20 апреля 2024
USD 93.44 -0.65 EUR 99.58 -0.95
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Захватив Крым и Восток Украины, Путин получит дыру в бюджете
Главное

Захватив Крым и Восток Украины, Путин получит дыру в бюджете

Что даст российской экономике присоединение Донбасса, Одессы, Харькова и Крыма

Участники протестов на Юго-Востоке Украины уже называют себя Новороссией и поднимают над административными зданиями российские флаги. В свою очередь Россия, окрыленная то ли братской любовью, то ли политическими амбициями, готова без лишних размышлений принять новые территории под свое крыло. Об экономической нецелесообразности интеграции новых регионов никто почему-то не задумывается.

Возвращение блудных туристов

На протяжении последней недели Крым, большую часть населения которого составляют этнические русские, был самой “горячей” точкой продолжающегося политического кризиса в Украине. Недовольные происходящими в Киеве событиями россияне уже установили над центральным входом в здание Верховного совета Крыма в Симферополе российский триколор, и теперь ждут референдума, который может провозгласить Крым независимым государством или сделать его частью России.

Экономика Крыма представляет собой едва ли не замкнутую систему, которая от большой Украины практически не зависит, в один голос твердят сторонники выхода полуострова из состава страны. По инвестиционной привлекательности он уступает лишь крупным промышленным центрам, и за 2010-2012 годы общий объем инвестиций в экономику автономии увеличился более чем в 2 раза, составив $1,46 млрд. Правда, в том, что Крым после сегодняшних событий привлекательность сохранит, многие сомневаются.

«Инвесторы приходили, когда видели, как улучшаются инфраструктура и сервис, меняется восприятие курорта не только как летнего, а как круглогодичного, приезжает рекордное количество туристов, - рассказывает глава исполнительной дирекции «Ассоциация курортов Крыма» Александр Трофимов, - но мы сами о радужных перспективах уже забыли. Увидеть возможности дальнейшего развития туризма в этой обстановке очень сложно”.

Действительно, туристическая индустрия Крыма оказалась между двух огней. Согласно статистике Министерства курортов и туризма, в прошлом году регион принял около 6 млн человек, из них только около 40% – из России, остальные 60% – из Украины. Сейчас речь идет о потере как минимум одного из рынков – украинского. Но и россияне уже не горят желанием ехать в политически нестабильный регион.

“Текущие продажи туров в Крым, который из политической перифирии превратился в центр противостояния, остановились, а люди, которые купили ранее путевки, аннулируют свои туры, – рассказывает Сергей Ромашкин, генеральный директор туроператора «Дельфин», одного из крупнейших туроператоров внутреннего туризма, - Уже сейчас понятно, что этот сезон будет в Крыму провальным, но и на быстрое восстановление рассчитывать не приходится, даже несмотря на мнение о стрессоустойчивости российских туристов, готовых ехать в Египет во время революции”.

Его опасения подтверждает Илья Уманский, руководитель комитета по внутреннему туризму Ассоциации туроператоров России. По словам эксперта, вовсю наблюдается массовая переориентация туристов с Крыма на его главный конкурент – Краснодарский край, в первую очередь Анапу, которая считается самым демократичным по ценам курортом этого направления, или чуть более дорогой Геленджик. “А после Олимпиады возрастет и поток туристов в Сочи. Я думаю, можно будет говорить о росте на 30%, может даже чуть больше", - добавляет он.

Однако Правительство России бегство туристов и инвесторов из Крыма, кажется, не пугает. Оно готово заплатить за политическую лояльность, в очередной раз продемонстрировав свое главное преимущество перед экономным Евросоюзом – щедрость инвестиций с туманными перспективами возврата. На массовые манифестации в Крыму с требованием выйти из состава Украины и присоединиться к России Москва отреагировала заявлением, что срочно найдет $5 млрд на программы реконструкции региона. А Министерство экономики поручило Торговому представительству России в Украине срочно составить список объектов на полуострове, которые нуждаются в реконструкции и инвестициях.

В списке уже сейчас есть очень дорогостоящие инвестиционные проекты, связанные прежде всего с модернизированием объектов инфраструктуры. Одно только строительство транспортного коридора через Керченский пролив – моста, связывающего Крым с территорией России, – обойдется в $1,2 млрд долларов. Еще около 1,4 млрд долларов уйдет на реконструкцию автострады из Херсона в Керчь, морских портов в отдельных городах Крыма и т.д.

Еще одна “зона проедания”

Парад суверенитетов, начатый в Крыму, вскоре подхватил Донецк, где пророссийские митинги, не утихавшие всю неделю, заставили областной совет также проголосовать в поддержку инициативы о проведении референдума о статусе региона. События в соседних городах Восточной Украины развиваются по похожему сценарию. В Одессе пророссийские активисты ворвались в здание местной администрации. В Луганске депутатов облсовета взяли в осаду и не выпускали из зала заседаний, пока те не приняли решение, что область не признает легитимности центральной власти и возвращения к Конституции 2004 года. Массовые протесты дошли и до Харькова.

Восточная Украина – главный промышленный район страны и родина «эффективных менеджеров», перебравшихся из Донецка в Киев в составе команды бывшего президента Виктора Януковича, – давно пытается навязать всем стереотип о том, что именно она спасает экономику страны от разорения. Однако это утверждение расходится с цифрами, а сами украинцы восточные области уже неофициально называют “зоной проедания”, намекая на огромные дотации, получаемые регионом из федерального бюджета.

Так, Донецкая область очень гордится величиной своего внутреннего регионального продукта, который составляет больше 12,4% ВВП Украины. Но в то же время предприятиям Донецкой области в 2013 году удалось возместить из казны 129% уплаченного ими в бюджет НДС. По льготным ценам доставался промышленности востока и газ - $260-290 за 1000 куб. м. вместо закупочных $410. Производительность труда здесь в 7-9 раз ниже, чем в ЕС, энергоемкость больше в 4-6 раз, а технологии в большинстве своем остались советскими, - пишут в "Ведомостях" Валерий Зубов и Владислав Иноземцев.

“Единственное серьезное конкурентное преимущество восточно-украинских промышленных предприятий – это низкие затраты на рабочую силу”, - рассказывает Дмитрий Абзалов, президент Центра стратегических коммуникаций.

Но для того, чтобы успешно развивать промышленность в регионе, одного этого мало. Потому неудивительно, что на Украине который год снижаются темпы добычи угля, достигнувшие в 2013 году минимального значения за историю независимости страны. Сама угольная отрасль получает из федерального бюджета более $2,5 млрд в год. Металлы и нефтехимическая продукция, которые служили драйверами роста украинской экономики, подобно тому, как для российской экономики 10 лет драйвером роста служили цены на углеводороды, требуют серьезных инвестиций – в этих отраслях промышленность Украины не претерпела никаких серьезных изменений еще с советских времен, что невыгодно отражается на качестве и конкурентоспособности товаров.

В 2013 году произошло довольно динамичное падение промышленного производства на Украине – более 8% по большинству главных отраслей", - рассказывает Андрей Новак, глава Комитета экономистов Украины. В этом падении немалую роль сыграл Кремль, который в зависимости от политической ситуации вмешивается в бизнес, дает команды по ограничению ввоза определенных товаров, объяснет он. “А наши промышленные предприятия никак не поймут, что нужно наконец модернизироваться, расширять географическую карту своего экспорта, совершенствовать внешнеэкономические контакты и не делать ставку на один рынок, тем более нестабильный российский".

Сказать, что такая модернизация украинских компаний – в интересах России, нельзя. "Украинские металлурги – наши прямые конкуренты, как на внутреннем рынке, в качестве одного из основных импортеров строительного проката в Россию, так и в Европе", - напоминает Олег Петропавловский, финансовый аналитик БКС по металлургии. Его украинский коллега из ИК Eavex Capital Иван Дзвинка добавляет, что несмотря на сильное лобби нефтегазовых компаний, заинтересованных в украинской продукции и опасающихся, что при отсутствии конкуренции российские металлурги смогут поднять цены на свой товар, российский рынок становится все насыщеннее за счет внутреннего производства, и усиление позиции конкурентов там вряд ли будут приветствовать.

В любом случае, говорить о присоединении восточно-украинских территорий России экономически невыгодно, отмечает президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов: “Это очень дорогостоящий проект, придется брать на себя социальные обязательства, много инвестировать в регион. Более того, на востоке сложились уже олигархические группировки, которые встраиваться в государство не будут". Настаивая на присоединении этих территорий, Россия не только щедро платит за собственное выпадение из цивилизованного мира, но и показывает, что готова принять на себя новые крупные финансовые обязательства.

По словам Абзалова, гораздо более выгодный с экономической точки зрения вариант развития событий для России – это автономизация регионов, которые этого хотят. «Конечно, даже в этом случае, придется их поддерживать финансово, но эта помощь обойдется дешевле, чем $15 млрд, обещанные Януковичу в конце прошлого года. Партнерские отношения с Восточной Украиной, возможно, позволят сократить расходы на содержание Черноморского флота, снизить закупочные цены на товары с высокой добавленной стоимостью, и усилят позиции российских компаний – ВТБ, Сбербанка, Вымелкома, МТС» - объясняет он.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».