Один пишем, остальное вычитаем
Путин обещает «не палить» резервы. Минэнерго прогнозирует падение нефтедобычи. Греф не умеет считать. ЕЦБ пытается поднять европейскую экономику. Россию загоняют в санкционную ловушку.
ВЭФ-2015: никогда такого не было и вот опять...
Бессмертная фраза бывшего премьера России Виктора Черномырдина вспомнилась при чтении сообщений с первого Восточного экономического форума, прошедшего во Владивостоке.
1. Президент РФ Владимир Путин: «Наша генеральная линия заключается в том, чтобы не просто, скажем так, палить наши резервы или использовать исключительно бюджетные источники для поддержки отраслей производства, либо отдельных предприятий, генеральная линия заключается в расширении свободы предпринимательства, в разбюрокрачивании нашей системы экономической».
Не палить резервы? До 2017 года, подтвердил президент, мы планируем потратить на модернизацию и расширение БАМа и Транссиба около 500 миллиардов рублей. Согласно проекту, 260 миллиардов из них потребуются от государства, в том числе 150 миллиардов — из средств ФНБ. Возврат их, тем более с прибылью выше инфляции, крайне проблематичен...
Разбюрокрачивание? Средний размер взятки в России за прошедший год увеличился в 3 раза (в т.ч. на 40% в валюте, остальное — за счет падения курса рубля). Это следует из доклада всероссийской антикоррупционной общественной приемной «Чистые руки».
2. «Что касается наших обязательств социальных, конечно, мы будем делать все для того, чтобы эти социальные обязательства были исполнены» (Путин). Значит пенсии все-таки будут проиндексированы по инфляции полностью, в соответствии с законом? Последнее сообщение было 7% при инфляции в 12%. А пенсионные накопления вернутся гражданам?Напомню, что 2 последних года накопительная часть пенсий изымалась со счетов людей в бюджет, но весной было принято решение восстановить ее перечисление на индивидуальные счета. Но тут нас охладила вице-премьер Ольга Голодец, сообщив, что размер индексации пенсий, а также судьба их накопительной части пока не решена и будет решена только при внесении бюджета в Думу, т.е. 25 октября.
3. Помощник президента Андрей Белоусов: «Я думаю, условия для инвестиций возникнут, как только ключевая ставка снизится до уровня ниже 10%». Ему ответил глава ВТБ Андрей Костин: «Сейчас не самое хорошее время для снижения (ставки ЦБ)», По словам Костина, Банк России может пойти на снижение ставки «попозже, осенью». Не время сейчас для инвестиций, может, попозже...
4. Глава Сбербанка Герман Греф, финансовый консультант Аэрофлота по покупке Трансаэро за 1 рубль заявил в кулуарах ВЭФ: «250 млрд рублей -общий долг «Трансаэро», который мы видим по состоянию на 1 июня. Примерно 150 млрд рублей - лизинг, и еще более 100 млрд финансовых и прочих долгов». Это такое завышение цифр, что даже стыдно за Грефа. Во-первых, лизинг — это не долг, странно слышать такое неграмотное заявление от финансиста и владельца лизинговой компании. Это всего лишь стоимость самолетов, взятых в аренду. Во-вторых, из оставшихся 100 млрд рублей 36 млрд — это кредиторская задолженность (перед поставщиками). Собственно займов у авиакомпании — 65 млрд руб. Кстати на 31 июня, а не на 1 (по итогам первого полугодия). Зачем Грефу понадобилось завышать эту цифру в 4 раза?
Лучшая новость недели — миллиард евро за «Мистрали» получен
В Москве источники в правительстве подтвердили, что в бюджет РФ уже перечислены средства от Франции в счет компенсации за непоставку двух вертолетоносцев типа «Мистраль» в размере более 1 миллиарда евро. Страна даже заработала на срыве этого контракта, наши расходы, по сведениям того же источника, составили только 893 млн евро. Официальные лица Франции заявили, что выплаты не превысят 1 млрд евро (простим им это пустяковое расхождение) и будут точно объявлены в середине сентября при передаче соответствующего законопроекта в парламент. Без вертолетоносцев мы как-нибудь обойдемся, а миллиард евро нашему кризисному бюджету, безусловно, пригодится.
