Верность Пса: экс-шефа Пентагона можно не любить, но нельзя не уважать
«Я всегда придерживался убеждения, что наша сила как государства неразрывно связана с силой нашей уникальной и всеобъемлющей системы альянсов и партнерств. США остаются неотъемлемой частью свободного мира, и мы не можем защищать свои интересы или эффективно играть эту роль, не формируя сильные альянсы и не проявляя уважения к союзникам. Я всегда говорил, что Соединенные Штаты не должны быть мировым полицейским: мы должны использовать все доступные инструменты, включая эффективное руководство альянсами, чтобы обеспечить оборону для всех… Мы должны быть решительными, когда речь идет о странах, чьи интересы противоречат нашим. Китай и Россия хотят переделать мир в соответствии со своей авторитарной моделью, получив право накладывать вето на решения других стран, будь то экономические, дипломатические или решения в сфере безопасности, и сделать это за счет своих соседей, Америки и наших союзников… Мои взгляды на необходимость уважительного отношения к союзникам и четкой позиции в отношении наших врагов и стратегических соперников, сформировались в течение 40 лет изучения этого вопроса…
Поскольку вы вправе иметь министра обороны, чьи взгляды в большей мере совпадают с вашими по этим и другим вопросам, я считаю правильным подать в отставку. Срок моих полномочий истекает 28 февраля 2019 года, так что вам хватит времени найти мне преемника».
Это выжимка из письма Джеймса Мэттиса по прозвищу «Бешеный пес», 26-го министра обороны США, одного из самых уважаемых американских военных, которого Трамп в свое время называл «мой генерал» - наряду с другими своими военными-конфидентами: Майклом Флинном, Джоном Келли и Гербертом Макмастером. Все они уже в отставке: Флинна заподозрили в излишне тесных связях с Кремлем, Келли проиграл подковерную борьбу зятю Трампа Джареду Кушнеру, а Макмастера вынудил уйти непосредственно Джеймс Мэттис. Просьбу своего министра об отставке Трамп воспринял с великолепным спокойствием, сразу же найдя ему замену и потребовав очистить кабинет к Новому году. Преемником Мэттиса станет выходец из корпорации «Боинг» Патрик Шанахан - в полном соответствии с линией Трампа на смычку бизнеса с госаппаратом. Есть что-то символическое в том, что в Пентагоне экономисты взяли верх над кадровыми военными.
Мэттис определенно не друг нашей страны, но не уважать его нельзя. Он всю жизнь посвятил служению интересам Америки в том виде, в каком он их понимал, и делал все возможное для процветания Соединенных Штатов.
Книга как оружие
«Будь вежлив, будь профессионален, будь готов убить любого встречного», - наставлял Мэттис военнослужащих. Эта фраза – наряду со многими другими его высказываниями, - стала крылатой. Мэттис за свою карьеру породил множество афоризмов, и неудивительно: вопреки своему суровому имиджу и свирепому прозвищу, он был настоящим интеллектуалом в погонах.
Джеймс Норман Мэттис родился в 1950 году в семье торгового моряка. Он не был потомственным военным, хотя его мать Люсиль во время войны работала в штате военной разведки. Детство будущего «Бешеного пса» прошло в доме без телевизора, где все полки были заставлены книгами. Неудивительно, что юный Джим полюбил читать. Эту привычку он пронес через всю жизнь: сейчас его библиотека насчитывает около семи тысяч томов, и он читает, читает и читает.
«Благодаря привычке к чтению ни одна ситуация ни разу не застала меня врасплох, и я никогда не попадал в затруднительное положение, не зная, как люди пытались решить эту проблему до меня, - признался Мэттис в 2003 году в частном письме. – Чтение не дает ответа, но оно освещает тьму, в которую уходит путь, ведущий вперед».
Любимым предметом Джима Мэттиса стала история. Вся его жизнь и военная карьера были связаны с ее изучением: в 1971-м, прежде чем поступить на действительную службу, он получил степень бакалавра по этой науке. Как он сам признавался, это дало ему необходимый фундамент, на котором он в дальнейшем строил карьеру.
«Главный вывод из изучения истории состоит в том, что нет ничего нового под солнцем, совсем ничего, - писал Мэттис. – Мы, жители Земли, сражаемся уже пять тысяч лет, и не мешало бы изучить опыт этих сражений».
Генерал никогда не был женат. Он привык жить в аскетичных условиях. И при этом совершенно лишен высокомерия в общении с подчиненными. Неудивительно, что еще одно прозвище Мэттиса - «Монах-воин». А благодаря привычке брать с собой в каждую командировку «Размышления» римского императора и философа-стоика Марка Аврелия он снискал репутацию исключительного интеллектуала.
Не убий без нужды
Этой книге пришлось немало попутешествовать. Военная служба помотала Мэттиса по миру. Во время Войны в Заливе он командовал 1-м батальоном 7-го полка морской пехоты. Его морпехи первыми прибыли в Саудовскую Аравию в рамках операции «Щит пустыни». Когда «Щит» превратился в «Бурю в пустыне», батальон Мэттиса шел во главе сил, освобождавших Кувейт от иракских войск.
В 2001-м он возглавил 58-ю оперативно-тактическую группу во время операции «Несокрушимая свобода». Соединение Мэттиса действовало на юге Афганистана, оперируя против Кандагара. Через два года во время вторжения в Ирак «Бешеный пес» командовал 1-й дивизией корпуса морской пехоты. Морпехи действовали дерзко и эффективно – не в последнюю очередь благодаря безграничной вере в своего командира: они знали, что он без разговоров снимет любого некомпетентного офицера невзирая на его связи, и не будет жертвовать солдатами ради того, чтобы избежать лишних потерь среди мирного населения. Мэттис блестяще подтвердил это в мае 2004-го, когда по его запросу самолеты нанесли удар по предполагаемому убежищу боевиков на границе с Сирией. Люди, которых морпехи приняли за иракских мятежников (и даже утверждали, что иракцы открыли по ним огонь из автоматов), оказались гостями свадьбы. Погибли 42 человека, включая 11 женщин и 14 детей. Защищая своих подчиненных, Мэттис объяснил: «Как вы считаете, сколько людей на свете будут устраивать свадебную церемонию в пустыне в 130 километрах от ближайшего очага цивилизации? Там было два десятка мужчин призывного возраста. Не будьте столь наивными». При этом генерал призывал своих солдат не обижать гражданских: «Каждый раз, когда вы это делаете, «Аль-Каида» одерживает новую победу; каждый раз, когда вы приветственно машете мирному иракцу, она вертится в могиле».
В 2010 году Джеймс Мэттис стал главой Центрального командования вооруженных сил США, в зону ответственности которого входил весь Ближний Восток. В обязанности генерала входил контроль за операциями в Ираке и Афганистане. Однако отношения с администрацией Обамы у него не сложились. Мэттис считал Иран “главной угрозой интересам США на Ближнем Востоке” и призывал лучше подготовиться к возможной войне в Персидском заливе. “Мне платят за то, чтобы я давал профессиональные военные рекомендации. А они там [в Вашингтоне] ведут политические игры. ... Если они мне не доверяют, то я уйду”, - обозначил Бешенный пес свою позицию. И вскоре действительно досрочно подал в отставку. Уходя, Мэттис уничтожил “большую книгу” - папку толщиной в 30 см со всеми подготовленными им документами, докладными записками и тому подобным.
Генерал из генералов
Но уже в 2016-м он вновь понадобился американскому руководству. Тогда недавно избранный президент Дональд Трамп с восхищением написал в твиттере: «Бешеный Пес» Мэттис, которого я рассматриваю в качестве кандидата на должность министра обороны, – воистину генерал из генералов!»
Мэттис пробыл главой Пентагона полтора года. Он твердо и последовательно проводил в жизнь свои взгляды, выступая за продолжение прежней американской политики: опору на союзников по холодной войне, борьбу со странами «оси зла» (среди которых он числил и Россию), опору на союз с Японией и Южной Кореей в деле сдерживания КНДР и Китая.
Его последовательность и нелюбовь к авантюрным действиям гасили порывы эксцентричного Трампа. Так, именно Бешенный пес убедил президента ограничиться символическим ударом по Сирии после химатаки, якобы, устроенной подконтрольными Дамаску силами. Боб Вудворд в книге “Страх” приводит очень показательный эпизод. “Убейте его [Асада] на хер! - потребовал разъяренный Трамп. - Войдем туда и разнесем их к чертям собачьим!”. Мэттис, спокойно выслушав президента, пообещал принять необходимые меры, но повесив трубку, сказал своему старшему помощнику: “Ничего такого мы делать не будем. Нам нужны более сдержанные шаги”. В итоге США лишь выпустили 60 ракет по сирийской авиабазе, выбрав время так, чтобы минимизировать число возможных жертв.
В то же время именно Мэттис настаивал на том, чтобы продолжать поставки оружия сирийской «умеренной» оппозиции, которая боролась против Башара Асада и иранских ополченцев. Глава Пентагона постоянно мешал президенту сбить с курса корабль американской политики. Неудивительно, что его отношения с Трампом портились все больше и больше – пока не испортились окончательно.
Еще в сентябре Мэттис утверждал, что все разговоры о его отставке беспочвенны. Однако уже в октябре президент Трамп назвал своего министра обороны «в некотором роде демократом» и заявил, что не исключает его отставки. «Каждый может уйти в отставку, совершенно каждый. Это же Вашингтон», - объяснил он. И наконец этот день настал: поняв, что у него нет возможности помешать анонсированному президентом выводу войск из Сирии, Джеймс Мэттис предпочел уйти с гордо поднятой головой.
Подписывайтесь на все публикации журнала "Профиль" в Дзен, читайте наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль