17 мая 2024
USD 90.92 -0.33 EUR 98.9 +0.07
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Возможна ли дальнейшая эволюция автомата Калашникова

erid: LjN8KCWD2​

Military АК-47 оружие

Возможна ли дальнейшая эволюция автомата Калашникова

Критики автомата Калашникова, как правило, упрекают в его трех «грехах»: проблемы с установкой современных прицельных комплексов, отсутствие модульности и устаревшая эргономика. Но это теория, а реальная эффективность оружейной платформы проверяется ее применением в боевых действиях. Соответствует ли АК-платформа современным требованиям, можно ли «повысить КПД» автомата Калашникова или существующая конструкция достигла своих пределов, разбирался «Профиль».

Военнослужащие с автоматом Калашникова

©Александр Кряжев/РИА Новости

Содержание:

Ступень в эволюции или тупик?

В конце прошлого года компания «Молот-Оружие» из Вятских Полян представила на гражданском рынке новый самозарядный карабин ВПО-177 в калибре .308 Win (7,62х51). Основой стрелковой линейки «Молота» являлись ручные пулеметы РПК (ручной пулемет Калашникова), РПК-74 (тот же АК, но с более тяжелым стволом, усиленным ствольным вкладышем и ствольной коробкой), поэтому большая часть его гражданской продукции под маркой «Вепрь» также делается на базе РПК.

Карабин АКВ-521 в разобранном виде

Разобранный карабин АКВ-521

Vostock Photo

На первый взгляд, ВПО-177 не выбивается из общей канвы, но если приглядеться внимательнее, мы увидим, что ствольная коробка этого карабина состоит из двух частей, соединенных поперечными штифтами, как на американской М16 и многих других западных образцах.

В верхней части крепится ствол и размещается затворная группа, а в нижней находится спусковой механизм и приемник магазина. Данная схема несколько усложняет конструкцию, но позволяет без проблем устанавливать на оружии дополнительные прицелы и прицельные комплексы.

Еще в конце 2020 года концерн «Калашников» анонсировал новый карабин АКВ-521, выполненный по аналогичной схеме. В качестве его достоинств помимо надежного крепления прицелов указывалась модульность. Замена верхней части со стволом и затвором позволяла менять калибр оружия с 5,45х39 на .223 Rem (5,56х45), а также использовать стволы разной длины.

Нечем заменить: топ-5 моделей стрелкового оружия старше 60 лет

Но если «Калашников» разрабатывал свой АКВ специально для гражданского рынка, то ВПО-177, словам главного редактора журнала «Калашников» Михаила Дегтярева, стал «побочным продуктом пулеметной тематики». Завод создавал новую систему как боевую в интересах некоего зарубежного заказчика, который требовал адаптировать платформу РПК под патрон 7,62х51 НАТО (военная версия .308 Win), изменить ее компоновку и дизайн.

Наиболее часто звучащая претензия к АК-платформе – трудности с установкой современных прицельных комплексов. Как следствие, значительная часть тюнинга АКМ (автомат Калашникова модернизированный) и АК-74 направлена на то, чтобы «подружить» их с этими прицельными комплексами. Главным нововведением автомата АК-12 стала крышка ствольной коробки с планкой Пикатинни, которая жестко фиксируется и, по утверждению разработчиков, обеспечивает неподвижность установленных на ней прицелов. Правда, вопрос неподвижности вызывает сомнения, а вот «переломная» схема, описанная выше, снимает все вопросы полностью.

Тем не менее некоторые эксперты называют данный путь эволюции автомата Калашникова тупиковым, мол, налицо усложнение конструкции, а выгоды не столь очевидны.


«Одноклассники» АК-12

Наиболее очевидный способ «повысить КПД» АК-платформы – найти способ жесткого крепления крышки ствольной коробки, чтобы размещать на ней прицельные приспособления. Первыми работать в этом направлении стали израильтяне: на автомате Galil диоптрический целик стоит на усиленной ствольной коробке.

В российском автомате АК-12 передняя часть крышки ствольной коробки с диоптрическим целиком и планкой Пикатинни крепится к ствольной коробке поперечным штифтом, а задняя фиксируется подпружиненным фиксатором, который должен устранять люфты.

Военнослужащий выполняет элементы стрельбы из автомата АК-12

Российский военнослужащий с АК-12

Станислав Красильников/ТАСС

Практически одновременно с АК-12 израильская компания CAA Kalashnikov-Israel представила автомат АК-Alfa. Показанные в РФ прототипы представляли собой ствольную коробку, ствол и подвижные части от карабина «Сайга-МК», вмонтированные в футуристический пластиковый корпус со складным прикладом. Крышка с планкой Пикатинни устанавливалась в передней части ствольной коробки на «ласточкин хвост», а в задней фиксировалась поперечным штифтом.

Конструкция на базе АК, но мало похожая на АК, – это американская винтовка Joshua Mk5 от компании Amendment Arms. Последняя работала над созданием «марксманского» оружия, которое отличалось бы надежностью и неприхотливостью.

Поэтому в конструкции использованы «внутренности» автомата Калашникова, доработанный ударно-спусковой механизм (УСМ), но главной «фишкой» стала удлиненная крышка ствольной коробки с жестким креплением.


Непрямые потомки калашникова

По версии американского оружейного эксперта Константина Конева, возможности для развития платформы АК еще не исчерпаны. Изюминкой калашникова он называет затворную схему, которую можно использовать при конструировании новых моделей.