Худшая новость недели - падение нефтедобычи в России не удержать
Проект генсхемы развития нефтяной отрасли попал в РБК. Из него следует, что на действующих месторождениях за 20 лет добыча может сократиться на 125 млн тонн в год (на 1/3). И чтобы компенсировать это падение Минэнерго разработало такой план:
+ 12 млн тонн на действующих месторождениях (исходя из роста добычи на 1% в год в течении 20 лет),
+ 40 млн тонн добычи на шельфе,
+ 28 млн тонн за счет новых регионов,
+ 27 млн тонн из трудноизвлекаемых запасов (ТРИЗов),
+ 10 млн тонн высоковязкой нефти
Итого + 127 млн т., которые и требовалось найти. Все сошлось? Как удачно! Но остаются два мелких вопроса:
Сможем ли мы реализовать все эти проекты по шельфам, ТРИЗам и т. п. без западных технологий? Напомню, что против РФ действуют секторальные санкции США и Европы, запрещающие поставки нефтегазового оборудования и технологий.
Цена на нефть. В будущем бюджете, по словам Белоусова, она планируется на уровне 50 долл/барр. И авторы проекта генсхемы честно признают: при такой цене под угрозой оказывается значительная часть новых проектов по добыче нефти и газа в Арктике, Восточной Сибири и ТРИЗах, которые становятся нерентабельными. Есть ли у нас необходимые налоговые режимы, которые позволят нам добыть эту нефть? Если есть (речь о концессиях, СРП, переходе к налогообложению финансового результата и др.), будем ли мы ими пользоваться? До сих пор мы это делали очень неохотно...
Без четкого ответа на эти вопросы рассчитывать на то, что РФ удастся сохранить уровень добычи нефти не приходится. Если компенсировать падение добычи нам будет нечем, то еще на 2015-16 годы запаса прочности нам хватит, но с 2017 начнется резкое падение нефтедобычи и к 20-му году оно составит более 80 млн тонн (минимальный прогноз Минэнерго). Правда, сами компании более оптимистичны. А как же иначе? Не могут же они объявить инвесторам и кредиторам, что все уже плохо. Компании рассчитывают дотянуть на нынешнем уровне добычи до 2020 года, но потом — все равно резкий спад...
Рассматривать генсхему развития нефтянки будет президентская комиссия по ТЭК в конце октября.
Падение нефтедобычи — это сокращение наших экспортных доходов, валютных поступлений (следовательно и девальвация рубля), а также рост цен на бензин и всю нефтехимию, пластмассы и изделия из них и т. д. Вот таким образом мы и слезем «с нефтяной иглы», о чем мечтали многие экономисты и высшие чиновники, хотя вряд ли они имели в виду именно этот способ.
Кажется, в такой ситуации Москва должна бы сделать хорошую мину при плохой игре и предпринять усилия по сокращению мировой добычи, чтобы добиться роста цен на нефть. И тут удобный случай — в Пекине Путин встречается с президентом Венесуэлы Николасом Мадуро. И Мадуро прямо предлагает, как он сказал, «неплохие идеи» для роста мировых нефтяных цен. Но голова у нашего президента занята чем-то другим, и он хочет поговорить лишь «о наших общих планах на международной арене»...
А тем временем Президент США Барак Обама обеспечил себе поддержку 34 сенаторов по соглашению по ядерной программе Ирана, теперь Конгресс не сможет его заблокировать, сообщает агентство AP. Иран в августе увеличил добычу нефти до трехлетнего максимума и заявил, что готов в течение полугода после отмены санкций удвоить свой свой нефтяной экспорт (рост поставок на 1 млн барр. в сутки), что, скорее всего, приведет к новому витку снижения нефтяных цен.
