Наверх
30 ноября 2021

Город экзотических руин

Почему Северная столица России производит в последнее время удручающее впечатление на ее жителей и гостей

На днях Россия отметила 200-летие гениального писателя Федора Михайловича Достоевского, произведениями которого зачитывается не только наша страна, но и вся планета. Помимо ярких нестандартных литературных героев и сюжетов, в произведениях Достоевского есть еще одна тема, которая красной нитью проходит через все его книги, – образ Петербурга.

И этот образ не спутаешь ни с кем: у Достоевского это – мрачный, тяжелый, удушливый и почему-то очень неряшливый каменный монстр, который давит на героев, негативно влияет на их поведение и даже мысли. Одним словом, далекий от оптимизма образ… Примечательно, что как раз в дни празднования 200-летия Федора Михайловича один из моих приятелей провел несколько дней в Северной столице и, возвратившись, с жаром рассказывал, что ему там довелось увидеть. В середине своего рассказа он вдруг произнес неожиданную фразу: «А ты знаешь, несмотря на внешний лоск и яркие витрины, в Питере мало что изменилось со времен Достоевского…» «Как же так? – поразился я. – Ведь это же наше окно в Европу, туристическая Мекка!» «Все так, – согласился приятель, – но, когда начинаешь приглядываться и бродить по нецентральным улицам, вдруг понимаешь, что город остался таким же депрессивным и неухоженным, каким его описывал Федор Михайлович».

И дальше приятель перешел к конкретике – что именно удручало его во время пребывания в Санкт-Петербурге.

Во-первых, потрясающее количество старых и не очень зданий, находящихся в аварийном состоянии. Во-вторых, в поездках по городу и окрестностях он постоянно натыкался на стихийные свалки и просто огромные кучи мусора. В-третьих, на некоторые станции питерского метро невозможно смотреть без слез – обшарпанные, облезлые, с сочащимися сквозь стены грунтовыми водами, одним словом – никакого сравнения со столичной подземкой, где сейчас идет бурное развитие.

Не отвалится, так рухнет

Честно говоря, я поначалу даже не совсем поверил своему знакомому, пока в руки не попали аналитические материалы по реальному состоянию дел в сегодняшнем Санкт-Петербурге. И тут выяснилось, что масштабы бытовых невзгод в этом славном городе куда больше, чем описал мой приятель.

Как выяснилось из открытых источников, сегодня в Санкт-Петербурге более 4000 зданий находятся в плачевном состоянии и практически разрушаются на глазах. Как считают эксперты, через 10 лет больше половины из них будут окончательно утрачены. Аналитическая группа, в которую вошли представители известных российских и зарубежных компаний (MLA+, Ten Design FZ-LLC, Архитектурного бюро QARTA architektura, Wilkinson Eyre), в качестве индикативной выборки выделила 310 разрушающихся зданий.

Эксперты проанализировали состояние объектов культурного наследия, исторических зданий, объектов незавершенного строительство, находящихся в федеральной, государственной собственности Санкт-Петербурга, а также в частной собственности. Вердикт аналитиков неутешительный: ни одна из перечисленных форм собственности не является эффективной в сохранении объектов, поскольку действующее законодательство препятствует новому использованию объектов, в результате чего они разрушаются. А это означает, что Санкт-Петербург теряет свою туристическую и инвестиционную привлекательность. Более того, разрушающиеся здания создают опасность для гостей и жителей города.

В заключении экспертов назван целый ряд объектов, которые в свое время были многоквартирными жилыми домами, но сегодня эти дома расселены и не эксплуатируются. К ним относятся знаменитый Дом Дурдина (Барона Мирбаха), Дом княгини Шаховской и еще десятки пустующих домов в Адмиралтейском районе. Кстати, и само главное Адмиралтейство находится в упадочном состоянии – стены задекорированы специальной тканью с веселеньким рисунком, здание законсервировано, работы не ведутся. И подобная картина царит в восьми районах Санкт-Петербурга.

