5 мая 2024
USD 91.69 -0.36 EUR 98.56 -0.08
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Сталь для "Железных мечей": каким оружием сражаются Израиль и ХАМАС
Military арабо-израильский конфликт Израиль оружие Палестина

Сталь для "Железных мечей": каким оружием сражаются Израиль и ХАМАС

Армия обороны Израиля (АОИ, ЦАХАЛ) подготовила «высококлассный» план наземного наступления на сектор Газа и ждет лишь политического решения – об этом сообщается в Telegram-канале ЦАХАЛ. Лидеры группировки ХАМАС тоже дают понять, что готовы к бою. «Профиль» рассмотрел наиболее интересные образцы вооружений израильской армии и боевиков ХАМАС и оценил военно-технический потенциал обеих сторон.

Атака израильского подразделения

©Mostafa Alkharouf/ANADOLU/Anadolu via AFP/East News

Содержание:

Каменные лабиринты Газы

На прошлой неделе ХАМАС в одном из своих Telegram-каналов опубликовал постер, посвященный ожидаемой наземной операции АОИ в секторе Газа: три танка «Меркава» и группа солдат замерли перед входом в бесконечный и мрачный каменный лабиринт с массивными серыми стенами. Месседж ясен – заход на территорию Газы не сулит неприятелю ничего хорошего.

До последнего времени многие наблюдатели называли ЦАХАЛ своего рода отраслевым стандартом современной армии с точки зрения как оснащения, так и боеготовности. Тем не менее ХАМАС сумел нанести Израилю неожиданный и очень болезненный удар – армия и спецслужбы еврейского государства не смогли защитить своих граждан. Израиль не просто прозевал подготовку противника к нападению на свою территорию – он не заметил, как изменились за последние годы арабские общества по соседству. Израильской армии противостоят уже не неграмотные феллахи, а люди информационной эпохи, «способные влезть в интернет и найти там, как собрать ударное средство из дрона свадебного фотографа с AliExpress и гранаты», пояснил «Профилю» директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов.

Полуполярный мир: палестино-израильская война консолидировала Запад, но не создала второго полюса

Есть еще одно важное изменение, причем глобальное: получили массовое и повсеместное распространение коммерческие технологии, по своей эффективности не уступающие разработкам военных. Речь прежде всего о беспилотниках. В Сети даже гуляет термин «DJI-революция», а также переделка известной поговорки про то, что Бог создал людей разными, а полковник Кольт уравнял их шансы. Теперь она звучит так: «Бог создал все государства разными, а Фрэнк Ван Тао (основатель компании DJI. – «Профиль») сделал их равными». Имеется в виду, что благодаря коммерческим беспилотникам совершенные военные технологии стали доступны практически всем. Легкие дроны Mavic-2 и Mavic-3 («Мавик») стоимостью тысяча-две долларов могут обеспечить ситуационную осведомленность на поле боя на глубину более десяти километров, а распечатанная на 3D-принтере система сброса превращает их в эффективные ударные БПЛА. С помощью недорогого набора «сделай сам» человек с минимальной технической подготовкой может собрать FPV-дрон, а если прикрутить к нему кумулятивную боевую часть выстрела гранатомета РПГ-7, получится дрон-камикадзе, или «смертолет», как их называют наши бойцы в зоне СВО. И мы уже знаем, что перед атаками таких дронов одинаково беззащитны и отечественные танки Т-90, и германские «Леопарды», и израильские «Меркавы».

За 30 лет после окончания холодной войны «технологии в гражданских отраслях давно обогнали военные», считает главред журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. Военно-промышленные комплексы государств более не являются ни локомотивами технического прогресса, ни двигателями экономик.


