20 апреля 2024
USD 93.44 -0.65 EUR 99.58 -0.95
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Восемь лет вне игры: как крымский спорт живет на полулегальном положении
Крым Спорт спорт футбол

Восемь лет вне игры: как крымский спорт живет на полулегальном положении

В чемпионате Крыма по футболу 2021/22 близится развязка. Если победитель Российской премьер-лиги стал известен задолго до ее окончания, то здесь интрига закручена сильнее. Скорее всего, чемпион Крыма определится 28 мая в очной встрече претендентов – «Севастополя» и симферопольской «ТСК-Таврии».

Футбол. Кубок Крыма. Матч

Кубок Крыма по футболу, матч "Таврия" – "СКЧФ Севастополь"

© Евгений Биятов / РИА Новости

Содержание:

Новости об этом турнире редко попадают на страницы федеральных СМИ. Вероятно, многие россияне и не подозревают, что спустя восемь лет после присоединения Крыма к РФ там существуют собственные чемпионаты, не интегрированные в систему национального спорта.

После начала военной операции на Украине пошли разговоры о том, что по крайней мере в отношении крымского футбола эта двусмысленная ситуация должна разрешиться. Но пока она остается неизменной.

Почему футбольный Крым не стал частью России

Сначала все было как полагается. Летом 2014 года РФС допустил «Таврию», «Севастополь» и ялтинскую «Жемчужину» к участию во втором дивизионе чемпионата России и в Кубке страны. Но, по уставу международных ассоциаций ФИФА и УЕФА, переход клубов из одной юрисдикции в другую возможен только при согласии всех сторон. В этом же случае Федерация футбола Украины подала официальный протест.

В итоге УЕФА постановил, что с 1 января 2015 года крымские клубы не могут выступать в соревнованиях Российского футбольного союза (РФС). В том числе не допускался вариант, при котором они регистрируются в другом регионе России, а домашние матчи проводят на полуострове.

РФС подчинился, вычеркнув крымчан из состава участников и аннулировав их результаты. Функционеры сочли этот шаг разумным, ведь вердикт УЕФА был не самым жестким из возможных. Во-первых, РФС не наказали за своевольные действия летом 2014-го, хотя на том настаивала украинская сторона. Во-вторых, УЕФА допустил сам факт существования крымского футбола вне Украины. Был образован Крымский футбольный союз «со специальным статусом», подчиняющийся напрямую УЕФА.

Игра на выбывание: российский футбол стоит перед судьбоносным выбором

С тех пор крымские клубы разыгрывают внутренний чемпионат. Проблема в том, что его победители не имеют доступа к еврокубкам. Теоретически получить его возможно: к примеру, на территории Великобритании действуют целых четыре футбольных федерации (Англии, Уэльса, Шотландии, Северной Ирландии) – у каждой своя лига и своя квота в еврокубках. Под «специальным» же статусом, как у Крыма, в свое время ходили частично признанные Гибралтар и Косово, и постепенно УЕФА наделил их всеми правами в европейской футбольной семье. В 2016 году министр спорта Виталий Мутко обещал, что это произойдет и с Крымом: «Джанни Инфантино (президент ФИФА. – «Профиль») хорошо знает эту тему и, надеюсь, быстрее решит вопрос, мы на встрече с ним обсуждали».

Но воз и ныне там. «За последние четыре месяца мы написали три или пять писем [в УЕФА], но ответ получили только один, где они сказали, что с уважением к нам относятся, но новыми результатами обрадовать не могут», – рассказывал глава крымского футбола Юрий Ветоха в прошлом году.

Трудно даже организовать товарищеские матчи. В 2017 году российские клубы «Анжи-2» и «Сокол» сыграли в зимнем Кубке Крыма по футболу, и Украина снова пожаловалась в ФИФА. Там снова не стали наказывать РФС, но, по словам Ветохи, с тех пор российские клубы «от греха подальше» в Крым не ездят.

В результате международные встречи – редкий праздник для крымского футбола. В 2017-м «Таврии» удалось сыграть с камерунским клубом «Яунде 2». А в 2019-м бахчисарайский «Кызылташ» съездил на гастроли в Турцию. Из двух запланированных матчей удалось провести один – другой был сорван с подачи Украины.

Существует и сборная Крыма, дебютировавшая в 2017 году матчем с российским любительским клубом «Ростсельмаш». После ЧМ-2018 планировалось устроить поединок со сборной Сирии – не срослось. «Сборной негде играть, все национальные команды отказываются. Было бы красиво провести матч Россия–Крым, но пока нет такой возможности», – жаловался Юрий Ветоха в 2019-м.

Правда, сборную Крыма звали в ConIFA – футбольную ассоциацию территорий со спорным статусом. В ней, к примеру, числятся сборные Абхазии, Южной Осетии, Северного Кипра, Курдистана, Тибета, Восточного Туркменистана и так далее. В 2016 году сообщалось даже, что крымчане приняли приглашение ConIFA, но затем ни разу не сыграли на ее турнирах. А в 2020-м открестились от ассоциации.