Особая боль исторического центра – печально известная «Апрашка», торговые ряды Апраксин двор, давно превратившиеся в карикатуру на московский «Черкизон». Только находится в центре и выглядит, словно декорации к фантастическому фильму-антиутопии: руины, грязь, расхристанные развалы, подозрительные персонажи неславянского происхождения… Городская власть явно бессильна что-либо сделать с этим бельмом на физиономии мегаполиса. Прошлый губернатор Северной столицы Георгий Полтавченко еще в 2012 году в сердцах назвал рынок на Садовой улице «градостроительным тупиком». Историческое место превратилось в клоаку, в которой словно законсервировалась тягостная атмосфера 90-х годов.

Здание с "зависшим" ремонтом на Митрофаньевском шоссе в Адмиралтейском районе

Разбросанные по всему городу живописные руины, как сказано в документе, «находятся в зоне улично-дорожной сети». В переводе на русский – мозолят глаза туристам и представляют собой реальную опасность: в любой момент с них может что-то отлететь, отвалиться или вообще рухнуть.

Почему так происходит в уникальном историческом городе? Дело в том, что в рамках действующего законодательства эти объекты невозможно приспособить ни под один из существующих видов использования, поскольку градостроительные нормы не позволяют размещать жилье на данной территории, а нормы закона №820-7 не позволяют сносить здание и использовать территорию согласно градостроительным нормам.

То есть замкнутый круг. Дома не восстанавливаются за счет средств бюджета, а внебюджетные средства привлечь невозможно, и на торги эти каменные призраки также не выставляются. А органы государственной власти не в полной мере осуществляют надзорную функцию.

Зима близко

Между тем северный город потихоньку входит в зиму – не самое романтичное время для Питера. Только подумайте: более 170 домов в центре города остались без капремонта, с протекающей кровлей, карнизы и фасады зданий все чаще обрушаются. А когда пойдет снег, начнут нависать знаменитые питерские «сосули», тогда и начнутся настоящие испытания, к которым город явно не готов.

Достаточно посмотреть открытые данные и послушать выступления председателя Комитета по благоустройству С.В. Малинина и самого губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова. 26 октября на заседании Комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС губернатор Беглов отчитался полпреду президента в СЗФО Александру Гуцану, что Петербург готов к зиме. В наличии имеются: 2200 единиц специализированной техники дорожных и садово-парковых предприятий; 6900 дворников; 1100 средств малой механизации; 500 штатных кровельщиков плюс 1500 будут привлечены в случае обильных снегопадов.

Цифры звучат оптимистично, но есть нюанс: по данным 2019 года, городу для встречи зимы требовалось: 3,5 тысячи единиц техники; 10 тысяч уборщиков; 5 тысяч человек для уборки кровли. Вряд ли за два года уменьшилась площадь уборки снега, но получается, что на эту зиму явно не хватает 3100 дворников, 700 единиц уборочной техники, 3000 высотных рабочих для уборки крыш.

Трубный зов

Вообще, с коммунальным хозяйством в городе явное проседание. Одни коммуникации чего стоят! ЧП с их участием стали происходить удручающе регулярно. 15 октября в Курортном районе Петербурга и Сестрорецке в результате аварии водопровода без холодной воды остались 47,5 тыс. человек, из которых почти тысяча – пациенты инфекционной больницы. 29 октября произошел прорыв трубы на проспекте Маршала Жукова. Кипяток хлынул прямо на остановку общественного транспорта – с места ЧП эвакуировали десять прохожих, среди которых была 10-летняя девочка, получившая ожоги второй степени. 1 ноября в Московском районе – снова прорыв трубы, кипяток обдал около 30 автомобилей и залил перекресток проспекта Космонавтов и улицы Орджоникидзе. В тот же день в Приморском районе на Фермском шоссе лопнула труба и появилась яма в три метра. В нее провалилось две машины, без тепла остался психоневрологический интернат. И совсем свежий случай произошел 6 ноября в доме №37 на Итальянской улице – вода, лившаяся из трещин в стене, затопила подъезд.

