2 декабря 2024
USD 107.74 -1.84 EUR 114.31 -1.83
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Российские эксперты оценили стремление Казахстана стать евразийским транспортным хабом
ЕАЭС Казахстан Общество

Российские эксперты оценили стремление Казахстана стать евразийским транспортным хабом

Министерство транспорта Казахстана сформировало пул из 36 инвестиционных проектов в транспортно-логистической отрасли на общую сумму более $31 млрд. Как сообщил вице-министр транспорта Талгат Ластаев, была проведена работа по актуализации и увеличению пула инвестиционных проектов в сфере транспорта и логистики. В целях выработки новых подходов в привлечении инвестиций состоялось заседание рабочей группы по сопровождению инвестиций с участием местных органов власти, компаний государственного и частного сектора в сфере транспорта и логистики. Замминистра отметил, что для реализации всех задач в транспортной сфере потребуется порядка $40 млрд.

Контейнеры и грузовики

©Shutterstock/Fotodom
Содержание:

«Транспортно-логистический узел международного значения»

Согласно данным Бюро национальной статистики Казахстана, по итогам 2023 года план инвестиций в основной капитал по курируемым отраслям Министерства транспорта исполнен на 107,7%. Для привлечения европейских инвесторов состоялся рабочий визит казахстанской делегации в Бельгию, Нидерланды и Румынию, где прошли встречи с профильными министрами, международными финансовыми организациями и ключевыми европейскими инвесторами. Заключен ряд контрактов.

Министерство планирует развивать не только морской транспорт, но и речные грузоперевозки по Уралу и Иртышу. Обсуждается развитие экспорта по Уралу, в частности по маршруту Атырау – Урал – Каспийский канал – Транскаспийский международный транспортный маршрут. Для восстановления судоходных параметров Урала и Каспийского канала будут проведены дноуглубительные работы, благодаря которым обеспечат безопасный проход крупнотоннажных судов.

В свою очередь, Иртыш соединит новым транспортным коридором Россию и Китай. В рамках проекта построят дополнительный шлюз на участке Павлодар – Семей, речной порт Тугыл в Восточно-Казахстанской области и железную дорогу Тугыл – Майкапчагай.

Стоит напомнить, что, выступая прошлой осенью на открытии Третьего форума международного сотрудничества «Один пояс, один путь» в Пекине, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев заявил о том, что, находясь в центре Евразии, связывая Север и Юг, Запад и Восток, Казахстан играет особую роль в реализации транспортной инициативы Китая.

«Будучи огромным внутриконтинентальным государством, имеющим общую протяженную границу с Китаем, Казахстан прилагает серьезные усилия, чтобы стать транспортно-логистическим узлом международного значения», – сказал Токаев. По его словам, сегодня около 85% наземных транзитных перевозок из Китая в Европу приходятся на Казахстан. «Придавая большое значение развитию транзитно-транспортной отрасли, за последние 15 лет мы направили на эти цели свыше 35 миллиардов долларов. Запущены такие крупные инфраструктурные проекты, как казахстанско-китайский логистический центр в порту Ляньюньган, сухой порт Хоргос, транзитная магистраль Западная Европа – Западный Китай, железнодорожный коридор из Китая в Иран», – отметил президент Казахстана.

«Сверхвыгодно для России»

Стратегические планы Казахстана по развитию транспортной системы оценили российские эксперты.

Член Российско-Казахстанского делового совета Михаил Смирнов считает, что стремление Казахстана стать транспортно-логистической державой обусловлено его географическим положением. Территория современного Казахстана занимала центральный отрезок Великого шелкового пути, по ней курсировали большие транзитные потоки. Так сложилось исторически.

«Я бы включил в понятие "транзит" не только транспорт, но и трубопроводы. Через Казахстан проходит трубопровод Средняя Азия – Центр, в настоящее время запущенный в реверсном режиме, есть также Каспийский трубопроводный консорциум, который качает нефть из прикаспийских скважин по северному побережью моря, – сказал аналитик. – Часто обсуждается направление Север – Юг, Юг – Север и направление Запад – Восток, оба проходят через Россию. Казахстан, повторюсь, исторически занимает важный отрезок Великого шелкового пути, включающий горные переходы, соединяющие Казахстан и Китай».

Казахстанские проекты органично встраиваются в российскую концепцию развития евразийской логистики, кроме того, в наших странах близкие научные школы. Помимо этого, развитие транспортно-логистической системы Казахстана встраивается в китайский проект «Один пояс, один путь», центральной частью маршрута которого является Казахстан, который к тому же может сообщаться с европейскими странами через Каспийское море. Член Российско-Казахстанского делового совета ожидает рост товарных потоков между портами Казахстана и Азербайджана, а в перспективе и Ирана.

«Перевалка, перегрузка, обслуживание транспорта, дорожный сервис – все это серьезное подспорье для национальной экономики. Развитая дорожная сеть обеспечит не только транзит, она положительно отразится на внутреннем товарообороте Казахстана. Развитие транспортно-логистической системы – идея верная со всех точек зрения, к тому же она сочетается с российской концепцией развития транспортной магистрали от Санкт-Петербурга до Зауралья и казахстанской границы. Это отвечает интересам наших стран не только с экономической точки зрения, но и с точки зрения укрепления отношений», – заключил Михаил Смирнов.

Депутат Государственной думы от граничащей с Казахстаном Челябинской области Владимир Павлов считает, что инвестпроекты, затрагивающие транспортную структуру Казахстана, перекликаются с целями, поставленными на переговорах президентов наших стран, глав правительств и парламентариев. Они касаются развития инфраструктуры Иртыша и Урала, железнодорожного сообщения по коридору Север – Юг, где Казахстан является главным партнером России в транзитном сопровождении грузов, а также развития авиационной инфраструктуры и расширения сети автомобильных дорог до пограничных пунктов по всей границе Казахстана и России.

«Что касается идеи президента Токаева сделать Казахстан транспортно-логистической державой, то для развития транспортного потенциала у республики все есть. У страны огромные перспективы для развития транспортных коридоров как с востока на запад, так и с севера на юг. Это огромная точка роста. Превращение Казахстана в транспортно-логистическую державу сверхвыгодно и для России. Через республику лежит дорога Север – Юг, международные железнодорожные пути, по которым осуществляются грузоперевозки. Так что для нас Казахстан – ключевой партнер, страна, российские инвестиции в которую с каждым годом будут увеличиваться. Россия обязательно будет в этом участвовать, в том числе в рамках Соглашения о приграничном сотрудничестве, также развивая свои автодороги. Например, в этом году в Челябинской области начинается строительство автомобильной дороги с расширением до четырех полос до погранперехода в Троицке», – говорит российский парламентарий.

Президент Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» Владимир Матягин подчеркивает, что кратчайший путь доставки товаров из России в Индию и наоборот проходит через территории Казахстана и близлежащих среднеазиатских стран.

«Индия, как и Китай, – крупный экономический партнер России, развитие данного направления дает определенный потенциал и Казахстану. Транзитный путь также будет пролегать через Иран, очень крупную экономику, Индию и на запад Китая. И самый оптимальный вариант – через Казахстан», – подчеркнул эксперт.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".