"Сандэнс-2022": путешествие в доме на колесах и страшный мир дейтинга
Подходит к концу американский фестиваль независимого кино «Сандэнс», открывший и продолжающий открывать множество ярких режиссеров. Обычно «Сандэнс» проходит в снежном Парк-Сити в штате Юта, но уже второй год подряд пресса может оценить программу в онлайн-формате (для обычных зрителей эта опция доступна, увы, только на территории США). Если в прошлом году «Сандэнс» был гибридным, то в этом за несколько недель до старта смотр почти полностью перенесли в виртуальное пространство. Рассказываем о громких премьерах и неожиданных открытиях фестиваля, указывая оригинальные названия фильмов.
- Living, режиссер Оливер Херманус
- Cha Cha Real Smooth, режиссер Купер Рэйф
- A Love Song, режиссер Макс Уокер-Силверман
- Fresh, режиссер Мими Кейв
Living, режиссер Оливер Херманус
На «Сандэнсе» много разных секций, в том числе целых четыре конкурса: американского и мирового игрового и документального кино. При этом картины, снятые известными режиссерами или сделанные с участием больших звезд, чаще всего выделяют во внеконкурсную секцию «Премьеры».
Фильм Living (переведем, допустим, как «Живущий») показали в один из первых дней «Сандэнса» как раз в премьерной секции. Снят он молодым режиссером из ЮАР Оливером Херманусом, в главной роли – неподражаемый Билл Найи, которому составляют компанию юные дарования Эйми Лу Вуд из «Полового воспитания» и Алекс Шарп из фильма «Как разговаривать с девушками на вечеринках».
Забавно было начать «Сандэнс», где американского кино все же больше, чем прочего, с очень-очень британского по духу и выделке фильма. При этом – с ремейка картины Акиры Куросавы «Жить», адаптированной для новой версии ни много ни мало британским Нобелевским лауреатом японского происхождения Кадзуо Исигуро.
Действие разворачивается в послевоенном Лондоне. Герой Билла Найи мистер Уильямс – давно не испытывающий никаких эмоций от жизни сухарь, вдовец, министерский чиновник, сто лет назад потерявший желание реально помогать людям. Все меняется, когда Уильямс узнает, что смертельно болен. Обретя вдохновение в общении с витальной молодой коллегой, он осознает, что никогда не поздно измениться: в его случае – эмоционально оттаять и сделать что-то действительно общественно значимое, пусть и не великое. Заручившись поддержкой сослуживцев, он начинает свою миссию: добиться разрешения на строительство детской площадки, ради которого несколько матерей давно и безуспешно обивали пороги министерства.
Картина получилась в хорошем смысле традиционной, но не лишенной интересных находок: так, кадры лондонской хроники послевоенных лет на титрах сменяются постановочными кадрами настолько бесшовно, что в реальность фильма тут же безоговорочно начинаешь верить. Пронзительный, но не сентиментальный, создающий яркие характеры парой незаметных штрихов, политический и гуманистический, Living – один из самых благородных британских фильмов последнего времени.
Cha Cha Real Smooth, режиссер Купер Рэйф
Cha Cha Real Smooth – труднопереводимая строчка из песни Mr. C The Slide Man, мем с динозавром Барни и название второй картины молодого постановщика Купера Рэйфа. По нашим скромным прогнозам, фильм является одним из главных претендентов на основные награды американского игрового конкурса. Как минимум от приза зрительских симпатий ему явно не отделаться: Cha Cha Real Smooth – кино редкого обаяния, которое обречено нравиться очень многим людям, так называемый краудплизер. В нем есть несомненная, плохо поддающаяся описанию магия.
Что немаловажно, права на показ через пару дней после премьеры примерно за 15 млн долларов приобрел стриминг Apple TV+. В прошлом году ему же, кстати, досталась картина «CODA: Ребенок глухих родителей», которая обрела на «Сандэнсе» аж четыре основных награды, а теперь, вполне вероятно, будет номинирована и на «Оскар».
Дебют режиссера Купера Рэйфа «Вписка» (Shithouse) завоевал два года назад Гран-при другого важного американского кинофестиваля, SXSW. Если в той ленте главный герой пытался справиться с трудностями взрослой жизни в колледже, где ему было поначалу очень одиноко и неуютно, то в Cha Cha Real Smooth центральный персонаж уже возвращается домой после окончания учебы. Поскольку и того и другого героя изображает сам Купер Рэйф, то два фильма смотрятся как своеобразная дилогия об этапах взросления.
Пауки, вампиры и герои: чем порадует мировой кинематограф в наступившем году
В Cha Cha Real Smooth двадцатидвухлетний Эндрю пока не знает, «кем хочет стать, когда вырастет». Пока что он подрабатывает ведущим бесконечных бар-мицв и бат-митв одноклассников своего младшего брата. На одной из вечеринок он влюбляется в совсем еще молодую маму шестнадцатилетней девочки с расстройством аутистического спектра. Домино (волшебная в этой роли Дакота Джонсон) посвятила половину жизни дочери и не успела получить образование. Теперь она собирается восполнить этот пробел, а еще выйти замуж за положительного, но скучного юриста. Эндрю самоуверенно полагает, что лучше, чем героиня Джонсон, знает, что ей нужно.
