29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Джордано Альбертацци: «Мы на пороге большого цифрового взрыва»
интервью интернет Наука и Технологии

Джордано Альбертацци: «Мы на пороге большого цифрового взрыва»

Youtube, Instagram, любая другая соцсеть и популярный интернет-сервис – это огромный архив пользовательской информации, объемы которой растут с каждой минутой. Это делает незаменимыми участниками IT-индустрии поставщиков оборудования для центров обработки данных (ЦОД), обеспечивающих технологический каркас цифрового мира. В 2010‑е годы им пришлось потрудиться, разворачивая дата-центры для сбора «больших данных», необходимых для работы нейросетевых алгоритмов. Но, как считает президент одного из лидеров ЦОД-отрасли, компании Vertiv, в регионе EMEA (Европа, Ближний Восток, Африка) Джордано Альбертацци, главный этап цифровизации еще не стартовал. Его обеспечат 5G-сети, интернет вещей и технологии виртуальной и дополненной реальности. Человеку придется буквально окружить себя дата-центрами, в срочном порядке решая возникающие при этом экологические проблемы планетарного масштаба.

©Пресс-служба Vertiv

– По подсчетам IDC, 90% интернет-данных в мире было создано за последние 10 лет. В 2016 году их объем составлял около 20 зеттабайт (10 в 21‑й степени байт. – «Профиль»), к 2025 году достигнет 163 зеттабайт. Судя по этим цифрам, хранение данных становится жизненно важной специализацией – примерно как содержание колодцев в пустыне.

– Похоже на то. Помните ли вы, какое количество пикселей в фотографиях было 10 лет назад? На порядок меньше! Все, что мы делаем, создает новую информацию. Трудно предугадать точные цифры на конец 2020‑х, но в целом ясно, что тренд продолжится, предпосылок к его замедлению я не вижу. Может показаться, что «цифра» уже сейчас повсюду, но это далеко не так. Во многом мы только встали на путь цифровизации.

Дополнительным фактором станет распространение 5G-сетей, которые резко ускорят передачу данных и сделают интернет действительно вездесущим. У нас пока даже нет представления, как именно 5G изменит нашу жизнь: какие виды цифровых взаимодействий и услуг будут созданы, какой трафик будет генерировать новые сети.

Как зависимость от соцсетей превращается в психологическую проблему человечества

– Ожидается, что 5G-сети благодаря своей пропускной способности дадут зеленый свет интернету вещей – умной электронике. Если сейчас трафик идет в основном на пользовательские компьютеры и смартфоны, то вскоре начнется обмен данными между бытовыми и индустриальными приборами.

– Да, так и будет. Интернет ведь начинался как средство коммуникации между людьми. И до сих пор человек находится в центре процессов создания и потребления данных – будь то просмотр потокового видео, публикация контента в социальных сетях. Но по-настоящему взрывной рост объемов информации произойдет, когда основой Сети станет прямая коммуникация от машины к машине. Ведь техника работает 24/7, имеет совершенно другую скорость процессинга – в общем, это будет иной порядок цифр. Думаю, настоящие вызовы перед ЦОД-индустрией впереди.

– По некоторым прогнозам, в 2020‑х годах смартфоны достигнут логического предела своего развития. Это ускорит разработку персональных устройств нового типа, основанных на виртуальной и дополненной реальности. Это один из таких вызовов?

– По всей вероятности, да. Посмотрите вокруг: все сидят со смартфонами, «чатятся» с друзьями, отправляют картинки, короткие видео. Но представьте, если вместо чата у вас будет полноценная «встреча» в шлеме виртуальной реальности! Это наша перспектива, которую было бы любопытно увидеть.

– Если говорить о цифровизации бизнеса, то с конца 2000‑х годов шел активный перенос корпоративных данных на облачные ресурсы, и казалось, что в итоге все вычисления уйдут в облака. Но в последние годы часто говорят об обратном процессе – децентрализации данных, развитии периферийных вычислений (edge computing). Как в дальнейшем будет развиваться конкуренция между этими технологиями?

– Не думаю, что это будет конкуренция. Они хорошо дополняют друг друга. Реальность в том, что объемы данных растут так быстро, что ни одна из этих технологий не сможет вытеснить с рынка другую. Вопрос скорее в специфике данных: в некоторых случаях удобнее обрабатывать их удаленно, в облаке, в других предпочтительнее размещать вычислительные мощности как можно ближе к конечным устройствам – например, в виде небольшого ЦОД на территории компании. Либо потому, что недопустима даже малая задержка сигнала, либо для связи с облаком пришлось бы «перегонять» по сети большие объемы данных, что нецелесообразно.

Такой подход востребован в транспортной отрасли, в ритейле – везде, куда проникнет интернет вещей. Потому что именно он создает спрос на edge. Транспортникам нужны «быстрые данные» для диспетчеризации движения поездов, распределения трафика в мегаполисах; ритейлеры ищут способы оптимизации поставок и загруженности складов. Облака просто не смогут справиться с потоком информации, который будут генерировать умные устройства.

