18 июля 2024
USD 88.28 +0.47 EUR 96.26 +0.48
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Ударили рублем: какое наказание ждет нарушителей закона о запрете рекламы на ресурсах иноагентов
законодательство иноагенты Общество

Ударили рублем: какое наказание ждет нарушителей закона о запрете рекламы на ресурсах иноагентов

Госдума приняла закон, который запрещает россиянам и российским компаниям размещать рекламу на информационных ресурсах иностранных агентов. В силу он вступит уже в марте, но ряд вопросов пока остается без ответа.

иноагенты

©Василий Шапошников/Коммерсантъ/Vostock Photo

Содержание:

Институт «иноагентства» появился в РФ в 2012 году и постепенно распространился на НКО, СМИ, общественные объединения без образования юрлица и граждан. 1 декабря 2022-го вступил в силу закон об иноагентах – «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». Замглавы Минюста Олег Свириденко в интервью ТАСС в мае 2023-го объяснял: «Факт «финансирования из-за рубежа» является не единственным возможным основанием для внесения в реестр [иноагентов]». Теперь для включения в реестр достаточно обнаружить иностранное влияние в любой иной форме в сочетании с политической деятельностью.

На 29 февраля 2024 года в реестре значилось 774 иноагента. Две трети из них – физлица. В сообщениях о причинах внесения в реестр новых иноагентов на сайте Минюста в последнее время обычны такие аргументы: «выступали против специальной военной операции на Украине», давали интервью иноагентам, распространяли «недостоверную информацию о принимаемых органами публичной власти РФ решениях и проводимой ими политике», проживают за пределами РФ. О деньгах ни слова.

Плюс один запрет

За подписями 395 депутатов во главе со спикером 15 февраля в Госдуму был внесен, а к 28 февраля принят в трех чтениях законопроект, дополняющий перечень запретов и ограничений, наложенных на иноагентов. «Таких ограничений сегодня 18, наше будет 19-м», – объяснял один из авторов, глава думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев (ЕР).

Без малого семьсот: самые резонансные законы, принятые Госдумой в 2023 году

Уже сейчас иноагент не может быть чиновником любого уровня, ему нельзя агитировать за или против любого кандидата на любых выборах, организовывать публичные мероприятия. Вклады иноагентов в банках не подлежат страхованию. Иноагенты не вправе получать от государства финансовую и иную имущественную поддержку, им нельзя участвовать в госзакупках, писать книги и снимать фильмы для детей, «осуществлять просветительскую деятельность в отношении несовершеннолетних», работать педагогами в государственных и муниципальных образовательных организациях и т. д.

Теперь в законе «О рекламе» появляется еще и запрет на распространение российскими компаниями и гражданами рекламы на любом информационном ресурсе иностранных агентов, сами эти информационные ресурсы рекламировать тоже будет нельзя. Соответствующие положения прописаны и в законе «О средствах массовой информации».

На вопросы коллег и журналистов, будет ли считаться рекламой репост или цитирование иноагента, Василий Пискарев отвечал так: «Читать и любить иноагента мы не запрещаем, пожалуйста». В своем Telegram-канале он уточнил: «недопустимо в рекламных целях размещать прямые гиперссылки на такие ресурсы», но «если речь идет об информационном сообщении, то при наличии соответствующей маркировки» ограничений нет.

Цена вопроса

В пояснительной записке к инициативе говорится: по данным Минюста, в 2023 году «более 200 российских физических и юридических лиц разместили рекламу своих товаров и услуг на информационных ресурсах иностранных агентов, тем самым принося им доход и обогащая их», и закон принимается «в целях противодействия такому скрытому иностранному вмешательству во внутриполитические дела государства». Думский комитет по экономической политике ссылается на сведения из Единого реестра интернет-рекламы: в прошлом году российские рекламодатели потратили на рекламу у иностранных агентов 133 млн руб. Для сравнения: общий объем рынка рекламы в январе–сентябре 2023-го, по данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), достигал 495 млрд руб.

