"Оскар-2023": кто получит главную киностатуэтку
В ночь с воскресенья на понедельник в Лос-Анджелесе вручат главную премию киномира. На «Оскаре» в этом году есть фаворит столь явный, что интриги как будто бы и нет. Фильм «Всё везде и сразу», снятый режиссерским дуэтом Дэна Квана и Дэниела Шайнерта, собрал почти все возможные награды киногильдий, в том числе главную премию продюсерской и актерской гильдии. Именно по этим предварительным результатам эксперты обычно и предсказывают итоги «Оскара». Но если бы американские академики никогда не преподносили сюрпризов, то церемонию бы совсем перестали смотреть.
Пауки, вампиры и герои: чем порадует мировой кинематограф в наступившем году
Если вспоминать недавние оскаровские неожиданности, то нельзя не упомянуть «Лунный свет» и «Паразитов», которые обошли «Ла-Ла Ленд» и «1917», считавшиеся фаворитами гонки. Случаются и плохо объяснимые просчеты букмекеров: например, в прошлом году картина Шан Хейдер «CODA: Ребенок глухих родителей», хоть и получила награду Гильдии продюсеров, считалась аутсайдером: у нее был коэффициент 7. Ох и пожалели те киноманы, которые не сделали ставку на этот фильм, завоевавший-таки «Оскар».
Для тех, кто делает ставки, а также для менее азартных любителей кино рассказываем о главных фаворитах гонки и о тех, кто может их сместить, вопреки прогнозам букмекеров.
Лучший фильм
В этом году на «Оскар» в самой важной номинации претендует 10 картин, но победа «Всё везде и сразу» не вызывает почти никаких сомнений. Фильм подходит сразу под несколько оскаровских трендов последних лет.
Во-первых, это независимая малобюджетная картина молодых режиссеров, рассказывающая частную историю обычного человека, как и «Земля кочевников», и «CODA: Ребенок глухих родителей». Во-вторых, это история азиатских персонажей, как и «Паразиты». При этом в картине постановщиков, которые для краткости называют себя просто Дэниелами, есть составляющая, важная для самой сути «Оскара»: «Всё везде и сразу» переполнен любовью к кино.
В фильме множество оммажей как разным жанрам и направлениям кинематографа, так и конкретным режиссерам и картинам. Это и отсылки к работам мастера визуальной поэзии Вонга Кар-Вая, и пародия на мультфильм «Рататуй», и цитирование фильмов о восточных единоборствах, и многое другое.
В основе же – озорное переосмысление супергеройских картин о мультивселенной. «Всё везде и сразу» – картина вообще очень хулиганская, смешная, изобретательная, наполненная неожиданным (иногда «туалетным») юмором. Победа на «Оскаре» в этом смысле стала бы событием довольно радикальным, подрывающим его респектабельность и «правильность». Некоторые связывают триумфальный забег «Всё везде и сразу» по оскаровской гонке с некоторым обновлением и омоложением состава академиков, которые входят, как правило, и в киногильдии.
Кажется, если кто-то и способен отобрать статуэтку у Дэниелов, так это Мартин Макдона с драмой «Банши Инишерина», которую на «Золотом глобусе» нелепо отнесли к категории комедий. Впрочем, работам этого драматурга, сценариста и постановщика и впрямь присущ юмор, просто черный-пречерный. А зрительский смех в какой-то момент непременно сменяется слезами. История двух лучших друзей, живущих на маленьком ирландском острове и однажды рассорившихся, – это, с одной стороны, метафора братоубийственной Гражданской войны, идущей в это время на Большой земле.
"Всё везде и сразу": безумная постмодернистская альтернатива фильмам Marvel
С другой стороны, Макдона все равно говорит о конкретных людях, переживающих экзистенциальный кризис, страдающих от одиночества, сталкивающихся со своими демонами. «Банши Инишерина» можно долго анализировать и разбирать на кирпичики, находя все новые глубины, но, пожалуй, еще важнее то, какое сильное эмоциональное и эстетическое воздействие он оказывает. Это происходит в том числе благодаря превосходным актерским работам Колина Фаррелла и Брендана Глисона. Каждый из них получил по номинации, но вероятность их победы не слишком высока.
