Наверх
17 сентября 2021

В сентябре в Москве откроется выставка "Другие берега. Русское искусство в Нью-Йорке. 1924"

Белкин Вениамин. Фрукты на синем. 1910-е.

Белкин Вениамин. Фрукты на синем. 1910-е. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

©Пресс-служба Музея русского импрессионизма

В сентябре в Музее русского импрессионизма откроется выставка-исследование "Другие берега. Русское искусство в Нью-Йорке. 1924" о крупнейшем в США показе русской живописи, скульптуры и графики сотни лучших авторов. Спустя почти сто лет посетители смогут увидеть более 70 знаковых работ из музейных коллекций и частных собраний России и мира, в том числе из Галереи Альбертина в Вене.

В 1924 году на Выставке русского искусства в Нью-Йорке было представлено более 1000 работ. Эта экспозиция является уникальным срезом русского искусства первой четверти XX века – выставка предполагала продажу произведений, поэтому ее участники отправляли за океан свои лучшие творения.

Со временем работы были рассеяны по разным странам. Музей разыскал многие из них в коллекциях США, Канады, Великобритании, Швейцарии, Испании, Франции, Германии, Австрии, Армении, Таджикистана и других стран. На территории России картины оказались разбросаны от Хабаровска до Ростова-на-Дону.

Это большое, почти детективное исследование обещает стать одним из самых масштабных проектов музея. Поиск работ занял у кураторов больше года. Искусствоведам удалось установить судьбу нескольких сотен произведений, некоторые из них заново открыты для зрителей. В экспозицию войдут работы Льва Бакста, Игоря Грабаря, Бориса Григорьева, Михаила Ларионова, Ильи Машкова, Петра Кончаловского, Бориса Кустодиева, Зинаиды Серебряковой и других художников из собраний Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного Эрмитажа, коллекций Виктора Шкулева, Анатолия и Майи Беккерман, Романа Бабичева и других.

Выставка русского искусства состоялась в 1924 году на одной из самых престижных выставочных площадок Нью-Йорка – в Большом Центральном дворце в центре Манхэттена, после чего посетила еще двадцать городов США и Канады. Содействие в ее организации оказали многие видные американские деятели и представители бизнеса, а в попечительский совет вошел издатель Уильям Херст. За время нью-йоркской экспозиции было продано более 90 работ на сумму более 50 000 долларов. Среди покупателей были дизайнер Луис Комфорт Тиффани, бизнесмен Чарльз Крейн, Федор Шаляпин и Сергей Рахманинов.

Подтвердить участие того или иного полотна в американской выставке помогли сотни архивных документов, каталогов аукционных торгов, консультации с музейными хранителями, а также переговоры с коллекционерами и сотрудниками аукционных домов. Среди таких открытий – "Старый балет" Константина Сомова из частного собрания, обнаруженный на одном из американских аукционов. Изучение этикеток на оборотах картин и каталожных номеров позволило подтвердить участие в выставке работ "Августовский вечер" Константина Юона, "Чайки" Аркадия Рылова, "После Куликовской битвы" Валентина Серова и еще ряда произведений.

Значительную роль в подготовке проекта "Другие берега..." сыграли также газеты и журналы двадцатых годов прошлого века. Порой именно рецензии и отзывы в прессе помогали искусствоведам атрибутировать произведение. Так было, например, с картинами "Желтое лицо" Кузьмы Петрова-Водкина и "Вечер на Черном море" Григория Бобровского.
В Музее русского импрессионизма будут представлены две работы из собрания Галереи Альбертина в Вене: "Офицерский парикмахер" Михаила Ларионова и "Виолончель" Василия Шухаева. Их приезд в Россию стал возможен благодаря специальному партнеру выставки – фармацевтической компании ГЕРОФАРМ, которая в год своего двадцатилетия поддерживает серию мероприятий для повышения доступности искусства.

К выставке готовится фундаментальное издание с информацией о более чем 200 произведениях с американской экспозиции, значительную часть которых пока невозможно привезти в Россию. Опубликованные результаты проведенного музеем исследования будут дополнены архивными фотографиями и аналитическими материалами. Одну из статей подготовил искусствовед, профессор Университета Южной Калифорнии Джон Э. Боулт. Финансирование каталога взяли на себя Алексей и Екатерина Толоконниковы.

Продолжит тему исследования выставочный проект "Гипотезы". На третьем этаже музея расположатся работы Виктора и Аполлинария Васнецовых, Станислава Жуковского, Бориса Кустодиева и других художников, участие которых в заокеанской эпопее по-прежнему остается под вопросом. Посетители смогут узнать о судьбах картин и изучить аргументы за и против их демонстрации на выставке в США.

Обе экспозиции позволят представить, как могла выглядеть выставка в Нью-Йорке в 1924 году. Помимо живописных полотен, гости музея увидят графические работы, предметы декоративно-прикладного искусства, книжные иллюстрации и архивные фотографии. Выставки будут сопровождаться обширной просветительской программой для детей и взрослых, а также инклюзивными мероприятиями.

Куратор выставки – Ольга Юркина, специалист выставочного отдела Музея русского импрессионизма. В рабочую группу также вошли директор музея Юлия Петрова, главный хранитель Наталья Свиридова, сотрудники выставочного отдела Дарья Урядова, Елена Ахмерова и Анна Скляревская.

Самое читаемое
17.09.2021
16.09.2021