Cha Cha Real Smooth – романтический фильм нового поколения. В нем мужчины не стесняются плакать и быть уязвимыми, а женщины – отстаивать свою правду и, если нужно, наставлять на путь истинный. В нем он и она – равноправные и одинаково интересные участники действия, порой несносные, но такие, что не влюбиться в них невозможно. Рэйф обладает талантом придумывать крайне жизненные, порой неловкие для участников ситуации и диалоги, которые максимально сближают зрителей с персонажами. В конечном итоге получилась картина о необходимости искать свой собственный путь, вместо того чтобы следовать порыву слиться с другими людьми и их устремлениями.
A Love Song, режиссер Макс Уокер-Силверман
Если хочется посмотреть что-то, напоминающее оскароносную «Землю кочевников» Хлои Чжао, то A Love Song, «Песня о любви» – как раз то, что вам нужно. Дебют Макса Уокера-Силвермана вызывает острое непреодолимое желание сейчас же отправиться в путешествие по горным штатам США вроде Монтаны, Вайоминга, Колорадо или Юты, родины «Сандэнса». Именно так и поступает героиня Дейл Дики Фэй, устроившая привал у реки с видом на величественную снежную гору. Днем она изучает местных птиц и ест раков, ночью смотрит на звезды. Но главная ее цель – встретиться с другом детства (Уэс Стьюди), с которым она не виделась сорок лет. Теперь они оба овдовели и, возможно, отгоревав, готовы дать шанс новой жизни. Фэй назначила ему встречу именно здесь: в местах юности, где поставила свой дом на колесах. В ожидании Фэй каждое утро включает радио, где всякий раз играет новая, идеально подходящая моменту кантри-песня.
Медитативная «Песня о любви» предоставляет возможность полюбоваться не только природными пейзажами, но и пейзажем лица актрисы Дейл Дики: глубокими морщинами отмечены все радости и горести прошлого, отражающаяся в глазах-озерах мельчайшая перемена настроения подобна перемене погоды. Зрелость героини не противоречит любовным переживаниям, характерным, казалось бы, для молодости.
Элегически-созерцательное настроение картины оттеняет периодическое вторжение абсурда. То четыре молчаливых ковбоя через своего вожака – маленькую, но боевую девочку с косичками – обращаются к Фэй с просьбой переставить автодом. То почтальон в очередной раз не приносит письмо, зато сообщает, что у него есть весточка для пастуха на горе.
Картина вошла в одну из программ грядущего Берлинале.
Fresh, режиссер Мими Кейв
На «Сандэнсе» показывают много жанрового кино. Например, отборщики фестиваля очень ценят необычные хорроры: они составляют основную часть популярной программы Midnight, но нередко попадают и в другие секции смотра. «Сандэнс» помог запустить карьеры Ари Астера, Роберта Эггерса, поддержал Джордана Пила, когда он перешел от комедий к фильмам ужасов.
"Не смотрите наверх" и "Самый лучший босс": две антикапиталистические комедии на праздники
Станет ли постановщица Мими Кейв звездой хоррора, пока непонятно, но ее полнометражный дебют Fresh («Свежее») спродюсирован самим Адамом Маккеем – автором «Игры на понижение», «Власти» и самого обсуждаемого фильма конца 2021-го «Не смотрите наверх». Fresh, как и «Не смотрите наверх», способен как взбесить, так и страшно понравиться. Во-первых, авторы не стесняются использовать прямолинейные, но работающие метафоры. Во-вторых, впечатлительные люди с живым воображением едва ли будут в восторге от происходящего на экране. Впрочем, на самом деле все самое кровожадное остается за кадром.
Первая треть фильма обманывает зрителя: «Свежее» притворяется романтической комедией. Ноа, героиня Дейзи Эдгар-Джонс, известной по сериалу «Нормальные люди», механистически, без особой надежды на успех, общается с парнями из приложений для знакомств. Адекватных среди них нет вообще: один сообщает, что ей гораздо больше пошло бы платье, а не оверсайз-свитер, и посылает на три буквы, когда она отказывается идти на второе свидание. Другой вместо привета отправляет фотографию известного органа. И вот однажды с Ноа знакомится в магазине приятный во всех отношениях пластический хирург (Себастиан Стэн из «Мстителей»): умный, красивый, обходительный. Ноа быстро тает и вскоре соглашается поехать с ним отдохнуть в кэмпинге. Не успев добраться до места назначения, девушка обнаруживает себя связанной на полу в каком-то подвале. А дальше начинается такое!..
Хотя месседж картины о восприятии женского тела как мяса совершенно серьезен, постановщица Мими Кейв и сценаристка Лорин Кан приправляют свое блюдо изрядной долей черного юмора, иронией и даже танцевальными номерами. Ну а на Дейзи Эдгар-Джонс и Себастиана Стэна приятно смотреть даже в самых диких ситуациях.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".