Как выглядит чемпионат Крыма сегодня

Формально взяв крымский футбол под опеку, на деле УЕФА в нем практически не участвует. В 2016 году из ассоциации прислали подарок – 676 футбольных мячей для крымских команд. Спустя год УЕФА выделил Крыму 1 млн евро. Правда, на полуостров эти деньги так и не поступили, ведь международные платежные системы на нем не работают.

На момент крымского референдума «Севастополь» и «Таврия» играли в высшей лиге чемпионата Украины. Уже через год президент «Севастополя» Александр Красильников бил тревогу: «Профессиональный футбол в Крыму поставлен на грань исчезновения. Финансирование взять неоткуда».

И все же крымским командам находят спонсоров. Поддержкой «Таврии» занялась российская компания «Трансмашхолдинг». Спонсор «Севастополя» предпочел не разглашать себя, боясь попасть под санкции. В 2016 году выделенные им 148 млн рублей пропали в обанкротившемся «ФИА-Банке». После этого 49% акций «Севастополя» перешли в собственность правительства города. «Мы живем за счет правительства. Других денег нет. Мы их не зарабатываем», – делился в 2019-м гендиректор клуба Валерий Чалый.

Сейчас в чемпионате Крыма играют восемь команд. Отмены матчей – частое явление: соперник может просто не явиться на стадион. Также есть вторая лига, где команды вовсе исчезают: начинали с 13 участников в 2015 году, сейчас осталось 8.

Записи поединков доступны на Youtube: по спортивному уровню и антуражу они соответствуют любительскому региональному первенству. На стадионе, например, может не работать электронное табло – тогда сотрудники меняют счет вручную, прикрепляя необходимые цифры к доске. Трибуны при этом пустуют: с 1089 человек на матче (сезон 2015/16) средняя посещаемость за пять лет упала до 120 человек.

Зарплаты футболистов, судя по рассказам, составляют 20–50 тыс. рублей в месяц, причем выплачивают их нерегулярно. Приходится подрабатывать – например, развозить пиццу по вечерам. Директор «Таврии» Александр Гайдаш рассказывал, что один молодой игрок между карьерой в клубе и работой официантом в Алуште предпочел второй вариант: платили больше.

У тех, кто остается «пылить» на крымских полях, задача простая – вырваться «на материк», то есть в футбольные клубы «большой» России. Правда, есть загвоздка: из-за того, что многие игроки начинали карьеру до 2014 года, футбольный паспорт (трансферный сертификат ФИФА) у них украинский, и в наших клубах они считаются легионерами. А значит, трудоустроиться сложнее.

РФС с Крымом официально не взаимодействует: в стратегии союза до 2030 года о продвижении футбола на полуострове ничего не сказано. Но такая задача поставлена в программе развития спорта в Крыму, принятой Минспортом РФ. В рамках этого документа развернута серьезная работа: строятся и ремонтируются десятки полей, создаются детские команды, в 2020-м была открыта футбольная академия.

Воспитанники Академии футбола Крыма

Воспитанники Академии футбола Крыма

Академия футбола Крыма

Но и тут мешают бюрократические нюансы. Из-за «специального статуса» новые воспитанники не могут получить в Крыму тот самый трансферный сертификат – он бы позволил местным школам впоследствии получать свою долю с переходов футболиста. Иными словами, не хватает экономических стимулов к тому, чтобы развивать Крым как кузницу кадров российского футбола.

И еще одна характерная деталь. В 2016 году украинцы создали в Херсоне альтернативную федерацию футбола Крыма. Вскоре УЕФА тоже выделил ей 1 млн евро. И федерация «в изгнании» свой миллион получила.

Что в Крыму с другими видами спорта

В командных видах спорта ситуация такая же, как и в футболе. С той лишь разницей, что футбольный чемпионат Крыма сохраняет признаки профессионального спорта, а чемпионаты по волейболу, баскетболу, гандболу или водному поло уже чисто любительские. Местные команды тоже стремятся к интеграции с Россией.

Тренировка баскетболистов в тренировочном центре спортивной подготовки сборных команд России "Крымский".

Тренировка баскетболистов в тренировочном центре спортивной подготовки сборных команд России "Крымский"

Владимир Гердо/ТАСС

Крымские баскетболисты играют в чемпионате Северо-Кавказского и Южного федерального округов и Студенческой лиге РЖД. Волейболисты – в «Кубке дружбы народов России: Знамя верности – Знамя Победы». В футзале хотят создать объединенную лигу с Краснодарским краем. О санкциях речи не идет, ведь эти турниры не включены в структуру всероссийских соревнований, из которых идет отбор на международные турниры.

С индивидуальными видами спорта проще: получив в 2014 году гражданство РФ, крымские спортсмены автоматически перешли из юрисдикции сборной Украины в сборную России. В каждом случае вопрос решался индивидуально. Артур Айвазян (стрельба) получил трехлетнее отстранение (карантин) от международных турниров. Вера Ребрик (метание копья) обошлась без карантина, но на Олимпиаду-2016 в Рио ее все-таки не пустили по настоянию Украины. Максиму Оберемко (парусный спорт) украинцы тоже не разрешили поехать на ОИ-2016 в составе российской команды, но Международный олимпийский комитет решил вопрос в пользу спортсмена.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».