Есть некоторые шансы в номинации «Лучший фильм» и у «Фабельманов» Спилберга, но о них чуть позже. Аутсайдер в этой категории – «Аватар: Путь воды» Джеймса Кэмерона, продолжающий бить кассовые рекорды. Не исключено, что заключительная часть франшизы и принесет однажды Кэмерону премию киноакадемии, но промежуточная серия серьезно претендовать на награду не может.
Лучший режиссер
Приз режиссерской гильдии завоевали неформалы Дэн Кван и Дэниел Шайнерт, но есть ощущение, что «Оскар» в этой категории им может не достаться. Даже не потому, что слишком молоды, а потому, что иначе церемония станет совсем предсказуемой. К тому же нередко награды за лучший фильм и лучшую режиссуру разделяют. Это хороший повод отметить классика Стивена Спилберга за его самую личную в карьере, безупречную картину «Фабельманы». Она посвящена юному Сэму Фабельману (Гэбриел ЛаБелль) и его семье (в ролях родителей Мишель Уильямс, номинированная в актерской категории, и Пол Дано).
Это тоже ода прекрасному миру кино, которое в фильме традиционно сравнивают со сном. Придя первый раз в жизни в кинотеатр, Сэм остается настолько впечатлен крушением поезда на экране, что становится навсегда одержим желанием создавать свои собственные управляемые миры. Творить из хаоса порядок, приручать свои страхи. Спилберг показывает, как изображение на пленке способно в одних случаях демонстрировать истинную природу вещей, а в других – моделировать фантастическую реальность, имеющую мало общего с действительностью.
Его собственные фильмы делятся примерно на такие же категории: серьезные, зачастую исторические, социально-политические драмы и почти что сказки для взрослых и детей. Как будто одну часть своей натуры режиссер унаследовал от отца – рационального, талантливого инженера, работавшего в компании IBM, а другую – от творческой матери, так и не ставшей известной пианисткой, но навсегда сохранившей страсть к игре на фортепиано, перемещавшей ее в другие вселенные.
«Фабельманы» – это еще и картина о том, что семья и искусство могут разорвать человека надвое, о том, как сложно, почти невозможно совмещать одно с другим. Служение искусству зачастую делает человека одиноким, а служение семье блокирует дорогу к настоящему творческому развитию.
«Фабельманы» напитаны такой болью и такой любовью, что не подпасть под обаяние картины едва ли возможно. Если вы вдруг разочаровались в кино, Спилберг воскресит вашу любовь.
Лучшая актриса
В этой номинации больше всего шансов все-таки у Мишель Йео, изобразившей в фильме «Всё везде и сразу» американку китайского происхождения Эвелин – владелицу прачечной, погрязшую в счетах и бытовых проблемах. Отношения с добродушным, но надоевшим мужем зашли в тупик, дочь тоже вызывает много недовольства, а тут еще и встреча с налоговым инспектором (Джейми Ли Кёртис) на носу.
Но внезапно выясняется, что героиня Мишель Йео способна перемещаться между разными реальностями, в каждой из которых ее судьба сложилась абсолютно по-разному. Вплоть до того, что в одной из альтернативных вселенных у нее вместо рук – сосиски, а в другой она и вовсе безмолвный камень. Теперь ей предстоит спасти мир от хаоса и разрушения. Эвелин совсем не хочет совершать подвиги, но у нее попросту не остается выбора.
Прекрасна сама идея о том, что 60-летняя иммигрантка может стать супергероиней не менее крутой, чем какая-нибудь Чудо-женщина, но Мишель Йео еще и отыгрывает свою роль на все сто. В общем, «Оскара» она абсолютно заслуживает, и к тому же это был бы очень красивый жест. Рожденная в Малайзии актриса, которую знали в основном по фильмам о боевых искусствах и по фэнтези, наконец дождалась партии одновременно драматической и комической, благодаря которой ее имя по-настоящему громко звучит по всему миру.
