13 декабря 2024
USD 103.95 +0.68 EUR 110.48 +1.92
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Пока не прониклись: что думают россияне о MeeToo и BLM
Общество Россия феминизм этика

Пока не прониклись: что думают россияне о MeeToo и BLM

Новые ценности, укоренившиеся в США и Европе, постепенно просачиваются в российское общество. По словам экспертов, они близки не только жителям Москвы и других городов-миллионников. «Профиль» разбирался, от чего зависит позиция россиян по спорным вопросам и почему они не смогут принять «новую этику» целиком.

Движение MeeToo в России поддерживают только 42% женщин, а 39% отзываются о нем критически

©Shutterstock/FOTODOM

Что знают о «новой этике» в России

Термин «новая этика» появился около двух десятилетий назад, но в России популярен всего около трех лет, говорит социальный антрополог Александра Архипова. Однако популярность эта довольно относительна.

Большинству россиян понятие «новая этика» абсолютно незнакомо, показал в 2020 году опрос агентства «Михайлов и партнеры. Аналитика». 83% респондентов признавались, что слышат об этом термине впервые. И только 3% могут дать ему определение.

Строго говоря, полностью устоявшегося определения для «новой этики» в России нет. Не все до конца понимают, что стоит за этим понятием, говорит Архипова.

Один из соавторов книги «Открытый вопрос: гайд по миру «новой этики», старший научный сотрудник Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Надежда Нартова называет ее не феноменом, а процессом пересмотра правил и норм взаимоотношений во всех сферах жизни. Прежде всего в коммуникациях, особенно тех, что касаются межличностных и гендерных вопросов.

Социологи признают, что новые правила и нормы нигде не закреплены – ни в общественном мнении, ни тем более в законодательстве. Они «явочным порядком» начали отвоевывать себе право на жизнь.

Проводником «новой этики» для россиян послужили движения #MeeToo и #Янебоюсьсказать, которые вскрывали случаи сексуальных домогательств и насилия. Они запустили дискуссию по поводу границ допустимого и злоупотребления властью. Но, как и другие элементы «новой этики», эта дискуссия приземлилась на российскую почву довольно громко, но не то чтобы основательно.

Домогательства и харассмент

Разоблачения, спровоцированные #MeeToo и #Янебоюсьсказать, в России были не такими массовыми, как в западных странах. Но успели наделать шуму и испортить несколько карьер. После обвинений в домогательствах, опубликованных в «Твиттере», с должности ушел шеф-редактор «МБХ-Медиа» Сергей Простаков. Признал вину и уволился сотрудник Сбербанка Руслан Гафаров. Журналист «Дождя» (внесено в список СМИ-иноагентов) Павел Лобков принес публичные извинения.

Девятый вал: по России прокатилась волна секс-скандалов из-за домогательств на работе

В большинстве случаев работодатели быстро откликались на заявления в соцсетях и запускали разного рода служебные проверки. Исключением стали разве что вузы, по которым тоже прокатилась волна скандалов. В частности, студентки МГУ рассказывали, что во время экзамена преподаватель предлагал одной из учащихся «достать конфетку из переднего кармана его джинсов».

Не дождавшись внятной реакции от вуза, выступающие против домогательств студенты, аспиранты и преподаватели обратились с открытым письмом в Минобрнауки. Там признали, что считают харассмент в вузах недопустимым, но официальных разоблачений или публичных увольнений не последовало. Хотя несколько учебных заведений приняли новые документы или механизмы для решения конфликтов, которые касаются злоупотребления властью.

Для российского обывателя дискуссия о харассменте и сексуальных домогательствах оказалась в новинку. По данным ВЦИОМ, 70% ни разу не слышали слово «харассмент». Предложения сексуальных отношений или требования сексуального характера на работе многие по-прежнему считают допустимыми. 45% заявляют, что не видят в этом оскорбления.

Более того, объектом критики в России часто становятся не обвиняемые в домогательствах, а их предполагаемые жертвы. Например, актрису Елену Проклову, которая рассказала о сексуальном принуждении многолетней давности, осудили в том числе ее женщины-коллеги.