Что же вдруг случилось с питерскими коммуникациями? Из открытых данных узнаем, что совокупная протяженность теплосетей в городе составляет около 8,1 тыс. км. При этом, согласно государственной программе Санкт‑Петербурга «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры, энергетики и энергосбережения Санкт‑Петербурга», доля сетей, которые нуждаются в замене, – треть от их общей протяженности (29,2% – на 2020 год). На эту программу до 2025 года планируется потратить 102,35 млрд рублей, из них бюджет Петербурга заплатит 38 млрд рублей. Для сравнения: это около 5% от ежегодных доходов городской казны.

И что же предполагается на эти деньги сделать? К 2025 году доля тепловых сетей, которые нужно заменить, уменьшится всего лишь на 1,2 п. п. – до 28%. То есть почти 40 млрд рублей будет потрачено на то, чтобы трубы как были изношены почти на треть, так и останутся; а это значит, что ходить по городу останется опасным – не знаешь, где прорвет трубу, и в любой момент можешь оказаться под струей кипятка и получить ожоги.

Кстати, по данным городского комитета по энергетике и инженерному обеспечению, в структуре конечного потребления топливно-энергетических ресурсов в Санкт-Петербурге наибольший объем приходится на население – 44,5%. Но и эти топливные ресурсы, среди которых холодная и горячая вода, население получает с потерями. Как отмечают в ведомстве, уровень потерь в тепловых сетях составил 9,6% в 2020 году. То есть почти 10% ресурсов просто теряются, а на самом деле их же все равно оплачивает потребитель.

Проблема прорыва труб в Петербурге тянется с давних пор. Еще в 2012 году правоохранители возбудили уголовное дело по факту масштабных хищений при монтаже труб отопления, которые не соответствовали ГОСТу, – среди них были бракованные или уже бывшие в употреблении. По этой схеме было проложено 600 км некондиционных труб. А это 7,4% (!) от общей протяженности труб в городе. Однако спустя четыре года фигуранты этого «трубного дела» отделались условными сроками. При этом люди от кипятка гибнут регулярно: в 2018 году два человека погибли при прорыве трубы с горячей водой на Измайловском проспекте Петербурга, в 2019 году от того же на Комсомольской улице погиб человек.

Мусорный ветер

Каждый, кто посещал в последние годы город на Неве, наверняка сталкивался с этой «неаппетитной» проблемой – стихийные свалки назойливо лезут на глаза в самых разных его районах. Согласно проведенным исследованиям, в пределах Санкт-Петербурга в этом году было выявлено 40 несанкционированных сва­лок строительного и бытового мусора. Из них 4 находятся в федеральной собственности; 16 – в собственности Санкт-Петербурга; 13 – в частной собственности; по семи свалкам информация по правовому статусу отсутствует.

Свалка в Красногвардейском районе

Впрочем, жителям города-миллионника явно мало дела до формы собственности этих мусорных куч. Их больше интересует, когда с ними будет покончено. Как известно, Санкт-Петербург должен внедрить новую систему обращения с отходами до 1 января 2022 года. 3 сентября совместное предприятие Санкт-Петербурга и Ленобласти «Невский экологический оператор» (НЭО) получило статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. Соглашение с АО «Невский экологический оператор» заключил Комитет по природопользованию Петербурга. Соглашение рассчитано на 10 лет, цена госконтракта – более 130 млрд рублей.

Однако у специалистов есть твердое убеждение, что город не будет готов к реализации мусорной реформы в указанный срок по следующим причинам.

Во-первых, отсутствует единая региональная программа по обращению с отходами. В городе и области существуют свои территориальные схемы обращения с отходами. Остается неизвестным, насколько они согласованы друг с другом.

Во-вторых, мощность объектов переработки не соответствует реальному потоку мусора.

В Санкт-Петербурге ежегодно производят более 1,8 млн т твердых коммунальных отходов (по данным, озвученным губернатором Ленинградской области А.Ю. Дрозденко – 2,7 млн т). Правительство Санкт-Петербурга заявляет о больших мощностях переработки, указывая на собственный СПб ГУП «МПБО-2», однако реальная переработка на площадках предприятия отсутствует. Запланированная модернизация площадки «МПБО-2» на Волхонском шоссе стоимостью 5 млрд руб. должна быть завершена к 2024 году. Площадка сможет перерабатывать ежегодно 600 тыс. т отходов. Суммарно площадки на Волхонском шоссе и в Янине смогут перерабатывать только 1 млн т отходов в год, следует из территориальной схемы обращения с отходами в Петербурге.

