26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Порок бедности: чем государство может помочь семьям с детьми
детские пособия Общество соцподдержка

Порок бедности: чем государство может помочь семьям с детьми

До 15 сентября правительство должно представить президенту доклад о новых выплатах на детей из неполных малообеспеченных семей и беременным женщинам. Дополнительные меры социальной поддержки вводятся с 1 июля текущего года в рамках реализации послания главы государства Федеральному собранию.

мама целует ребенка деньги рубли

©коллаж

Беременные женщины будут ежемесячно получать половину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в регионе. Обязательные условия – беременность шесть и более недель, постановка на учет в медицинских организациях в ранние сроки, среднедушевой доход семьи не выше прожиточного минимума в субъекте РФ.

Кроме того, с 1 июля дополнительные выплаты начнут назначать на детей в возрасте от 8 до 17 лет из неполных семей либо семей, имеющих в соответствии с судебным решением право на алименты, но не получающих их. При этом такая семья должна быть официально признана малообеспеченной. Размер пособия – половина прожиточного минимума ребенка, установленного в регионе.

Ни для кого не секрет, что уровень бедности в семьях с детьми, особенно многодетных семьях и неполных, существенно выше, чем в остальных демографических группах. Так, согласно статистическим данным последних лет, в общей численности малоимущих россиян доля родителей, воспитывающих детей в возрасте до 18 лет, достигает 87,8%. Социальная поддержка этой категории населения отнесена к государственным приоритетам. Комплекс мер определен Федеральным законом «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», вступившим в силу в декабре 2017 года. Это многоступенчатый механизм, во всех тонкостях которого неподготовленному человеку разобраться непросто. Так, производятся выплаты по беременности и родам; за раннюю постановку на учет в женской консультации. А еще единовременная выплата при рождении ребенка, так называемый материнский капитал, причем многие регионы ввели свой в дополнение к федеральному.

Ежемесячные пособия полагаются на всех детей до 1,5 лет. Их размер составляет 40% от средней зарплаты, с которой производились отчисления в Фонд социального страхования, за два предшествующих года. Получать выплаты вправе родитель, опекун или усыновитель, официально оформивший отпуск по уходу за ребенком. Пособие не может быть больше устанавливаемого на каждый год максимального размера и меньше минимального. На 2021 год это 29600 руб. 48 коп. и 7082 руб. 85 коп. соответственно.

Бедность на пороге: cколько россиян нуждаются в деньгах на самом деле, и на чем они экономят

В ограничениях угадывается не столько принцип социальной справедливости, сколько уравниловка в интересах экономии бюджета Фонда социального страхования (ФСС). Другого объяснения, почему женщина, зарабатывавшая от 100 тыс. рублей и выше, с которых в полном объеме удерживались взносы в ФСС, не может получать выплаты по уходу за ребенком, допустим, в размере 40 тыс. руб., пожалуй, найти сложно. Таким образом, по умолчанию из «сэкономленных» на одной молодой матери более 10 тыс. руб. 1,5 года финансируются минимальные пособия другой женщине. Той самой, которая до ухода в декретный отпуск в силу объективных причин или личных обстоятельств официально нигде не работала.

Пособия на детей до 3 лет (первого и второго ребенка) введены недавно. Их получают только граждане РФ, у которых ребенок родился после 1 января 2018 года. Доходы семьи в этом случае не могут превышать двух региональных прожиточных минимумов. Размер выплаты зависит от величины прожиточного минимума ребенка, который устанавливают на каждый год местные власти. Например, в Москве пособие достигает почти 15,5 тыс. руб., а во Владимирской области – немногим более 11 тыс. руб.

На детей в возрасте от 3 до 18 лет пособия также полагаются только малообеспеченным семьям. Выплаты носят адресный характер, а размер зависит от конкретного региона и прожиточного минимума в нем. Допустим, в столице в текущем году пособие на детей в возрасте от 8 до 18 лет назначается в размере 4381 руб., от 3 до 7 лет включительно – 7725 руб.

Кроме того, малообеспеченные и многодетные семьи с детьми могут рассчитывать и на другие виды социальной поддержки. В этом перечне – двухразовое бесплатное питание в школе; субсидии на приобретение или бесплатное получение школьной и спортивной формы; лекарства по бесплатным рецептам детям до 6 лет и т.д.

Существует практика единоразовых выплат на детей. В прошлом году в качестве меры поддержки населения в период пандемии коронавирусной инфекции дважды по 10 тыс. руб. получили родители на каждого ребенка в возрасте от 3 до 15 лет. В декабре 2020-го на детей в возрасте до 7 лет выплатили еще по 5 тыс. руб. В августе 2021 года родители школьников и будущих первоклашек снова получат 10 тыс. руб. на каждого ребенка.

Каждый год пособия увеличиваются вслед за ростом прожиточного минимума в регионе. Расширяется и круг получателей социальных выплат, но бедность в семьях с детьми, как было сказано выше, по-прежнему явление распространенное.

Власти намерены изменить ситуацию к лучшему. В послании Федеральному собранию глава государства поручил правительству в срок до 1 июля подготовить программу социальной поддержки семей с детьми. В документ, помимо действующих, наверняка включат и дополнительные меры помощи. В частности, добавят пособия на детей из неполных семьей и оплату больничных листов женщинам, имеющим детей в возрасте до 7 лет, по новым правилам, вне зависимости от трудового стажа.

Хотелось бы верить, что этим правительство не ограничится. Систему помощи со стороны государства семей с детьми нельзя считать эффективной. Проблема не только в ограниченных возможностях бюджетов всех уровней, но и в очевидной декларативности некоторых мер. Против самых бедных семей работают некоторые бюрократические уловки и странные правила.

Понять и простить: почему можно обнулить НДФЛ для бедных

Так, нарушена логика в порядке расчета среднедушевого дохода семьи для назначения пособий на детей. Если показатель буквально на 20–30 рублей окажется выше установленного региональными властями минимума, то оформить выплату не получится. В результате семья, с трудом сводящаяся концы с концами, лишается дополнительного дохода в несколько тысяч рублей.

Другой пример отсутствия здравого смысла можно обнаружить в правилах получения стандартных налоговых вычетов. Напомним, на первого и второго ребенка за год полагается по 1,4 тыс. руб., на третьего и каждого последующего – по 3 тыс. руб. К сожалению, эти скромные суммы нельзя получить за один прием. Вычет производит бухгалтерия предприятия ежемесячно, небольшими частями, до тех пор, пока доходы, облагаемые по ставке 2НДФЛ, не составят 350 тыс. руб.

Несложно подсчитать, что при зарплате менее 29 тыс. руб. в полном объеме эти копейки за целый год нельзя получить. Таким образом, и без того откровенно символическая мера поддержки семей с детьми для самых нуждающихся россиян в полном объеме недоступна.

Приведенные примеры подтверждает, что правительству при подготовке новой программы помощи семьям с детьми есть резон провести полную ревизию действующих мер социальной поддержки и провести работу над ошибками. Без этого миллионы россиян не так и не смогут преодолеть порог бедности.

Людмила Иванова-Швец – доцент базовой кафедры ТПП РФ «Развитие человеческого капитала» РЭУ им. Г.В. Плеханова

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».