К тому же Йео явно устроит из своей оскаровской речи настоящее шоу, а это тоже важно. На других церемониях она то затыкала матом музыкантов, начавших заглушать ее длинную речь (это вызвало смешанную реакцию в соцсетях), то рыдала. Хорошо видно, что все члены съемочной группы «Всё везде и сразу» стали по-настоящему близкими людьми. Так, Мишель Йео всегда очень трогательно поддерживает коллега по картине Джейми Ли Кёртис, у которой тоже есть реальный шанс получить «Оскар» за роль второго плана.
Но все-таки шансы есть и у Кейт Бланшетт, сыгравшей в картине «Тар» Тодда Филда. Многие эстеты-синефилы, ценящие тонкое кино, выделяют именно эту картину из всех номинантов этого года. Кейт Бланшетт изображает в ней Лидию Тар – выдуманного гениального дирижера, руководителя Берлинского филармонического оркестра, композитора, преподавателя. Тар пытается понять, как ей интерпретировать Пятую симфонию Малера, которую еще не исполнял ее оркестр. Дирижер в трактовке Филда подобен режиссеру: его работа может быть вроде бы незаметна, но именно он создает концепцию исполнения произведения и заставляет множество людей трудиться слаженно.
Жизнь героини начинает трещать по швам, когда одна из ее молодых коллег совершает самоубийство и выясняется, что косвенной виновницей произошедшего могла стать Тар. Тодд Филд создал кино тягучее, но завораживающее, если проникнуться его настроением. В мир Лидии Тар, которая оказывается человеком весьма неоднозначным, лживым, проникают странные шумы, от которых веет чем-то потусторонним. Ее жизнь все больше становится похожа на кошмар, а грань между сном и явью постепенно стирается. Кейт Бланшетт ведет свою партию филигранно, но, в конце концов, у нее уже есть два «Оскара» – пора и честь знать. Другое дело, что свой первый «Оскар» она получила за роль Кэтрин Хэпбёрн в фильме «Авиатор», а той, как известно, удалось завоевать рекордные четыре статуэтки Американской киноакадемии.
Лучший актер
Конкурентов в этой категории почти нет у Брендана Фрейзера из клаустрофобной драмы «Кит» Даррена Аронофски, получившего приз актерской гильдии. Картину чаще всего ругают, но роль Фрейзера вызывает у критиков и зрителей исключительно восторги. Он сыграл 300-килограммового преподавателя литературы Чарли, который учит студентов по «Зуму» с выключенной камерой, с трудом передвигается даже по дому, общается с доставщиком пиццы через дверь и видится только со своей подругой-медсестрой (Хонг Чау).
У Чарли погибает любовь всей жизни, и он не может справиться с этой утратой, а посему занимается саморазрушением. Когда-то из-за своей страсти он ушел из семьи, бросив восьмилетнюю дочь (Сэди Синк из «Очень странных дел»), но теперь она вдруг появляется на его пороге. Чарли мечтает наладить с ней отношения и видит в ней, неприятном ершистом подростке, исключительно доброе и светлое.
Хотя картина и не понравилась критикам, в ней есть как минимум новые для Аронофски мотивы. Заядлый мизантроп, который ставит во всех своих фильмах приговор человечеству, в «Ките» он меняет настрой. Он буквально видит свет в конце тоннеля (Аронофски, безусловно, удаются катарсические финалы), потому что видит свет в Чарли и его дочери. Возможно, такая перемена оптики Аронофски произошла благодаря самому Фрейзеру и его добрым глазам. Актер прошел через непростой период в жизни и карьере и наконец триумфально вернулся – это хороший повод его наградить.
В качестве альтернативы Фрейзеру стоит в первую очередь рассматривать молодого артиста Остина Батлера, сыгравшего легенду рок-н-ролла в «Элвисе» База Лурмана. Некоторых Батлер и его чрезвычайная приближенность к манере речи Пресли даже в жизни раздражают, а некоторые, наоборот, влюбились в его талант, что как минимум говорит о яркости артиста.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".