Губернаторы Петербурга и Ленинградской области Александр Беглов и Александр Дрозденко подписали 20 апреля дорожную карту по созданию совместной для двух регионов системы обращения с отходами. Анонсированные четыре завода по переработке мусора в Ленинградской области и четыре мусороперерабатывающих комплекса в Петербурге будут построены только к 2024 году (в случае, если сроки не будут переноситься).

И, наконец, в городе просто отсутствует система раздельного сбора отходов. В результате мусорные кучи ведут ползучее наступление на город-герой, и отбить это наступление будет посложнее, чем когда-то прорвать блокаду Ленинграда.

Подземный упадок

Наверное, жители Санкт-Петербурга не так остро реагируют на состояние местного метрополитена, а вот гости, особенно из Москвы, нередко впадают в ступор от того, что творится в подземном хозяйстве Питера. По официальным данным, еще в 2010 году сеть метро отставала от городских потребностей более чем на 25 лет. Только 47 из 111 муниципальных образований города обеспечены метро (2,6 млн человек).

После 2010-го в городе запускалось в среднем менее одной станции в год. Звучит неплохо. Однако, по расчетам экспертов, согласно старым перспективам развития метро, в Санкт-Петербурге должно работать от 150 до 300 станций метро. По факту их 72.

Почему так происходит? Одна из причин – отсутствие адекватного планирования. Судите сами – за последние 5 лет перспективное планирование сократилось в 20 раз. Проектная документация по ближайшим к открытию станциям требует доработки и дополнительного согласования в экспертизе. Проектировщики новой компании АО «МСС» раньше лета 2022 года не смогут перейти к дальнейшему проектированию. А без строительного и проектного заделов, без резервирования земли невозможно рассуждать о развитии имеющихся станций: период разработки всего пакета проектной документации с учетом согласований, прохождения экспертизы, отвода и закрепления земельных участков занимает не менее пяти лет. То есть если это планирование начнется прямо сегодня, то реальное строительство и открытие станций плавно переползают в туманное и неопределенное будущее.

Еще один тормоз для развития метрополитена – длительное согласование проектов. К примеру, проект Красносельско-Калининской линии находился «на согласовании» около 10 лет. За это время проект морально и технологически устарел.

К списку проблем непременно стоит добавить недостаточное и несвоевременное финансирование «Метростроя». В настоящее время стоимость строительства 1 км метро в Санкт-Петербурге оценивается в 9–11 млрд рублей за км (станция глубокого заложения). Еще во времена губернатора Матвиенко была утверждена отраслевая схема развития метрополитена. По ней было намечено тратить 30 млрд рублей ежегодно. Не самые большие деньги, если учесть стоимость километра, но все-таки за 10 прошедших лет метрострой мог получить 300 млрд рублей. В реальности же расходы бюджета составили чуть больше половины суммы – 190 млрд рублей.

Да и эти деньги выделялись несвоевременно, Комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) не подписывал акты приемки работ. Из-за неграмотного управления «Метрострой» был вынужден направлять 500 работников туда, где должно было работать 1500 человек.

Кстати, с кадрами в питерском «Метрострое» вообще все очень грустно. На те объемы работ, которые оцениваются новой компанией АО «МСС» в 50 млрд рублей в год, по расчетам специалистов, необходимо набрать около 10 тысяч высококвалифицированных сотрудников. Сегодня в штате МСС около 3,5 тысячи человек. При этом сотрудники обанкроченного «Метростроя» грозятся выйти в пикеты из-за невыплаченных зарплат за сентябрь и часть октября, сотрудникам дочерних организаций не платят по два года. Кроме того, вместо «бесшовного перехода», обещанного вице-губернатором М.Ю. Соколовым, всех уволили и приняли на работу с испытательным сроком в три месяца, а кому-то срезали оклады, не выплатили компенсации за отпуска.