Исследование MediaCom свидетельствует, что 39% женщин негативно относятся к #MeToo и другим движениям против харассмента и насилия. Поддерживают такие кампании 42% респонденток.

Отношение к ЛГБТ

Распространенные в России патриархальные модели и ценности во многом определяют отношение к сексуальным меньшинствам. По информации того же ВЦИОМ, оно остается преимущественно негативным. Почти четверть респондентов считают представителей сексуальных меньшинств «больными людьми, которым нужна медицинская помощь». Причем за последние 17 лет цифры почти не меняются: такой ответ дают от 20% до 23% опрошенных.

Опасными людьми геев называют 11%. Еще 13% уверены, что гомосексуализм – это социальная болезнь и лечить надо само общество. При этом две трети резко отрицательно относятся к однополым бракам.

Данные «Левада-центра» (организация признана в России иностранным агентом) показывают более высокий уровень толерантности. В ходе опроса, который центр проводил в 2019 году, почти половина россиян выступили за равные права для гомосексуалов, в том числе права на брак. Но все же 56% признавались в отрицательном отношении к геям.

Компании, которые пытались заигрывать с темой ЛГБТ в своих коммуникациях, быстро убеждались, что массовая аудитория к этому не готова. Самый яркий пример – скандал вокруг «Вкусвилла» и его рекламы с участием однополой семьи. После запуска кампании на ритейлера и участниц ролика ополчилось движение «Мужское государство», которое регулярно травит и преследует женщин и ЛГБТ. После этого «Вкусвилл» отозвал ролик и извинился, списав все на «непрофессионализм отдельных сотрудников».

По подсчетам агентства «Большая медведица», всего за несколько дней (с 30 июня по 5 июля 2021 года) на эту тему в соцсетях сгенерировали 165 тыс. сообщений. Среди авторов негатива 40% занимали консерваторы и гомофобы, 25% – ЛГБТ и сочувствующие, 20% – толерантные. По сути, хейтеры «Вкусвилла» поделились примерно пополам: компании почти одинаково досталось и за сам ролик, и за извинения. Часть пользователей заявили, что не будут покупать продукцию «Вкусвилла». Но по-настоящему масштабного бойкота не получилось: в магазинах сети по-прежнему бывают очереди.

Расизм и ксенофобия

После скандала со «Вкусвиллом» другие рекламодатели попытались обернуть ориентиры «новой этики» себе на пользу, используя спорные темы и тестируя аудиторию на толерантность. Сеть ресторанов «Тануки» сделала рекламные фото с темнокожим мужчиной. В ответ «Мужское государство» потребовало извинений и призвало саботировать работу сети, делая массовые заказы без предоплаты и потом от них отказываясь.

«Тануки», которая, судя по всему, сознательно шла на риск, заявила, что компании «наплевать на призывы удалять контент и угрозы в свой адрес». Акция в целом удалась: компания получила массу публикаций и одобрительных откликов в соцсетях.

Как критическая расовая теория меняет американское общество

Но из этого не следует, что движение Black Lives Matter близко российской аудитории. Из опрошенных агентством «Михайлов и партнеры. Аналитика» 70% ничего не слышали о BLM. Даже в крупных городах доля таких респондентов довольно велика: в Москве и Санкт-Петербурге она составляет 49%.

Причем те, кто знают о BLM, часто относятся к движению скептически. «Многие отмечают, что за ним часто стоит не столько желание равенства, сколько другие цели», – говорят в агентстве. В частности, 23% из знающих о BLM считают, что оно нацелено на «доминирование над белым населением».

Эксперты признают, что рефлексия по поводу расизма в российском обществе почти отсутствует. В конце 1990-х – начале 2000-х по стране прокатилась волна насилия, связанная с активностью неонацистов. Их жертвами были не столько темнокожие, сколько выходцы с Кавказа или из Центральной Азии. Вспышки насилия пошли на спад, как только государство четко артикулировало свою позицию и неонацисты стали получать реальные сроки.