Драги дрогнул
3 сентября Европейский ЦБ на своем Совете Директоров принял решение не менять базовую процентную ставку, оставив ее на рекордно низком чисто символическом уровне 0,05% годовых (установлена в сентябре 2014). При этом ставка по депозитам в ЕЦБ — минус 0,2%, т. е. банкам еще и приплатить надо будет за хранение своих денег в ЕЦБ. Таким образом европейский регулятор пытается стимулировать кредитование реального сектора в еврозоне.
ЕЦБ не доволен состоянием экономики Европы и снизил прогноз роста ВВП еврозоны на 2015 год с 1,5% до 1,4%, а также прогноз инфляции (с 0,3% до 0,1%). И предпринял ряд шагов по экономическому стимулированию. Главное, Марио Драги намекнул, что ЕЦБ может расширить свою программу количественного смягчения, учитывая «новые риски». Он указал, что программа скупки активов ЕЦБ является гибкой в том, что касается ее объема, состава и продолжительности.
Начиная с марта регулятор ежемесячно приобретает обеспеченные активами ценные бумаги (ABS) на сумму 60 млрд евро., при этом приобретает как суверенные облигации, так и корпоративные бонды. Объем покупок коррелирует со взносами центробанков отдельных стран в капитал ЕЦБ. Действие стимулирующей программы продлится как минимум до сентября 2016 года. А, возможно, намекнул Драги, и дольше.
Логично, что на этих «голубиных» заявлениях главы ЕЦБ евро резко упал (в какой-то момент даже ниже 1,11 к доллару).
Ближайшие ожидаемые события в денежной политике, важные для России, — заседание Совета директоров ЦБР 11 сентября и ФРС США — 16 сентября. Скорее всего, оба банка оставят свои процентные ставки на том же уровне. И, как это ни странно, но с прогнозом на повышение ставок в дальнейшем, хотя и по совершенно разным причинам.
Ждем «незеркального» ответа России на новые санкции США
Теперь на Россию распространяются санкции не только за ее действия в Украине, но также за нарушение закона о нераспространении ядерного оружия в связи с Ираном, КНДР и Сирией. Решение об этом приняли власти США. В «черный список» включены тульское КБ приборостроения, компания «Катод», «НПО машиностроения», корпорация «МиГ», «Рособоронэкспорт», а также их «преемники, подразделения и дочерние структуры».
Наказание предусматривается за поставки или приобретение из этих стран товаров, входящих в «многосторонние контрольные списки» запрещенных. Впрочем, это действие направлено не специально против России. Новые санкции коснулись компаний из ряда других стран, в частности, из Китая, Ирана, Судана, Сирии, Турции, ОАЭ.
В Европе комитет постоянных представителей стран-членов ЕС (Coreper) решил продлить на полгода, до марта 2016, индивидуальные санкции против граждан России и Украины, срок которых истекает 15 сентября этого года. Как ожидается, ЕС не изменит состав санкционного списка против граждан и юрлиц России и Украины, исключит только фигуранта, которого уже нет в живых. Сейчас в санкционном списке значатся 150 человек и 37 юридических лиц.
«Определить Российскую Федерацию как военного противника Украины» - такую новую военную доктрину страны определил 2 сентября Совет национальной безопасности и обороны Украины. При ее принятии СНБО одобрил также второй пакет санкций в отношении России, утвержденный правительством страны еще 12 августа. В общем двумя распоряжениями правительства (первое было принято 11 сентября 2014) санкции распространяются на 1124 физических и 156 юридических лиц.
Если решение США стало неожиданностью и заметно расширило «черный список» наших компаний, то европейское и украинское решение логично и ожидаемо. Москва, конечно, отреагировала именно на решение США, а остальных как будто не заметила.
МИД РФ выпустил заявление, в котором назвал курс США «безрассудным», а решение - очередным элементом «в целой серии враждебных действий, предпринятых США против России». И под конец перешел к невнятным угрозам: «в США не должно быть иллюзий относительно возможности продолжать эту линию без негативных последствий для себя. Ответные меры, причем не обязательно «зеркальные», с нашей стороны последуют». Впрочем, пока о ни о зеркальных, ни о незеркальных мерах России ничего не известно.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".