Но самое печальное – у руководства города не просматривается политическая воля для развития метро. Последовательное финансирование метро с 2014 по 2018 годы позволило к 2019 году открыть пять станций метро, однако для наращивания темпов необходима последовательная позиция правительства города при финансировании проектирования и строительства. Причем не единовременная, а неизменная на протяжении десятилетий. В результате сложные взаимоотношения между бывшим монополистом строительства метрополитена в Санкт-Петербурге ОАО «Метростроем» и Смольным за многие годы довели работу городского метро до абсурда.

Станция метро "Лиговский проспект"

Как результат – путешествуя по питерской подземке, постоянно сталкиваешься с контрастами. С одной стороны, в городе возведены станции, которые по факту не нужны и не загружаются в полной мере – «Шушары» и «Зенит». С другой стороны, на популярных станциях бросаются в глаза поломки и протечки от грунтовых вод – «Беговая», «Дунайская», «Проспект Славы». С третьей стороны, «зависшие» во времени долгострои – станции «Театральная», «Горный институт», «Юго-Западная», «Путиловская». Плюс перманентный ремонт на станциях «Технологический институт», протечки на «Лиговском проспекте», «Ломоносовской» и «Купчино».

Кто здесь власть?

Все эти невзгоды впрямую влияют как на имидж города, так и на его экономическое положение. И, как ни списывай проблемы на объективные трудности, понятно, что отвечает за них всегда первое лицо. Как свидетельствуют данные Агентства стратегических инициатив (АСИ), Петербург вылетел из рейтинга инвестиционной привлекательности на низшие позиции. Действующий рейтинг отвел региону 8-е место – город делит его с Калужской и Ярославской областями.

Фонд «Петербургская политика» по итогам октября назвал Санкт-Петербург регионом с «пониженной устойчивостью» (третья от начала градация из четырех возможных).

По данным РИА Рейтинга, по закредитованности населения Питер находится на 17-м месте, а по среднедушевому долгу – на восьмом. По способности населения накопить на новый автомобиль – 11-е место по стране.

Федеральный рейтинг показателя стабильности рабочего места управляющих регионами («Политброкер») дал оценку «стабильно», при этом отметил, что реальный рейтинг губернатора Беглова «ушел в крутое пике» после недавних событий с выборами и попытки главы города подать в суд на сатирическое издание «Панорама» после публикации шуточной новости.

Что в результате? По итогам октября, публичный рейтинг губернаторов на основе анализа поисковой выдачи PravdaSERM по запросу (положительно/отрицательно) определил А.Д. Беглову 63-е место из 85 возможных. И, наконец, согласно социологическому исследованию Агентства социальной информации, на вопрос о лучшем губернаторе города лишь 12% отметили действующего главу, пропустив вперед Анатолия Собчака (14%) и Валентину Матвиенко (29%). Впрочем, в соревновании за звание худшего главы города Беглов занял все-таки второе место (14%), пропустив вперед только Георгия Полтавченко (16%).

Увы, все эти грустные цифры и факты подтверждают тезис моего приятеля о том, что нынешний Петербург сохранил ту депрессивную ауру, которую так талантливо описал Достоевский. Очень хочется надеяться, что придет день, когда эта аура наконец развеется и нынешний Санкт-Петербург вернет себе былые славу и величие.

Вместо послесловия

Когда я дописывал этот материал, новостные ленты принесли вот такое сообщение:

«19 ноября куски фасада с дома на Каменноостровском проспекте рухнули на тротуар и проезжую часть. При обрушении на оживленный тротуар у дома № 8 никто не пострадал. Сейчас куски лепнины уже убрали, а место падения оградили лентой. Осыпались каменные куски с доходного дома Цеховой у входа в пекарню, над которой расположен балкон с обветренным декоративным рельефом».

Как говорится, комментарии излишни…

Читать полностью (время чтения 11 минут )
Избранные статьи в telegram-канале ProfileJournal
Больше интересного на канале Дзен-Профиль
Самое читаемое
30.11.2021
29.11.2021