Впрочем, победить ксенофобские настроения не удалось. Некоторое время назад они шли на спад, рассказывают в «Левада-центре». Но с 2017 по 2019 год уровень этнофобии, то есть доля тех, кто хотел бы ограничить в России проживание какой-либо этнической группы, вырос с 54% до 71%. С 58% до 72% увеличилось количество респондентов, желающих ограничить трудовую миграцию. Примерно каждый второй респондент поддержал лозунг «Россия для русских».

Эксперты «Левады» указывали, что в год проведения опроса инфополе изобиловало ксенофобской повесткой. В Пензенской области были столкновения с цыганами, в Якутске – антимигрантские выступления после изнасилования местной жительницы. Но даже без дополнительных инфоповодов ксенофобские настроения привычны для российского общества, признают социологи.

Волна неонацизма пошла на спад еще в середине 2000-х, но в стране до сих пор высок уровень ксенофобии, а половина жителей поддерживает лозунг «Россия для русских»

Роман Пятаков/ТАСС

Почему общество расслоилось

Принципы «новой этики» – например, толерантность – россияне воспринимают в основном как что-то новое и иностранное, говорят эксперты. Жители страны видят, что в мире меняются ценности и правила игры, но не всегда примеряют их на себя.

«Данные наших исследований показывают, что, по мнению россиян, этическая революция фактически уже произошла там, на Западе, «у них», – комментируют в агентстве «Михайлов и партнеры. Аналитика».

Служебный роман

Теоретически гражданам должны быть более или менее близки новые нормы. «Христианский и советский (точнее, марксистский) контексты работают в пользу «новой этики». В этих идеологиях постулируется, что все люди равны друг другу перед лицом Бога или высшего исторического смысла», – напоминает гендиректор Школы критического мышления, кандидат философских наук Дмитрий Скворцов.

Проблема в том, что в народном сознании значение этих философских постулатов упрощается. Религия и социализм превращаются в строгие нормативные системы, работающие по принципу «правильно–неправильно».

Но главное, по словам Скворцова, у российского общества было слишком мало времени, чтобы впитать новые нормы. «Этика не может возникнуть быстро, за десятилетие. Нужны поколения, обсуждения, сложные вызовы, история свободного развития науки и философии», – подчеркивает он. К тому же в истории России было много идеологических переломов, и отсюда – меньше возможностей для решения тонких этических проблем.

Сумма всех этих факторов формирует расслоенную среду, продолжает эксперт. В общественном сознании перевешивает неприятие «новой этики». А на уровне частных мнений нередко встречается высокая персональная толерантность.

Кто примет новые ценности

Чаще всего ученые выделяют два фактора, которые определяют отношение к новым правилам игры, – возрастной и средовой.

По результатам социологических опросов четко видно, как различаются мнения молодежи и пенсионеров по спорным вопросам. Например, в группе от 18 до 24 лет, по подсчетам ВЦИОМ, сексуальную ориентацию считают личным делом каждого 68% респондентов. Среди опрошенных 60 лет и старше такой ответ дали только 16%.

Даже внутри одной возрастной группы мировоззрение и поведение людей сильно различается у жителей мегаполисов, малых городов и сельских поселений. Но предполагать, что «новая этика» не вышла за пределы Москвы и городов-миллионников, – это сильное искажение, подчеркивает социальный антрополог Александра Архипова. По ее наблюдениям, новые ценности близки в первую очередь тем, кто много читает, знает иностранные языки, интересуется жизнью в других странах. Часто это люди, активно участвующие в политической или социальной жизни. В том числе – из маленьких городов.

Архипова также отмечает, что внедрение патерналистской модели на уровне государства вызывает сопротивление у молодежи. И одной из форм такого сопротивления становится приверженность «новой этике».

В то же время пандемия, по оценке Скворцова, усложняет картину мира и делает ее более неопределенной. Все это приводит к упрощению сознания и консерватизации взглядов. В итоге «новая этика», которая требует одинаково доброжелательного внимания к правам всех членов общества, ограничивается высокообразованными жителями с межкультурными связями.

Скворцов отмечает, что российское общество живет в идеологических условиях, которые исследователи называют «археомодерн» или «археоавангард». По сути, это спутанная система традиционных и прогрессивных идей. Поэтому полностью принять новые ценностные ориентиры россияне не смогут.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".