Наверх
25 июля 2021

Вне конкурса: Счетная палата заявила о росте нарушений при госзакупках

©Shutterstock/ FOTODOM

Для государственных и корпоративных закупок 2020 год оказался сложным. Заказчики и поставщики столкнулись с повышенным спросом на определенные товары, при этом цепочки поставок повсеместно нарушались, а сроки контрактов срывались. Больше всего выросли расходы на лекарства и медицинское оборудование. При этом за год общая сумма нарушений в этой сфере выросла более чем в два раза и достигла 362 млрд рублей, посчитали аудиторы Счетной палаты РФ.

В целом в сферу закупок ежегодно вовлечены более 100 тыс. заказчиков и 400 тыс. поставщиков. В 2020 году общий объем контрактов и договоров составил 28,8 трлн рублей (27% ВВП). Из них 8,9 трлн рублей потратило государство и 19,9 трлн рублей – корпорации.

В отраслевой структуре закупок произошли изменения, вызванные пандемией: расходы на лекарственные средства и медицинское оборудование увеличились на 21,5% и 32,5% по сравнению с 2019 годом. Также выросли затраты корпораций на финансовые и страховые услуги (15%).

Аудиторы отмечают, что действующие в этой области нормы закона крайне нестабильны (те или иные изменения вносятся в среднем каждые две недели) и недостаточно адаптированы к функционированию в условиях чрезвычайной ситуации. Это стало особенно заметно во время пандемии, когда в стране вводились нерабочие дни, локдаун и переход на удаленный режим работы.

Заказчики и поставщики столкнулись с повышенным спросом на определенные товары, при этом повсеместно нарушались цепочки поставок, а обязательства по контракту исполнялись несвоевременно. Впрочем, с аналогичными проблемами столкнулись и другие страны (Канада, Германия, Ирландия, Италия и др.), отмечает Счетная палата.

Ты у меня один

Чтобы обеспечить бесперебойную поставку необходимых товаров и услуг, правительство было вынуждено предпринять ряд экстренных мер. Так, пандемия была признана обстоятельством непреодолимой силы, и стало возможно проводить закупки у единственного поставщика, если объект закупки используется для предупреждения и ликвидации последствий пандемии. Кроме того, закупочной комиссии разрешили работать дистанционно и подписывать протоколы в электронном виде. Ряд изменений был направлен на упрощение процедур госзакупок и минимизацию рисков невыполнения принятых контрактных обязательств.

В результате в 2020 году доля таких контрактов в общем количестве достигла 74%. В 15,6 раза больше стало закупок средств индивидуальной защиты, медикаментов, специального оборудования и других товаров и услуг, связанных с пандемией. Их общая стоимость увеличилась в 6,7 раза и достигла 361 млрд рублей.

Квоты не зашли

Реальная же конкуренция присутствовала при закупках стоимостью до 10 млн рублей, участниками которых преимущественно являются субъекты малого и среднего предпринимательства, а также социально ориентированные НКО (СМП и СОНКО). В таких закупках наблюдаются и наибольшие показатели экономии, которые достигают 18%.

Всего за год с ними было заключено контрактов на сумму 3,4 трлн рублей, или 38,8% от общей стоимости.

Введенные для поддержки этих отраслей квоты не пользовались популярностью у заказчиков. Так, ряд федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) не обеспечили выполнение обязательной 15% доли закупок у СМП и СОНКО. В значительной степени это обусловлено спецификой закупаемой продукции, так как у поставщиков отсутствуют необходимые ресурсы. По итогам года 14 субъектов РФ сократили долю подобных контрактов более чем на 10%.

Другой же механизм квотирования, введенный в 2020 году, – товаров российских производителей – стал одним из самых значимых изменений, отмечает Счетная палата. В результате отечественные поставщики получили 1,7 трлн рублей – это более половины (57%) от общей стоимости приобретенных на торгах товаров.

Нарушения растут

Между тем количество нарушений, выявляемых контролирующими органами в сфере закупок, не снижается. С 2014 по 2020 год их число увеличилось в четыре раза, а общая сумма выросла почти в шесть раз – до 362 млрд рублей.

Сама Счетная палата нашла 780 нарушений на сумму 108,5 млрд рублей, а контрольно-счетные органы субъектов – еще почти 30 тыс. нарушений на 23 млрд рублей. Почти 89% из них касаются обоснования начальной (максимальной) цены контракта.

Федеральное казначейство выявило 16 тыс. нарушений на общую сумму 234,7 млрд рублей. С прошлого года сумма выросла более чем в два раза, а с 2017 года – в семь раз.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России нашла более 41 тыс. нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Также было принято к рассмотрению 13 тыс. жалоб, из которых 39% признано обоснованными. За последние три года число жалоб в ФАС выросло вдвое. В основном это обусловлено увеличением оснований для их подачи, поясняют аудиторы.

По результатам проверок 11,8 тыс. поставщиков были включены в реестр недобросовестных. Основной причиной (до 75%) стало одностороннее расторжение контракта.

Читать полностью (время чтения 3 минуты )
Избранные статьи в telegram-канале ProfileJournal
Больше интересного на канале Дзен-Профиль
Самое читаемое
24.07.2021