29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Семеро на одного
Россия

Семеро на одного

Резкое падение курса рубля и угроза гиперинфляции повышает вероятность скорой отставки правительства Дмитрия Медведева. По сведениям «Профиля», вероятных кандидатов на пост нового премьер-министра сегодня семь. Это Сергей Собянин, Сергей Иванов, Дмитрий Козак, Герман Греф, Алексей Кудрин, Дмитрий Рогозин и Сергей Глазьев. По нашей просьбе первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин и президент коммуникационного холдинга Minchenko consulting Евгений Минченко оценили плюсы и минусы каждого из претендентов на премьерское кресло.

©

Сергей Собянин, мэр Москвы, руководитель администрации президента в 2005–2008 годах, руководитель аппарата правительства в ранге вице-премьера РФ в 2008–2010 годах

Версия Макаркина:

— Это кандидатура серьезная, его приход мог бы улучшить качество управления. Если сравнивать с Медведевым, у того тоже большой опыт, но Медведева считают несерьезной фигурой. Собянин же серьезный, самостоятельный управленец, готовый в том числе к непопулярным решениям. У него будет сравнительно самостоятельный кабинет министров.

Версия Минченко:

— У Собянина шансы маленькие, у него сейчас репутация человека, который может управлять ситуацией только тогда, когда ему предоставляют особые условия, не такие, как для всех. Москва живет в исключительных условиях — по всем пунктам. И после этого отправить Собянина управлять страной, когда никаких особых условий уже не будет? Справится ли он?

Кроме того, Собянина жестко приложили во время кампании по выборам мэра, да и сейчас продолжают — скандалы с парковками, с сокращением учителей. У него образ «не Робеспьера», как выразился Путин.

Но «продать» его в принципе можно. Собянин прошел путь очень большой: избрался губернатором Тюменской области, избрался мэром Москвы, имеет хорошие отношения с энергетическими элитами. Правда, лучше бы было продавать его год назад, до выборов, — сейчас оберточка поизносилась. С таким имиджем в премьерское кресло переезжать тяжеловато.

©

Сергей Иванов, руководитель администрации президента, заместитель и первый заместитель председателя правительства РФ в 2007–2011 годах, министр обороны РФ в 2001–2007 годах

Версия Макаркина:

— Он пользуется большим доверием президента, Иванов знаком с президентом очень долго — с конца 1970-х годов. Это доверенный человек, на которого президент может рассчитывать: он возглавил администрацию в условиях резкого роста политической турбулентности. Если его назначат, то это будет чисто президентское правительство.

Версия Минченко:

— Он на своем месте как глава администрации президента. Это ровно та работа, которая соответствует его компетенции.

©

Дмитрий Козак, вице-премьер правительства РФ, полпред президента РФ в Южном федеральном округе в 2004–2007 годах

Версия Макаркина:

— Козак — человек, которому президент доверяет поручения в самых разных сферах, которые он считает значимыми на данный момент, или тех, где кризисная обстановка. Козак занимался и судебной реформой, и реформой самоуправления, и Олимпийскими играми, сейчас занимается Крымом. Это прорывные места, его бросают либо на ликвидацию последствий, либо на то, чтобы довести проект до конца. За этим назначением не будет никакой особой идеологии: просто президент счел, что нужен кризисный управляющий, который наведет порядок, кого надо — выгонит, кого надо — пригласит.

Версия Минченко:

— Козак очень мифологизированная фигура. О нем рассказывают как о жестком управленце. Но я примеров этой жесткости не видел. Может быть, это связано с его внешней фактурой. Он у нас уже был реформатором, я не могу вспомнить, каких успехов он достиг: реформу правительства сложно назвать успешной, к реформе местного самоуправления до сих пор много вопросов, план Козака для Молдавии не сработал. Избирателю продать нечего. Товарища с волевым лицом? Маловато будет. Он мог бы быть техническим премьер-министром, но это другая история.

©

Герман Греф, президент и председатель правления Сбербанка России, министр экономического развития и торговли РФ в 2000–2007 годах

Версия Макаркина:

— Греф скорее всего будет проводить очень непопулярные реформы. Возможно, еще более непопулярные, чем в варианте с Собяниным. Это человек, который готов взяться за масштабную программу экономических реформ, выходящую за рамки серьезных технических улучшений. Понятно, что эта программа будет непопулярна среди элит, потому что затронет интересы многих влиятельных игроков. Она может быть непопулярна и среди значительной части населения.

Версия Минченко:

— У Грефа тоже хорошие имиджевые характеристики, это тоже условный либерал с хорошо продаваемым образом. Существует миф, что он принципиально изменил Сбербанк, что его команда оказалась успешной. Но, как и в случае с Кудриным, его программа тоже едва ли принципиально отличается от нынешней. В правительстве и вокруг него куча людей из команды Грефа. Его бывший заместитель и преемник на посту министра экономического развития Эльвира Набиуллина — глава Центрального банка. Сложно разделить сегодня политику Центрального банка и политику одного из крупнейших банков России (Сбербанка, которым руководит Греф. — «Профиль»).

©

Алексей Кудрин, министр финансов РФ в 2000-2011 годах

Версия Макаркина:

— Приход Кудрина будет означать выход реформ за рамки экономики и переход их в политическую сферу. Это самый реформаторский из всех вариантов. Кудрин уже давно вышел за рамки экономики, он работает с гражданским обществом, делает достаточно отчетливые политические заявления, даже выступил в декабре 2011 года на проспекте Сахарова. Этим он продемонстрировал, что он не только либеральный экономист, но еще и либеральный политик. Его премьерство положило бы начало изменениям отношений с гражданским обществом. В сфере экономики при нем будут достаточно энергичные и не очень популярные решения.

Версия Минченко:

— У него есть шансы, если во главе кабинета министров решат поставить условного либерала, который сформировал бы либеральное антикризисное правительство. Это будет знаком того, что мы делаем ставку на финансовую эффективность, развитие бизнеса и нормализацию отношений с Западом. Вопрос в том, есть ли у Кудрина программа, принципиально отличная от программы нынешнего правительства? Чем отличается то, что сегодня делает Силуанов, от того, что делал Кудрин? Была политика под названием «денег не давать» и централизация финансового ресурса. Но я не уверен, что сегодня удастся добиться сокращения военных расходов, учитывая жесткое внешнее давление. Но это был бы имиджевый премьер-министр, образ которого можно «продать» как Западу, так и населению.

©

Дмитрий Рогозин, вице-премьер правительства РФ, в 2008-2012 годах был постпредом России в НАТО

Версия Макаркина:

— Это вариант достаточно радикальный. С его премьерством будет связано строительство элементов мобилизационной экономики, усиление противостояния с Западом, ставка на военно-промышленный комплекс. Он в отличие ото всех остальных несовместим с либеральным макроэкономическим блоком. Макроэкономический блок правительства всегда состоял у нас из либеральных экономистов либо из людей, которые с ними совместимы. У Рогозина в этом блоке будут совершенно другие люди, государственники. Произойдет ревизия многого из того, что было сделано за последнюю четверть века. Думаю, сценарий с Рогозиным наименее вероятен, это был бы слишком большой слом.

Версия Минченко:

— Думаю, что у Рогозина шансов нет. Дмитрий Олегович не антикризисный менеджер.

©

Сергей Глазьев, экономист, советник президента России с 2012 года, депутат Госдумы первого, третьего и четвертого созывов

Версия Макаркина:

— Это крайне маловероятно. Глазьев — еще более радикальный вариант, чем Рогозин. Это экономический идеолог, он провел бы экономическую контрреволюцию в чистом виде, это означало бы отмену всего, что было сделано за последние 25 лет. Глазьева в прошлом году рассматривали на пост главы Центробанка, но его кандидатура всерьез принята не была. В последний раз на госслужбе Глазьев был в 1993 году, он ушел в отставку, протестуя против указа президента Ельцина о роспуске Верховного Совета.

Версия Минченко:

— Если правительство будет примаковского, кейнсианского формата, если мы будем проводить левую политику — конфронтация с Западом, широкая эмиссия и вкачивание больших денег в промышленность, в ВПК, — кандидат для такой программы — Сергей Глазьев или кто-нибудь типа него из сечинско-чемезовской обоймы. Глазьева сейчас активно лоббирует Сечин и ВПК.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».

Реклама
Реклама
Реклама