28 марта 2024
USD 92.59 +0.02 EUR 100.27 -0.14
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Российский газ прорывает искусственно созданные преграды на пути в Европу
Газпром нафтогаз Политика Северный поток - 2

Российский газ прорывает искусственно созданные преграды на пути в Европу

До конца года газ для европейских потребителей подорожает примерно в два раза. Оптовая цена вырастет с $112 за тысячу кубометров до $200. И это не предел. Цена может взлететь и выше, считают в норвежском консалтинговом агентстве Rystad Energy. Основная причина – неопределенность с поставками голубого топлива из России в 2020 году.

Транзитный контракт с Украиной истекает 31 декабря. Переговоры по заключению нового договора начались в конце прошлого года, но прогресса на них пока не достигнуто. Стороны, по мнению норвежских аналитиков, демонстрируют полную готовность к конструктивному диалогу. Очередной раунд намечен на сентябрь. Что происходит, когда Москве и Киеву не удается договориться, напоминает история десятилетней давности.

Как известно, 31 декабря 2008 года Киев прервал переговоры по газовым вопросам – не устроила закупочная цена, предложенная для Украины. Через несколько дней европейские партнеры сообщили, что недополучают значительные объемы топлива. «Усушка и утруска» составляла в среднем около 15% в сутки. Чтобы пресечь воровство, «Газпром» объявил о временной приостановке экспорта по украинскому маршруту.

В январе 2009‑го из тупика ситуацию помогла вывести специальная комиссия из международных наблюдателей. Сейчас переговоры идут при участии представителей ЕС – комиссии по вопросам энергосоюза. Глава Минэнерго Александр Новак на состоявшейся встрече с вице-президентом организации Марошем Шефчовичем заявил, что транзитный контракт может быть продлен при условии урегулирования судебных споров «Газпрома» и «Нафтогаза».

Надежд на это, прямо скажем, мало. Апелляционный суд округа Свеа (Швеция) в сентябре–октябре рассмотрит жалобу российской компании на вердикт Стокгольмского арбитража. На кону $2,56 млрд, которые «Нафтогаз» рассчитывает принудительно взыскать с российской компании в 2020 году. Ранее суды Великобритании и Нидерландов приняли решения об аресте активов «Газпрома».

Если шведская Фемида оставит постановление арбитража в силе, в чем уверены в Киеве, то это окончательно разрушит отношения с Москвой в газовой сфере. Если же отменит, мяч окажется на стороне Украины, которая, в свою очередь, попытается опротестовать невыгодное решение. При любом раскладе тяжба затянется еще на неопределенное время.

А в обозримом будущем может начаться новый процесс – «Нафтогаз» готовит еще один иск в Стокгольмский арбитраж на $12 млрд за нарушение «Газпромом» транзитного контракта. Стоит ли говорить, что все это создает крайне негативный фон на переговорах и не способствует сближению позиций сторон по ключевым вопросам нового транзитного договора.

Пять лет не срок

Прогнозы экспертов относительно результатов переговоров весьма противоречивые. Некоторые верят в прагматизм сторон. «Россия и Украина обязательно договорятся о транзите газа, так как трубопроводы в Европе, которые станут продолжением «Северного потока-2» и «Турецкого потока», еще не готовы. Придется найти компромисс по трем вопросам: объем транзита, срок действия договора, величина тарифа на транзит», – говорит директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов.

По его словам, «Нафтогаз» добивается подписания десятилетнего контракта на транзит 60 млрд кубометров газа с возможностью повышения тарифа. «Газпром» же предлагает продлить на один год действующий договор. Компромиссным вариантом может быть заключение контракта на 5 лет с постепенным снижением объемов транзита, предположил собеседник «Профиля».

Со своей стороны, директор по исследованиям VYGON Consulting Мария Белова напомнила, что на согласование нового транзитного договора с Украиной остается всего четыре месяца. А это в два раза меньше времени, которое обычно уходит у конструктивно настроенных компаний на решение подобных вопросов. Однако шансы на положительный исход все же сохраняются, считает эксперт.