Что представляет собой Армия обороны Израиля

Численность военнослужащих в действующей армии Израиля на 2021 год составляла почти 170 тыс. человек, плюс 465 тыс. резервистов и 8 тыс. бойцов иных вооруженных формирований. Сухопутные войска имели в своем распоряжении 500 танков «Меркава-3» и «Меркава-4», кроме того, на хранении находятся около 1400 старых «Меркава-1» и «Меркава-2». Есть более 600 тяжелых бронетранспортеров «Ахзарит» и «Намер», а также несколько сотен БТР «Нагмашот» на базе британских танков «Центурион». Самоходная артиллерия включает около 250 единиц 155-миллиметровых установок М109А2 Doher и около 200 единиц 81-миллиметровых минометов на гусеничном шасси.

ВВС Израиля представлены американскими истребителями F-15, F-16 и F-35 разных модификаций, а также учебными и разведывательными машинами, преимущественно производства США. Общее количество боевых самолетов – более 330, вертолетов – более 50.


ХАМАС: быть или казаться?

Что может ждать израильтян в каменных лабиринтах Газы? Палестинские боевики давно поставили на поток производство самодельных неуправляемых ракет и систем залпового огня. Еще они научились собирать беспилотники разных типов – от примитивных, из реек и скотча, до довольно технологичных, напоминающих фабричные изделия. Оборудованы ли эти БПЛА современными системами наведения или способны просто лететь в сторону противника, «куда-то туда», неизвестно.

Василий Кузнецов: "Я не верю в большую региональную войну"

За исключением дешевых ракет и дронов, оружие ХАМАС представляет собой набор «с миру по нитке»: старые автоматы АКМ и более новые АК «сотой серии» под патрон 7,62х39; гранатометы РПГ-7 и «Фагот», и даже противотанковые ракеты «Малютка» 1960-х; пулеметы ПКМ (или их клоны) и FN MAG. В то же время на доступных фото и видео не заметно современных противотанковых или зенитных ракетных комплексов, бронетехники, современной артиллерии. Да, боевики ХАМАС научились грамотно использовать для атак подручные средства – катера, скутеры и даже парапланы. Однако все это пригодно для совершения дерзкого партизанского (или террористического) рейда, но в противостоянии с регулярной армией, скорее всего, окажется бесполезным.

Израиль ударами авиации и артогнем методично стирает с лица земли целые кварталы Газы, и защититься от этого палестинской стороне нечем – у ХАМАС нет ни современных средств ПВО, ни собственной артиллерии или высокоточных ракет. Да и с ударными БПЛА дела, видимо, не так хороши, как пытаются это представить пропагандисты группировки.

На Украине массовое применение разведывательных и ударных дронов и дальнобойной артиллерии сделало принципиально невозможной концентрацию боевой техники – нет больше ни танковых колонн, ни выстроенных в ряд орудий. Потому что любое скопление техники и даже людей тут же фиксируется противником, после чего происходит «прилет». В Израиле все с точностью до наоборот: мы видим танковые колонны и самоходные артустановки, выстроенные для ведения огня в ряд, практически гусеница к гусенице, да и бойцы ЦАХАЛ нередко перемещаются построениями типа «большая куча». Все это говорит лишь о том, что у противоположной стороны нет даже достаточного количества «Мавиков» с подвешенными гранатами.

Палестинские боевики из вооруженного крыла ХАМАС

Кроме дешевых ракет и дронов, оружие ХАМАС – набор "с миру по нитке"

Majdi Fathi via Reuters Connect

ЦАХАЛ: беспилотный патруль

У Израиля с беспилотниками все в порядке: эта страна – пионер в деле массового применения боевых дронов всех размеров, конструкций и назначения. Разумеется, боевые БПЛА придумали не израильтяне – опыты в этом направлении проводились еще в годы Первой мировой. Но именно Израиль стал систематически использовать беспилотники для разведки и нанесения ударов: сформирована и реализуется концепция барражирующих боеприпасов, когда дрон-камикадзе часами патрулирует определенный район и при обнаружении противника мгновенно обрушивается на него. Наконец, ЦАХАЛ стал первой армией, применившей автономную эскадрилью БПЛА под управлением искусственного интеллекта, – это произошло в мае 2021-го в ходе операции в секторе Газа.