Работать с пометкой: как в России будут регламентировать деятельность блогеров

Ассоциация блогеров и агентств (АБА) подсчитала, что в прошлом году доходы десяти YouTube-каналов россиян с более чем 1 млн подписчиков составили в общей сложности около 1,2 млрд руб. Среди топ-блогеров три иноагента – Юрий Дудь (4-е место, около 130,5 млн руб.), Максим Кац (6-е место, 89,5 млн руб.) и Екатерина Шульман (10-е место, 1,9 млн руб.). Ранее эксперты АБА объясняли: рекламодателям иногда выгодно работать с некоторыми иноагентами, потому что те популярны и востребованы.

В блогах и Telegram-каналах иноагентов пока еще можно увидеть рекламу практикующих врачей, интернет-магазинов, финансовых консультантов, риелторов, фирм, занимающихся помощью в оформлении виз и ВНЖ, турфирм, курсов изучения иностранных языков, платформ по продаже авиабилетов, билетов на концерты и выставки в российских городах.

Расторжение по взаимному согласию

В ходе обсуждения нового запрета в первом чтении депутат Сардана Авксентьева, выступая от имени фракции «Новые люди», заявила: если не устранить ряд изъянов, могут «пострадать добросовестные граждане и предприниматели». По ее словам, есть реестр иноагентов, но нет реестра информационных ресурсов иноагентов, не прописана обязанность иноагентов уведомлять рекламодателей о своем статусе, и, наконец, не прописан порядок прекращения рекламных договоров, если одна из сторон вдруг будет признана иноагентом. Но подготовленные фракцией ко второму чтению поправки были отклонены. В профильном комитете сочли их «излишним правовым регулированием».

Переходных положений в законе нет. Значит, в силу он вступает через 10 дней после одобрения Советом Федерации и подписания президентом – уже в марте. Все договоры о рекламе с иноагентами одномоментно станут противоречащими действующему законодательству.

Партнер практики конкурентного права BGP Litigation, председатель Генсовета Ассоциации антимонопольных экспертов Ирина Акимова объяснила «Профилю», что после вступления закона в силу «стороны уже заключенных и действующих договоров могут расторгнуть их по взаимному согласию (например, если предмет договора заключается только в рекламе иноагента / у иноагента)». Если договор предусматривает и другие обязательства, можно заключить допсоглашение, в котором обязательства по размещению рекламы и ее оплате признаются не подлежащими исполнению. Если стороны решат все же исполнять договор, «возрастает риск привлечения их к административной ответственности», отметила эксперт.

По какой статье накажут

Статья 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушения законодательства о рекламе предусматривает штраф от 2 тыс. до 4 тыс. руб. для граждан, от 4 тыс. до 20 тыс. – для должностных лиц, от 100 тыс. до 500 тыс. – для юрлиц. Но в КоАП есть и специальные наказания за нарушения соответствующих требований закона об иноагентах. По ст. 19.34 включенным в реестр гражданам грозит штраф 30–50 тыс. руб., компаниям – 300–500 тыс. В случае повторного в течение года нарушения против них может быть возбуждено уголовное дело по ст. 330.1 УК. Она предусматривает штраф до 300 тыс. руб. либо обязательные или исправительные работы, либо до двух лет колонии.

Если Минюст выявит, что граждане или компании нарушают запрет о размещении рекламы на ресурсах иноагентов или рекламируют эти ресурсы, то сначала предупредит и даст месяц на исправление, а в случае непринятия мер оштрафует: граждан – на 30–50 тыс., а юрлиц – на 200–300 тыс. рублей (ст. 19.5 КоАП).

Впредь, заключая договор о рекламе с публичными персонами, рекламодателю надо иметь в виду, что этот человек в будущем может попасть в реестр иноагентов. Для минимизации риска, отмечает Ирина Акимова, можно сделать оговорку: прописать, например, что подобная ситуация не является неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств.

Так как в законе нет указания на обратную силу действия запрета, формальных оснований для признания лица нарушителем за размещенную в прошлом рекламу также нет, полагает Акимова. Но вот, к примеру, разъяснение Роскомнадзора по поводу вступившего в силу 1 марта запрета на рекламу или популяризацию способов обхода блокировок доступа к противоправному контенту: «Требование о запрете распространения такого контента относится ко всем материалам в Сети, независимо от того, когда он был опубликован и на каких интернет-ресурсах». Значит, для прояснения ситуации придется подождать разъяснений контролирующих органов.

Подписывайтесь на все публикации журнала "Профиль" в Дзен, читайте наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль