20 апреля 2024
USD 93.44 -0.65 EUR 99.58 -0.95
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Ненормальные отношения
Главное

Ненормальные отношения

Почему президент Армении демонстративно бросил вызов Турции

В армяно-турецких отношениях появилась новая интрига. Президент Армении Серж Саркисян 16 февраля обратился с письмом к спикеру национального парламента Галусту Саакяну, в котором заявил о своем решении отозвать из высшего законодательного органа страны армяно-турецкие протоколы о нормализации отношений. Этот поступок глава армянского государства мотивировал двумя соображениями: отсутствием воли у Анкары для ратификации документов, подписанных еще в октябре 2009 года и набирающей обороты кампанией по отрицанию геноцида армян в канун столетия трагических событий, случившихся в Османской империи. Таким образом, инициатива Саркисяна пятилетней давности (12 февраля 2010 года он передал армяно-турецкие протоколы на рассмотрение депутатов Национального собрания республики) фактически дезавуирована.

И хотя обращение президента Армении многими внешними наблюдателями воспринимается, как вызов, в действительности глава республики лишь формализовал то фактическое состояние, в котором армяно-турецкая нормализация пребывала все годы, прошедшие со дня подписания протоколов в Цюрихе. Этот шаг Саркисяна в очередной раз показал, что любой мирный процесс развивается не по линейке. При сложном поиске компромиссных формул неизбежны и взлеты, и падения, и разочарования, и даже откат назад.

Армяно-турецкие отношения за всю постсоветскую историю знали и поступательные, и возвратные движения. Еще в 1991–1993 годах Ереван с Анкарой вели переговоры о возможности заключения межгосударственного договора о добрососедских отношениях. Однако эскалация нагорнокарабахского конфликта, в котором Турция пыталась оказывать содействие Азербайджану, поставила жирный крест на попытке преодолеть многолетнюю отчужденность. Новая попытка вернуться к языку прагматики стартовала в 2008 году программной статьей Сержа Саркисяна «Мы готовы говорить с Турцией» и визитом тогдашнего турецкого президента Абдуллы Гюля в Ереван (его тогда назвали «футбольной дипломатией»).

Вторая попытка поначалу выглядела многообещающе. Стороны не просто обменялись комплиментами, но и смогли выйти на подписание общих документов. Пойдя на подписание протоколов, стороны взяли на себя ответственность установить дипломатические отношения, открыть сухопутную границу (более 300 км) и начать полноценную кооперацию друг с другом. Однако парламентская ратификация стала тем барьером, который ни Анкара, ни Ереван взять не смогли. Их надежды, обозначенные еще в самом начале процесса нормализации, не оправдались. Еревану не удалось отделить процесс нагорнокарабахского урегулирования от выстраивания прагматических отношений с Анкарой, а та в свою очередь не смогла заставить Армению быть сговорчивей, используя фактор изоляции и региональной замкнутости этой страны.

Возникает резонный вопрос, а почему именно сейчас Саркисян решился на столь демонстративный жест? Причин для этого несколько.

Во-первых, приближается трагических юбилей событий 1915 года. Для армянского общества и армян «спюрка» (диаспоры) они являются ничем иным, как геноцидом. И на фоне подготовки к этому событию не только в Армении, но в Турции (напротив, крайне не заинтересованной в признании трагедии армян Османской империи такой формулировкой) для любого лидера важно продемонстрировать приверженность исторической памяти. Не сделай этого Саркисян, его оппоненты напомнили бы ему об этом не раз и не два.

Во-вторых, политическая ситуация внутри республики крайне непростая. Партия «Процветающая Армения», которая до парламентских выборов 2012 года была частью правящей коалиции, сегодня на глазах превращается чуть ли не в ведушую оппозиционную силу, а ее лидер Гагик Царукян в главного возмутителя спокойствия. Впрочем, и помимо него у Саркисяна есть и другие оппоненты, недовольные его правлением. Как следствие, попытки властей переключить общественное внимание на внешнеполитический сюжет.

В-третьих, новых компромиссных идей, которые смогли бы подстегнуть переговорный процесс, ни у Еревана, ни у Анкары просто нет.

Однако приостановка нормализации отношений не означает того, что к ней никогда больше не вернутся. Интерес к примирению сохраняется и в Анкаре, и в Ереване. Геополитическая изоляция Армении объективно заставляет элиту этой страны искать пути для нормализации отношений с Турецкой Республикой. В то же самое время Турция, не снискавшая особых побед на Ближнем Востоке, заинтересована поправить свои отношения с Евросоюзом. Но это проблематично без прагматического курса на армянском направлении.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».