«Во‑первых, никто из вовлеченных в переговоры сторон не заинтересован в прекращении поставок российского газа по украинскому маршруту. Во‑вторых, даже если к концу года не будут достигнуты договоренности по всем пунктам нового средне- или долгосрочного контракта, то остается вариант с достижением временных или краткосрочных договоренностей», – подчеркнула Мария Белова.

Сейчас позиции сторон не совпадают: Россия – за продление текущего контракта, Украина и ЕС предлагают применить европейские правила, которые предполагают долгосрочное бронирование мощностей, а не согласование объемов прокачки. Но прежде Украина должна будет имплементировать положения 3‑го энергопакета Евросоюза в национальное законодательство, то есть разделить «Нафтогаз» на две компании по видам деятельности, чего до сих пор сделать не получилось. В этом случае Россия сможет рассмотреть варианты адаптации транзитного договора к реалиям европейского газового рынка.

С большим пессимизмом оценивает перспективы достижения согласия сопредседатель украинского Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. Он не исключает, что газовый контракт заключить не получится. «Форс-мажорный сценарий вероятен. Пока мы идем как раз по этой траектории. Однако транзит в Европу через Украину в любом случае сохранится. Скорее всего, поставки будут осуществляться на безконтрактной основе, по европейским правилам и с непонятной оплатой», – заявил Дмитрий Марунич «Профилю».

Копенгагенский саботаж

Попытки «Газпрома» не связывать себя долгосрочными обязательствами с украинскими партнерами имеют логическое объяснение. На Балтике и Черном море полным ходом строятся газопроводы – «Северный поток-2» и «Турецкий поток». Мощность первого – 55 млрд кубометров газа, второго – 31,5 млрд кубометров газа. После ввода их в строй зависимость экспорта голубого топлива от украинского маршрута, по которому ЕС получает около 90 млрд кубометров газа в год, будет сведена к минимуму.

Оба морских проекта планировалось завершить до конца 2019 года, однако на пути «Северного потока-2» возникло препятствие в виде датского острова Борнхольм. Копенгаген больше двух лет задерживает одобрение заявок компании Nord Stream 2 AG. В Москве считают действия датского правительства политизированными. Все технические и экологические требования в проекте выполнены, к нему не возникло претензий не только у России, но и у Финляндии, Швеции, Германии, в водах которых прокладывают трубу. Очевидно, что Дания под надуманными предлогами всячески саботирует выполнение Конвенции по морскому праву от 1982 года.

Главный заинтересант – США, продвигающие на европейском рынке свой сжиженный природный газ (СПГ). Украина тоже потенциальный выгодополучатель. Задержки с одобрением Данией заявки могут сдвинуть ввод в эксплуатацию нового газопровода на срок от полутора до восьми месяцев. И как минимум на это время без украинского маршрута «Газпрому» обойтись не получится, если, конечно, не придумать какой-нибудь вариант «Б».

Обойденная Дания

В конце июня стало известно, что компания Nord Stream 2 отозвала заявку на прокладку нового трубопровода параллельно с действующим «Северным потоком-1» в территориальных водах к югу от острова Борнхольм. Дания задним числом изменила национальное законодательство, закрепив право накладывать вето без объяснения причин.

Теперь на рассмотрении находится два варианта прохождения «Северного потока-2» в обход Борнхольма – с юго-востока и с северо-запада. Оба предусматривают прокладку трубы в исключительной экономической зоне страны, где власти Дании не могут запретить стройку. Понимая это, Копенгаген просто тянет время с выдачей положительного ответа, уверена Мария Белова.

Юристы подтверждают, что оснований для отказа по двум оставшимся заявкам у датского правительства нет. В силу статьи 58 Конвенции ООН по морскому праву в исключительной экономической зоне все государства, в том числе не имеющие выхода к морю, пользуются свободой прокладки и последующей эксплуатации подводных трубопроводов. При этом законы и правила, принимаемые прибрежными государствами на национальном уровне, должны быть совместимы с конвенцией, отмечает партнер юридической фирмы «Соколов, Маслов и партнеры» Елена Попова. «Таким образом, Дания не вправе препятствовать строительству газопровода в своей исключительной экономической зоне. Экологические и иные требования должны быть разумными и не могут блокировать реализацию установленных международными договорами прав других государств», – подчеркнула она.

В принципе международное морское право допускает, что при определенных обстоятельствах участок трубопровода в исключительной экономической зоне прибрежного государства вообще может быть построен без его согласия. Правда, в этом случае нельзя исключить обращение в суд или арбитраж. Елена Попова высказала предположение, что подобный иск мог бы касаться толкования или применения норм Конвенции ООН. «Его рассмотрение может занять несколько лет. Перспектива принятия решения в пользу Дании, на мой взгляд, сомнительна», – подытожила юрист.

«Маршал» на службе у «Газпрома»

Какое бы развитие ни получила ситуация с преодолением датского бюрократического барьера, гипотетическая возможность завершить строительство «Северного потока-2» до конца года в настоящий момент сохраняется. Впрочем, это не означает начала поставок по нему газа с 1 января 2020 года.

«Необходимо учитывать время на пусконаладочные работы и заполнение трубы газом. Так, заполнение первой нитки трубопровода Eugal – наземного продолжения «Северного потока-2» – начнется в середине декабря, а закончится в середине января», – пояснила Мария Белова.

Очевидно, этим и объясняются некоторые действия, предпринимаемые сейчас «Газпромом». В частности, в конце июля танкер-газовоз «Маршал Василевский», предназначенный для снабжения Калининградской области, пришел в Роттердам. В голландском порту находится терминал Gate, совладельцем которого является австрийская компания OMV, участвующая в проекте «Северный поток-2».

Российское судно оснащено регазификационной установкой мощностью 2,7 млн тонн СПГ (3,7 млрд кубометров газа) в год. Оно способно на треть – до 45 млн кубометров в сутки – увеличить мощности регазификации СПГ-терминала Gate. Это очень похоже на вариант «Б», подготовленный Москвой на случай задержки начала поставок топлива по новому балтийскому маршруту.

Трудности, возникшие перед «Газпромом» при транспортировке газа в Европу, подталкивают компанию к созданию мощностей по сжиживанию и более глубокой переработке голубого топлива

Виталий Тимкив / РИА Новости

Мы пойдем другим путем

Сложности, с которыми сталкиваются проекты сухопутных и морских газопроводов из России в Европу, судя по всему, заставили «Газпром» пересмотреть концепцию развития экспорта в этом направлении. Косвенно справедливость этого предположения подтверждают планы компании построить в порту Усть-Луга интегрированный комплекс по сжижению и переработке природного газа мощностью 45 млрд кубометров в год. Заводы будут производить 13 млн тонн СПГ, 4 млн тонн этана и свыше 2,2 млн тонн сжиженных углеводородных газов (СУГ). Этих объемов должно с лихвой хватить, чтобы полностью отказаться от украинского транзитного маршрута.

Проект в Усть-Луге связан с ростом добычи на российских месторождениях «жирного» газа, который содержит не только метан, но и этан, пропан и бутан. Эти компоненты необходимо извлекать и продавать отдельно, объясняет Сергей Правосудов. Он считает, что завод СПГ на Балтике позволит «Газпрому» выходить на новые рынки – Испания, Португалия, а также усилить позиции в Великобритании и Франции.

Принципиальное значение имеют сроки реализации строительства комплекса. Мария Белова ссылается на опыт компании Shell – завод по сжижению природного газа в Малайзии был построен за 5 лет (в период с 1978 по 1983 год). Через 3 года очередь дошла до проекта по выпуску GTL (gas-to-liquids, или газ в жидкости). Этот завод был введен в строй в 1993 году.

Эксперт исходит из того, что «Газпром» тоже будет решать задачи поэтапно. «В мировой практике нет примеров, когда одни и те же участники практически одновременно в одном и том же месте реализовывали два технологически сложных масштабных проекта», – утверждает Мария Белова.

Сегодня официально называются сроки строительства завода по выпуску GTL – на III квартал 2024 года запланирован запуск второй очереди предприятия в составе комплекса переработки этансодержащего газа. Соответственно, к сооружению завода по производству СПГ «Русхимальянс» приступит ближе к 2025 году, говорит Мария Белова. В таком случае предприятие начнет работать в 2030 году.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».

Реклама
Реклама
Реклама