Как скандальная винтовка М16 прописалась в армии США, и почему американцы не могут от нее отказаться

Такие попытки предпринимаются с начала 1970-х. Как правило, берется затворная группа, более или менее схожая с затворной группой АК, и помещается в конструкцию с разъемной ствольной коробкой вроде той, что описана выше.

Пионером в этом деле стала итальянская Beretta, которая в 1970 году представила винтовку AR70. Ее ствольная коробка состояла из двух частей: вверху размещалась затворная группа, конструктивно схожая с аналогичным узлом АК. Как и калашников, новая «Беретта» использовала автоматику с длинным ходом газового поршня, ствол запирался поворотом на два боевых упора за муфту, вваренную в ствольную коробку. В середине 1980-х винтовка прошла модернизацию и до сих пор используется итальянской армией под обозначением AR70/90.

Большую известность и распространение получил автоматический карабин бельгийской компании FN под названием FNC (FN Carbine), выпущенный в 1976 году. В оружейных справочниках прямо указывается, что система автоматики и запирания FNC заимствована у автомата Калашникова. Затвор «бельгийца» даже внешне схож с советским прототипом. В остальном идея та же, что и у AR70/90: ствольная коробка из двух частей, только верх выполнен из стали, а низ – из алюминиевого сплава.

Военнослужащий итальянской армии с винтовкой AR-70

Итальянский военный, вооруженный винтовкой AR-70

Dino Fracchia/Vostock Photo

Бельгийский FNC стал базой для семейства шведских автоматов Bofors Ak5 (Automatkarbin 5 – автоматический карабин 5). А самым известным непрямым потомком АК, пожалуй, является швейцарская винтовка SIG550 – в российских оружейных кругах ее в шутку называли «доведенный до ума калаш». Интересно, что шведы первоначально конструировали свой SIG как весьма точное оружие, пригодное для спортивной стрельбы. Вариант SIG под патрон .308Win позиционируется именно как высокоточная винтовка.

А есть ли смысл?

Список оружия (боевого и гражданского), в основе которого лежат решения АК, можно продолжать. Здесь есть образцы, внешне очень схожие с нашим калашниковым, например, американский карабин от компании М+М Industries. А вот футуристический тайваньский автомат Type XT или американская модульная система Robinson XCR внешне не имеют даже намека на какую-либо общность с АК.

Почему автомат Судаева не стал оружейным хитом Второй мировой

Использовать наиболее удачные решения АК-платформы для создания новых образцов пытались и в СССР. Как пример, опытный малогабаритный автомат Драгунова – МА, сконструированный в конце 1970-х. В нем также применена «переломная» схема: затворная рама вывешена в очень компактной стальной ствольной коробке, а корпус оружия с ударно-спусковым механизмом, органами управления, приемником магазина выполнен из пластика. Уже в XXI веке решения, отработанные на МА, были использованы конструкторами «Калашникова» при создании малогабаритного автомата АМ-17, который может стать заменой знаменитой «Ксюхе» – АКС-74У.

Но если говорить об основном армейском оружии, есть ли практический смысл в таких разработках? Михаил Дегтярев полагает, что модернизационный потенциал именно АК-платформы, скорее, исчерпан. Попытки сделать из калашникова «переломку» – это «с совершенно непонятной целью» принципиальная переделка конструкции с ее усложнением.

«Что мы получим на выходе? С какой-то вероятностью, более точную стрельбу, – говорит эксперт. – Но автомат не снайперское оружие. АК-12, как бы его ни критиковали, обеспечивает надежность установки прицельных приспособлений, которая необходима для данного класса».

Железный «папаша» великой Победы

В перспективных оружейных системах надо создавать новую платформу с использованием новых технологий. Однако, по словам Дегтярева, опыт боевых действий на Украине «говорит о том, что такой необходимости сейчас нет». Более того, разработка новой платформы возможна лишь вкупе с новым баллистическим решением, то есть с новым патроном. Дело в том, что современные промежуточные боеприпасы – наш 5,45х39 и натовский 5,56х45 – исчерпали свои возможности по увеличению эффективной дальности и пробиваемости.

Работы в этом направлении ведутся разными странами, но, скорее, в фоновом режиме. Наибольшую известность получила американская программа Next Generation Squad Weapon (NGSW). В ее рамках созданы и приняты для войсковых испытаний патрон 6.8×51mm Fury и винтовка SIG Sauer NGSW-R MCX Spear. Правда, перспективы комплекса сомнительны: новый патрон имеет слишком большую мощность (около 3600 Дж) и, как следствие, высокий импульс отдачи. Более реалистичным взглядом в будущее, по мнению Михаила Дегтярева, можно считать комплекс IWS (Individual Weapon System) с патроном .264 LICC (6,5х43 мм). Пока это только инициативная разработка.

Что же касается развития АК-платформы, то, по мнению Дегтярева, вершиной эволюции здесь можно считать автомат АК-74М. Практика боевых действий показывает, что он обеспечивает необходимый боевой функционал и при этом не усложняет исходную конструкцию. Стоит ли менять то, что работает?


Прямые потомки АК

Есть несколько оружейных систем, которые можно назвать клонами автомата Калашникова, – финский Valmet, израильский Galil и южноафриканская R4. Собственно, Valmet является лицензионной копией (с измененным дизайном) советского АКМ. В 1970-х финны продали лицензию на Valmet израильтянам, и те создали на его базе свой Galil. Они также поработали над дизайном (в облике Galil прослеживается влияние FN FAL) плюс адаптировали систему под малоимпульсный патрон 5,56 НАТО. Наконец, израильтяне продали лицензию ЮАР, и там в 1980 году появилась винтовка R4.

Подписывайтесь на все публикации журнала "Профиль" в Дзен, читайте наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль