на запчасти, – расширяет основания нежелания страховщиков заниматься е-полисами Михайлов. – Если же на сайте есть возможность купить электронное ОСАГО, то это автоматически можно сделать из любой точки, где есть интернет. Поэтому даже начавшие было активные электронные продажи игроки в последние недели сворачивают такие услуги. Нужно больше свободы страховщикам в вопросе определения тарифов, тогда эта проблема решится сама собой».

И все же услуга е-полисов пошла в массы, потому что этого требует регулятор – ЦБР. «То, что мы видим, можно назвать хорошей динамикой: за первые 6 месяцев – 50 тысяч полисов, в первом квартале 2016‑го – более 100 тысяч», – говорит «Профилю» Александр Потитов, заместитель генерального директора «Либерти Страхование». «При этом в перспективе ближайших 3–5 лет электронный полис ОСАГО обязательно будет востребован клиентами, которые уже сейчас привыкли покупать электронные билеты, электронные полисы для выезда за рубеж и активно пользуются услугами интернет-магазинов, – говорит «Профилю» Андрей Бурлак, заместитель генерального директора по розничным продажам «Абсолют Страхование». – Продажа электронных полисов ОСАГО требует от страховых компаний значительных вложений в IT-инфраструктуру и сайт, поэтому некоторые страховщики пока заняли выжидательную позицию и изучают опыт коллег, которые запустили продажи».

«Учитывая, что с января 2017 года этот сервис станет обязательным для страховых компаний, работающих на рынке ОСАГО, и приобретет массовый характер, система будет донастроена и, скорее всего, многие технические недоработки будут устранены», – констатирует Барсова.

генеральный директор «Важно. Новое страхование»«В 2016 году мы ожидаем, что по объему сборов рынок автокаско продолжит свое снижение на уровне 7–12%. Коридор ожидаемого объема сборов по автокаско в 2016 году составит 164–174 млрд руб. В то же время продолжающийся рост стоимости автомобилей и запчастей приведет к тому, что по итогам года средняя стоимость полиса каско станет выше на 5–7%. По этой причине в 2016 году мы ожидаем дальнейший рост интереса страхователей к предлагаемым телематическим страховым продуктам. Хотя данные реше-ния требуют от страховщика дополнительных финансовых вложений, но зато они позволяют предложить страхователям новые продуктовые решения, основанные на базе оценки фактического стиля вождения конкретного автовладельца. У «умного» страхования есть еще одно серьезное преимущество для клиента – возможность интерактивного урегулирования страхового случая без справок, на основе показателей телематического оборудования. «Важно. Новое страхование» является одним из первопроходцев в развитии данного направления в нашей стране. За полтора года с момента запуска продукта «Каско. Страховая телематика», несмотря на общее снижение рынка, нами было продано более 15,5 тыс. умных полисов, что позволило компании за короткий срок войти в топ‑20 ведущих страховщиков автокаско в России».

Каско в каске

Сборы по автокаско по итогам 2015 года составили 187 млрд руб., показав 15‑процентное падение по отношению к 2014 году (на 31 млрд руб.). Доля автокаско в общей структуре сборов страхового рынка за год снизилась с 22% до 18%, уступив лидирующую позицию ОСАГО, доля которого составила 21,4%. Продажи через посредников в автокаско остаются очень высокими: по итогам 2015 года, 83% их были осуществлены дилерами и брокерами.

От заключения/продления договора в 2015 году отказались 1,3 млн граждан, еще на 100 тысяч уменьшилось количество договоров с юридическими лицами. Причинами падения стали снижение реальных доходов населения и рост тарифов.

Количество страховщиков, занимающихся этим видом страхования, уменьшилось с 210 в 2014 году до 165. Из топ‑50 страховщиков только 34 заключают договоры автокаско. У 15 из них коэффициент выплат превышает среднерыночные значения, в том числе у 9 – 100%.

В то же время благодаря введению заградительных тарифов коэффициент выплат в среднем по рынку уже второй квартал подряд продолжает сокращаться и составил 76,9%. Ставки комиссионного вознаграждения также немного сократились (до 19,5%).

«На самом деле ситуация не у всех страховщиков автокаско настолько печальна, – уверен Легчилин. – Результат для страховщика – это не сборы брутто-премии, а прибыль, поэтому для рынка автострахования важен не столько его объем, сколько условия, на которых договоры страхования заключаются и урегулируются убытки».

«Каско было, есть и будет прибыльным для страховщиков, ведущих осмотрительную, взвешенную политику, основанную на корректных расчетах и выстроенных процессах, – категоричен Михайлов. – Распространение франшизных продуктов позволяет снизить стоимость полиса, но при этом обеспечить маржу страховщика. Формально это падение сборов, но по факту переход к следующей стадии развития рынка. Потом, аварийность на дорогах медленно, но падает, количество угонов в последние годы снижается, тарифы каско на длительном периоде тоже показывают тенденцию к снижению, значит, при том же количестве застрахованных машин и неизменных ценах сборы должны упасть. Так что смотреть только на сборы – относиться к ситуации поверхностно».

«В 2015 году большинство страховщиков повысили тарифы по каско и ужесточили требования при приеме на страхование, например, запрет страхования автомобилей старше 3–5 лет, обязательная франшиза для молодых и неопытных водителей, – описывает рыночную ситуацию заместитель начальника управления методики актуарных расчетов СК «МАКС» Максим Маркелов. – Наиболее популярно сейчас страхование с франшизой. Частота заявления страховых случаев по таким договорам ниже, что позволяет страховщику экономить не только на выплатах, но и на внутренних расходах компании, количество обрабатываемых убытков снижается. Набирает обороты «умное» страхование с применением различного вида телематических устройств. Цель такого страхования – удержать наиболее аккуратных водителей, а с убыточными расстаться либо скорректировать тариф в большую сторону».

«Уйти от модели восприятия каско как комплексной программы, работающей по принципу «все включено», к сегментированным продуктам, к дробному покрытию актуальных рисков, к программам с франшизами, к персонифицированным тарифам и продуктам на основе телематики, – так описывает стратегию развития автокаско в стране Виталий Княгиничев, директор дирекции розничного бизнеса СПАО «Ингосстрах». – По такому принципу сектор каско успешно функционирует во всем мире, и нынешние реалии экономики побуждают нас последовать примеру западных страховщиков и автолюбителей».

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».

Реклама
Реклама
Реклама