Дело не в том, какая из технологий возьмет верх, а как синхронизировать, гармонизировать облачные и edge-вычисления. Это насущная задача для ЦОД-отрасли. Мало нарастить количество дата-центров, нужно, чтобы они были разными по масштабу, функционалу, специфике вычислений.

Николас Кристакис: «Я не беспокоюсь, что технологии нанесут ущерб обществу»

– Согласно прогнозам, энергопотребление в мире может удвоиться к 2040 году, и цифровизация вносит заметный вклад в этот процесс. Способна ли современная энергетика в принципе обеспечить аппетиты IT-индустрии?

– Это серьезный вызов, и здесь индустрии нужно держать ухо востро. Во‑первых, повышать энергоэффективность существующих дата-центров. Многие из них работают неэффективно, я вижу большой потенциал, как сохранить мощность и объемы хранилищ, но уменьшить потребление энергии. Технологии для этого есть. В частности, они позволяют передавать электроэнергию в двух направлениях: не только от сети к устройствам, но и обратно. Таким образом излишки энергии, не использованной дата-центром, могут быть возвращены в сеть и использованы для балансировки напряжения в ней.

Но главный вопрос в другом – как перевести цифровую индустрию на «зеленую» энергию, получаемую из возобновляемых источников? Если мы как индустрия задаемся им, то ведем себя уже не как потребители, озабоченные лишь вопросом доступности энергии, но принимаем ответственность за глобальный энергетический переход и стремимся внести в него вклад. Мы хотим не вредить, а приносить пользу!

Хорошо, что цифровая индустрия в принципе работает на электричестве, а не на ископаемом топливе – значит, она по определению лучше готова к переходу, чем сферы экономики, зависящие от углеводородов.

Ветер, солнце, вода – вот источники необходимой нам энергии. Если мы их «распакуем», то можем позволить себе любые темпы технического прогресса. То есть процесс цифровизации делает выгодным «зеленый» переход. Если продолжишь сидеть на ископаемом топливе, отстанешь в развитии от остального мира. Компаниям и правительствам приходится действовать по расчету, что зачастую эффективнее.

Топ-5 лучших Telegram-каналов о культуре и искусстве по версии «Профиля»

– Вы верите в сценарий, при котором в некоторых регионах развертывание ЦОД остановится, потому что их будет нечем «прокормить»?

– Думаю, в отдельных регионах вполне могут быть введены ограничения такого типа. Уже сейчас одна из главных забот наших заказчиков – как совместить свою потребность в ЦОД и реальные возможности местной энергосети. Недавно мы с коллегами были в Копенгагене, где наблюдали за процветанием ЦОД-отрасли. Причина на поверхности: в скандинавских странах доступно все больше энергии от возобновляемых источников. Так что не могу гарантировать, что в будущем не возникнет проблем с доступностью и достаточностью энергии. Но думаю, что развитие IT-индустрии и энергетики будет происходить синхронно, и это поможет найти баланс.

– Также есть опасения экологов, что ЦОД-индустрия все сильнее греет атмосферу и в какой-то момент ее совокупный «выхлоп» приведет к драматическим последствиям. Есть ли, на ваш взгляд, угроза «цифрового потепления»?

– Каверзный вопрос. Здесь я могу руководствоваться только личной интуицией, которая говорит, что реальный выход тепла и то, как сильно он влияет на окружающую среду, у ЦОД-отрасли всегда будет несоизмеримо мал, если сравнить с промышленностью или сельским хозяйством. Но могу сказать точно, что это тепло следует обратить во благо человечества. В тех же северных странах, в том числе в России, большие дата-центры можно использовать для отопления на местном уровне. Это было бы крайне разумно.

Здесь, конечно, нужна координация, организованная передача тепла от множества дата-центров. Нужно, чтобы этого пожелали местные власти и общественные силы, тогда подобные проекты можно реализовать на системном уровне.

Ученые назвали плюсы отказа от Facebook

– Популярный сюжет антиутопий – блэкаут и потеря накопленных за многие годы цифровых данных. Может ли такое случиться в реальности?

– Сохранность информации – это сложный вопрос, зависящий не только от дата-центров. Мы поставляем только инфраструктуру, а ведь еще есть софт, управление платформами. Но если говорить об инфраструктуре, то с ней не должно быть проблем. Это сильное звено IT-систем, а не слабое. По крайней мере, мы в Vertiv стараемся, чтобы было именно так. Если на всем остальном маршруте, который проходят данные, они будут защищены также, то проблем быть не должно.

– Новые технологические волны сменяют друг друга почти каждый год. Становятся ли они фактором перераспределения сил на рынке ЦОД, слияний и поглощений?

– Облака, телеком-операторы, поставщики ЦОД – ландшафт любого из этих рынков в ближайшие годы изменится. Вообще, турбулентность в IT-мире очень высокая. Недели не проходит без анонса новой технологии или крупной сделки на рынке. Мы можем подумать, что IT-индустрия уже «взрослая», сложившаяся, ведь в ней крутятся такие огромные суммы. Но давайте запомним этот момент и мысленно вернемся к нему через пару десятилетий. Мы увидим, что многое изменилось.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».

Реклама
Реклама
Реклама