Еще еврейское государство располагает, возможно, самой совершенной системой тактической ПРО (противоракетная оборона) – «Железный купол». По словам израильских военных, она способна перехватывать 80–90% летящих целей и защищает не отдельные военные объекты, а целые города. При этом в первые же дни после начала боевых действий Израиль обратился к Соединенным Штатам с просьбой предоставить дополнительно 200 ракет «Тамир» для установок «Купола». И подобные просьбы о помощи звучат всякий раз, когда приходится интенсивно задействовать эту ПРО. Например, в 2021 году Израиль запросил у США срочную дополнительную помощь в размере $1 млрд.

Продырявит ли ХАМАС "Железный купол"

Решение о создании «Железного купола» было принято в 2005 году, а в 2011-м первая батарея встала на боевое дежурство. В состав одной батареи, прикрывающей площадь до 1,5 тыс. кв. км, входят радиолокационная станция, командный пункт и три пусковые установки с контейнерами на 20 ракет-перехватчиков каждый.

Израильские уроки

Ракеты-перехватчики «Тамир» оснащены активными головками самонаведения, т. е. они самостоятельно ищут цель, а наземные радары лишь указывают направление поиска. «Тамиры» могут перехватывать не только ракеты, но и артиллерийские снаряды калибра 155 мм, причем делать это в самых сложных погодных условиях (дождь, шторм, пыльная буря).

Работа батарей «Купола» максимально автоматизирована. Система управления способна вычислять траектории вражеских ракет, уничтожать те из них, что представляют реальную опасность, и игнорировать те, что летят на пустыри или в нежилые окраины.

Главная задача израильской ПРО – перехват небольших неуправляемых ракет с дальностью полета до 200 км. Речь идет о самоделках ХАМАС, которые изготавливаются из металлических труб. Запускаются эти дешевые ракеты десятками и даже сотнями, ибо их цель не поражение конкретных объектов, а охват стрельбой как можно большей площади.

Ахиллесова пята любой ПВО или ПРО – стоимость ракет-перехватчиков. В 2020–2021 годах одна батарея «Купола» оценивалась примерно в $200 млн без учета стоимости ракет. Перехват каждой ракеты, выпущенной из сектора Газа, по данным газеты The Jerusalem Post, обходился Израилю в $50–100 тыс. В западных источниках встречается информация о том, что себестоимость производства ракеты-перехватчика «Тамир» может достигать $500 тыс., просто львиную долю оплачивают США. Но пусть будет $50–100 тыс. С другой стороны, стоимость палестинской неуправляемой ракеты малой дальности колеблется в пределах $300–800, а наиболее мощных и дальнобойных снарядов – до $2,5 тыс. Разница в цене огромна.

Как заявляли официальные представители Тель-Авива, за две недели после октябрьской атаки ХАМАС по Израилю было выпущено 6,9 тыс. ракет. 450 пусков оказались неудачными, но в любом случае к цели должны были полететь примерно 6,5 тыс. ракет. Значит, их перехват обошелся в $300–650 млн. И это при условии, что все вражеские снаряды уничтожались одной зенитной ракетой. Разумеется, есть и другая арифметика: при попадании ракеты в жилой квартал государство в качестве компенсации городу и жителям выплачивает около четверти миллиона долларов. Тем не менее мы видим, что эшелонированная ПРО или ПВО – слишком дорогое удовольствие, и маленькая страна вроде Израиля может применять его только при наличии богатого и щедрого спонсора.

Пусковая установка "Железный купол"

Израиль располагает, возможно, самой совершенной системой тактической ПРО "Железный купол"

Amir Cohen/REUTERS

Черный рынок оружия

После нападения ХАМАС на израильские поселения наблюдатели заговорили о том, что в руках палестинских боевиков оказалось оружие, поставляемое западными странами Украине. В Киеве пожали плечами, мол, это трофейное оружие, захваченное ранее российской стороной. На деле все куда проще, считает Руслан Пухов: «Я стопроцентно уверен, что нет никакой спецоперации украинских спецслужб по поставкам оружия в Газу, зато есть разветвленный черный рынок оружия и коррупция. Украинская сторона сама то и дело заявляет о поимке расхитителей западной помощи». По Черному морю похищенное оружие попадает в Турцию, из Турции – в Газу.

Участники СВО уверяли (неофициально, разумеется), будто бы бойцы ВСУ даже нашим солдатам продавали американские противотанковые комплексы «Джавелин»: «Там все говорят по-русски, всё коррумпировано, наши покупали, а те потом списывали».

Ранее, в 1980-е, в США развернулась дискуссия на тему, стоит ли поставлять ракетные комплексы «Стингер» афганским моджахедам. Для учета была разработана специальная процедура: один моджахед стреляет, другой снимает это на камеру. Потом запись отправлялась в США в качестве подтверждения: ракета использована по назначению, а не ушла на черный рынок, чтобы сбивать уже американские самолеты.

В 1990-е годы на территорию бывшей Югославии, по словам Руслана Пухова, «было залито в десятки, если не в сотни раз меньше оружия», но и оно расползлось по всему миру.


Танк, который не танк

Еще одна особенность ЦАХАЛ – ее бронетехника. Израильский «Меркава» называют самым защищенным, а также самым странным танком. Изначально концепция предполагала создание машины с максимальной защитой для экипажа, ведь принцип ЦАХАЛ – жизнь солдата важнее техники. В этом есть и практический смысл: хорошо подготовленный военный – слишком ценный ресурс, чтобы им жертвовать. Если верить заявлениям израильтян, выживаемость экипажей подбитых танков «Меркава» достигает 95%.

Слон на канате

По компоновке все варианты «Меркавы» больше похожи не на стандартный танк, а на суперзащищенную и супервооруженную БМП (боевую машину пехоты). Двигатель, трансмиссия и топливные баки расположены не в кормовой части корпуса, как у большинства современных танков, а в передней. Это создает дополнительную защиту для экипажа, но ухудшает обзор механику-водителю, да и командиру с наводчиком. Боевая часть, напротив, смещена к корме. Там же, в корме, находятся отсек для десанта или эвакуации раненых и дополнительные двери, как на БМП.

Конструктивные особенности «Меркавы» объясняются тем, что этот танк разрабатывался под конкретный ландшафт, конкретный климат и даже конкретного противника. Например, «Меркаве» не надо преодолевать многочисленные водные преграды, действовать в лесистой местности или на мягком грунте, эти танки не придется перебрасывать за сотни километров на железнодорожных платформах. Зато «Меркава» должен эффективно противостоять боевикам с ручными противотанковыми средствами, в том числе в городской застройке, и выдерживать подрывы на минах.

Начиная с первой модели («Меркава-1») особое внимание уделялось лобовой броне танка: наклонные плиты толщиной 75 мм, далее пустое пространство, плита 50 мм, топливный бак, вертикальная бронеплита 100 мм, моторно-трансмиссионное отделение и еще одна вертикальная перегородка 20 мм толщиной. На каждой следующей модели бронезащита усиливалась: появились стальные бортовые экраны, навесная комбинированная броня.

Последний серийный вариант танка («Меркава-4») получил новый дизель от американской компании General Dynamics и трансмиссию от американской же Renk. В качестве основного вооружения стоит 120-миллиметровая пушка MG253 – чуть измененная копия немецкой пушки Rh120 от Rheinmetall. На танке имеются навесные бортовые экраны, периметр литой башни защищен модулями навесной комбинированной брони, максимально усилена защита крыши и днища. Также впервые на серийном танке установлен комплекс активной защиты (КАЗ) Trophy.

Расплатой за все эти модификации стали огромные размеры и масса танка: «Меркава-4» весит 70 тонн, его высота составляет 3,3 м, ширина – около 4 м, длина корпуса – 7,8 м. Для сравнения: масса российского Т-90 в модификации АМ/МС составляет 48 тонн, высота – 2,3 м, длина корпуса – 6,8м, ширина – 2,2 м. При этом, несмотря на габариты и массу, «Меркава-4» оказался уязвим для дешевых коммерческих БПЛА с подвесными гранатами, а в бортовых проекциях – и для гранатометов, даже не самых современных. Дорогущий КАЗ Trophy, который должен был уничтожать подлетающие снаряды, просто не срабатывал.

Как возникло Государство Израиль, и с чего началось его противостояние с арабами

По той же логике, что и танки (максимальная защита экипажа и десанта), создавались израильские бронетранспортеры. Израильтяне были первыми, кто стал использовать бронетранспортеры (в русскоязычных источниках их часто классифицируют как БМП) с бронированием на уровне основного боевого танка.

Еще во время Ливанской войны 1982 года израильтяне пробовали применять в качестве импровизированных тяжелых БТР переделанные танки «Меркава», старые британские «Центурионы», а также трофейные советские Т-54 и Т-55. С боевых машин снимали башни, в корпусе прорезали дополнительные двери для десанта. Опыт оказался успешным, и с 1988-го в Израиле стали серийно выпускаться тяжелые гусеничные бронетранспортеры «Ахзарит» на базе танков Т-54 и Т-55. Корпус танка усиливался дополнительной бронезащитой (около 17 тонн брони), советский дизель заменялся американским от General Motors. Делалась дополнительная дверь в корме и еще одна – в борту. Согласно ежегодному бюллетеню The Military Balance, в 2022 году Израиль располагал примерно сотней «Ахзаритов».

С 2009 года ЦАХАЛ стала получать новые тяжелые гусеничные бронетранспортеры «Намер» уже на шасси танка «Меркава-4». Степень бронезащиты соответствует танку-прототипу, днище усилено для защиты от мин, установлены дополнительные противокумулятивные экраны. Как и танк «Меркава», БМП «Намер» имеет комплекс активной защиты Trophy. Получившийся бронетранспортер оказался примерно на треть тяжелее российского танка Т-90, однако именно такая концепция машины пехоты считается сегодня наиболее перспективной.

Израильский танк "Меркава"

Одна из особенностей ЦАХАЛ – бронетехника. Израильский "Меркава" называютне только самым защищенным, но и самым странным танком

Jalaa MAREY/AFP/East News

Пластмассовая неудача

Немногие страны сейчас берутся за разработку стрелкового оружия – дело это довольно дорогое и хлопотное. Британия и Франция, например, вообще утратили собственные школы «стрелковки». Израиль не стал отказываться от создания своего автомата. Более того, израильские военные уверяли, что смогли сделать едва ли не самое совершенное индивидуальное оружие пехотинца. Речь о TAR-21 Tavor («Тавор»), который израильтяне начали разрабатывать еще в 1991 году для замены своих винтовок «Галил» на базе автомата Калашникова и американских М16 разных модификаций.

В итоге в 2004-м на вооружение был принят новый автомат калибра 5,56 НАТО совершенно футуристического вида в компоновке булл-пап (ударно-спусковой механизм расположен в прикладе, а рукоятка управления огнем вынесена вперед, перед магазином и патронником). Такой дизайн делает оружие более компактным, но имеет ряд издержек: не самый удобный хват, длинный тугой спуск, проблема с выбросом стреляных гильз – они выбрасываются у лица стрелка, из-за чего на некоторых моделях затруднена работа с левого плеча.

Конструкция «Тавора» стандартна: газовый двигатель с коротким ходом поршня, затворная рама, которая в целом напоминает раму бельгийской винтовки FN SCAR. Но все это было заделано в неразъемный, довольно массивный пластмассовый корпус. Для разборки «Тавора» необходимо открыть затыльник приклада и извлечь «внутренности» через образовавшееся отверстие, через это же отверстие осуществляется чистка оружия. В отличие от АК или американской М16, «Тавор» нельзя почистить с помощью подручных предметов – для этого необходим специальный инструмент, который выдается в комплекте с оружием.

В целом оружейные эксперты, да и сами пользователи называют «Тавор» не слишком удачным (или совсем неудачным) оружием, и на большинстве современных фото и видео солдаты ЦАХАЛ вооружены не «Таворами», а клонами американской М4 либо М16 разных модификаций. При этом TAR-21 продолжают производить и поставлять в войска.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».